Никогда не расценивай как полезное тебе
такое, что вынудит тебя когда-нибудь
нарушить верность, забыть
стыд, возненавидеть кого-нибудь,
заподозрить, проклясть,
притворствовать, возжелать чего-нибудь,
что нуждается в стенах
и завесах. Право, тот, кто предпочел
собственный разум и своего
гения, и таинства его добродетели, тот
не разыгрывает трагедию,
не стенает, не нуждается ни в одиночестве,
ни в многолюдстве. А
главное — станет жить, не гоняясь и не
избегая, а будет ли он
больший отрезок времени распоряжаться
душой и объемлющим ее
телом или же меньший, это ему ничуть
не важно. Да хоть бы и
пора было удалиться — уйдет так же легко,
как на всякое другое
дело из тех, которые можно сделать
почтительно и мирно. Всю
жизнь он будет остерегаться единственно
того, как бы мысль его
не оказалась в каком-нибудь развороте,
не подходящем для
разумного государственного существа.
8. Не отыщешь в мысли выученного и
очищенного никакого
нагноения, пятна или воспаления, и рок
не застанет его жизнь
незавершенной, так чтобы можно было
сравнить его с лицедеем,
который ушел не кончив, не доиграв. А
еще ничего рабского,
никаких ухищрений, никак он не скован
и не отщеплен, не
подотчетен, не зарылся в нору.
9. Силу признавать — чти. В ней все
для того, чтобы
признание в твоем ведущем не было больше
несвязно с природой и
устроением разумного существа.
Они ведь требуют
неопрометчивости, расположения к людям
и покорности богам.
10. Так брось же все и только этого
немногого — держись.
И еще помни, что каждый жив только в
настоящем и мгновенном.
Остальное либо прожито, либо неявственно.
Вот, значит, та
малость, которой мы живы; малость и
закоулок тот, в котором
живем. Малость и длиннейшая из всех
слав, что и сама-то живет
сменой человечков, которые вот-вот
умрут, да и себя же самих не
знают — где там давным-давно умершего.
11. К названным выше опорным положениям
пусть приложится
еще и то, чтобы всегда находить пределы
и очертания тому или
иному представляемому, рассматривая
его естество во всей
наготе, полно и вполне раздельно, и
говорить себе как
собственное его имя, так и имена тех
вещей, из которых оно
составилось и на которые распадается.
Ничто так не возвышает
душу, как способность надежно и точно
выверить все, что
выпадает в жизни и еще так смотреть
на это, чтобы заодно
охватывать и то, в каком таком мире и
какой прок оно дает, и
какую ценность имеет для целого, а
какую для человека,
гражданина высочайшего града, перед
которым остальные города —
что-то вроде домов. Что оно, из чего
соединилось и как долго
длиться дано ему природой — тому,
что сейчас создает мое
представление? И какая нужна здесь
добродетель —
нестроптивость, мужество, честность,
самоограничение,
самодостаточность, верность и прочие.
Вот почему всякий раз
надо себе говорить: это идет от бога,
а это по жребию и
вплетено в общую такнь, а это так
получается или случай, а это
— единоплеменника, родственника и
сотоварища, не ведающего
только, чтб тут ему по природе. А я вот
ведаю и потому отнесусь
к нему и преданно, и справедливо по
естественному закону нашей
общности. Вместе с тем в вещах средних
ищу должную оценку
каждой.
12. Если будешь, действуя в настоящем,
следовать за прямым
разумом с рвением, силой и
благожелательностью, и не
привходящее что-нибудь, а собственного
гения сохранишь в
устойчивой чистоте, как будто бы надо
уже вернуть его; если
увяжешь это, ничего не ожидая и
ничего не избегая,
довольствуясь в настоящем деятельностью
по природе и
правдивостью времен героических в
том, что говоришь и
произносишь, — поведешь благую жизнь.
И нет никого, кто
помешал бы этому.
13. Как у врача! всегда под рукой
орудия и железки на
случай неожиданного вмешательства,
так пусть у тебя будут
наготове основоположения для распознания
дел божественных и
человеческих и для того, чтобы даже и
самое малое делать,
памятуя о взаимной связи того и
другого. Ведь не сделаешь
ничего человеческого хорошо, не соотнеся
это с божественным, и
наоборот.
14. Не заблуждайся доле; не будешь
ты читать своих
заметок, деяний древних римлян и эллинов,
выписок из писателей,
которые ты откладывал себе на старость.
Поспешай-ка лучше к
своему назначению и, оставив пустые
надежды, самому себе —
если есть тебе дело до самого себя —
помогай, как можешь.
15. Они же не знают, сколь различное
значит “воровать”,
“сеять”, “прицениваться”, “не
беспокоиться”, “смотреть, что
делаешь”, что делается не глазами, а
неким иным зрением.
16. Тело, душа, ум; телу — ощущения, душе
— устремления,
уму — основоположения. Впитывать
представления — это и
скотское, дергаться устремлениями, — и
звериное, и двуполое, и
Фаларидово, и Нероново. Руководствоваться
умом, когда нечто
представилось как надлежащее, — это и
для тех, кто в богов не
верует, бросает родину или берется
действовать, разве что
заперев двери. Так вот если остальное
— общее с теми, кто
назван выше, то свойством собственно
достойного человека
остается любить и принимать судьбу и
то, что ему отмерено, а
гения, поселившегося у него внутри,
не марать и не оглушать
надоедливыми представлениями, а беречь
его милостивым, мирно
следующим богу, ничего не произносящим
против правды и не
делающим против справедливости. И если
даже не верят ему все
люди, что он живет просто, почтительно
и благоспокойно, он ни
на кого из них не досадует и не сворачивает
с дороги, ведущей к
назначению его жизни, куда надо прийти
чистым, спокойным,
легким, приладившимся неприневоленно
к своей судьбе.
Соседние файлы в предмете Философия
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Есть такие люди, которые, оказав вам услугу, тут же вам объявят, что вы им обязаны.
Совершай насилие, совершай насилие над собой, насилуй себя саму, моя душа; но после у тебя не будет времени ценить себя и почитать. Ведь всего одна, одна — единственная жизнь отпущена каждому. Для тебя она почти на исходе, а ты все не считаешься с собой и действуешь так, будто дело касается посторонних душ…
Однако те, кто не следует за движениями собственной души, неизбежно несчастны.
Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.
Ценность каждого человека определяется
ценностью предмета его стремлений.
Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
Должно быть время говорить и должно быть время молчать.
Но не должно быть времени болтать.
Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется со своим личным собственным злом, что в его власти.
Жизнь отдельного человека должна совершенно плотно срастись с общею жизнью человечества, ибо все творение проникнуто согласием и единством. Как во внешней природе, так и в области духовной все явления жизни состоят в тесной связи между собою.
Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа… Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем силы.
Все, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сей час твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.
Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах…
«Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет»
из книги (учебника) «Слагаемые успеха»
Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в образе его мышления.
Бог всякое ведущее видит помимо вещественного сосуда, кожуры, нечистоты. Ведь своим единственным умом он касается того, что туда единственно из него истекло и изведено. Так вот, если и ты приучишься это делать, избавишься от немалого напряжения.
Стремиться к невозможному — безумно.
Самым убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть следующие два: первое — это то, что вещи не затрагивают души, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе — это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем — постоянно думай об этом. Мир — изменение, жизнь — восприятие.
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.