Названия полезных ископаемых и их свойства 3 класс
В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.
Горючие ископаемые
Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.
Рис. 1. Добыча нефти
Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.
Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.
Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.
Рудные ископаемые
Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:
- черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
- цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
- благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;
Рис. 2. Золото – благородный металл
- радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.
Нерудные ископаемые
Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.
Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:
- горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
- химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
- строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
- самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.
Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле
Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.
Что мы узнали?
Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Мария Тихомирова
5/5
Елена Носенко
5/5
Данил Муталлапов
4/5
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 175.
Полезные ископаемые – это ресурсы, содержащиеся в недрах нашей планеты. Добыть их нелегко, однако без них экономика человечества просто не может существовать.
Какие бывают полезные ископаемые?
Существует огромное разнообразие ресурсов, добываемых из недр Земли. Их принято делить по их назначению.
Горючие ископаемые используются как источники энергии. Их либо напрямую сжигают на электростанциях, либо преобразуют в топливо (бензин, солярка, дизель). К этой группе относят нефть, газ, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы.
Руда, или рудные ископаемые – это ископаемые, содержащие ценные вещества, обычно металлы. Например, из железной руды добывают железо, из марганцевой руды – марганец. Есть и неметаллические рудные ископаемые, содержащие графит и асбест. Руды, в которых содержится много полезного компонента, называют богатыми. Если же концентрация полезного компонента мала, то руда считается бедной. Для получения полезного компонента руду подвергают какому-то физическому воздействию, обычно ее просто плавят.
К категории нерудных ископаемых относят мел, песок, глина. В отличие от руды нерудные ископаемые не надо подвергать особой физической обработке.
Драгоценные камни – это алмазы, сапфиры, изумруды и прочие камни, традиционно используемые ювелирами. Однако многие такие камни находят применение и в промышленности. Так как алмаз – самое твердое природное вещество, то из него делают инструмент для резки металлов.
Рассмотрим эти группы полезных ископаемых поподробнее.
Горючие ископаемые
Изначально развивающаяся промышленность отдавала предпочтение такому ископаемому, как уголь. Это твердое вещество, которое относительно легко добывать и транспортировать. Лишь в конце XIX в. стала расти популярность нефти. Ее сложнее добыть, но и энергии из нее можно получить больше. В XXI в. растет популярность газа. Его важное преимущество – экологичность.
Все горючие ископаемые чем-то схожи друг с другом. В их составе высока доля углерода и водорода. Считается, что нефть и уголь образовались из останков умерших животных. Существуют технологии, которые позволяют получать из угля нефть.
Горючие ископаемые используются не только в энергетике. Из нефти получают парафин, различные масла и смазки, лаки, краски, пластмассы и многие другие химические вещества.
Рудные ископаемые
Руды являются главным, но не единственным источником металлов. В природе встречаются также и самородки – это большие куски чистого металла. В руде же металл содержит много примесей. Однако самородки встречаются чрезвычайно редко, и для нужд промышленности их недостаточно. Металлы редко используют в чистом виде, куда чаще из нескольких металлов получают сплавы.
Все металлы можно условно разделить на три группы. Черные металлы – это в основном железо, но также сюда включают ванадий, хром и марганец. Железо является основой для всех сплавов, которые называют сталью либо чугуном. Существуют тысячи различных марок сталей и чугунов, которые отличаются своими свойствами, а также своим составом. Например, если добавить к железу хром, то получается нержавеющая сталь, а при добавлении никеля сталь становится жаропрочной.
Почти все остальные металлы, кроме железа, относят к категории цветных. Это свинец, алюминий, титан, медь. Сплавы на основе цветных металлов сильно отличаются от сталей и чугунов. Например, алюминиевые сплавы очень легкие и потому используются при создании кораблей.
В отдельную категорию выделяют драгоценные сплавы. Это золото, серебро, платина. Они используются для создания ювелирных украшений.
Нерудные ископаемые
Большинство нерудных ископаемых используется в строительстве. Наиболее популярны такие вещества, как песок, гранит, известь, мрамор. Также из нерудных ископаемых получают другие важные вещества. Например, из известняка, глины и гипса можно получить цемент.
Подведение итогов
Большинство полезных ископаемых относится к категории горючих ископаемых, руде или нерудным ископаемым. Запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому их надо рационально использовать.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру “Полезные ископаемые и их свойства” (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Свойства Полезных ископаемых их использование Выполнил Салманова Лидия Васильевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 85 г.о. Самара
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые?
