Нефть как полезные ископаемые для детей
Надежда Платова
Занятие по познавательному развитию «Полезные ископаемые. Нефть»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
п. Красное»
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности
с детьми подготовительной группы.
Образовательная деятельность: познание
Тема:
Полезные ископаемые. Нефть.
Воспитатель:Платова НадеждаВладимировна
Дата проведения:
27 марта 2014г.
Цель:
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи:
• Рассказать что такое нефть;
• Закрепить понятие “полезные ископаемые”;
• Продолжать знакомить с богатством родного края;
• Расширять кругозор и словарный запас детей;
• Воспитывать чувство гордости и любви к родной, ненецкой земле.
Материал: образцы нефти, набор картинок с изображением нефтяной вышки, нефте- качалки и других объектов нефтяной промышленности, книга “В некотором царстве, нефтяном государстве” – Т. Цаценко
Предварительная работа: беседы о полезных ископаемых НАО (уголь, золото, глина, руды, драгоценные камни, торф,рассматривание наглядных пособий: “Коллекция строительных материалов”, “Торф и продукты его переработки”.
Литература: Энциклопедии «Всё обо всём», «Я познаю мир», журналы» «Дошкольное воспитание», энциклопедический словарь НАО.
Ход занятия
Часть №1
Воспитатель – Мы с вами уже про многие полезные ископаемые знаем и знаем для чего их добывают. Кто мне назовет некоторые виды полезных ископаемых?
Дети – Уголь, золото, железная руда, глина, торф, песок (одновременно выясняется, для чего их добывают и где они применяются).
Воспитатель – Молодцы! Все правильно назвали, но сегодня я хочу рассказать вам еще про одно полезное ископаемое. Его еще называют “жидкое черное золото” и «каменное масло». И находят это полезное ископаемое глубоко в земле и добывать его совсем непросто. Может кто-нибудь догадался, о чем я хочу вам рассказать?
Дети – Нефть.
Воспитатель – Да. Я хочу рассказать про нефть (слайд №1). Мы с вами живём в краю, где добывают нефть, и край наш по праву можно назвать нефтяным. Как называют людей, которые добывают нефть?
Дети : Нефтяники.
Воспитатель: Долгий путь проделывает нефть от глубин земли до завода по переработке нефти. Первыми приходят геологи (слайд №2). Они ищут нефть и обозначают на карте место, где её много (слайд № 3). Затем приходят бурильщики и устанавливают буровую (слайд №4, 5) Это специальная площадка, с её помощью в землю опускают трубы, через которые поднимают нефть на поверхность земли. А чтобы нефть могла двигаться дальше, на помощь приходят люди, чья профессия называется «трубоукладчики» (слайд № 6). Они прокладывают трубопровод для перекачки нефти на дожимную насосную станцию (слайд №7). На ней производят очистку нефти от разных примесей, которые вместе с ней поднялись на землю. Это вода и газ. Далее чистая нефть течёт по трубопроводу в ёмкости для сбора нефти. (слайд № 8) Оттуда по трубопроводу, который проложен по дну моря, нефть идёт на причал (слайд №9).
Затем её отгружают в танкер (слайд № 10, который доставляет нефть на нефтеперерабатывающие заводы (слайд№11, где из неё изготавливают (слайд№12) бензин – топливо для автомобилей, соляр- топливо для тракторов, керосин- для самолётов. На химических заводах (слайд№13)делают пластмассу, полиэтилен и т. д. (слайд №14).
Физминутка: Мы качалки, мы насосы
Нефть качаем, мы качаем
И по трубам, и по трубам
На заводы отправляем. Часть №2
А сейчас мы с вами проведём опыты
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть чёрного цвета.
Опыт 2. Запах нефти.
2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?
Вывод: Нефть имеет запах.
Опыт 3. Прозрачность.
2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.
В какой из колбочек видна палочка, а в какой – нет? Почему?
В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью – нет.
Вывод: Вода – прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать.Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.
Опыт 7. Птицы и нефть.
Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
После каждого опыта дети зарисовывают полученные знания.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать по результатам проведённого исследования?
Дополнительно: показать сюжет «Экологическая катастрофа»
(слайды №15, 16, 17, 18, 19)
- Доклады и сообщения
- География
- Нефть – полезное ископаемое
Становление, а также развитие нашего общества зависит от многих вещей. Конечно, не обходится и без добычи полезных ископаемых, которые люди научились добывать благодаря долгому и кропотливому процессу. Самым ключевым энергетическим источником на нашей планете Земля является такое полезное ископаемое, как нефть. Наверное, нет ни в одной стране отрасли промышленности, в которой бы не использовали и не применяли нефтяную продукцию. Роль нефти в жизни многих стран достаточно велика.
