Нерастворимые в воде соли входят в состав множество полезных веществ

Цель: узнать опытным путем, какие твердые вещества растворяются в воде, а
какие не растворяются в воде.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить обучающихся с понятиями: растворимые и нерастворимые
    вещества.
  • Учить доказывать опытным путем правильность предположений о
    растворимости (нерастворимости) твердых веществ.

Коррекционные:

  • Учить самостоятельно пользоваться лабораторным
    оборудованием, проводить опыты.

  • Развивать речь через объяснение проводимой работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость.

  • Формировать умение общаться и работать в группах.

Вид урока: лабораторная работа.

Средства обучения: учебник “Естествознание” Н.В. Королева, Е.В. Макаревич

Оборудование для лабораторной работы: мензурки, фильтры, инструкции.
Твердые вещества: соль, сахар, сода, песок, кофе, крахмал, земля, мел, глина.

Ход урока

I. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга глазами. Рада вас
видеть, присаживайтесь.

II

. Повторение пройденного

У: Повторим то, что уже знаем о воде:

– что происходит с водой при нагревании?
– что происходит с водой при охлаждении?
– что происходит с водой при замерзании?
– в каких трех состояниях встречается вода в природе?

У: Какие вы молодцы! Все знаете!

III. Изучение нового материала

(Заранее с учениками согласую группы, которыми они будут
работать, ребята сами выбирают руководителя лаборатории (на др. лабораторном
занятии может быть выбран другой ребенок), который записывает показатели опыта в
таблицу и дает устные комментарии при заполнении конечной части таблицы –
результата.)

У: Ребята, сегодня на лабораторной работе мы узнаем, какие вещества вода
может растворять, а какие – нет. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока
«Растворимые и нерастворимые в воде вещества». (Прикрепляю к доске.)
Какую цель мы сегодня поставим на уроке?

Р: Узнать какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются. (Прикрепляю
к доске.
)

У: Все вещества в природе можно разделить на две группы: растворимые и
нерастворимые. А какие вещества можно назвать растворимыми? (Сверимся с
учебником стр.80:2) Растворимые в воде вещества – такие, которые при
помещении их в воду становятся невидимыми и не оседают на фильтре при фильтрации
.
(Прикрепляю к доске.)

У: А какие вещества можно назвать нерастворимыми? (сверимся с
учебником стр.47-2) Нерастворимые в воде вещества – такие, которые не
растворяются в воде и оседают на фильтре
(прикрепляю к доске).

У: Ребята, как думаете, что нам понадобится для выполнения лабораторной
работы?

Р: Вода, какие-то вещества, мензурки, фильтр (показываю воду в
графине; мензурки, наполненные сл. веществами: солью, сахаром, содой, песком,
кофе, крахмалом, мелом, глиной; пустые мензурки, фильтр
).

У: Что такое фильтр?

Р: Устройство для очищения жидкостей от нерастворимых в ней веществ,
которые оседают на нем.

У: А из каких подручных средств можно изготовить фильтр? Молодцы! А мы
будем использовать вату (в воронку помещаю кусочек ваты).

У: Но прежде, чем приступить к выполнению лабораторной работы заполним
таблицу (таблица начерчена на доске, использую мелки двух цветов, если ученики
предполагают, что вещество полностью растворяется в воде, то отмечаю «+» во
второй колонке; если ученики предполагают, что вещество останется на фильтре ,
то «+» в третьей колонке, и наоборот; цветным мелком фиксирую предполагаемый
результат в четвертой колонке – Р (растворимое) или Н (нерастворимое))

  Наши предположения Результат
РастворимостьФильтрация
1. Вода + песок+Н
2. Вода + глина
3. Вода + кофе
4. Вода + крахмал
5. Вода + сода
6. Вода + земля
7. Вода + сахар
8. Вода + мел

У: А после выполнения лабораторной работы сверим наши предположения с
полученными результатами.

У: Каждая лаборатория будет исследовать два твердых вещества, все
результаты будете записывать в отчет «Растворимые и нерастворимые в воде
вещества». Приложение 1

У: Ребята, это первая ваша самостоятельная лабораторная работа и перед
тем, как вы приступите к ее выполнению, послушайте порядок ее проведения или
инструкцию. (Раздаю каждой лаборатории, после прочтения обговариваем.)

