Не все полезно что красиво упаковано классный час
Цель урока: повысить потребительскую
грамотность учащихся, заинтересовать ребят
правильным питанием, доказать на опытах, что ими
любимые продукты, употреблять опасно, так как они
наносят вред растущему организму.
Оборудование: спиртовка, держатель, колба,
пробирка, куриная печень, пепси, газированная
вода яркой окраски, например “Оранж”, нектар
фруктовый, этикетки разных производителей
чипсов, шоколадок, сухариков и др.
Предварительная подготовка: попросить ребят
принести упаковки и этикетки любимых ими
продуктов, которыми они перекусывают на
перемене.
I. Вступительное слово
– Все слышали пословицу, что вкусно, то не
обязательно полезно. Сегодня мы с вами проведем
несколько опытов и рассмотрим красивые упаковки
наших любимых продуктов, выясним, все ли полезно,
что красиво упаковано.
II. Опытная часть
– Ребята, вы все любите пепси, как говорится,
“поколение некст выбирает пепси”. А как вы
думаете, как влияет на организм этот “молодежный
напиток”. Например, что происходит с печенью
человека, часто употребляющего пепси.
Проведем опыт 1:
Берем куриную печень, кладем в колбу, заливаем в
пепси, оставляем на время, в конце урока
посмотрим, что с ней произойдет (Со временем
печень разрушается).
– Часто в ларьках экземпляры продуктов
находятся на витрине, на них воздействует солнце,
нарушается температурный режим хранения. Что
происходит с продуктом, например, с нашим любимым
нектаром.
Проведем опыт 2:
Берем фруктовый нектар, нагреваем его.
Наблюдаем за тем, как напиток начинает
загустевать, он становится нее пригодным для
употребления в пищу.
– Таким образом, делаем вывод, что продукты с
витрин покупать нельзя. Ну и, конечно, надо всегда
смотреть на дату изготовления.
– В летнюю жару всегда хочется выпить
охлаждающего напитка, такого яркого и приятного
на вкус, как “Оранж”. Но такая яркая окраска,
может вызвать опасения, как выводится краситель
из организма?
Проведем опыт 3:
Давайте выпарим жидкость из этого напитка. Что
происходит? Краска осталась на стенках пробирки,
так же она и на стенках наших органов остается.
III. Сравнительный анализ
Проводим сравнительный анализ этикеток
любимых продуктов: чипсов, сухариков, шоколадок и
др. Обращаем особенное внимание на наличие или
отсутствие пищевых добавок. Обсуждаем состав
продуктов вместе с ребятами, еще раз смотрим на
срок годности. Напоминаем, что иногда срок
годности в порядке, а продукт уже испорчен, это
объясняется нарушением температурного режима
хранения или целостности упаковки. Продукт в
магазине должны обменять или вернуть деньги при
наличии чека.
Для справки:
Коды пищевых добавок:
- Запрещенные: Е 103, Е 105, Е 111, Е 121, Е 123, Е125, Е126, Е 130, Е
152. - Опасные: Е 102, Е 110, Е 120, Е124, Е 127.
- Канцерогенные: Е 131, Е 210-217, Е 240, Е 330.
- Вызывающие расстройства кишечника: Е 221-226.
- Вызывающие нарушения давления: Е 250, Е 251.
Вернемся к нашему опыту, что же произошло с
печенью? Наши опасения подтвердились. Печень
разрушаются. Делаем выводы, что и наша печень
разрушается также. Теперь, перед употреблением
пепси лишний раз подумай.
IV. Делаем выводы
Продукты необходимо покупать только в
специально оборудованных местах, нежелательно
покупать продукты с витрин, всегда обращать
внимание на срок годности, брать чек, так как без
него продукт могут принять назад. И когда
захочется купить пепси, сухарики, “Оранж” или
шоколадку лишний раз подумать и посмотреть на
состав продукта.
Тема урока: «Не всё полезно, что красиво упаковано»
Цель: – заинтересовать ребят правильным питанием,
– обратить внимание на рацион питания детей;
– доказать на опытах, что ими любимые продукты, употреблять опасно, так как они наносят вред растущему организму;
– воспитывать культуру питания, правильное поведение в общественных местах;
Оборудование: красочные упаковки от продуктов, разнообразные напитки в
бутылках, пакеты с супами быстрого приготовления, чипсы, напиток «Пепси», колба, держатель, куриная печень, салфетки, упакованные сардельки и сосиски, записи детей;
Ход урока:
1. Вступительная беседа.
