Незаконная добыча полезных ископаемых в украине
Нелегальные добытчики песка в Украине используют несколько схем в своей деятельности. Наиболее распространенная – дноуглубительные, дноочистные и другие работы на землях водного фонда.
Украинская ассоциация добытчиков песка рассказала, как обворовывают украинцев на такой схеме, ведь недра принадлежат народу Украины согласно Конституции, и почему термин “дноочистные работы” чаще всего связывают с нелегальной добычей песка.
Эксперты отметили, что специальное разрешение (или лицензия на добычу) – главный документ, регламентирующий добычу полезных ископаемых.
Сейчас существует два пути получения специального разрешения на пользование недрами, но согласно недавним принятым правительством изменениям в действующие постановления, в ближайшее время останется только один путь – получение спецразрешения на право пользования участками недр через систему транспарентных электронных торгов.
Получение спецразрешения – сложный и длительный процесс, требующий от заявителя определенных знаний, навыков и, главное, времени.
После получения лицензии на добычу, предприятие автоматически подпадает под ряд обязательств – отчетность, налоги, сборы, отчисления.
Также на месторождениях регламентируется количество запасов, методов добычи и объем полезных ископаемых, который разрешен для добычи. Кроме того, поднятый песок становится товарной массой и зачисляется на баланс предприятия.
И поэтому некоторые “дельцы” выбирают другой путь – заключают договор с местным советом или госпредприятием “Укрводсервис” на очистку русла реки (дноочистные работы).
Согласно договору, земснаряды якобы делают реку пригодной для судоходства. А на практике земснаряд работает в одном месте, вымывает на дне огромный котлован, а река все равно остается непригодной для прохождения судов средней и большой водотоннажности.
Наносится никем неконтролируемый ущерб окружающей среде, инфраструктуре – разрушаются опоры мостов, разрушаются острова и береговая линия, а главное, этот песок воруют у каждого из украинцев.
В проектах таких работ нет четко определенных сроков выполнения и показателей, определяющих этапы или завершение проекта. И обычно такие договоры заключают на подставных лиц. Поэтому найти ответственных становится невозможным.
Эта схема показательна тем, что предприниматели маскируют песок под понятие “песчаная смесь”, которая по документам является ничем иным, как побочный результат деятельности и никак не учитывается. По факту же дельцы нелегально добывают песок и в дальнейшем его реализуют, не платя налоги.
На таких точках нелегалы могут работать годами. А доход от деятельности одной такой точки составляет от 600 млн грн в год.
Признать деятельность незаконной и привлечь к ответственности пока не удалось никому, но Ассоциация уже на пороге первых решений о закрытии точек и привлечении к ответственности должностных лиц, задействованных в схемах. В частности это касается точки незаконной добычи песка на Выдубичах в Киеве группами компаний “Мостострой” и СОБИ.
Как сообщал OBOZREVATEL, скандальная компания “Мостострой” продолжает намывать и вывозить песок с берегов Днепра на Выдубичах в Киеве, несмотря на арест техники и расторжение договора аренды земельного участка.
По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, за семь месяцев текущего года значительно, на 21,8%, что в денежном выражении равно 82 млрд грн, выросли объемы строительных работ. А значит, стройматериалы идут на ура. Песок только успевай подвозить. И его подвозят, но в основном – из нелегальных карьеров. Почему у нас процветает подпольный песочный бизнес?
МИЛЛИОНЫ – МИМО БЮДЖЕТА
В Украине ежегодно незаконно добывают миллионы тонн песка. Иногда промысел песочный «старателей» попадает в сводки правоохранителей. Как сообщали в Департаменте защиты экономики Национальной полиции Украины в январе 2019 года, в Вышгородском р-не на Киевщине под видом расчистки русла реки Десна одно из частных предприятий незаконно добывало песок. Установлено, что это полезное ископаемое шло на продажу в Киев и столичную область. Правоохранители провели санкционированные обыски в офисных помещениях предприятия и по месту незаконной добычи песка, в результате чего изъяли «черновые» записи, спецтехнику, а также незаконно добытый песок. Нанесенный государству ущерб составил 20 млн грн. Открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 239-2 (незаконное завладение землями водного фонда в особо крупных размерах) УК Украины. А, по данным пресс-службы прокуратуры Киевской обл., в конце мая этого года без соответствующих разрешений песок добывали в карьере на территории Глыбочицкого сельсовета в Бориспольском р-не, чем государству нанесен ущерб на сумму 71 млн грн. Злоумышленникам в обоих случаях грозит тюремное заключение до 12 лет с конфискацией имущества.
