Новая классификация запасов и ресурсов полезных ископаемых

Новая классификация запасов и ресурсов полезных ископаемых thumbnail

Рекомендации к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов твердых полезных ископаемых с использованием блочного моделирования на месторождениях различного морфологического типа

Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 278 и введена в действие с 1 января 2008 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2006 г. N 8667

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Содержат требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений рудных полезных ископаемых и алмазов, нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев, а также рассыпных месторождений и общераспространенных полезных ископаемых.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 378 и зарегистрированы в Минюсте РФ 24 июня 2011 года.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспечит получение геологоразведочной информации, полнота и качество которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведанных месторождений в промышленное освоение, а также о проектировании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Методические рекомендации по сопоставлению данных разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов отвалов горного предприятия, хвостов обогатительных фабрик и отходов при переделе

Проект требований был разработан в рамках научно-исследовательских работ по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрен Экспертно-техническим советом ФБУ «ГКЗ» (01.11.2010) и передан в Минприроды РФ для его принятия.

Приказ О внесении изменений в приказ Федерального агенства по недропользованию от 15.07.2016 №456 “Об образовании государственных комиссий Федерального агентства по недропользованию по утверждению заключений государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод и твердых полезных ископаемых, а так же геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемы”

Читайте также:  Как сделать интересные полезные вещи для дома

Источник

Саганюк В.Б., Главный специалист отдела мониторинга, анализа и методологии

Развитие и укрепление минерально-сырьевой базы России в немалой степени связано с обоснованностью и достоверностью запасов полезных ископаемых и уровнями их добычи. При этом необходимо от простого учета запасов на балансе переходить к созданию инструмента, позволяющего управлять запасами и осуществлять стратегическое планирование. Именно эта цель и заложена в основу реформирования  классификаций как углеводородов, так и твердых полезных ископаемых (ТПИ), которые помимо изменения категорий запасов и их количественного приближения к современным реалиям, предусматривают и организационные изменения в структуре управления запасами.  Так, в 2013 г. утверждена Новая классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов, которая будет введена в действие с 1 января 2016 г. В настоящее время ведется разработка Новой классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ.

Действующая в настоящее время классификация не обеспечивает объективного планирования уровней добычи и потребности в минеральных ресурсах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также не позволяет эффективно управлять запасами, учитываемыми Государственным балансом, и соответственно не создает условий для диалога государства и недропользователя. Как пример – при существующих ценах на минеральные ресурсы, действующей налоговой системе и имеющейся инфраструктуре большинство запасов нераспределенного фонда недр не может быть вовлечено в разработку в силу экономической нецелесообразности их освоения, классификация это не учитывает. Кроме того, при отработке месторождений по техническим проектам разработки, исходя из имеющихся технологий, существенная часть запасов – до 40-50% может оставаться  в недрах в виде эксплуатационных потерь, потерь в охранных зонах и т.д. При этом объем извлекаемых запасов государством не утверждается.

В то же время, международная система оценки запасов, шаблон CRIRSCO, ориентирована только на привлечение инвестиций, защиту инвестора и получение максимальной прибыли недропользователя. Международные стандарты оценки не учитывают интересы государства как собственника недр в части рационального их использования. Поэтому и возникла потребность разработать новую классификацию, которая позволяла бы эффективно управлять недрами, имея в виду прежде всего создание площадки, позволяющей стимулировать недропользователей к эффективной и рациональной разработке недр.

В соответствии с концепцией по модернизации Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов ТПИ и распоряжением Роснедр была создана рабочая группа по подготовке новой классификации запасов. Главное принципиальное отличие новой классификации  в том, что она вводит понятие извлекаемых запасов, которые будут определяться по результатам расчетов, выполненных в проектном документе на разработку месторождений. Тем самым, с одной стороны, мы делаем решающий шаг в сближении Российской и международной классификаций, с другой – и это наверно еще более важно, определяем реальную сырьевую базу ТПИ, на основании которой можно выстраивать государственную политику как в области воспроизводства минерально-сырьевой базы, так и при необходимости стимулирования разработки минерального сырья.

Итоговой целью Новой классификации как по УВС, так и по ТПИ должна стать подготовка основы для разработки сценариев поведения государства, в том числе в отношении предоставления научно обоснованных преференций недропользователям в зависимости от конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка.

В настоящий момент подготовлены 3 варианта классификации.

Первый вариант разработан на основании действующей Классификации запасов и ресурсов в РФ  с более корректной их совместимостью с шаблоном CRIRSCO. В его основу положен эволюционный принцип, позволяющий изменить действующую квалификацию, не меняя кардинально основополагающие принципы – сложность геологического строения, изученность и промышленное  освоение, обеспечивающие более простую переоценку запасов, учтенных государственным балансом, и прогнозных ресурсов ТПИ в РФ.

