Новая классификация запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых

Рекомендации к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов твердых полезных ископаемых с использованием блочного моделирования на месторождениях различного морфологического типа

Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 278 и введена в действие с 1 января 2008 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2006 г. N 8667

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Содержат требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений рудных полезных ископаемых и алмазов, нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев, а также рассыпных месторождений и общераспространенных полезных ископаемых.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 378 и зарегистрированы в Минюсте РФ 24 июня 2011 года.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспечит получение геологоразведочной информации, полнота и качество которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведанных месторождений в промышленное освоение, а также о проектировании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Методические рекомендации по сопоставлению данных разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов отвалов горного предприятия, хвостов обогатительных фабрик и отходов при переделе

Проект требований был разработан в рамках научно-исследовательских работ по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрен Экспертно-техническим советом ФБУ «ГКЗ» (01.11.2010) и передан в Минприроды РФ для его принятия.

Приказ О внесении изменений в приказ Федерального агенства по недропользованию от 15.07.2016 №456 “Об образовании государственных комиссий Федерального агентства по недропользованию по утверждению заключений государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод и твердых полезных ископаемых, а так же геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемы”

Источник

Саганюк В.Б., Главный специалист отдела мониторинга, анализа и методологии

Развитие и укрепление минерально-сырьевой базы России в немалой степени связано с обоснованностью и достоверностью запасов полезных ископаемых и уровнями их добычи. При этом необходимо от простого учета запасов на балансе переходить к созданию инструмента, позволяющего управлять запасами и осуществлять стратегическое планирование. Именно эта цель и заложена в основу реформирования  классификаций как углеводородов, так и твердых полезных ископаемых (ТПИ), которые помимо изменения категорий запасов и их количественного приближения к современным реалиям, предусматривают и организационные изменения в структуре управления запасами.  Так, в 2013 г. утверждена Новая классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов, которая будет введена в действие с 1 января 2016 г. В настоящее время ведется разработка Новой классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ.

Действующая в настоящее время классификация не обеспечивает объективного планирования уровней добычи и потребности в минеральных ресурсах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также не позволяет эффективно управлять запасами, учитываемыми Государственным балансом, и соответственно не создает условий для диалога государства и недропользователя. Как пример – при существующих ценах на минеральные ресурсы, действующей налоговой системе и имеющейся инфраструктуре большинство запасов нераспределенного фонда недр не может быть вовлечено в разработку в силу экономической нецелесообразности их освоения, классификация это не учитывает. Кроме того, при отработке месторождений по техническим проектам разработки, исходя из имеющихся технологий, существенная часть запасов – до 40-50% может оставаться  в недрах в виде эксплуатационных потерь, потерь в охранных зонах и т.д. При этом объем извлекаемых запасов государством не утверждается.

В то же время, международная система оценки запасов, шаблон CRIRSCO, ориентирована только на привлечение инвестиций, защиту инвестора и получение максимальной прибыли недропользователя. Международные стандарты оценки не учитывают интересы государства как собственника недр в части рационального их использования. Поэтому и возникла потребность разработать новую классификацию, которая позволяла бы эффективно управлять недрами, имея в виду прежде всего создание площадки, позволяющей стимулировать недропользователей к эффективной и рациональной разработке недр.

В соответствии с концепцией по модернизации Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов ТПИ и распоряжением Роснедр была создана рабочая группа по подготовке новой классификации запасов. Главное принципиальное отличие новой классификации  в том, что она вводит понятие извлекаемых запасов, которые будут определяться по результатам расчетов, выполненных в проектном документе на разработку месторождений. Тем самым, с одной стороны, мы делаем решающий шаг в сближении Российской и международной классификаций, с другой – и это наверно еще более важно, определяем реальную сырьевую базу ТПИ, на основании которой можно выстраивать государственную политику как в области воспроизводства минерально-сырьевой базы, так и при необходимости стимулирования разработки минерального сырья.

