Незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых коап
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.13 КоАП РФ |
– Организация (должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, –
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов –
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, –
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Открыть полный текст документа
Ст. 8.13 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных объектов
Новая редакция Ст. 8.13 КоАП РФ
1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Комментарий к Статье 8.13 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные охраной водных объектов. Состав правонарушения формальный, если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или несвоевременное исполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов, загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а также захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах; а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности; а также если объективную сторону образуют действия, т.е. добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины, а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Состав правонарушения усеченный, если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь их загрязнение или другие вредные явления, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; а субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 1, ч. 3 – ч. 5), граждане, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица (ч. 2).
2. Водный режим представляет собой изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Истощение вод представляет собой постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); а также ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты (п. 5, п. 15, п. 17 ст. 1, ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 5 ВК РФ). При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. Орошение, в т.ч. с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей. В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (ч. 1, ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 59, ч. 3 ст. 61, ст. 64 ВК РФ).
3. Под водозабором в соответствии с Методикой исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 11 февраля 1998 г. N 81, понимается комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов. Водохозяйственная деятельность представляет собой деятельность граждан и юридических лиц, связанную с использованием, восстановлением и охраной водных объектов. Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (п. II (2), п. II (5), п. II (7)). Засорение водных объектов представляет собой попадание в указанные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ “О недрах” от 21 февраля 1992 г. N 2395-1).
4. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (абз. 2 ч. 2 ст. 16). При размещении объектов энергетики должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов (абз. 2 ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 42, абз. 1, абз. 3 ч. 2 ст. 51).
5. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), согласно Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ <56>, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. В их границах запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта (ч. 1 ст. 31, ч. 1, ч. 3 ст. 32). Под природными лечебными ресурсами в соответствии с Федеральным законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ <57> следует понимать минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (ч. 1 ст. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 11).
——————————–
<56> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; см. с изм. и доп.
<57> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; см. с изм. и доп.
Другой комментарий к Ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектами водных отношений (водными объектами) являются поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), которые рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Объектом правонарушений, установленных в комментируемой статье, является окружающая природная среда и природопользование, а непосредственным объектом посягательства – водные объекты.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в большом количестве противоправных действий (бездействия), которые перечислены в ст.8.13: нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах и др.
Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорением водных объектов является сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод представляет собой устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
3. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может заключаться как в умысле, так и в неосторожном поведении.
4. Субъектами вышеуказанных правонарушений в данной статье предусмотрены граждане, должностные лица и юридические лица.