Второй вариант более радикальный. В его основу положен шаблон CRIRSCO, отменяющий понятие сложности геологического строения месторождения и степень его геологической изученности.

При рассмотрении двух вариантов членами рабочей группы и территориальными органами Роснедр были даны многочисленные и местами взаимоисключающие предложения и замечания по совершенствованию представленных вариантов Классификаций. Мнения разделились. Большинство поступивших предложений поддержали первый вариант – 13 предложений, за второй вариант – 6, оставить действующую Классификацию – 2 и перейти на шаблон   CRIRSCO – 1.

По результатам поступивших предложений и замечаний был разработан третий вариант Классификации запасов и ресурсов (в настоящее время направлен на рассмотрение в Роснедра), который по возможности включил в себя лучшее из двух вариантов, в том числе:

1. В классификации введен термин «извлекаемые запасы», в которых выделены две категории: доказанные R1 и вероятные R2. и другие.

2. Определено понятие «разрабатываемого» месторождения.

3. Существенно снижены ограничения по промышленной категории запасов ТПИ по степени геологической изученности;

4. Из классификации удален термин «Условно-балансовые» («гранично-экономические») запасы.

Новая классификация запасов и ресурсов обеспечивает улучшение механизма взаимоотношений государства и недропользователя:

– объем извлекаемых запасов соответствует определенным  Техническим проектом на разработку месторождений;

– извлекаемые запасы гармонизированы с международной системой CRIRSCO и могут быть использованы как основа для принятия решений по инвестициям в разработку месторождения;

– обеспечивается средне- и долгосрочное планирование уровня добычи и потребности народного хозяйства в минеральных ресурсах;

– выделение категории «извлекаемые запасы» месторождения, проведение их экспертизы и постановка на Госбаланс;

– сохранение преемственности и сопоставления действующей и новой Классификации, а также базовых принципов изученности, сложности геологического строения и промышленной значимости месторождений;

– создание условий и площадки для диалога между государством и недропользователем.

Мы надеемся, что новая классификация запасов и ресурсов ТПИ позволит существенно улучшить механизмы взаимодействия государства и бизнеса в недропользовании. 

Доклад представлен на Пятьдесят первом заседании Горнорудного Консультативного Совета  

Читайте также:  Полезные советы при работе на пк

-1+0

Просмотров статьи: 5062, комментариев: 4       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник

Коллекция минералов

Введенная в действие с 1 января 2008 г. приказом МПР России от 11.12.2006 г. № 278 «Классификация запасов и прогнозных ресурсов» [1] сохранила принципы и основные положения ранее действовавшей Классификации 1997 года. Новую Классификацию, по нашему мнению, следует рассматривать (тем более при сопоставлении с Кодексом JORC) в едином комплексе с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», утвержденных распоряжением МПР России от 05.06.2007, №37-р [2] и охватывающих 41 вид минерального сырья.

Что наиболее характерно для этих двух нормативных документов?

1. В «Классификации» и «Методических рекомендациях» подтверждено положение о подсчете и учете запасов по месторождениям, оценке и учете прогнозных ресурсов в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, без учета потерь и разубоживания при добыче, обогащении и переработке полезных ископаемых (курсив автора).

The JORC codex and classification of mineral resources and their expected reserves in the Russian Federation

The author compares some typical provisions of the JORC Codex with the respective regulatory documents applicable in Russia. He notes that it is advisable to recalculate the mineral reserves according to the JORC Codex (adjusted for loss and dilution) only in the event of attracting the foreign investments.

2. Сохранена общая преемственность в структуре, содержании, требованиях и рекомендациях к подготовке исходных данных, подсчету запасов и оценке прогнозных ресурсов, в соответствии с ранее действовавшей в РФ нормативной документацией.

3. В отличие от Инструкций 1982-1984 гг. по применению Классификации запасов к месторождениям тех или иных руд и полезных ископаемых в новых «Методических рекомендациях» для всех видов полезных ископаемых, для качественной оценки которых обязательными параметрами являются содержания тех или иных компонентов, приведены предельно допустимые относительные среднеквадратические погрешности анализов по классам содержаний. Ранее, например, они отсутствовали по значительному количеству видов нерудных полезных ископаемых, включая магнезит и брусит, барит и витерит, самородную серу, тальк и пирофиллит, глинистые породы, гипс и ангидрит, кремневые породы, песок и гравий, карбонатные породы и др.

4. В новых «Методических рекомендациях» подчеркнуто (и это нам представляется совершенно правильным), что результаты геостатических способов подсчета запасов, включая моделирование, должны подвергаться обязательной проверке традиционными методами подсчета на представительных участках.

5. Впервые предложен метод количественного расчета изменчивости основных свойств оруденения (по коэффициенту рудоносности, показателю сложности, коэффициентам вариации мощности и содержаний в рудных пересечениях), что позволяет конкретизировать выбор группы сложности геологического строения разведываемого месторождения.