Хотите узнать, как вырасти сильным, здоровым, красивым?
Всё это в ваших руках и зависит от вас самих. И сегодня мы постараемся выяснить что для этого надо делать.
Мы уже говорили много раз о том, как надо заботиться о своём организме, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься зарядкой. Но есть ещё один важный момент в вашей жизни , о котором нельзя забывать – правильное питание !
– Какие продукты полезны?
– Как правильно есть?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.
Питание имеет исключительную роль в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов.
Что же можно сказать о вашем питании? В рацион питания ребёнка должны быть включены все группы пищевых продуктов : -мясо и мясопродукты;
-рыба и рыбопродукты;
-молоко и молочные продукты;
-яйца;
-пищевые жиры;
-плоды и овощи;
-хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, бобовые;
-сахар и кондитерские изделия;
-напитки;
В последнее время появилось много продуктов быстрого приготовления: гамбургеры, супы-минутки, каши моментального приготовления, чипсы и другие. Они очень удобны для работающих людей, которым некогда готовить «правильные» обеды и ужины. Просто добавь воды – и готово.
– Знакомы вы с такими продуктами ? – Употребляли когда-нибудь в пищу?
Однако, это не значит , что рацион питания школьника должен состоять из
” супов в стакане “, «хот-догов”, йогуртов, сладких напитков.
2.Классификация продуктов.
Наблюдения за влиянием продуктов на детский организм.
Давайте рассмотрим внимательно эти продукты.
Жевательные резинки.
Дети очень любят жевать. Именно на этом построен бизнес производителей жевательных резинок. В состав жевательной подушечки входят подсластители, красители, ароматизаторы. И эти добавки действуют на зубы разрушительно, могут вызвать различные заболевания. Профилактика кариеса – это тоже заблуждение. Для этого достаточно пожевать резинку 2-3 минуты после еды, да и то 2 раза в день. Не больше. Необходимо также помнить, что жевание резинки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта и многие другие заболевания.
Газированные напитки.
В состав газированных напитков входят различные консерванты , ароматизаторы и красители, загустители, углекислота, которая раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребёнка , вызывает отрыжку , вздутие кишечника. Использование газированной воды может вызвать сильную пищевую аллергию. К тому же такая вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных детскому организму. Во много раз полезней употреблять натуральные соки, фруктовые компоты.
Каши , бульоны и супы быстрого приготовления.
– Какие первые блюда вы употребляли в пищу за прошедшую неделю? Особое внимание хочется обратить на каши , супы быстрого приготовления. Ассортимент этих продуктов разнообразен. Состав тоже несколько отличается. В состав каш входят специально обработанные зерновые культуры
( греча, кукуруза, ячмень, рис и т. д. ), часто в виде хлопьев или измельченных зерен, кусочки сушенных фруктов или ягод , овощей или мяса, грибов, зелени. А также искусственные красители, ароматизаторы.
Необходимо помнить, что чрезмерное увлечение такими продуктами может спровоцировать обострение желудочных заболеваний, способствует ожирению.
Чипсы, сухарики.
Витрины магазинов пестрят разнообразными яркими пакетами, упаковками, привлекающими детское внимание. Чтобы успокоить капризного ребёнка, родители покупают картофельные чипсы, различные сухарики. Этот продукт прочно вошёл в рацион питания современного школьника.
– Кто может рассказать, что такое Чипсы?
– Можно ли приготовить их в домашних условиях?
Ломтики картофеля или специально приготовленное тесто обжаривают в большом количестве растительного масла. Потом добавляют соль, специи, красители, ароматизаторы. Такие продукты содержат большое количество жира, много специй, соли. Всё это способствует повышенному жировому отложению в области бёдер, талии у детей.
Сардельки, сосиски.
Сардельки и сосиски являются излюбленным блюдом современных детей.
Мясные блюда служат источником необходимых человеку веществ- белков, кальция, железа и ряда витаминов, недостаток которых приводит к отставанию в физическом и умственном развитие. Однако ни сосиски, ни сардельки не являются продуктами, идентичными натуральному мясу. Более того, они уступают ему по показателям пищевой ценности (в первую очередь по белку ) и содержат ряд пищевых добавок. Поэтому использовать колбасные изделия при организации питания ребенка, в частности, сосиски, надо не чаще, чем 1-2 раза в неделю, и уж совсем не каждый день, как поступают многие.