Итоговой целью Новой классификации как по УВС, так и по ТПИ должна стать подготовка основы для разработки сценариев поведения государства, в том числе в отношении предоставления научно обоснованных преференций недропользователям в зависимости от конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка.

В настоящий момент подготовлены 3 варианта классификации.

Первый вариант разработан на основании действующей Классификации запасов и ресурсов в РФ  с более корректной их совместимостью с шаблоном CRIRSCO. В его основу положен эволюционный принцип, позволяющий изменить действующую квалификацию, не меняя кардинально основополагающие принципы – сложность геологического строения, изученность и промышленное  освоение, обеспечивающие более простую переоценку запасов, учтенных государственным балансом, и прогнозных ресурсов ТПИ в РФ.

Второй вариант более радикальный. В его основу положен шаблон CRIRSCO, отменяющий понятие сложности геологического строения месторождения и степень его геологической изученности.

При рассмотрении двух вариантов членами рабочей группы и территориальными органами Роснедр были даны многочисленные и местами взаимоисключающие предложения и замечания по совершенствованию представленных вариантов Классификаций. Мнения разделились. Большинство поступивших предложений поддержали первый вариант – 13 предложений, за второй вариант – 6, оставить действующую Классификацию – 2 и перейти на шаблон   CRIRSCO – 1.

По результатам поступивших предложений и замечаний был разработан третий вариант Классификации запасов и ресурсов (в настоящее время направлен на рассмотрение в Роснедра), который по возможности включил в себя лучшее из двух вариантов, в том числе:

1. В классификации введен термин «извлекаемые запасы», в которых выделены две категории: доказанные R1 и вероятные R2. и другие.

2. Определено понятие «разрабатываемого» месторождения.

3. Существенно снижены ограничения по промышленной категории запасов ТПИ по степени геологической изученности;

4. Из классификации удален термин «Условно-балансовые» («гранично-экономические») запасы.

Новая классификация запасов и ресурсов обеспечивает улучшение механизма взаимоотношений государства и недропользователя:

– объем извлекаемых запасов соответствует определенным  Техническим проектом на разработку месторождений;

– извлекаемые запасы гармонизированы с международной системой CRIRSCO и могут быть использованы как основа для принятия решений по инвестициям в разработку месторождения;

– обеспечивается средне- и долгосрочное планирование уровня добычи и потребности народного хозяйства в минеральных ресурсах;

– выделение категории «извлекаемые запасы» месторождения, проведение их экспертизы и постановка на Госбаланс;

– сохранение преемственности и сопоставления действующей и новой Классификации, а также базовых принципов изученности, сложности геологического строения и промышленной значимости месторождений;

– создание условий и площадки для диалога между государством и недропользователем.

Мы надеемся, что новая классификация запасов и ресурсов ТПИ позволит существенно улучшить механизмы взаимодействия государства и бизнеса в недропользовании. 

Доклад представлен на Пятьдесят первом заседании Горнорудного Консультативного Совета  

-1+0

Просмотров статьи: 5052, комментариев: 4       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник

От редакции журнала «Золотодобыча». Геологи давно ждут новую Классификацию запасов ТПИ. Какая она будет? Ниже приведено мнение одного из специалистов, не самое оптимистичное. Вероятно, есть и другие мнения. Редакция журнала приглашает к обсуждению проблемы. 

———–

Минэкономразвития РФ в рамках проведения оценки регулирующего воздействия проводит публичные консультации по проектам нормативных актов, подготовленных к выпуску.

В конце 2016 года такие консультации проводились по проекту приказа «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых». Разработчиком документа был указан Минприроды России, без персонификации авторов, что исключало поиск истины в процессе полемики.

Вниманию читателей предлагаю мое мнение об этой «Классификации запасов…», составленное по форме МЭР РФ, т.е. как отчет по табличному шаблону, и Приложение к нему с пояснением отдельных позиций, не вошедших в таблицу.

Вопрос

Ответ

Актуальна ли проблема, описанная разработчиком в сводном отчете? Позволит ли принятие данного проекта решить проблему?

