Никогда не расценивай как полезное тебе

Никогда не расценивай как полезное тебе thumbnail

такое, что вынудит тебя когда-нибудь
нарушить верность, забыть

стыд, возненавидеть кого-нибудь,
заподозрить, проклясть,

притворствовать, возжелать чего-нибудь,
что нуждается в стенах

и завесах. Право, тот, кто предпочел
собственный разум и своего

гения, и таинства его добродетели, тот
не разыгрывает трагедию,

не стенает, не нуждается ни в одиночестве,
ни в многолюдстве. А

главное — станет жить, не гоняясь и не
избегая, а будет ли он

больший отрезок времени распоряжаться
душой и объемлющим ее

телом или же меньший, это ему ничуть
не важно. Да хоть бы и

пора было удалиться — уйдет так же легко,
как на всякое другое

дело из тех, которые можно сделать
почтительно и мирно. Всю

жизнь он будет остерегаться единственно
того, как бы мысль его

не оказалась в каком-нибудь развороте,
не подходящем для

разумного государственного существа.

8. Не отыщешь в мысли выученного и
очищенного никакого

нагноения, пятна или воспаления, и рок
не застанет его жизнь

незавершенной, так чтобы можно было
сравнить его с лицедеем,

который ушел не кончив, не доиграв. А
еще ничего рабского,

никаких ухищрений, никак он не скован
и не отщеплен, не

подотчетен, не зарылся в нору.

9. Силу признавать — чти. В ней все
для того, чтобы

признание в твоем ведущем не было больше
несвязно с природой и

устроением разумного существа.
Они ведь требуют

неопрометчивости, расположения к людям
и покорности богам.

10. Так брось же все и только этого
немногого — держись.

И еще помни, что каждый жив только в
настоящем и мгновенном.

Остальное либо прожито, либо неявственно.
Вот, значит, та

малость, которой мы живы; малость и
закоулок тот, в котором

живем. Малость и длиннейшая из всех
слав, что и сама-то живет

сменой человечков, которые вот-вот
умрут, да и себя же самих не

знают — где там давным-давно умершего.

11. К названным выше опорным положениям
пусть приложится

еще и то, чтобы всегда находить пределы
и очертания тому или

иному представляемому, рассматривая
его естество во всей

наготе, полно и вполне раздельно, и
говорить себе как

собственное его имя, так и имена тех
вещей, из которых оно

составилось и на которые распадается.
Ничто так не возвышает

душу, как способность надежно и точно
выверить все, что

выпадает в жизни и еще так смотреть
на это, чтобы заодно

охватывать и то, в каком таком мире и
какой прок оно дает, и

какую ценность имеет для целого, а
какую для человека,

гражданина высочайшего града, перед
которым остальные города —

что-то вроде домов. Что оно, из чего
соединилось и как долго

длиться дано ему природой — тому,
что сейчас создает мое

представление? И какая нужна здесь
добродетель —

нестроптивость, мужество, честность,
самоограничение,

самодостаточность, верность и прочие.
Вот почему всякий раз

надо себе говорить: это идет от бога,
а это по жребию и

вплетено в общую такнь, а это так
получается или случай, а это

— единоплеменника, родственника и
сотоварища, не ведающего

только, чтб тут ему по природе. А я вот
ведаю и потому отнесусь

к нему и преданно, и справедливо по
естественному закону нашей

общности. Вместе с тем в вещах средних
ищу должную оценку

каждой.

12. Если будешь, действуя в настоящем,
следовать за прямым

разумом с рвением, силой и
благожелательностью, и не

привходящее что-нибудь, а собственного
гения сохранишь в

устойчивой чистоте, как будто бы надо
уже вернуть его; если

увяжешь это, ничего не ожидая и
ничего не избегая,

довольствуясь в настоящем деятельностью
по природе и

правдивостью времен героических в
том, что говоришь и

произносишь, — поведешь благую жизнь.
И нет никого, кто

помешал бы этому.

13. Как у врача! всегда под рукой
орудия и железки на

случай неожиданного вмешательства,
так пусть у тебя будут

наготове основоположения для распознания
дел божественных и

человеческих и для того, чтобы даже и
самое малое делать,

памятуя о взаимной связи того и
другого. Ведь не сделаешь

ничего человеческого хорошо, не соотнеся
это с божественным, и

наоборот.

14. Не заблуждайся доле; не будешь
ты читать своих

заметок, деяний древних римлян и эллинов,
выписок из писателей,

которые ты откладывал себе на старость.
Поспешай-ка лучше к

своему назначению и, оставив пустые
надежды, самому себе —

если есть тебе дело до самого себя —
помогай, как можешь.

15. Они же не знают, сколь различное
значит “воровать”,

“сеять”, “прицениваться”, “не
беспокоиться”, “смотреть, что

делаешь”, что делается не глазами, а
неким иным зрением.

16. Тело, душа, ум; телу — ощущения, душе
— устремления,

уму — основоположения. Впитывать
представления — это и

скотское, дергаться устремлениями, — и
звериное, и двуполое, и

Фаларидово, и Нероново. Руководствоваться
умом, когда нечто

представилось как надлежащее, — это и
для тех, кто в богов не

верует, бросает родину или берется
действовать, разве что

заперев двери. Так вот если остальное
— общее с теми, кто

назван выше, то свойством собственно
достойного человека

остается любить и принимать судьбу и
то, что ему отмерено, а

гения, поселившегося у него внутри,
не марать и не оглушать

надоедливыми представлениями, а беречь
его милостивым, мирно

следующим богу, ничего не произносящим
против правды и не

делающим против справедливости. И если
даже не верят ему все

люди, что он живет просто, почтительно
и благоспокойно, он ни

на кого из них не досадует и не сворачивает
с дороги, ведущей к

назначению его жизни, куда надо прийти
чистым, спокойным,

легким, приладившимся неприневоленно
к своей судьбе.

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  1. Авторы

Марк Аврелий

Марк Аврелий

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. (Википедия)

Есть такие люди, которые, оказав вам услугу, тут же вам объявят, что вы им обязаны.

Совершай насилие, совершай насилие над собой, насилуй себя саму, моя душа; но после у тебя не будет времени ценить себя и почитать. Ведь всего одна, одна — единственная жизнь отпущена каждому. Для тебя она почти на исходе, а ты все не считаешься с собой и действуешь так, будто дело касается посторонних душ…

Однако те, кто не следует за движениями собственной души, неизбежно несчастны.

Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

Ценность каждого человека определяется
ценностью предмета его стремлений.

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Должно быть время говорить и должно быть время молчать.
Но не должно быть времени болтать.

Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется со своим личным собственным злом, что в его власти.

Жизнь отдельного человека должна совершенно плотно срастись с общею жизнью человечества, ибо все творение проникнуто согласием и единством. Как во внешней природе, так и в области духовной все явления жизни состоят в тесной связи между собою.

Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа… Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем силы.

Все, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сей час твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах…

«Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет»

из книги (учебника) «Слагаемые успеха»

Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в образе его мышления.

Бог всякое ведущее видит помимо вещественного сосуда, кожуры, нечистоты. Ведь своим единственным умом он касается того, что туда единственно из него истекло и изведено. Так вот, если и ты приучишься это делать, избавишься от немалого напряжения.

Стремиться к невозможному — безумно.

Самым убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть следующие два: первое — это то, что вещи не затрагивают души, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе — это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем — постоянно думай об этом. Мир — изменение, жизнь — восприятие.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

Источник