песок Фото: АиФ Украина
Но под прицел стражей порядка попадают далеко не все, кто «кустарным» способом добывает песок. Сколько «крупной рыбы» просачивается сквозь сито закона, можно только догадываться. Но этот необходимый в строительстве материал воруют не только по-крупному, очевидно, руководствуясь простой обывательской логикой: если можно одним, то можно – всем. Буквально на прошлой неделе копы в рамках борьбы с разворовыванием природных ресурсов в Великoалекcандровcкoм р-не Херсонской обл. застали врасплох мужчину, который в карьере грузил песок в кузов своего ЗИЛа, и объяснил, что строит дом – решил сэкономить на стройматериале. По словам начальника Великoалекcандровcкoгo отделения пoлиции Виталия Cамцoва, материалы по данному ЧП направлены в Государственную экоинспекцию для составления протокола об админиcтративном нарушении по cт.47 «Нарушение права государственной собственности на недра» Кoдекcа Украины об админиcтративных правoпoрушениях.
песок Фото: АиФ в Украине
КУДА ИСЧЕЗАЮТ ОЗЕРА?
Песок незаконно добывают как в карьерах, так и в реках. Причем, речной песок считается лучше – он вымытый, чистый, без примесей. Но чем оборачивается его добыча!
«В 1991 году в столице было 486 водоемов, – говорит глава Ассциации рыболовов Украины Александр ЧИСТЯКОВ. – А сегодня их осталось чуть больше 370. Основной причиной этого является неподобающее отношение к водным ресурсам. Только 4% столичных водоемов имеют паспорта. Остальные – безликие. Поэтому их засыпают, застраивают, превращают в несанкционированные свалки. Более 80% оставшихся водоемов нуждаются в дноуглублении и расчистке от излишней растительности. Этим пользуются нечистые на руку «бизнесмены». Под видом благих намерений они занимаются добычей песка в коммерческих целях. Чаще всего это происходит или вообще без каких-либо документов, или только с какой-то их частью. Нелегальная добыча песка в основном происходит на речках или в лесополосах, которые превращают в песочные карьеры. Природа очень страдает от «песочных» бизнесменов».
По словам Чистякова, земснаряд, который используют добытчики, должен бы работать во благо людей и природы. Ведь он, как пылесос, вытягивает песок со дна водоема, и таким образом прочищает дно от ила. Но часто очистка дна – только прикрытие. И все вроде бы происходит «честно и прозрачно», даже проводятся тендеры на расчистку водоема, которые, конечно же, выигрывают «свои» фирмы – они получают деньги и идут добывать песок на продажу. Пример – озеро Алмазное в столице, на расчистку которого КП «Плесо» выделило более 30 млн грн, хотя непонятно – зачем углублять дно у водоема, который был песчаным карьером, и глубина которого – около 20 м? Но уже в течение месяца на этом озере работает земснаряд, оттуда массово вывозится песок.
Беда еще в том, что, как заявляют в Национальной экологической раде Украины, земснаряд работает в месте природных нерестилищ озера. Оно очень глубокое и так, поэтому очень важно, чтобы в нем оставались мелководные и заболоченные участки. Они – идеальное место для нереста и для жизни «молоди» рыб, поскольку хорошо прогреваются и богаты кормом. Если озеро лишить этих мелководных участков – оно превратится в безжизненную глубоководную воронку, наполненную мертвой водой. Но, похоже, те, кто решил заработать на незаконной добыче песка, об этом не думают. Ведь земснаряд, добывающий песок на озере Алмазном, «вынимает» до 1 тыс. тонн песка в сутки. А ежедневно с озера выкачивается около 17 шестидесятитонных железнодорожных вагона. Сейчас тонна песка такого песка стоит около 100 грн.