Проблема актуальна, но она неверно сформулирована разработчиком (см.п.1 в Приложении)

Каких положительных эффектов следует ожидать в случае принятия данного проекта?
По возможности, приведите числовые данные.

Положительный эффект не просматривается

Какие риски и негативные последствия для бизнеса могут возникнуть в случае принятия данного проекта? По возможности, приведите числовые данные. Согласны ли Вы с выводами разработчика, изложенными в сводном отчете?

Негатив – в усложнении работы бизнеса (недропользователя) на выполнение работы, не имеющей практического смысла (см.п.2 в Приложении)

Существуют ли менее затратные и (или) более эффективные способы решения проблемы? Если да, опишите их.

Сначала надо было бы точно сформулировать проблему, ведь только после этого появиться возможность искать пути ее решения (см.п.3 в Приложении)

Содержит ли проект акта нормы, противоречащие действующему законодательству? Если да, укажите их.

Противоречий нет, но это трудно считать достоинством предложенного документа; скорее это недостатки действующего законодательства. Проблемы возникнут при использования данной Классификации (т.е. в подзаконных нормативно-правовых актах, которые потребуются для ее применения) (см.п.4 в Приложении)

Содержит ли проект акта нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно? Если да, укажите их.

П. 22 и п. 23 содержат вероятностные характеристики категорий (…позволяет допустить с высокой вероятностью…, обеспечивается высокая степень изученности…, размеры…выяснены и определены и т.п.). (см.п.5 в Приложении)

Содержит ли проект акта нормы, невыполнимые на практике? Если да, укажите их.

Да. Согласно п.2.б и п.7 извлекаемые запасы подсчитываются в выемочных единицах в соответствии с техническим проектом разработки.  (см.п.6 в Приложении)

П. 1. Актуальна ли проблема, описанная разработчиком в сводном отчете? Позволит ли принятие данного проекта решить проблему?

Проблема актуальна, но она неверно сформулирована разработчиком; в п. 1.4. «Формы сводного отчета» недостатки современной Классификации лишь отчасти определены верно, а именно:

– архаичность Классификации;

– ее несоотносимость с международными классификациями.

И описание проблемы с предлагаемым способом решения (п. 3.1.): …и приблизить к шаблону СRIRSCO… и в то же время …позволить государству эффективно управлять недрами посредством оценки и учета… — нельзя признать верным.

Основная ошибка разработчиков — не определена цель Классификации, не очерчен круг тех задач, которые она должна решать, как это было последний раз в Классификации 1981 г. Но те задачи предназначались для добывающих министерств и ведомств, упраздненных в 1991 г. А в последующих изданиях Классификации (1997, 2006) старая цель исчезла, а новая не появилась; нет ее и в этом проекте.

В предлагаемом проекте проблема осталась нерешенной. Фактически сделана несущественная косметическая правка Классификации советского периода развития (пять изданий в период 1932–82 гг.) и постсоветского периода (1997, 2006). Даже если мы опять собираемся строить коммунизм и государство будет платить за все (и за разведку, и за разработку МТПИ), то и тогда принимать ее не следует: она сильно утяжелит работу, не давая дополнительной информации.

Проект архаичен именно по этой причине: Классификация не способна решать свою основную задачу — служить обоснованием для привлечения финансовых средств в разведку и в разработку месторождений, т.е. инвестиций, о которых невнятно говорится в п. 3.1.

Если раньше единственным потребителем информации по классификации запасов было государство в лице как руководящих органов (от Госплана СССР до министерств), так и исполнителей (экспедиции и рудники), то сейчас на первые позиции должен был бы выйти бизнес. Именно он рискует своими средствами, инвестируя их в разведку и разработку запасов, поэтому бизнес более всего заинтересован в понятности и достоверности сведений о запасах. Бизнес и должен был бы уточнить правила отчетности о запасах сообразно изменившейся обстановке, но пока он этого не делает, смирившись с необходимостью двойной работы, т.е. отчетов по ГКЗ и, допустим, по JORC или СRIRSCO.

