Неуплата налога на добычу полезных ископаемых

Дата письма: 01.05.2020
Номер: СД-4-3/7465@
Вид налога (тематика): Налог на добычу полезных ископаемых
Статьи Налогового кодекса:
Статья 339

О порядке применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти (Кд), в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 от 27.02.2020 № 04-06/03002@ по вопросу применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти (Кд), в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) при добыче нефти и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая ставка по НДПИ при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 342.5 Кодекса показатель Дм рассчитывается по формуле: Дм = КНДПИ x КЦ x (1 – КВ x КЗ x КД x КДВ x ККАН) – КК – КАБДТ – КМАН x СВН, где коэффициент КД определяется в соответствии со статьей 342.2 Кодекса.

В пункте 6 статьи 342.2 Кодекса установлено, что в целях применения коэффициента КД в размерах, установленных подпунктами 2 – 4 пункта 1 данной статьи, должно быть соблюдено, в частности, следующее условие:

учет нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в подпунктах 2 – 4 пункта 1 статьи 342.2 Кодекса, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 Кодекса.

Из пункта 9 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в подпунктах 2 – 4 пункта 1 статьи 342.2 Кодекса, значение коэффициента КД для которых составляет менее 1, должны соблюдаться следующие требования:

1) учет количества добытой нефти осуществляется по каждой скважине, работающей на залежи (залежах) углеводородного сырья;

2) измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже четырех раз в месяц.

3) определение количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной осуществляется на основании данных, указанных в подпунктах 1 и 2 данного пункта.

В пункте 10 статьи 339 Кодекса указано, что определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче осуществляется в соответствии с порядком учета нефти, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 77 постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 № 451 «Об утверждении Правил учета нефти» (далее – Правила) при применении коэффициента Кд, предусмотренного статьей 342.2 Кодекса, в размере менее 1 должны быть соблюдены Правила в части определения количества добытой нефти (в целях применения Правил нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная) и установленные Кодексом требования к учету количества добытой нефти, измерению количества добываемой скважинной жидкости и определению ее физико-химических свойств.

Таким образом, на основании указанных положений Кодекса и Правил, одним из требований в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в подпунктах 2 – 4 пункта 1 статьи 342.2 Кодекса, для применения значения коэффициента КД менее 1, является требование согласно которому измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже четырех раз в месяц.

При этом главой 26 Кодекса и Правилами не установлено требование о периодичности измерений количества добываемой скважинной жидкости и определения ее физико-химических свойств, в целях применения налогоплательщиком НДПИ значения коэффициента КД менее 1, при работе скважин неполный рабочий месяц.

В этой связи, в случае работы скважин неполный рабочий месяц на залежах углеводородного сырья, указанных в подпунктах 2 – 4 пункта 1 статьи 342.2 Кодекса, для применения значения коэффициента КД менее 1, измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств необходимо осуществлять по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже четырех раз в месяц, в том числе работающей неполный месяц, с учетом подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Кодекса и пункта 77 Правил.

По вопросу определения физико-химических свойств добываемой скважинной жидкости сообщаем, что в целях применения Правил «нефтегазоводяная смесь» – смесь, извлеченная из недр, содержащая углеводороды широкого физико-химического состава, попутный нефтяной газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения. Понятия «нефтегазоводяная смесь» и «скважинная жидкость» равнозначны.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам нефтедобывающей промышленности.

В этой связи, в целях применения подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Кодекса, при определении физико-химических свойств скважинной жидкости по каждой скважине работающей на залежи углеводородного сырья следует руководствоваться нормативными правовыми документами, действующими в нефтедобывающей промышленности.

ГОСТ Р 8.615-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения количества извлекаемых из недр нефти и нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования» устанавливает общие метрологические и технические требования к измерениям количества (массы, объема) и других параметров извлекаемых из недр сырой нефти и свободного нефтяного газа на этапах добычи, сбора, транспортировки сырой нефти и свободного нефтяного газа и подготовки товарной продукции на территории Российской Федерации.

На основании пункта 3.11 ГОСТ Р 8.615-2005 нефть сырая необработанная (далее – сырая нефть) это жидкое минеральное сырье, состоящее из смеси углеводородов широкого физико-химического состава, которое содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения.