Приложение 2

Лабораторная работа

(Помогаю если есть необходимость. Может возникнуть трудность с фильтрацией
раствора кофе, т.к. фильтр окрасится. Для облегчения заполнения отчетов
предлагаю использовать словосочетания, которые прикрепляю на доску.
Приложение 3
.)

У: А сейчас проверим наши предположения. Руководители лабораторий,
проверьте, подписан ли ваш отчет и прокомментируйте полученные опытным путем
результаты. (Начальник лаборатории отчитывается, фиксирую полученный результат
мелком другого цвета)

У: Ребята, какие вещества для исследования оказались
растворимыми? Какие нет? Сколько совпадений оказалось? Молодцы. Практически все
наши предположения подтвердились.

VI. Вопросы для закрепления

У: Ребята, а где человек использует раствор соли, сахара, соды, песка,
кофе, крахмала, глины?

VII. Итог урока

У: Какую цель мы сегодня ставили? Выполнили ее? Мы молодцы? Я вами очень
довольна! И ставлю всем «отлично».

VIII. Домашнее задание

У: Прочитаете текст для внеклассного чтения на стр.43, ответите на
вопросы.

Встаньте, пожалуйста, те ребята, кому наш урок не понравился.
Спасибо за честность. А теперь те, кому понравилась наша работа. Спасибо. Всем
до свидания.

Источник

I. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Разминка.

  • Назовите формулы сильных оснований.
  • Назовите формулы слабых оснований.
  • Назовите формулы сильных кислот.
  • Назовите формулы слабых кислот.
  • По какому признаку эти вещества классифицируют

    на сильные и слабые?

  • Какие ионы образуются при диссоциации

    оснований?

  • Какова среда раствора в данном случае?
  • Какие ионы образуются при диссоциации кислот?
  • Какова среда раствора?
  • Сделайте вывод, присутствие каких ионов

    обуславливает щелочную и кислотную реакцию

    среды.

  • Как изменится цвет лакмуса в щелочной и

    кислотной среде?

Химический эксперимент.

Перед вами три пробирки, в которых

растворы кислоты, щелочи, дистиллированная вода,

водопроводная вода. Подтвердим ваши ответы

экспериментом. При работе не забывайте о

правилах ТБ при обращении с химическими

веществами.

Какова окраска лакмусовой бумаги в

пробирках?

Результаты реакций в 1-3 пробирках мы

легко можем объяснить. А как объяснить

слабощелочную реакцию среды в пробирке с

водопроводной водой?

Вспомним, в чем различие

дистиллированной воды и воды водопроводной.

(присутствие растворенных солей). Значит, окраску

лакмуса обуславливает наличие в воде

растворенных солей.

Можем ли мы, основываясь на имеющихся

знаниях, объяснить результаты 4 опыта?

Действительно, вы столкнулись с неизвестным пока

для вас явлением, которое не можете грамотно

истолковать на основании имеющегося у вас опыта

и знаний. Это явление – гидролиз солей в водных

растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок.

Запишите тему урока:

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.

Наша цель – изучить сущность

гидролиза солей в водных растворах.

Задачи – сформулировать

определение понятия “гидролиз”, научиться

объяснять химические процессы, протекающие в

водных растворах солей, записывать уравнения

реакций гидролиза, предсказывать и объяснять

изменение кислотности среды и образование

кислых и основных солей в этом процессе,

познакомиться с ролью гидролиза солей в природе,

хозяйственной деятельности и повседневной жизни

человека.

В заключении урока планируется

тестовый контроль.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Рассмотрим название явления “гидролиз”.

Данный термин состоит из двух составных частей

от греческого “гидро” – вода, “лизис” –

разложение. Дословно, гидролиз – разложение

водой.

Думаю, к концу занятия нам удастся

сформулировать полное определение понятия

“гидролиз”.

Демонстрационный опыт.

Предлагаю вашему вниманию еще один

небольшой эксперимент. В трех колбах находится

дистиллированная вода. Как видите, среда –

нейтральная, т.к. окраска лакмоида фиолетовая.

Растворим в 1 пробирке хлорид алюминия, во-второй

– карбонат натрия, в третьей – хлорид натрия. Как

изменилась окраска лакмоида? О чем это говорит

(среда в 1 пробирке кислотная, во второй –

щелочная, в третьей – нейтральная)

Следовательно, можно сделать вывод,

что

в 1-й пробирке присутствуют ионы____________,

во 2-й пробирке ионы_______________,

в 3-й пробирке _______________.

Попробуем разобраться, что же произошло.

Вода, как вы знаете, является слабым

электролитом и диссоциирует на положительные

ионы водорода и гидроксид-ионы.

Мы знаем, что соли – производные кислот и

оснований.

Растворимая соль в воде диссоциирует на

составляющие ее ионы.

Хлорид алюминия – соль, образованная слабым

основанием и сильной кислотой, диссоциирует

следующим образом

Очевидно, что в растворе данной соли

противоположно заряженные ионы объединятся.

Катионы алюминия прочно связывают

гидроксид-ионы, так как гидроксид алюминия

слабое основание и не подвергается диссоциации.

Хлорид-ионы не могут быть связаны катионами

водорода, так как соляная кислота – сильная и

диссоциирует полностью.

В результате – в растворе избыток катионов

водорода, вследствии этого – среда раствора

кислотная.

Для того, чтобы записать уравнение

гидролиза, воспользуемся памяткой.

1. Определим состав соли:

2. Возьмем ион слабого электролита и

напишем уравнение его взаимодействия с

составными частями воды:

3. На основании краткого ионного

уравнения напишем молекулярное уравнение.

Исходные вещества известны – соль и вода,

продукты гидролиза составим, связывая

образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые

не участвуют в гидролизе:

Одним из продуктов данной обменной реакции

является основная соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной слабым

основанием и сильной кислотой, имеет кислотную

реакцию, так как в растворе избыток катионов

водорода.

Карбонат натрия – соль, образованная сильным

основанием и слабой кислотой, диссоциирует

следующим образом

Карбонат-ионы прочно связываюткатионы

водорода, так как угольная кислота слабая.

Катионы натрия не могут быть

связаныгидроксид-ионами, так как гидроксид

натрия – сильное основание и диссоциирует

полностью.

В результате в растворе избыток

гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

Воспользовавшись памяткой, самостоятельно

составьте молекулярное уравнение гидролиза

карбоната натрия.

Одним из продуктов данной обменной

реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным

основанием и слабой кислотой, имеет щелочную

реакцию, так как в растворе избыток

гидроксид-ионов.

Хлорид натрия – соль, образованная

сильным основанием и сильной кислотой.

Хлорид натрия гидролизу не подвергается, так

как в составе соли нет иона, который мог бы при

взаимодействии с водой образовывать слабый

электролит.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным

основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную

реакцию, так как в растворе равное количество

катионов водорода и гидроксид-ионов.

Случай, когда соль образована слабым

основанием и слабой кислотой более сложный и

будет рассмотрен в 11 классе. Продукты гидролиза

зависят от соотношения констант диссоциации

основания и кислоты. Отмечу лишь, что зачастую

гидролиз в данном случае идет необратимо, соль

полностью разлагается водой. В этом случае в

таблице растворимости в ячейке соответствующей

соли стоит прочерк.

Думаю, теперь мы сможем сформулировать

определение понятия “гидролиз”

Проанализируйте записи молекулярных

уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные

реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза?

Какие продукты данных взаимодействий с точки

зрения теории электролитической диссоциации мы

получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена

между некоторыми солями и водой приводящая к

образованию слабого электролита.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Можно ли по составу соли сделать

заключение о возможности ее гидролиза?

Это возможно с помощью таблицы

растворимости. Нерастворимые соли гидролизу

практически не подвергаются. Если соль в воде

растворима, то следует выяснить, входит ли в ее

состав катион, отвечающий слабому основанию, или

анион, отвечающий слабой кислоте.

Так отчего же водопроводная вода имеет

слабощелочную среду? Из-за гидролиза солей,

которые в качестве примесей имеются в

водопроводной воде. Можем предположить, что это

соли, образованные слабым основанием и сильной

кислотой. Предлагаю в качестве домашнего задания

следующее: выяснить из дополнительных

источников , какие соли находятся в нашей воде и

составить уравнения их гидролиза.

Заполнение таблицы

Название солиУравнение гидролизаСреда раствораОкраска лакмусовой бумаги
Карбонат калия   
Нитрат железа (II)   
Хлорид бария   

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Роль и практическое применение

гидролиза (сообщения учащихся)

Гидролиз в природе.

Обменные реакции между солями и водой

широко распространены в природе.

Явление гидролиза играет огромную

роль в химическом преобразовании земной коры.

Многие минералы земной коры – это сульфиды

металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде,

постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы

идут и на поверхности Земли, и особенно

интенсивно в ее глубинах при повышенной

температуре. В результате образуется огромное

количество сероводорода, который выбрасывается

на поверхность при вулканической деятельности. А

силикатные породы постепенно переходят в

гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В

результате гидролиза минералов –

алюмосиликатов – происходит разрушение горных

пород.

Известный нам малахит (Cu2(OH)2CO2)

– не что иное, как продукт гидролиза природных

карбонатов.

В Мировом океане соли также интенсивно

взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой

гидрокарбонаты кальция и магния придают морской

воде слабощелочную реакцию. Именно в такой

слабощелочной среде прибрежных вод рН

приблизительно равно 9 наиболее интенсивно

протекает фотосинтез в морских растениях и

наиболее быстро развиваются морские животные. А

если вспомнить о составе рН крови млекопитающих,

в том числе и человека, то вы сможете не только

сделать вывод о единстве животного мира на Земле

но и сформулировать и некоторые гипотезы

происхождении жизни на планете.

Гидролиз в народном хозяйстве.

Гидролиз доставляет немало хлопот

нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси

воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и

магния. При нагревании нефти в процессе ее

переработки до 250 град. С и выше происходит

интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с

водяным паром. Образующийся при этом

газообразный хлороводород вступает в реакцию с

металлом, из которого сделано оборудование,

разрушает его, что резко увеличивает стоимость

нефтепродуктов.

Впрочем, на счету гидролиза немало и

добрых дел. Например, образующийся при

взаимодействии сульфата алюминия с водой

мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже

несколько веков используется в качестве

протравы при крашении. Оседая на ткань и прочно

соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко

адсорбирует красители и образует весьма

устойчивые красящие слои, которые выдерживают

многократную стирку ткани. Без протравы

качественной окраски тканей не получится.

Этот же процесс используют для очистки

питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый

аморфный осадок гидроксида алюминия

обволакивает частички грязи и адсорбирует

вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно

таков же механизм очистки природной воды

глинами, которые представляют собой соединения

алюминия.

Гидролиз солей Na2CO3 Na3PO4

применяется для очистки воды и уменьшения ее

жесткости.

Известкование почв с целью понижения

их кислотности также основано на реакции

гидролиза

Посредством гидролиза в

промышленности из непищевого сырья (древесины,

хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы

вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый

спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.

Гидролиз в жизни человека

В повседневной жизни мы постоянно

сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке

белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже

процессы пищеварения, в частности, расщепление

жиров, протекают благодаря гидролизу.

V. ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

Выполнение тестового задания. 1

вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных

электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2

имеет

А) кислотную среду;

Б) щелочную среду;

В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку “Составление уравнений

гидролиза солей” и таблицу растворимости,

напишите сокращенное ионное и молекулярное

уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

Выполнение тестового задания. 2

вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании молекул сильных электролитов;

В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;

Б) щелочную среду;

В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку “Составление уравнений

гидролиза солей” и таблицу растворимости,

напишите сокращенное ионное и молекулярное

уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.

Поведение итогов выполнения задания. Верные

ответы, ключ для оценки успешности выполнения

теста.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .

Итак, как вы считаете, смогли ли мы

решить в ходе урока поставленную цель?

Что вы узнали, чему научились?

Домашнее задание:

1. Заполните таблицу:

Название солиУравнение гидролизаСреда раствораОкраска лакмусовой бумаги
Нитрат цинка   
Сульфат калия   
Сульфид натрия   

2. Почему дистиллированная вода имеет

нейтральную реакцию, а водопроводная –

слабощелочную? Выясните из дополнительных

источников , какие соли находятся в нашей

водопроводной воде и составьте уравнения их

гидролиза.

3*. Вспомните, какие соли входят в

состав крови человека. Используя знания о

гидролизе, объясните, почему среда плазмы

слабощелочная. Составьте уравнения

соответствующих реакций гидролиза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. “Современные

    открытые уроки химии”, Ростов-на-Дону, “Феникс”,

    2002 г.;

  2. Четверова Л.М. “Гидролиз солей”, “Химия”, № 8,

    2004 г.

  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г.

    “Настольная книга учителя. Химия 11 класс”,

    Москва, “Дрофа”, 2003 г.

  4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. “Химия. 10

    класс”, Москва, “Оникс XXI век”, 2004 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Источник