Но две недели назад местные жители и активисты вышли на акцию протеста против такого уничтожения озера. Она получила широкую огласку, и к протестующим присоединились представители КГГА, Деснянской райадминистрации, Госэкоинспекции, полиции, прокуратуры, КП «Плесо», общественной организации «Стоп коррупция».
Земснаряд работает в месте природных нерестилищ озера. Озеро Алмазное – это бывший песчаный карьер, из которого брали песок для строительства Троещины. В результате в водоеме аномальные глубины – порой, более двадцати метров. Поэтому для него крайне важны мелководные и заболоченные участки. Они дают возможность в них нереститься рыбе, а также служат местом обитания молоди рыбы, так как хорошо прогреваются и богаты кормом. Если озеро лишить его мелководных участков оно погибнет, превратившись в глубоководную воронку, наполненную мертвой водой. Чтобы этого не допустить, местные жители и общественность намерены контролировать, как ситуация на Алмазном будет развиваться дальше, ведь если те, кто приехал к водоему с земснарядом, завтра уедут оттуда, то им рядом с озером жить и растить детей. Поэтому – не все равно, что с ним произойдет.
ДЕВЯТЬ ИЗ ДЕСЯТИ – НАРУШИТЕЛИ
Использование в стране недр контролирует Государственная служба геологии и недр Украины. В течение 2018 года Департамент государственного геологического контроля провел 1045 проверок недропользования, 11 % из них касались добычи песка. Нарушения законодательства выявлены в 952 случаях, что составляет 91,2 %. То есть, даже меньше 10 % добытчиков полезных ископаемых работают в рамках закона. Во время этих проверок выявлено 53 случая добычи полезных ископаемых без разрешительных документов. Остальные самые распространенные нарушения были такими:
– отсутствие рабочего проекта разработки месторождения полезных ископаемых или его корректировки, отсутствие согласования рабочего проекта в соответствии с требованиями законодательства – 319 проверок или 30,6% от общего количества;
– нарушение сроков проведения работ, определенных программой работ – 312 проверок или 29,9%;
– невыполнение требований проектных документов – 199 проверок или 19,1%;
– нарушение особых условий специального разрешения – 181 проверка или 17,3%;
– отсутствие разрешительных документов, дающих право владельцу специального разрешения право пользования недрами в соответствии с Кодексом Украины о недрах и Земельного кодекса Украины – 108 проверок или 10,3%;
– недопущение к проведению проверки – 104 случая или 10%.
В итоге проверок к административной ответственности привлечено 84 должностных лица, сумма штрафных санкций составляет 457,3 тыс. грн.
После того, как во время рабочей поездки в Житомир президент Владимир Зеленский заявил, что масштабы незаконной добычи янтаря в Украине приобрели характер войны криминальных авторитетов с государством под прикрытием силовых органов, глава Государственной службы геологии и недр Украины Олег КИРИЛЮК сказал, что легализовать рынок по всей стране и по всем видам полезных ископаемых, в том числе и по песку и углю, поможет, в частности, увеличение выдачи спецразрешений на добычу.
БУМАЖНОЕ ДЕЛО
Поскольку в Госгеонедрах хотят побольше выдавать разрешений на добычу полезных ископаемых, то почему их не хотят брать? Оказывается, хотят, но не могут. Этому мешают несколько факторов. Один из них – бюрократизм (случайно или неслучайно – вопрос).
«Нынешний пакет документов представляется в трех экземплярах по 150-200 листов в каждом. Общий вес таких документов составляет не меньше 3 кг, – говорит почетный разведчик недр Украины, главный геолог ЧАО «Сумы-недра» Константин ТКАЧЕВ. – В 1990-е годы я работал заведующим территориальным геологическим отделом по Сумской области при областной госадминистраци. В те годы подавали пакет документов в одном экземпляре, который, по сравнению с нынешним, выглядел очень скромно. Материалы рассматривались в течение месяца, и недропользователи получали лицензии без проблем. За 1996-1997 годы на разработку местных полезных ископаемых, в основном для работы кирпичных заводов, было выдано 17 лицензий. Шли годы, менялась власть и изменялись требования для получения лицензий. Процедура усложнялась с каждым годом, но самое главное, появилась коррупционная составляющая при оформлении не только лицензий, но и остальных согласовательных документов, особенно земельных отводов. Поэтому легально получить разрешение на добычу недр стало очень сложно».
