Незаконная добыча полезных ископаемых расчет ущерба

Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах

(с изменениями на 10 марта 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2020, N 0001202003120009).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.
– Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации “О недрах” Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2013 года N 564

(с изменениями на 10 марта 2020 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее – вред).

2. Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

3. Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами с привлечением подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, за исключением расчета размера вреда в отношении участков недр местного значения.

Расчет размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подведомственных организаций, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

4. Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, учтенных государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых (далее – учтенные запасы), а также утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых (далее – неучтенные полезные ископаемые), вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным (безлицензионным) пользованием недрами, определяется по формуле:

,

где:

D – размер вреда, повлекшего утрату учтенных запасов и утрату неучтенных полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых размер вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются;

– стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);

– фактические расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и (или) расходы, предусмотренные проектами рекультивационных работ или иных восстановительных работ, за исключением случаев добровольного восстановления нарушенного состояния окружающей среды (рублей);

– затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, включая организацию мероприятий, направленных на проведение геодезических и маркшейдерских работ, определение вида полезного ископаемого, разработку и согласование проекта рекультивационных работ или иных восстановительных работ (рублей).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

5. Размер вреда, не повлекшего утрату учтенных запасов и утрату неучтенных полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное либо иное значение, определяется по формуле:

Читайте также:  Чай с калины чем он полезный

,

где:

– размер вреда (рублей);

– фактические расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и (или) расходы, предусмотренные проектами рекультивационных работ или иных восстановительных работ, за исключением случаев добровольного восстановления нарушенного состояния окружающей среды (рублей);

– затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, включая организацию мероприятий, направленных на проведение геодезических и маркшейдерских работ, разработку и согласование проекта рекультивационных работ или иных восстановительных работ (рублей).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

6. Стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

,

где:

– объем учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

P – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение (рублей).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

Для целей настоящих Правил объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленному в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.
(Абзац дополнительно включен с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261)

7. Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия указанных сведений у Федеральной службы государственной статистики сведения о средней рыночной цене реализации полезного ископаемого представляются Федеральным агентством по недропользованию по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Федеральное агентство по недропользованию определяет среднюю рыночную цену реализации полезного ископаемого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 94 “О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов”.

В случае отсутствия сведений о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого у Федерального агентства по недропользованию средняя рыночная цена реализации полезного ископаемого определяется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом данных отчетов о выполненных работах по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

При этом вид добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации. В целях настоящих Правил к добытым полезным ископаемым также относятся подземные воды, не являющиеся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. В случае наличия на участке недр многокомпонентных комплексных руд применяется средняя рыночная цена единицы многокомпонентной комплексной руды, определяемая как сумма произведений количества компонента в руде и его цены.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 261.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”

Источник

Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах

1. Настоящие Правила устанавливают порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее – вред).

Читайте также:  Байбак жир и его полезные свойства

2. Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

3. Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

D = Lз + Cл + Cо,

где:

D – размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);

Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);

Со – фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).

5. Размер вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, определяется по формуле:

D1 = Cл1 + Cо1 ,

где:

D1 – размер вреда (рублей);

Сл1 – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда (рублей);

Со1 – фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).

6. Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

Lз = Nбз х Р,

где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

7. Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия данных о средней рыночной цене реализации полезного ископаемого у Федеральной службы государственной статистики Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации запрашивает сведения о средней рыночной цене реализации полезного ископаемого, определяемой Федеральным агентством по недропользованию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 94 “О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ”, а в случае отсутствия указанных сведений у Федерального агентства по недропользованию средняя рыночная цена реализации полезного ископаемого определяется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом данных отчетов о выполненных работах по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

При этом вид добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае наличия на участке недр многокомпонентных комплексных руд применяется средняя рыночная цена единицы многокомпонентной комплексной руды, определяемая как сумма произведений количества компонента в руде и его цены. 

Читайте также:  Сухое и полусладкое вино что полезнее

Источник

Определение Верховного суда Российской Федерации от 4 июля 2019 года по делу № 303-ЭС19-9546

Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением к Обществу о взыскании ущерба, причиненного недрам в результате самовольного пользования недрами.

Решение суда:

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Административного органа.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменений.

Верховный суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации.

Фабула дела:

Административным органом в ходе проведения контрольных мероприятий, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами, установлен факт незаконной добычи общераспространённых полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии.

Полагая, что действиями Общества причинен ущерб недрам, Административный орган обратился в суд с заявлением о взыскании ущерба, причиненного недрам.

Правовое обоснование:

1. Административный орган указал, что добычу скального грунта (строительного камня) в месторождении при проведении руслоформирующих работ на реках в населенном пункте нельзя признать осуществлённой в состоянии крайней необходимости, поскольку согласно материалам дела, такие работы производились в необходимом объёме на протяжении месяца.

По мнению Административного органа, учитывая, что скальный грунт был добыт до начала проведения работ по укреплению проблемных участков берегов рек камнем, на момент добычи скального грунта какой-либо опасности затопления населенного пункта не было, работы носили превентивный характер, были направлены на предотвращение разлива рек и затопления поселка в будущем, а не на момент проведения работ, следовательно, у Общества отсутствовала крайняя необходимость в безлицензионной добыче строительного камня на участке недр.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», а также Правилами расчёта вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 564), Административным органом был произведен расчёт причиненного ущерба.

2. Общество отметило, что срочность проведения работ обусловлена необходимостью защиты территории поселения от затопления в период прохождения паводков и половодий, укрепления отдельных размываемых участков берега. Строительный камень не использовался им в собственных интересах, не был заложен в смету по контракту, использовался исключительно для выполнения берегоукрепительных работ по заданию заказчика.

При этом непосредственно добыча строительного камня из месторождения им не производилась, так как Общество перевозило полезные ископаемые на транспортных средствах для проведения руслоформирующих работ, что подтверждается путевыми листами. Таким образом, по мнению Общества, обязанность по возмещению вреда должна возлагаться на заказчика (лицензирующего органа), под контролем которого проводились все работы и который знал об отсутствии у Общества лицензии на добычу строительного камня на земельном участке.

3. Суд установил, что согласно проектной документации, для ведения работ, включая разработку, погрузку и доставку строительного камня, рекомендовалось использовать камень из участка недр, наиболее близко расположенного к объекту места с материалом, характеристики которого отвечают проектным требованиям (из месторождения строительного камня). Экономической выгоды от добычи строительного камня из карьера Обществом получено не было.

Однако, довод Общества о том, что отсутствие факта оплаты добытого Обществом скального грунта (строительного камня) подтверждает отсутствие работ по добыче данного грунта, по мнению суда является несостоятельным, поскольку гражданско-правовая и административная ответственность за самовольное пользование недрами наступает вне зависимости от того были или не были использованы добытые полезные ископаемые.

Кроме того, суд установил, что в населенном пункте был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с весенним паводком, подтоплением населённых пунктов и объектов инфраструктуры, позже произошло их подтопление. В указанных целях, чтобы не допустить повторения указанной чрезвычайной ситуации, Обществом был заключён государственный контракт на выполнение руслоформирующих работ на реках в поселке.

4. На основании изложенного, учитывая вышеуказанные обстоятельства, при которых был причинён вред, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Административного органа.

Резюме суда:

Добыча лицом общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии не влечет обязанности исполнителя по возмещению ущерба в результате самовольного пользования недрами, если указанные работы производились под контролем заказчика для целей защиты территории населенного пункта от затопления и предотвращения введения режима чрезвычайной ситуации на указанной территории.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия

Источник