Новосильцев чем он был полезен молодому царю в проведении реформ лагарп

Император Александр I. В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император — сын Павла I Александр I. Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины ll. Александр воспитывался при дворе бабки и разрывался между ней и своими родителями. В нём формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение и к Екатерине, и к Екатерине, и к отцу.
Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец идей либерализма. Он пытался донести эти идеи до Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованием либералов являлось введение конституции. Конституционное правление означает прежде всего управление страной на основе законов, участие выборных учреждений (парламента) в принятии этих законов, предоставление населению гражданских свобод и т. д. В то же время частое пребывание Александра при дворе его отца в Гатчине превратило его в любителя парадов и манёвров. После воцарения Павла I Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его. Недовольство широких слоёв дворянства, особенно его верхов, политикой Павла I привело к возникновению заговора против императора. Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Однако смерти отца царевич искренне не желал.
В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства Александр в возрасте 24 лет стал российским императором. В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой». Однако новый царь полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.
Негласный комитет. Для осуществления этих реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.
При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле; вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары. Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г. Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось, был согласен и сам царь. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной. При царе был создан совещательный Непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов.
Начало преобразований. Ещё 2 апреля 1801 г. Александр издал пять важных указов. Один из них восстанавливал в полном объёме Жалованную грамоту дворянству, другой — Жалованную грамоту городам. Третий и четвёртый касались «свободы пропуска российских произведений за границу» и улучшения содержания заключённых. Последний, пятый передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Вскоре были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян, а в газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли. В конце первого года своего царствования Александр предоставил право мещанам и крестьянам покупать ненаселённые земли. В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти. Сенат был превращён в высший судебный орган. Его задачей стал также контроль за деятельностью местных властей. Главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств:военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления был учреждён Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).
В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для низших слоёв населения. Её итогом стало создание всесословной четырёхступенчатой системы образования, включавшей приходские, уездные училища, гимназии, университеты. Значительную автономию (независимость от властей) получили университеты, число которых увеличилось. Одним из самых важных решений Александра стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое значение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности». Нарисуйте схему организации государственной власти после реформ. В 1804 г. был сделал первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: чётко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».
Таким образом, уже в первые годы правления нового императора проявилось его твёрдое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
Источник
Перемены во внутренней политике. Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.
Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом. С учётом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.
«Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала:
- неприкосновенность личности;
- свободу печати;
- уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда;
- обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского;
- главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции;
- законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю;
- нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства;
- избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом;
- сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца.
Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете. Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряжённость в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облачённым в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого орла. Всё это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее усиление независимости Царства Польского и расширение его территории за счёт украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой. Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за всё его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для неё конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям:
«Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры».
Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.
Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лёг проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым.
Николай Николаевич Новосильцев (1761—1838) воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорождённым сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788—1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошёл в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.
Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учёта «польского опыта», а также удалённостью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта. В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным её пунктом было провозглашение суверенитета* не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте…» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота…» предполагала федеративное устройство страны, разделённой на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты…». Однако подписаны они так и не были.
Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить. Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. Нерешённые проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности. «Призывая к себе на помощь религию, — говорил Александр, — я приобрёл то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.
Основные итоги внутренней политики Александра I. Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян. Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов — не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул:
«Где их взять? …Вдруг всё не сделаешь, помощников нет…»
Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований — сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма лёгким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всём этом играли и личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к религиозности.
Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Спасибо за внимание!
Источник
Для Российской Империи начало XIХ столетия ознаменуется приходом к власти либерального императора Александра I и его друзей-единомышленников. Именно тогда будет разработана череда реформ, которые в значительной мере повлияют на дальнейшую судьбу и развитие государства. Реформаторские идеи по «государственному уложению» члена Негласного комитета Николая Николаевича Новосильцева и государственного деятеля незнатного происхождения Михаила Михайловича Сперанского будут одними из них.
Сходства идей
Сходства взглядов двух реформаторов заключались в том, что они оба были сторонниками сохранения монаршей формы правления государством. Однако, по их мнению, власть императора должна была претерпеть некоторые ограничения. Государственные деятели также были сторонниками разделения властей, и создания новых правительственных органов.
Кроме того, и Н.Н. Новосильцев, и М.М. Сперанский выступали за отмену крепостного права, обеспечение гражданских прав и свобод, защиту неприкосновенности собственности и за расширение свободы слова с сохранением определённых ограничений.
Различия
Основные различия реформаторских проектов двух государственных деятелей заключались именно в сути принципа реорганизации правительственных органов. М.М. Сперанский выступал за разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Где законодательная власть должна была принадлежать избираемой Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная – Сенату. Согласно реформаторскому проекту Сперанского предполагалось представительство каждой из вышеупомянутых ветвей власти на местах – на губернском, окружном и волостном уровнях. Также, по его мнению, существовала необходимость создания нового совещательного органа – Государственного совета, состоящего из 35 человек, назначенных монархом. Обязанность Госсовета заключалась в рассмотрении всех законопроектов до их поступления в Думу.
В свою очередь сторонник конституционной монархии Н.Н. Новосильцев в своём проекте «Уставной грамоты Российской империи» говорил о создании двухпалатного парламента, состоящего из Государственного сейма и Госдумы. По мнению Н.Н. Новосильцева, данные государственные органы должны были бы принимать активное участие в издании указов, и стать неким законодательным органом.
Основные положения проектов двух реформаторов коснулись и населения государства. Так, реформаторские идеи М.М. Сперанского предполагали некоторую корректировку общественного уклада Российской Империи. Всё население государства было представлено в определённой структуре, которая состояла из дворянства, среднего сословия и рабочего народа. Гражданскими правами Сперанский наделил абсолютно все сословия, избирательные права имели же только дворяне, и представители среднего сословия, располагающие недвижимостью.
По проекту Н.Н. Новосильцева вся общественность наделялась невиданными ранее правами. Даровалась свобода слова, выбора вероисповеданий, и всеобщее равенство перед законом. Права избирателей получали дворяне, владеющие недвижимостью, а также представили городского общества, которые владели недвижимым имуществом и имели высшее образование; купцы первых 2-х гильдий, предприниматели, цеховые мастера.
Делая сравнение проектов Новосильцева и Сперанского, следует отметить, что, к сожалению, за годы правления Александра I ни одна из этих реформ не была реализована в полной мере. Однако некоторые элементы были взяты в основу обновленного уклада Российской империи.
Источник