В то же время, в п.2 «Методических рекомендаций» сказано, что эти рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральному агентству по недропользованию, его территориальным органам и органам, находящимся в ведении Федерального агентства по недропользованию. Тогда как же быть предприятиям и организациям, разведывающим месторождения полезных ископаемых, осуществляющим подсчет и пересчет запасов и представляющим соответствующие материалы на государственную экспертизу? Ведь подавляющее большинство месторождений твердых полезных ископаемых (если не 100%) разведываются не органами, подчиненными Федеральному агентству по недропользованию или его территориальным подразделениям. Кому, как не геологоразведчикам профессионально и качественно разработанные «Методические рекомендации» должны служить ориентиром в выборе направлений и объемов геологоразведочных работ, методике их проведения, при камеральной обработке геологических материалов, в выполнении комплекса всех операций по подсчету запасов. Позиция разработчиков «Методических рекомендаций» в данном вопросе труднопонимаема.

В мировой практике для твердых полезных ископаемых существуют и разрабатываются различные классификации (стандарты отчетности), касающиеся запасов и ресурсов соответствующих минеральных образований. Среди них наиболее известными являются Кодекс Австралии и Азии для составления отчетов о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и рудных запасах – Кодекс JORC [3], Классификация ресурсов и запасов полезных ископаемых США USGS-1980 [4], проект Кодекса отчетности, разрабатываемый Всеевропейским комитетом по отчетности о запасах/ресурсах (PERC), трехмерную Рамочную классификацию ООН для запасов/ресурсов месторождений твердых полезных ископаемых [7] и др. Известно, что ГКЗ (Роснедра) и Комитет по международным стандартам и отчетности о запасах твердых полезных ископаемых (CRIRSCO) в настоящее время разрабатывают совместные рекомендации по сопоставлению категорий запасов, используемых в практике специалистами европейских стран и Российской Федерации, которые намечено отразить в специальном документе-руководстве.

Наибольшее развитие в зарубежной практике по отчетности перед инвесторами, фондовыми биржами и акционерами имеет Кодекс JORC [5]. Принципиальные положения и требования этого Кодекса в сравнении с действующей в РФ Классификацией запасов рассматривались в работах и комментариях отечественных специалистов, связанных с геологической отчетностью по результатам разведки месторождений и недропользованием [6-10].

Исходя из этого, ниже мы остановимся лишь на некоторых, являющихся, по нашему мнению, характерными, положениях Кодекса JORC в сравнении с Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых РФ (включая Методические указания по ее применению к различным видам минерального сырья).

Главными принципами действия и использования Кодекса JORC декларируются прозрачность, материальность (существенность) и компетентность.

Под прозрачностью в Кодексе понимается достаточность в отчете ясной и однозначной информации, не позволяющей ввести в заблуждение читателя.

Материальность (существенность) подразумевает наличие необходимой информации для инвесторов и их профессиональных советников, позволяющей аргументированно выработать взвешенное мнение о результатах геологоразведочных работ, наличии минеральных ресурсов и рудных запасов. Оба эти требования (прозрачность и материальность) соответствуют требованиям нормативной документации МПР РФ.

Под компетентностью в Кодексе JORC понимается требование ответственности за качество отчета достаточно квалифицированного и опытного лица (или группы лиц), связанного профессиональным этическим кодексом.

Читайте также:  Что интересного и полезного можно сделать своими руками

Известно, что в Российской Федерации сложился устойчивый, многолетней практикой отработанный порядок подготовки, рассмотрения и экспертизы материалов кондиций и подсчета запасов: сбор, обработка геологических материалов, составление геологического отчета группой квалифицированных специалистов разведывающей организации, реже привлеченной специализированной организации, под руководством ответственного исполнителя, согласование отчета в территориальных органах Роснедра и Ростехнадзора, государственная экспертиза материалов подсчета запасов в ГКЗ (ТКЗ) с привлечением высококвалифицированных экспертов (число которых может достигать 10-15 человек в зависимости от сложности и масштабов объекта), письменные заключения которых прикладываются, как обязательные приложения, к соответствующему протоколу. Кроме того, с 2007 года в РФ функционирует Общество экспертов России по недропользованию [8], рассматривающее, в первую очередь, эффективность использования недр, методы нормирования и рациональное соотношение потерь и разубоживания при разработке месторождений полезных ископаемых. Оно вступило в Европейскую федерацию геологов. Обществом разработан «Кодекс профессиональной этики эксперта».

Следовательно, можно уверенно говорить об обеспечении компетентности (в толковании Кодекса JORC) в практике подготовки в РФ отчетности по геологоразведочным работам и подсчету запасов.