Например, продолжает Ткачев, с осени 2018 года и по настоящее время ООО «Надія-Кварц» семь раз подавало документы для оформления лицензии на геологическое изучение Корчаковского участка недр в Краснопольском р-не Сумской обл. Но пять раз документы возвращала Госслужба геологии и недр Украины и два раза – Министерство экологии. Почему возвращают документы? Делают мелкое замечание. Когда его исправляют и документы возвращают, – находят нечто подобное еще. И так может длится очень долго. Если наконец-то твои «бумаги» утвердят в Держгеонадра, то наступает черед согласований в Министерством экологии и природных ресурсов, а также в местном совете. Последние, как правило, дают согласования без проблем, а вот пройти через Минэкоприроды – задача непростая. Ведь там чаще всего дают отрицательные ответы. И аргументируют их довольно-таки субъективно.
«Знаю, что госпредприятие «Бурштин України» трижды подавало документы для получения лицензии на геологическое изучение за собственные деньги нового участка по добыче янтаря, – говорит Ткачев. – Именно невозможность получения лицензий является основной причиной незаконной добычи полезных ископаемых, в том числе янтаря и строительных песков. В мае прошлого года я в очередной раз привез материалы на лицензирование. На ступеньках здания Госгеонедр сидели два десятка горняков предприятия «Сухая балка» из Кривого Рога и стучали касками. Им не продляли лицензию на добычу железных руд, предприятие было остановлено, людей выгнали на улицу. Но своими касками шахтеры выбили лицензию. Разве только давление должно быть условием для выдачи разрешений на разработку недр?».
По словам Ткачева, за последние 20 лет под его руководством разведано и передано в эксплуатацию 17 месторождений строительных полезных ископаемых на Сумщине. Предприятие за работу получало по 70-100 тыс. грн, и было приятно от того, что удалось сделать нашу госказну чуть-чуть богаче. По нынешнему законодательству на получение лицензии отводится 2-3 месяца, но фактически на это уходит до двух и больше лет. Мало того, в отрасли вообще сейчас наметились тревожные тенденции. Похоже, что к руководству геологических госпредприятий пришли «ликвидаторы», которые сдают в металлолом буровые станки, продают здания и сооружения. Все это объясняется якобы тем, что нет денег на разведку новых месторождений, которыми так богаты недра Украины.
«Боюсь, что не за горами то время, когда разведку новых месторождений будут проводить у нас шведы, немцы, китайцы, а наша геологическая отрасль «умрет», как и многие, раньше известные всему миру отрасли», – с горечью завершает почетный разведчик недр Украины.
ИНТЕРЕСНО
ПУСТЫНЯ – НЕ КАРЬЕР
Не все знают, но песок пустынь в строительстве не используют. Оказывается, все дело в том, что там каждая песчинка так «заполирована» ветром, что приобрела круглую и гладкую форму – не будет «сцепляться» при строительных работах.
Песок, применяемый в строительстве, классифицируется по месту происхождения и по его обработке. Речной – добытый из русла рек, отличается высокой степенью очистки и отсутствием посторонних «включений», глинистых примесей и мелких камней. Карьерный мытый песок – добытый в карьере путем промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы. Карьерный сеяный – это добытый в карьере просеянный песок, очищенный от камней и больших фракций. Он широко применяется при производстве раствора для кирпичной кладки, штукатурных и фундаментных работ.
Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА,
Александр БУДОВОЙ
Смотрите также:
- В Киеве заработал офис финуслуг для населения без очередей и коррупции →
- Шаг назад: почему в Украине ограничили доступ к архивным документам →
- Налоговый кодекс Азарова: ЧПшников ждут обыски и допросы →
Верховная Рада Украины даст правоохранительным органам возможность проводить следственные (розыскные) действия и введет механизм удержания от совершения преступлений, связанных с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых.
Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины даст правоохранительным органам возможность проводить следственные (розыскные) действия и введет механизм удержания от совершения преступлений, связанных с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых.
Также будет даваться «соизмеримое» наказание за совершение преступлений, которое будет соответствовать степени тяжести.