Сама по себе нефть – это полезное ископаемое, располагающееся глубоко в недрах Земли. Нефть представляет собой горючую масляную жидкость. Ее залежи можно обнаружить только при помощи специальных установок и приспособлений. Даже сегодня это самое важное топливное сырье по всему миру. Нефть имеет свой цвет, и даже запах. Она может быть как светло-желтая, так и темно-коричневая. Встречается еще бесцветная, и даже черная нефть. Смотря сколько в состав нефти, входит кислорода, серы и азота, ее запах может быть похож на запах мазуты или солярки. Чаще всего нефть добывают с помощью буровых установок, но бывает такое, что в некоторых местах нефть пробивается через поверхность, это получило название нефтяной источник.
Самый важный показатель, которым должна обладать нефть – это ее плотность. Чем легче нефть, тем больше она имеет ценность. Кроме этого у нефти есть своя температура кристаллизации, определенная вязкость и даже электропроводимость. Специалисты отнесли нефть к ресурсам, которые не возобновляются. Всего несколько стран, которые могут похвастаться месторождениями нефти на их территории. В первую очередь это Саудовская Аравия, Иран, Канада и Ливия. На восьмом месте будет находиться Россия. Сложного процесса занимает добыча нефти. Всего существует несколько видов добычи нефти. В том случае, если нефть под собственным давлением поднимается на поверхность земли, специалисты устанавливают там насосы и выкачивают ее.
Добытая нефть проходит специальную переработку. Ее очищают от воды, газов и других пород путем очень сложных операций. Оказываются, имеются сведения, что нефть использовали еще древние люди. Сегодня без нее очень трудно обойтись. Это очень важное полезное ископаемое, благодаря которому продолжает держаться экономика в мире.
Доклад-сообщение Нефть – полезное ископаемое
Нефть – полезное ископаемое, которое, является невозобновляемым. Это жидкая маслянистая смесь черного цвета, которая залегает в подземных резервуарах на глубине 5-6 километров.
По предположениям ученых, нефть образовалась миллионы лет назад. Однако, точно сказать, как она сформировалась – сложно. Есть два мнения по этому поводу. Одни считают, что нефть формировалась из останков древних животных и растений. Эту теорию выдвинул М.В.Ломоносов. Д.И.Менделеев считал, что нефть получается в результате химических реакций в недрах Земли.
Еще несколько сотен лет назад основным источником топлива для масляных фонарей и других вещей, которым для работы требовался огонь, служил китовый жир. Каждый месяц китобои выходили в море и убивали китов, собирая их жир и продавая как ценное топливо. С каждым годом популяция китов все больше уменьшалась и их находили все реже и реже. Они могли навсегда исчезнуть с лица Земли, если бы люди вовремя не отыскали нефть, которая полностью изменила жизнь цивилизации.
Сейчас из нефти делается практически все, что нас окружает. Это не только бензин и керосин. Из продуктов переработки нефти делают пластмассу, а это детские игрушки, садовая мебель, корпуса мобильных телефонов и компьютеров и еще много чего разного. Подумайте сами, что еще делается из пластмассы?
Кроме того, из продуктов переработки нефти делается битум, который используется в дорожном строительстве. А знаете ли вы, что из нефти получается резина? А это не только школьный ластик, но и покрышки автомобилей, шасси самолетов, различные уплотнители и много всякой всячины!
Нефтепродукты применяют в медицине, сельском хозяйстве, строительстве. Из продуктов нефтепереработки делают так же ракетное топливо, на котором космические корабли взлетают в космос. Страшно представить, но из нефти уже научились делать даже продукты питания!
Из-за универсальности этого сырья цена на нефть достаточно высока, поэтому люди называют ее «черное золото». А такая универсальная нефть потому, что в ней содержится около 1000 различных веществ, которые можно использовать по их назначению!
Самая богатая по запасам нефти страна – Саудовская Аравия. Далее идут Канада и Иран. Россия занимает лишь 8 место в этом списке, хотя наша страна одна из самых продающих нефть.
Нефть разделяют на три различных типа – легкую, среднюю и тяжелую. Все они отличаются своей плотностью. Чем плотнее она – тем качественнее.
Добыча нефти – сложный процесс. После того, как бурят скважину, нефть начинает фонтаном бить наружу. На этом месте ставят нефтяную вышку и качают нефть. Затем, когда напора не хватает, в нефтяную скважину ставят насос, который начинает выкачивать нефть принудительно, опустошая резервуар. Далее нефть нагревают, она становится более жидкой. Так выкачиваются последние остатки нефти из резервуара.
Далее идет переработка нефти. Это сложный процесс, которым руководят химики и физики. Нефть сначала очищают от газов, воды и разных примесей, а затем доставляют на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее получают необходимые продукты.
Нефть не пропускает через себя кислород. Это бывает опасным, если ее разлить в океане во время транспортировки. «Черное золото» растекается тонкой пленкой по поверхности моря, не пропуская кислород, которым дышат рыбы и они умирают. Работая с нефтью, нужно соблюдать много мер предосторожности.
И, тем не менее, открытие нефти человечеству дало возможность сделать колоссальный рывок вперед. Теперь отказаться от ее добычи невозможно, потому что без этого сырья дальнейшее развитие Цивилизации на данный момент невозможно. Поэтому надо помнить, что это невосполнимый ресурс и надо экономно и бережно относиться к нему.