Кодекс JORC в отдельных разделах кратко характеризует обобщенную отчетность по углю, алмазам (и другим драгоценным камням), промышленным минералам, а также по минерализованной закладке, целикам, отвалам руд и пород, хвостам обогащения. Как отмечалось выше, российскими «Методическими указаниями по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» [4] охвачены виды полезных ископаемых, для каждого из которых проработаны как общие, так и специальные требования и рекомендации, касающиеся выполнения геологоразведочных работ и соответствующей отчетности, включая отдельные виды рудных и нерудных (по зарубежным классификациям – промышленные минералы) полезных ископаемых.

В то же время Кодекс JORC не определяет, в противоположность российским нормативным документам, конкретные требования и рекомендации к масштабу прикладываемых картографических материалов, количественным значениям интервалов опробования, к максимальным значениям интервалов замера искривления скважин, к перечню определяемых попутных компонентов, порядку определения сложности геологического строения месторождений, не приводит сведений о рекомендуемой разведочной сети для различных видов и групп минерального сырья и т.д. В этом отношении российская нормативная база является более приемлемой для практического использования.

Кроме того, Кодекс JORC не устанавливает (и это, по нашему мнению, правильно) обязательности подготовки блочных моделей месторождений, как это рекомендуют некоторые российские специалисты в области недропользования. В нем только отмечается, что при использовании блочных моделей необходимо сообщать сведения о размерах блоков и зон влияния проб, входящих в их состав.

Большое внимание в Кодексе уделено так называемым «изменяющим коэффициентам (факторам)», среди которых выделяются коэффициенты, учитывающие потери и разубоживание при добыче полезного ископаемого. Эти коэффициенты используются при подсчете рудных запасов.

Вопрос этот не так прост, как это может представляться на первый взгляд. Для значительной части месторождений, особенно разрабатываемых подземным способом, на стадии разведочных работ определение ожидаемых потерь до момента составления технического проекта разработки месторождения является трудноразрешимой задачей. Это касается потерь, связанных с размерами междукамерных и междублоковых целиков, потерь от неполноты отработки временных целиков, потерь в постоянных барьерных и охранных целиках и т.д. То же в какой-то мере касается и разубоживания, например, определение объема «прихвата» закладочного материала в товарную руду при отработке временных междукамерных целиков, отработанные камеры между которыми заложены твердеющей закладкой.

В связи с этим представляется, что принятая в РФ методика подсчета запасов твердых полезных ископаемых в геологических контурах (без учета будущих потерь и разубоживания) является менее потенциальной для проявления ошибочных представлений в процессе проведения геологоразведочных работ о количестве и качестве руды того или другого полезного ископаемого. Поэтому и пересчет запасов по Кодексу JORC с введением изменяющих коэффициентов, учитывающих предстоящие потери и разубоживание, целесообразен, по нашему мнению, исключительно только в случаях намечаемого привлечения иностранных инвестиций, с последующим уточнением их на основе технического проекта разработки месторождения.

Структура минеральных ресурсов и рудных запасов по Кодексу JORC
Рис. 1.
Структура минеральных ресурсов и рудных запасов по Кодексу JORC

Необходимо отметить также следующее. В многочисленных публикациях, в связи с многозначностью английских значений терминов, используемых в Кодексе JORC для категорий минеральных ресурсов и рудных запасов, используются различные варианты их перевода на русский язык. Так, например, для минеральных ресурсов термин «indicated» переводится одними авторами как обозначенные [6], другими – как указанные [9] или выявленные [10]; термин «measured» – разведанные [6] или измеренные [9,10]. Для рудных запасов под термином «probable» одни авторы рассматривают как вероятные [6,7,9], другие как возможные запасы [10]; термин «proved» – как доказанные [6,7,10] или подтвержденные [9,10] запасы.

Многочисленные случаи разночтения одних и тех же терминов особенно характерны для выпускаемого массовым тиражом информационно-аналитического бюллетеня «Горнорудная промышленность», где выявленными ресурсами именуются то суммированные indicaited и inferred, то measured + indicaited + inferred, то только indicaited (№ 16-17, 23, 2008 г.). В других же случаях минеральные ресурсы категории indicaited трактуются как установленные, а measured как измеренные (№ 26, 2008 г.).

В связи с изложенным представляется необходимым принять единую терминологию на русском языке для всех категорий минеральных ресурсов и рудных запасов Кодекса JORC. За основу можно было бы принять предложения М. Армитажа – управляющего директора компании SRK Consulting UK, доктора геолого-минералогических наук, профессора О.И. Гусева и других специалистов, а именно:

  • для минеральных ресурсов:
    inferred — предполагаемые, indicaited – выявленные,
    measured — оцененные (измеренные);
  • для рудных запасов:
    probable — вероятные, proved — доказанные ( рис.1.).

При этом для обеспечения единообразия одновременно с русскоязычным термином целесообразно приводить и его эквивалент на английском языке.

Источник