Так, 8 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5099 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за незаконную добычу, использование и незаконные операции с полезными ископаемыми общегосударственного значения».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Валерий Карпунцов и Иван Мельничук.
Проблема по незаконной добычи полезных ископаемых
Чрезвычайно актуальной является проблема незаконной добычи полезных ископаемых, в частности, песка, каменного и бурого угля, драгоценных, полудрагоценных камней, декоративных камней (гранит, мрамор) и др.
Сейчас санкция ч. 2 ст. 240 УК Украины, которой установлена ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, по ст. 12 УК Украины квалифицируется как преступление средней тяжести, а соответственно делает невозможным применение правоохранительными органами возможностей негласных (розыскных) следственных действий.
Вместе с тем действующая редакция ч. 2 ст. 240 УК Украины не предусматривает ответственность за действия, связанные с незаконной добычей полезных ископаемых, а именно незаконная перевозка, покупка, продажа и другие операции.
«Следует также отметить, что установленная действующим УК Украины ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых (штраф от 6800 грн до 11 900 грн или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок) не соответствует тому вреду, который причиняется в связи с добычей полезных ископаемых и потерь доходов Государственного бюджета Украины», — отмечают народные депутаты.
Дополнение законопроектами мерами наказания
Проектом предлагается дополнить УК Украины ст. 2401 «Незаконная добыча, незаконное использование или сделки с полезными ископаемыми общегосударственного значения», которым необходимо:
- определить квалифицированные составы преступлений и установить ответственность не только за добычу полезных ископаемых, но и за их незаконное использование или операции с ними;
- путем повышения санкций усилить ответственность за незаконные действия с полезными ископаемыми, акцентируя внимание на штрафных санкциях (от 17 тыс. грн до 85 тыс. грн).
- установить уголовную ответственность должностных лиц за содействие незаконным действиям, связанным с незаконной добычей и оборотом полезных ископаемых.
Чего ждать и что предлагается внести в законопроект
1) ст. 240 «Нарушение правил охраны или использования недр». Нарушение особых условий специального разрешения на пользование недрами, если это связано с получением дохода в крупном размере:
- наказывается штрафом от 85 тыс. до 425 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан и с конфискацией имущества. Также получение дохода в большом размере имеет место, когда его сумма в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
2) ст. 240/1 «Незаконная добыча, незаконное использование или незаконные операции с полезными ископаемыми общегосударственного значения».
1. Незаконная добыча полезных ископаемых общегосударственного значения, а также незаконная перевозка, хранение, сбыт, приобретение и другие незаконные операции с ними, наказывается штрафом от 17 тыс. грн до 85 тыс. грн граждан или ограничением свободы на срок от одного до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества.
2. Действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или которые причинили существенный вред, наказываются штрафом от 85 тыс. грн до 425 тыс. грн или лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 этой статьи, совершенные на территориях или объектах естественно заповедного фонда или если они повлекли тяжкие последствия, наказываются штрафом от 425 тыс. грн до 850 тыс. грн или лишением свободы на срок от семи до 12 лет с конфискацией имущества.
4. Содействие должностным лицом путем использования своего служебного положения действий, которые предусмотрены частями 1, 2, 3 или 4, наказываются штрафом от 765 тыс. грн до 850 тыс. грн или лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества.
Также, как отмечается в пояснительной записке:
- под существенным вредом, если он заключается в задании материальных убытков, в этой статье следует понимать стоимость предметов преступления, которая в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан;
- под тяжкими последствиями, если они заключаются в задании материальных убытков, в настоящей статье следует понимать стоимость предметов преступления, которая в 500 и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Адекватная ответственность за содеянное
Проект подготовлен с целью установления адекватной ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых, незаконное использование и операции с ними, что будет служить превентивным механизмом для уменьшения негативных последствий от совершения указанного преступления.
Проведение следствия и вынесение соответствующего наказания
Принятие проекта Закона даст правоохранительным органам возможность проведения негласных следственных (розыскных) действий; введет действенный превентивный механизм удержания от совершения преступлений, связанных с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых, а также соизмеримое наказание за совершение указанных преступлений, которое будет соответствовать степени тяжести.