В пункте 3.17 установлены параметры сырой нефти (нефтегазоводяная смесь, скважинная жидкость) – физические величины: температура, плотность, давление, масса балласта, объем растворенного нефтяного газа.

В этой связи, в целях применения подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Кодекса, при определении физико-химических свойств скважинной жидкости по каждой скважине работающей на залежах углеводородного сырья, указанных в подпунктах 2 – 4 пункта 1 статьи 342.2 Кодекса, налогоплательщиком НДПИ необходимо определять следующие физические величины: температура, плотность, давление, масса балласта, объем растворенного нефтяного газа.

Данная позиция согласована с Минфином России (письмо от 24.04.2020 № 03-06-05-01/33291).

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Налогоплательщики[править | править код]

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения[править | править код]

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]

Ключевым понятием для исчисления НДПИ является “добытое полезное ископаемое”. Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:

1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 – специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое – должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу “08 Продукция горнодобывающих производств прочая”, то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк – это ГОСТ 31436-2011 “Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний”), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место соединенение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс, поэтому законодатель назвал их специальными видами добычных работ. Такие виды разделены на две группы:

  • признаваемые таковыми в силу своей природы (например, добыча способом подземного выщелачивания или дражная разработка россыпных месторождений)
  • признаваемые таковыми лицензирующим органом.

Во первом случае можно говорить не просто о соединение добычи и переработки в один процесс, а о их совмещении. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины на поверхность. Растворение – это перерабатывающий процесс, без которого нельзя совершить добычу. Добытым полезным ископаемым в этос лучае будет поднятый продуктивный раствор.

Во втором случае такого совмещения не имеется. Так, законодатель в качестве примера относит ко второму случаю добычу полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, при этом привычные добычные операции (взрывание, экскавация) не производятся одновременно с переработкой (дроблением). Для отличия специальных видов добычных работ второго типа от прочих перерабатывающих операций законодатель установил условие, согласно которому переработка признается специальным видом добычных работ, если это следует из лицензии на пользование недрами. Например, для случая со вскрышными породами в приложении к лицензии может быть указано, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши. Такая формулировка будет означать, что щебень добывается с помощью специального вида добычных работ (дробления).

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база[править | править код]

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].

Налоговые ставки[править | править код]

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы[править | править код]

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». С экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения. Однако с юридической точки зрения льготные ставки и понижающие ставки коэффициенты могут рассматриваться не как льготы, поскольку являются самостоятельными элементами налогообложения наряду со льготами.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Самой распространенной льготой по НДПИ является ставка 0 по нормативным потерям. Идея этой льготы заключается в том, что поскольку добыча всегда сопровождается неизбежными потерями полезного ископаемого, то такие неизбежные потери не следует облагать налогом. При этом потери, которые возможно было избежать, в случае их допущения облагаются налогом в полном размере. Это правило направлено на стимулирование рационального недропользования.

В силу своей массовости ставка 0 по нормативным потерям порождает самое большое количество споров между недропользователями и налоговыми органами. Так, вызывает споры требование налоговых органов измерять потери ежемесячно. В ряде случае оно является неисполнимым (например, потери в штабеле при кучном выщелачивании или потери в залежи при подземном выщелачивании). Другая проблема связана с неразличением налоговыми органами фактических потерь и юридических потерь (например, при добыче из законтурных участков).

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • С. Ю. Шаповалов. “Сложные случаи исчисления НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд” – М: “ЮК Шаповалов Петров”, 2018
  • С. Ю. Шаповалов. “Налогообложение добычи ТРИЗ: Комментарий к статье 342.2 Налогового кодекса РФ и некоторым связанным законоположениям” – М: «Налоговая помощь», 2015
  • С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при добыче драгоценных металлов. — М: «Налоговая помощь», 2014 — ISBN 978-5-9900-1433-6.
  • С. Ю. Шаповалов. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». — М: «ПравоТЭК», 2011.
  • С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче. — М: «Налоговая помощь», 2010 — ISBN 5-9900-1432-5.
  • Л. П. Павлова, М. М. Юмаев. Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы. — М., 2010.
  • С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
  • М. М. Юмаев. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005. — ISBN 5-1727-0086-2.

Источник