Как бы это не казалось странным, но сейчас государственные органы должны не утверждать запасы, а регистрировать в качестве запасов то, что бизнес назовет запасами. Альтернативы нет, сохранение status quo способно только усугубить положение, т.е. провоцировать дальнейшее накопление «книжных запасов» и искажение в отчетной статистике реального состояния минерально-сырьевой базы (МСБ) страны; прирост запасов на бумаге без перспективы строительства рудников для их разработки.

Повышение эффективности государственного управления запасами достижимо только при условии приоритета интересов потенциальных инвесторов добычи. В противном случае оценка запасов, базирующаяся на методологии ГКЗ времен СССР (выбор варианта «максимального использования потенциала недр» и «максимальной бюджетной эффективности», невзирая на изменчивую конъюнктуру рынка и здравый смысл), будет в значительной степени эфемерна. Она даст искаженную оценку состояния МСБ и исключит возможность управления недрами путем регулирования отношений между государством и бизнесом на рыночной основе (налоговой политикой), оставив только административный рычаг управления. А такой рычаг контрпродуктивен: запретить инвестировать — можно, а приказать — нельзя.

Поэтому цель «Классификации» должна быть определена, как обеспечение инвесторов стандартом информации о потенциале недр, качестве и количестве разведанных запасов полезных ископаемых или выявленных ресурсах.

П. 2. Какие риски и негативные последствия для бизнеса могут возникнуть в случае принятия данного проекта? Согласны ли Вы с выводами разработчика, изложенными в сводном отчете?

Рисков для бизнеса нет в силу отсутствия практической значимости проекта. Но жизнь недропользователя (бизнеса) он существенно усложнит на выполнение работы, не имеющей практического смысла (лишний никчемный барьер). И у всего этого проекта Классификации явный уклон на ужесточение административного вмешательства в деятельность горного бизнеса путем тщательного мелочного учета движения запасов, а это бессмысленная работа в силу вероятностной природы оценки запасов.

Выводы разработчика нигде не артикулированы, но если принять за них сказанное в п. 5.2., то половина задач и так давно решена (единый принцип, единые категории и т.п.), но вот гармонизация с шаблоном СRIRSCO как основа для привлечения инвестиций неверна по существу:

– кодекс JORC и шаблон CRIRSCO не регламентируют, КАК оценивать запасы/ресурсы, а являются лишь кодексами отчетности горного и геологического бизнеса перед финансовыми институтами. А здесь предполагается ответственность бизнеса перед государством в расходовании бизнесом своих средств (т.е. своеобразного госуправления бизнесом). Нонсенс! В таких случаях бизнес голосует ногами.

И неужели разработчики проекта думают, что под запасы, утвержденные ГКЗ по этой новой Классификации, западные инвесторы станут вкладывать свои деньги???

Нельзя административно отменить нашу Классификацию, приказав перейти на отчетность в формате JORC (или по кодексу НАЭН — не суть важно). Обязательное дополнение к этой новации — востребованность бизнесом заключений экспертизы, независимость и ответственность экспертов, что невозможно обеспечить в приказном порядке.

А то что здесь предложено — нежизнеспособно.

П.3. Существуют ли менее затратные и (или) более эффективные способы решения проблемы? Если да, опишите их.

Сначала надо было бы точно сформулировать проблему, ведь только после этого появится возможность искать пути ее решения.

Дело не в Классификации как таковой, а в необходимости адаптации к современным условиям всех взаимосвязанных звеньев «недропользования», создания российского кодекса отчетности о запасах и ресурсах, увязывающего в рыночных условиях интересы горно-геологического бизнеса, финансовых институтов и государства.

И разработку такой реформы надо было бы поручить ассоциации добывающих компаний и независимых сообществ геологов и горняков, предварительно обеспечив условия для их создания.

Государственные органы управления (МПР, Роснедра) не смогут поступиться своими полномочиями и выдадут только очередную косметическую правку Классификации советского периода.

П. 4. Содержит ли проект акта нормы, противоречащие действующему законода-тельству? Если да, укажите их.