3, 4 клас окружающий мир, кратко
Нефть – полезное ископаемое
Популярные темы сообщений
- Горячие точки мира
Горячими точками мира именуются военные конфликты, возникающие по всему земному шару. Если посмотреть на карту мира. То можно увидеть, что они возникают практически в каждой третьей стране.
- Ушастый ёж
Ушастый еж является одним из редких животных, занесенных в Красную книгу. Обитает он в пустынях, южных степях Европы и Центральной Азии. Свое название еж получил благодаря уникальному размеру и форме ушной раковины.
- Натюрморт (в живописи)
Натюрморт в живописи это изображение различных предметов, которые обязательно комбинируют друг с другом. Натюрморт чаще всего является одним уникальным творением, но также может быть и частью одной большой композиции.
Валентина Клишина
Конспект занятия для детей старшего возраста «Нефть и ее свойства»
Конспект «Нефть и ее свойства».
Цель: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать
имеющиеся знания.
Задачи :
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.
Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц, иллюстрации.
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Проблемные ситуации.
2. Беседы, комментарии в процессе выполнения экспериментов в соответствии с сюжетной линией.
3. Сюрпризный момент.
4. Игровой комплекс.
5. Сюжетный момент.
6. Анализ деятельности.
Виды детской деятельности в НОД:
– Игровая;
– Коммуникативная;
– Трудовая;
– Познавательно-исследовательская;
– Экспериментальная;
– Продуктивная.
Тема экологии стала очень актуальна в наше время, в связи с загрязнением окружающей среды. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Возраст дошкольников позволяет заинтересовать проблемами экологии, привить любовь к животному миру, узнать много нового в ходе экспериментальной деятельности. Экспериментирование способствует развитию эмоциональности ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков.
Планируемые результаты:
Исследовательские:
– у ребенка сформированы основные навыки экспериментирования и потребность в познавательной активности;
– ребенок способен выполнять доступные возрасту эксперименты и задания.
Личностные:
– у ребенка сформированы первичные представления об окружающем мире, природных явлениях;
– ребенок может принимать социальные роли и действовать в соответствии с ними;
– проявляет активность в выбранных видах исследовательской деятельности.
Интеллектуальные:
– ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям и познавательным потребностям.
Физические:
– развивать у детей потребность в двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Самооценка.
7. Любознательность.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, в
мире природы, добиваются решения познавательных задач, путем экспериментирования.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием участвуют в играх, эксперименте.
Социализация: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Безопасность: работают по образцу и по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, при проведении опыта.
Здоровье: понимают важность режимного момента для здоровья.
Физическая культура: сохраняется двигательная активность детей.
План НОД:
1.Вводная часть: 5 мин.
Организационный момент – психогимнастика «Приветствие»
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели.
2.Основная часть: 22 мин.
Планирование деятельности
Показ, комментирование;
Определение способа действий;
Образец выполнения действий;
Мини выводы;
Игровая деятельность «Из чего сделано», «Прозрачность», «Вода и нефть»;
Сюрпризный момент.
3.Заключительная часть: 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов НОД.
Деятельность НОД 30 мин.
Ход занятия.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
Дети кто хочет сегодня стать исследователем?
Тема нашего исследования – «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти.
Его работа не простая –
Нефть добывать из-под земли.
Без нефти мы, я точно знаю,
Ступить и шагу б не могли.
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин.
Из нефти делают дороги
Куда ступают наши ноги.
Представьте, и не только это
Нам с вами нефть одна дала.
Без нефти не было бы света,
Без нефти не было б тепла.
Автобусы тогда б не шли
И самолеты б не летали,
Когда б нефтяники не стали
Нефть добывать из-под земли.
– 0 людях, какой профессии говорится в стихотворении?
– Как вы думаете, чем славится наш край? (добычей нефти, газа)
-Где добывают и как нефть?
Рассматривание буровых вышек.
-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)
– Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)
Дети рассматривают макет буровой вышки.
Рассказ воспитателя о нефти:
В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и
свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть – маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
-Д/игра «Что делают из нефти?»
Необходимо из заготовленного материала выбрать то, что сделано из нефти
(парафин, керосин, бензин, краска, стол, телефон, пластилин, молоток,линолеум краски резина, цветок)
Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию и проведем ряд опытов с нефтью.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть чёрного цвета.
Опыт 2. Запах нефти.
Вывод: Нефть имеет запах.
Опыт 3. Прозрачность.
2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.
В какой из колбочек видна палочка, а в какой – нет? Почему?
В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью – нет.
Вывод: Вода – прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать.Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.
Опыт 7. Птицы и нефть.
Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
-Внимание! Внимание! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить реку, иначе погибнут…
– Что случится, если мы не поможем (ответы детей)
-как будем чистить реку?
Вывод: мы сегодня беседовали о нефти, проводили опыты, спасали реку, что вы узнали нового о нефти?
Воспитатель: Нефть – это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.