3.Опыты по выявлению степени влияния современных продуктов на организм.
– Все слышали пословицу, что вкусно, то не обязательно полезно. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов и рассмотрим красивые упаковки наших любимых продуктов, выясним, все ли полезно, что красиво упаковано.
–Вы все любите пепси, как говорится, “новое поколение выбирает пепси”. А как вы думаете, как влияет на организм этот “молодежный напиток”. Например, что происходит с печенью человека, часто употребляющего пепси.
Проведем опыт:
Берем куриную печень, кладем в колбу, заливаем в пепси, оставляем на время, в конце урока посмотрим, что с ней произойдет (Со временем печень разрушается).
4. Беседа о качественном питании детей.
Вы познакомились только с несколькими группами современных продуктов. Конечно, это не значит, что их совсем нельзя употреблять в пищу. Можно, но в пределах разумного. Лучше домашней еды, приготовленной вашей мамой, нет.
Я просила вас вести записи всего , что вы употребили в пищу за неделю.
– Рассказать о своём рационе питания за неделю.
Дети подсчитывают сколько раз за неделю употребляли горячие блюда, вторые блюда, компоты и т.д.
– Поделитесь , какие покупные продукты вы употребляли?
Если собрать все использованные фантики , положить их перед собой – вы увидите , сколько неполезных продуктов вы съели. Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. А еда необходима нашему организму для жизни, как и всему живому. А вам ещё нужно расти и здоровыми. Вот почему важно не есть всё подряд, а кушать полезные продукты. Тем более, что вы уже умеете «читать» продукты по записям на упаковке.
Важную роль для вашего растущего организма , играет соблюдение режима питания . Младшему школьнику необходимо питаться 5-6 раз в день, причём, в одно и тоже время. Если вы питаетесь реже, вы стараетесь съесть больше , что ухудшает перевариваемость продуктов. Если у вас выработан режим питания, к этому времени организм уже готовится принять пищу, вырабатывает в желудке вещества, необходимые для переработки пищи.
-Сколько раз в день питаетесь вы?
-Когда последний раз принимаете пищу?
Большой вред своему организму вы наносите, если кушаете на ночь. В таком случае организму приходится работать всю ночь. А ночью все органы должны отдыхать.
5. Заключение.
Что можно сказать в заключение? Заботясь о своём здоровье, необходимо соблюдать режим дня, питания, чаще находиться на свежем воздухе. Прежде чем
выбрать себе угощение , подумать о пользе этого продукта. И, конечно, обращать больше внимания на отечественные , полноценные продукты, фрукты, овощи, не содержащие вредных веществ. Многие из таких продуктов защищены знаками качества, гарантирующие вам высококачественную продукцию. Выбирайте такие продукты питания на которых есть знак «Качество Кубань»
Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 18
Учитель начальных классов
Ганихина Наталья Николаевна
МБОУ «Гимназия г. Алдан»
Савченко И.Н. учитель биологии
. Класс___8____
Внеурочное мероприятие.
Тема: «Все ли полезно, что вкусно и красиво?»
ТЦУ:
Образовательный аспект:
- познакомить с понятием пищевые добавки, их классификацией.
- сформировать у учащихся представление о показателях качества и безопасности продуктов питания.
Развивающий аспект:
- развивать навыки: анализа, обобщения, сравнения, делать выводы;
- развитие критического мышления;
- развитие умений применять полученные знания на практике.
Валеологический аспект:
- в целях воспитания здорового образа жизни уметь учащимися научно обосновывать опасное влияние употребления продуктов питания, содержащих пищевые добавки;
- воспитание негативного отношения к опасным продуктам питания;
- критическое осмысление содержания рекламы,
- воспитание сотрудничества, коммуникативности, обучение общению и саморегуляции.
- продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни; развить устойчивые навыки здорового питания.
Форма обучения: групповая.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, видеоролик, презентация, раздаточный материал: листы планирования работы в группе, анкеты.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на 5 групп (каждая группа выбирает руководителя)
Ход воспитательного мероприятия.
1 этап Приветствие. ( 1 мин)
Задача этапа. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Привлечь внимание учеников, создать ситуацию успеха для каждого.
- этап. Введение в тему воспитательного мероприятия
1. Начало мотивирующее деятельность. Задача: создать у учащихся проблемную ситуацию – мотив.