Противоречий нет, но это трудно считать достоинством предложенного документа; скорее, это недостатки действующего законодательства: проблемы возникнут при использовании данной Классификации, т. е. в подзаконных нормативно-правовых актах, которые потребуются для ее применения.

Например, как решить противоречие между п.п. 6, 10 и 20 данного проекта при оценке запасов с использованием компьютерных моделей, но подсчетом и утверждением в разведочных блоках?

А запасы оцененных месторождений, прошедшие госэкспертизу, можно разрабатывать или нет? Это п. 37 данного проекта и ст. 29 ФЗ «О недрах». И что делать с месторождениями 4-й группы сложности, в которых практически все запасы категории С2? И где здесь место понятию «коммерческий риск», используемому при лицензировании?

…И т.п.

П. 5. Содержит ли проект акта нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно? Если да, укажите их.

Они перечислены выше, в п. 4, и кроме того:

– п. 22 и п. 23 содержат вероятностные характеристики категорий (…позволяет допустить с высокой вероятностью…, обеспечивается высокая степень изученности…, размеры…выяснены и определены и т.п.), используя отвлеченные понятия, которые невозможно проверить опытом.

Но для геологоразведочных данных это обычная ситуация, модель месторождения по данным разведки всегда предполагаемая, вероятностная, в разной степени приближенная к истинной, которая будет установлена только по результатам отработки.

Здесь определяющим является факт верификации оценки запасов: кто дает оценку и чем она гарантирована. Наш российский механизм принятия решений по классификации запасов через процедуру «государственной экспертизы» привносит в нее три ошибки:  

– статичность, т.е. оценка объективно не успевает за изменениями рыночной конъюнктуры. Предлагаемая компенсация этого порока обязательной переоценкой запасов не реже одного раза в пять лет не выдерживает критики.

– административное давление, т.е. ошибка может иметь субъективный характер.

– неадекватность результатов оценки в силу «совковой академичности», игнорирования реалий при оценке.

Использование результатов такой классификации запасов создает лишь иллюзию управления недрами и таит в себе опасность существенного субъективного искажения баланса МСБ.

П.6. Содержит ли проект акта нормы, невыполнимые на практике? Если да, укажите их.

Да. Согласно п.2.б и п.7 извлекаемые запасы подсчитываются в выемочных единицах в соответствии с техническим проектом разработки.  Для месторождений ТПИ достоверность запасов категории С1 оценивается величиной ±25–60% для подсчетного блока, т.е. в техпроекте нереально сразу же отрисовать все выемочные единицы, их контуры будут уточняться по мере разработки и опережающей эксплуатационной разведки. То есть «одно окно» для МТПИ — нереально, и процедура бумагооборота остается прежней (и даже усложненной за счет «извлекаемых» запасов), длительной и неэффективной: разработка ТЭО кондиций/госэкспертиза и утверждение ТЭО → подсчет геологических запасов/госэкспертиза и утверждение запасов → разработка техпроекта/его экспертиза и согласование (или утверждение извлекаемых запасов?)  → ежегодное согласование извлекаемых запасов в выемочных единицах (или даже уточнение кондиций с пересчетом запасов по п.9, а это также потребует госэкспертизы и утверждения) и т.п. Т.е. вводится дополнительный административный барьер.

Получается, что техпроект разработки месторождения будет включать в себя ТЭО и подсчет эксплуатационных запасов (п.7), которым тоже потребуется госэкспертиза и утверждение, т.к. они будут отличаться от ТЭО и подсчета геологических запасов?

Прошел уже год, новая Классификация еще не утверждена, но это не значит, что она отклонена. Наоборот, работа продолжается и под нее пытаются подогнать другие нормативные акты (методички, стадийность ГРР и т.п.), невзирая на нецелесообразность этих нововведений.

Дополнительная информация

Проект новой:  Классификации запасов и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых

Существующая “Классификация запасов…” 2006 года

-0+1

Просмотров статьи: 4544, комментариев: 75       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник