Некоммерческая организация исполнитель общественно полезных услуг

Некоммерческая организация исполнитель общественно полезных услуг thumbnail

Почему статус исполнителя общественно полезных услуг чаще всего остается только статусом.

Три с лишним года в России действует закон об НКО — исполнителях общественно полезных услуг. Закон призван поддерживать надежные социально ориентированные организации с качественными услугами: давать им длинные (от двух лет) субсидии, имущественную, информационную и другую помощь от региональных властей.

Призван, но мало где поддерживает реально.

ИОПУ без обязательств

Чтобы получить статус, организация, хорошо работающая как минимум год, не имеющая долгов и статуса «иностранного агента», подает в региональное профильное министерство/департамент документы, чтобы получить заключение о качестве услуг, с которыми она хочет войти в реестр ИОПУ. Это заключение вместе с пакетом документов подается в Минюст, Минюст добавляет организацию в реестр. Подробный механизм описан в памятке для НКО.

Статус дается на два года, его можно продлевать. Если организация не продлевает, то она автоматически исключается из реестра, но членство в нем можно возобновить. Исполнитель может оказывать только услуги, входящие в утвержденный правительством перечень.

Некоммерческая организация исполнитель общественно полезных услуг

Согласно закону №287-ФЗ, НКО-ИОПУ «имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами».

Права некоммерческих организаций на приоритетную поддержку в законе прописаны. А вот обязанность властей предоставить ее — нет.

Поэтому в некоторых субъектах РФ есть фора для ИОПУ на конкурсах региональных субсидий, а в других только участие на общих основаниях. Есть департаменты — например в Чувашии или Волгоградской области, — проводящие отдельные конкурсы среди организаций — исполнителей ОПУ. Но таких регионов единицы.

Могут или должны?

В Тюменской области входить в реестр, например, выгодно: там власти дают всю поддержку, описанную в законах.

«У нас в регионе есть отдельное постановление “Об утверждении порядка предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям”. По этому единому постановлению работают все департаменты социальной сферы. На конкурсах субсидий организация-исполнитель общественно полезных услуг получает плюс два балла», — комментирует АСИ Юлия Мясникова, начальник отдела поддержки и развития негосударственных организаций и общественных связей департамента социального развития Тюменской области.

По словам Мясниковой, все СОНКО-ИОПУ уже имеют помещения; чтобы их получить, статус не требовался. В Тюмени ведется реестр свободных городских помещений и некоммерческие организации могут на них претендовать. Также в регионе есть проект «Приходи и работай» для организаций, реализующих президентские гранты, которым помещения нужны разово, — они подают заявку и могут пользоваться подходящими площадями.

Высказать мнение, почему в разных регионах власти помогают ИОПУ неодинаково, тюменская чиновница затрудняется.

«Может быть, мы по-разному читаем законы… Но мы считаем, что если написано “НКО могут получать поддержку”, значит, [мы поддержать] должны… Наверное, это вопрос личной ответственности госслужащих».

В Белгородской области исполнителей общественно полезных услуг тоже стараются поддерживать. Но уровень поддержки зависит от района.

«Мы работаем в трех городах: Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Закон оправдал себя не везде, но в большей степени. Вот администрации Старооскольского городского округа хочется сказать спасибо: буквально на днях нам предоставили на пять лет бесплатно помещение, которое мы раньше брали в льготную аренду, — рассказывает АСИ руководитель Центра абилитации детей-инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды» Надежда Клубаева. — Каждый год мы получаем субсидии от правительства Белгородской области. Но в целом — закон будет работать, если его отшлифовать до совершенства, если в нем будет написано, что [власти на местах] должны [обеспечивать поддержку]».

Если в Тюменской области на момент публикации этого материала 13 исполнителей общественно полезных услуг, а в Белгородской — 10, то в Ярославской он один. Было два, но региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру» не стала продлевать статус.

Некоммерческая организация исполнитель общественно полезных услугЗанятия в бассейне. Фото: сайт ЯРООИ «Лицом к миру»

«Лицом к миру» была одной из первых НКО-ИОПУ в стране. Она получила статус еще в 2017 году, когда заключения о качестве услуг выдавали не региональные, а федеральные министерства. На оформление потратили почти полгода — и разочаровались.

«Только в конце прошлого года наши департаменты стали давать незначительное количество баллов [сверху] исполнителям ОПУ на конкурсах субсидий, — рассказывает Агентству социальной информации председатель совета ЯРООИ «Лицом к миру» Наталия Жужнева. — Больше преференций нет вообще никаких. В самом начале нашего пути, я считаю, статус помог нам получить помещение: [мы просили], говорили, что мы исполнители общественно полезных услуг, помогите нам, пожалуйста. Нам дали. И всё.