Слайд:
Учитель: а нашу встречу, мы начнем с притчи: «Когда-то к Насреддину пришел больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменные вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»»
Показ видеоролика. (употребление учащимися на перемене опасных продуктов питания : заварное картофельное пюре, лапша Доширак, чипсы, Фанта, Чокопай )
- Постановка проблемы, целей и задач.
Задача этапа: определение проблемы и целей вместе с учащимися.
Учитель: Ребята, какая проблема затронута в данном сюжете?
Проблема питания. (учащиеся высказывают предположения)
-Какого питания? (ответы учащихся)
Вредного, опасного для человека.
-Полезны ли эти продукты питания?
Учитель: И проблема нашего занятия «Все ли полезно, что вкусно и красиво?»
Слайд:
80 % продуктов питания являются небезопасными для человека. Как снизить это опасное влияние?
Пища – самый консервативный элемент бытовой культуры. Существуют стойкие традиции питания у разных народов, несмотря на современные возможности в выборе более разнообразных продуктов.
Но быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием “Фаст Фуд”, газированные напитки и многие другие продукты питания активно рекламируется на всех каналах средств массовой информации.
Слайд:
Почему эти продукты опасны и несут серьезную угрозу нашему здоровью? Почему традиционные для нас блюда: супы, котлеты, могут так же таить в себе опасность.
На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
3 этап. Раскрытие темы воспитательного мероприятия.
1. Анкетирование.
Представляет ли для вас данная группа продуктов опасность?
- Ответьте, пожалуйста, ребята на вопросы анкеты. ( В группе каждый учащийся отвечает на вопросы анкеты)
Анкета | |
|
|
Подведем итоги: 12-15 существует серьезная опасность для вашего здоровья 9 -11 б Пересмотрите свое отношение к питанию. 6- 8 б Вы умело находите золотую середину в выборе блюд. 5 б Причин для беспокойства нет. |
Вывод:________________________
Подведите итоги, подсчитав количество баллов. ( результаты не оглашаются)
Слайд: итоги анкетирования
А теперь мы вместе с вами посмотрим, что у нас получилось.
Учитель: Ребята, кого результаты анкетирования, уже заставили задуматься о правильности вашего питания? Выскажите свои мнения.
2. Работа в группах.
Учитель: Существуют продукты, которые признаны опасными для здоровья. Сегодня, к сожалению, дети, которые питаются только здоровой пищей – большая редкость.
-Как вы думаете, что привлекает детей в эти продуктах питания?
Ответы учащихся: оформление, вкус, запах, цвет.
Слайд:
А теперь, ребята, поработаем в группах. Выполните задание на листах.
Запишите все ассоциации, которые вызывают лично у вас, перечисленные составляющие в продуктах питания.
Например: если, у кого-то вкус вызывает положительные ассоциации (приятный) – записывайте в первую колонку, а если у кого-то отрицательные ассоциации (вкус неприятный), то в правую.
Слайд: (показать пример заполнения)
критерии | «+»ассоциации | «-» ассоциации |
Вкус | ||
Запах | ||
Цвет |
Подведите итог:
- у …….учащихся с ними связаны только «+»ассоциации;
- у …….учащихся с ними связаны «+» и «-»ассоциации;
- у …….учащихся с ними связаны только «-» ассоциации.
А теперь, ребята, представитель от каждой группы, сообщает с места результаты работы.
- перечислите положительные ассоциации;
- перечислите отрицательные ассоциации;
- подведите итог по кол-ву уч-ся выбравших те или иные ассоциации (учитель вносит результаты в таблице на интерактивной доске)
«+»ассоциации (кол-во уч-ся) | «+/-» ассоциации (кол-во уч-ся) | «-» ассоциации (кол-во уч-ся) | |
1 группа | |||
2 группа | |||
3 группа | |||
4 группа | |||
5 группа | |||
Итого: |
Итог: ( подсчитайте результаты по колонкам)
Вывод: (может быть несколько вариантов)
- Мнения разделились, но все-таки опасные продукты питания у большинства из вас вызывают положительные ассоциации.
- У большинства ребят опасные продукты питания вызывают как положительные, так и отрицательные ассоциации. Вы на правильном пути.
- У большинства ребят опасные продукты питания вызывают отрицательные ассоциации. Вы на правильном пути. Но все-таки, еще много ребят, которым эти продукты нравятся.
3. Беседа о пищевых добавках.
Учитель: Мы выяснили, что вас привлекает в этих продуктах питания ( вкус, цвет, запах, оформление)
-Ребята, действительно ли опасны эти продукты питания? Как вы думаете? (уч-ся высказывают свои мнения)
Действительно, часто случается, что самые вкусные продукты являются и самыми вредными.
Вкус, запах, цвет – в этих продуктах питания все, как правило, за счет пищевых добавок?
-Ребята, что вам известно о пищевых добавках?
-Все ли пищевые добавки опасные?
Слайд: Классификация пищевых добавок.
Учитель: Одним из показателей качества и безопасности пищевых продуктов является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Всего более 1500 пищевых добавок, но не все они опасны. Есть пищевые добавки, которые производятся из натурального сырья, но все же проходят глубокую химическую обработку. А поэтому последствия, сами понимаете, могут быть неоднозначными.
Итак, запоминайте! Буква «Е» – это Европа, а цифровой код – характеристика пищевой добавки к продукту.
Некоторые производители “честно” предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок с использованием специального кода под буквой Е, а некоторые пытаются не привлекать внимание буквой Е и название веществ писать словами.
А сейчас ребята, рассмотрим, какие пищевые добавки являются самыми опасными, в каких продуктах питания они содержатся, и какое влияние оказываю на организм.
Слайд:
Вкус и аромат придают усилители вкуса и аромата, подсластители.
Е-621 Глутамат натрия. Возбудитель центральной нервной системы. Запрещен к использованию в детском питании.
Е-622 Глутамат калия. Особо опасный, нарушает нормальное АД. Скрывает неприятный вкус продуктов чипсы .
Е-627 Гуанилат натрия. Вызывает кишечные расстройства. Запрещен к использованию в детском питании ( чипсы).
Газированны напиткиЕ-951(аспартам) – очень опасен, в 200 раз слаще сахара. Генетически модифицированный!
Вывод: не увлекайтесь газированными напитками?
Цвет
Пищевые добавки, запрещенные к применению в РФ: E121, E123, Е 100 – Е 182 – красители, Большинство красителей запрещены в ряде стран.
Вывод: Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской!
Консерванты
Е-211(бензоат натрия) – опасен, канцероген, сыпь. Вызывает раковые опухоли. Снижает интеллект у детей, меняет поведение. (Газированные напитки, кетчуп, майонез)
Вывод: Не доверяйте продуктам с чересчур длительным сроком хранения!
Неправильное питание – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Прежде, чем съесть что-то из приведенного выше списка, подумайте несколько раз. Вредные продукты укорачивают жизнь человека, отравляют организм.
3. Творческая работа в группах. ( 10 мин)
Учитель: Ребята, общественная организация «За здоровый образ жизни» просит вашей помощи в выполнении социальной антирекламы «Дети против опасных продуктов питания!»
Слайд:
Создайте антирекламу выбранных вами опасных для здоровья продуктов или блюд (обоснуйте, почему выбрали этот продукт) в виде:
- Рисунка;
- Синквейна;
- Стихотворения;
- Частушки или другого поэтического текста (информационная карточка №1)
4. Презентация творческих работ. ( 5 мин) Ребята, внимательно слушайте выступление каждой группы.
Молодцы ребята, все группы творчески подошли к этому заданию, плодотворно поработали и внесли свой вклад в создании, социальной антирекламы.
4 этап. Заключение.
Слайд:
Ребята, кто из вас уже сделал для себя какой то вывод?
Учитель: Человек есть то, что он ест. Эта истина известна со времен Гиппократа.
Пока человек серьезно не заболеет, он, к сожалению, не задумывается об ограниченных ресурсах своего здоровья. В конечном счете, каждый человек сам определяет свою судьбу. Я надеюсь, что после нашей встречи вы задумаетесь, что не все полезно, что вкусно и красиво. И я надеюсь, что врачи вам не будут прописывать глазные капли, чтобы вы видели то, что вы едите.
Уважаемые ребята! Наша встреча подходит к концу. Я благодарю вас за то что наша встреча была приятной и продуктивной. А на память о нашем мероприятии я хочу подарить закладки «Не все полезно, что вкусно и красиво!»
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу и ответьте на вопросы рефлексии!
Рефлексия – каждый учащийся оценивает свою работу.
- Что нового я узнал, какие выводы сделал?
- Мои впечатления от работы над проектом?
- Как я работал на уроке?
Спасибо вам за сотрудничество.