В законе прописано, что субсидии [для ИОПУ] должны предоставлять на срок от двух лет, но сколько бы мы ни говорили с нашими региональными властями — они нам отвечали: “Нет, должен быть отдельный конкурс среди исполнителей услуг, и в нем мы будем предусматривать  два года. А в “обычном” конкурсе субсидий мы могли получать только поддержку на год, как и все».

«Нет обязанности у региональных и местных чиновников поддерживать СОНКО-ИОПУ. Нет модели взаимодействия, тиражирования лучших практик. Поэтому каждый [департамент] действует исходя из своего понимания», — комментирует директор Агентства социальной информации Елена Тополева.

Зачем нам статус ИОПУ, если есть гранты

Поддержка исполнителей общественно полезных услуг «пиарится» государством довольно слабо в сравнении, например, с поддержкой победителей конкурсов Фонда президентских грантов. Профит неясный, аббревиатура опять же не самая благозвучная. Стимул для самих чиновников отдельно финансировать ИОПУ тоже неочевиден — он скорее в плоскости личной ответственности и желания укреплять надежность и прозрачность организаций на своей территории. Отдельного рейтинга регионов по работе с ИОПУ в России нет, губернаторов и министров за эту работу не поощряют.

Некоммерческая организация исполнитель общественно полезных услугФото: Фонд президентских грантов

В то же время у президентских грантовых проектов (и это хорошо) продвижение на хорошем уровне: и публикации в СМИ, которые НКО-грантополучатели прикладывают к отчетам, и раскрутка в соцсетях фонда, и внимание журналистов к раздаче-освоению крупных сумм денег, и прозрачный единый для всех и потому понятный извне механизм поддержки с четкими сроками и несложным документооборотом.

Также важно, что президентскими грантами поддерживаются не только услуги из определенного правительственного перечня, но и вся другая общественная деятельность: правозащита, природоохранная работа, сохранение исторической памяти, поддержка одаренных детей и др.

Если бы, например, статус ИОПУ гарантировал организациям возможность получить помещение от муниципалитета/района — это был бы крупный бонус и хороший пиар для реестра.

Еще лучше — если бы регионы гарантировали поддержку текущей, не проектной, деятельности исполнителей услуг в ситуации кризиса.

«Было бы правильно, например, если бы какие-то расходы организаций финансировались государством вне конкурсов субсидий. Если НКО оказывают востребованные услуги — по идее, государство должно их страховать, например, в случае неудачи в грантовых конкурсах. Во Франции, допустим, такой опыт уже применяется: в определенных некоммерческих организациях, которым доверяют профильные департаменты, государство обеспечивает возможность платить зарплаты ключевым сотрудникам», — говорит Елена Тополева.

Упрощает ли жизнь «упрощенка»

С 15 сентября 2020 года НКО, успешно реализовавшие президентские грантовые проекты, смогут входить в реестр исполнителей общественно полезных услуг без оценки качества их работы региональными министерствами. Федеральный закон об «упрощенке для победителей» Владимир Путин подписал 19 марта.

Фонд президентских грантов регулярно проводит оценку реализации «своих» проектов, получивших финансирование, ее результаты публикуются на странице оценка.гранты.рф. Именно эта оценка будет подтверждением качества работы потенциальных ИОПУ. Порядок, как это будет работать, Минюст пока еще разрабатывает.

Важно: реализованный грантовый проект должен относиться к тому же направлению помощи, что и услуга, которую организация хочет оказывать как ИОПУ.

Прежний механизм вхождения в реестр (через заключение от региональных министерств) тоже продолжит действовать. Просто у некоторых НКО появятся варианты, где запрашивать оценку качества — в администрациях или Фонде президентских грантов.

Для многих это хорошая новость, но по сути реформа спорная.

«Грантовый проект может быть уже или, наоборот, шире оказываемой услуги. Если проект и услуга совпадают — тогда понятно, но если проект реализуется не только в русле этой услуги, если он еще про что-то другое, — в этом случае неясно, как определить, что организация оказывает услугу надлежащего качества», — рассуждает Елена Тополева.

***

Статус исполнителя общественно полезных услуг стал «знаком качества» для НКО, и в этом его плюс. Например это важная «почетная грамота» в портфолио претендентов на гранты корпоративных фондов: обычно ИОПУ имеют хорошие отношения с властями.

Но если бы работа с исполнителями услуг велась как должно — тогда статус мог бы стать гарантией выживания надежных и прозрачных некоммерческих организаций.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Источник

О государственной услуге

Предназначена для признания социально ориентированной некоммерческой организации (далее – организация) исполнителем общественно полезных услуг.

Кто может получить

Заявителем при предоставлении государственной услуги является руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от ее имени.

Куда обратиться

В территориальные органы Минюста России в отношении:

– межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений;

– региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;

– местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;

– религиозных организаций, образованных централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;

– иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В центральный аппарат Минюста России в отношении:

– общероссийских общественных организаций и движений;

– Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;

– централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

– религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации.

График работы

Прием заявителей для личного представления документов для предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии со следующим графиком:

в территориальных органах:

Понедельник, среда  – 14.00 – 17.00

Вторник, четверг – 9.00 – 12.00

Пятница – 14.00 – 16.00

в центральном аппарате:

Понедельник – с 10-00 до 13-00

Вторник, четверг – с 14-00 до 17-00

Среда, пятница – с 9-00 до 12-00

Порядок получения государственной услуги

Получение услуги возможно в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (ознакомьтесь с особенностями получения услуги в электронном виде и инструкцией по порядку действий заявителя).

Заявители имеют право представить документы лично (или иное лицо на основании доверенности, выданной заявителем), направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством сети «Интернет», в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Перечень необходимых документов

Для признания организации исполнителем общественно полезных услуг  в Минюст России (его территориальные органы) представляется:

заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 (далее – Правила принятия решения).

Для дополнительного внесения в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг (далее – реестр) сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, не позднее 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг, в Минюст России (его территориальные органы) представляется:

заявление о дополнительном внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, по форме согласно приложению № 4 к Правилам принятия решения.

Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр представляется:

заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения.

Заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг.

Заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее – заключение) по форме согласно приложению № 2 к Правилам принятия решения для признания организации исполнителем общественно полезных услуг и для дополнительного внесения в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, не позднее 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг, заявитель вправе представить в Минюст России (его территориальные органы) по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Требования к оформлению документов:

Все документы представляются на русском языке.

Все документы представляются в одном подлинном экземпляре.

Заявление, содержащее более одного листа, должно быть прошито, пронумеровано и заверено подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимаются.

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются федеральными государственными служащими центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов.

Консультации предоставляются по следующим вопросам:

– перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;

– категории заявителей, которым предоставляется государственная услуга;

– перечень документов, представляемых заявителем для получения государственной услуги, требования, предъявляемые к этим документам и их оформлению, включая образцы заполнения форм документов;

– сроки предоставления государственной услуги;

– порядок и способы подачи документов, представляемых заявителем для получения государственной услуги;

– порядок получения информации заявителем по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг;

– результаты предоставления государственной услуги, порядок направления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

– перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;

– сведения о местонахождении, графике работы, справочных телефонах, телефонах-автоинформаторах (при наличии), адресах официальных сайтов Министерства (его территориальных органов) в сети «Интернет», а также электронной почты;

– порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Министерства (его территориальных органов), а также его должностных лиц;

– иная информация о порядке предоставления государственной услуги.

Консультации предоставляются при личном обращении, посредством официальных сайтов Минюста России (его территориальных органов), телефонной связи, телефонов-автоинформаторов (при наличии), почты или электронной почты.

При личном обращении консультации предоставляются в часы приема заявлений, в иных случаях – в рабочее время, в том числе, когда прием заявлений на предоставление государственной услуги не осуществляется.

Срок предоставления услуги

Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) принимается Минюстом России (его территориальными органами) в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов.

Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) направляется организации в течение 3 рабочих дней со дня принятия Минюстом России (его территориальными органами) соответствующего решения.

Результаты оказания государственной услуги

Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

– принятие решения о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и внесение сведений об организации в реестр (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр); 

– прекращение предоставления государственной услуги по инициативе заявителя;

– решение об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (во внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр).

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги

В признании организации исполнителем общественно полезных услуг (во внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) может быть отказано, если:

– не представлены (несвоевременно представлены) документы, предусмотренные пунктами 3, 3 (1) и 11 Правил принятия решения;

– организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

– представлены документы, содержащие недостоверные сведения, либо документы оформлены в ненадлежащем порядке. 

Порядок обжалования

Заявители имеют право на обжалование действий и (или) бездействия  и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги.

Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 11.1 и 11.2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявитель вправе письменно обжаловать действия или бездействие должностных лиц территориальных органов Минюста России – в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций – Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью.

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы предоставляется:

посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальных сайтах, на Едином портале государственных и муниципальных услуг;

с использованием средств телефонной связи, в письменной форме, по электронной почте, при личном приеме.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России (его территориальных органов), а также его должностных лиц регулируется:

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012  № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности,  и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг».

Административный регламент

Источник