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Песок используется для изготовления стекла, при плавлении метала и также при изготовлении кирпича.
7 слайд
Описание слайда:
Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в медицине, косметологии, применяется при изготовлении посуды, игрушек
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Гранит Гранит – горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется для строительства набережных рек, станций метро, памятников, лестниц, создания колонн. Гранит залегает глубоко в земле, в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
УГОЛЬ добывают в шахтах и карьерах
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Из него получают известь. Особая разновидность известняка – мел. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Известняк добывают в карьерах.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-176182
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Цели:
- Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.
- Развивать познавательно–информационную компетенцию (учить анализировать, обобщать, делать выводы).
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные знаки (на каждого ученика);
- карточки для самостоятельной работы;
- видеозапись «Добыча нефти»;
- набор букв;
- ребус;
- карта Магаданской области;
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!
– А теперь, давайте поздороваемся с нашими гостями.
– Садитесь.
2. Введение в тему урока.
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
– Правильно! (Геолог) (Приложение 1) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.
– Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца и исследовательская карта. (Приложение 2)
– Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем, показ на мультимедийном проекте).
– Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами .
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
– Давайте проверим, как вы выполнили работу.
– Образец под каким номером у вас в секторе «А».
– Правильно!
– Прочитайте его свойства.
– А кто знает, как называется этот образец? (Если не ответили, отвечает учитель)
– Он называется …..(На доске появляется название). мультимедийном проекте.
– Запишите название в этом секторе у себя.
(Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г).
– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
– Отдохнули?
– Продолжим работу.
– Как одним словом назвать все эти образцы? (ответы детей).
– Полезные ископаемые. (на доске в центре между секторами появляется эта фраза – «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»).
– А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»? (Ответы детей, а затем учитель дает определение).
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
– Запишите у себя на листке в центре их общее название.
– Ну, что ж геологи, хорошо поработали!
3. Игра с буквами.
– Чтобы узнать, какие еще бывают полезные ископаемые, давайте соберем их название из букв.
( На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова.)
Слова: нефть, газ, золото, серебро.
– Какие из них добывают в нашей Магаданской области?
– Правильно!
ЗОЛОТО – месторождение КУБАКА
СЕРЕБРО – Дукатское месторождение
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – АРКАГАЛА
(Вывешивают слова на доску, рядом условные знаки, которые они обозначают).
– А может вы знаете другие полезные ископаемые?
– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей).
– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА.
– Интересно быть геологом? Почему?
4. Самостоятельная работа.
– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.
– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.
1 ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.
2 ЗАДАНИЕ: Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проекту).
– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.
– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.
– Молодцы!
5. Итог урока.
– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.
Чтобы закрепить наши знания разгадаем загадки.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Мел)Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте что же это?
(Нефть)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(Глина)Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Каменный уголь)
– Как вы думаете, нужны Магаданской области люди с такой профессией как геологи?
– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в нашем Северном Международном Университете. Но для вас это пока будущее.
И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому. (Приложение 3)
– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
– Спасибо за урок.
Технологическая
карта урока
Программная тема урока «Полезные
ископаемые»
Тема
учебной деятельности Изучение
нового материала, урок-практикум
Предмет
Окружающий мир
Класс
3
Авторы-разработчики
Игнатьева М.В., Галкина В.В.
Образовательные
результаты
Предметные
–
формулирует понятие «полезные ископаемые»,
–
различает образцы полезных ископаемых.
Метапредметные
коммуникативные
УУД:
–
умеет договариваться с партнером в паре, находитобщий язык, слушает напарника,
доверяет ему;
регулятивные
УУД:
–
понимает учебную задачу этапа урока и стремиться ее выполнить;
–
делает выводы из исследований, отвечает на итоговые вопросы;
–
определяет
и формулирует цели деятельности на уроке с помощью учителя;
познавательные
УУД:
–
сравнивает, анализирует, опираясь на полученные знания;
–
ищет
в источниках и выделяет необходимую информацию;
–
обобщает знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах
добычи;
–
оценивает свои достижения на уроке.
Личностные
– составляет рассказ о практическом применении
полученных знаний в повседневной жизни.
Цель
–
знакомство детей с полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи и
применением, показать их важную роль в экономике страны.
Содержание учебной деятельности
Этап деятельности | Методы (способы) организации | Учебные задачи | Дидактика |
Формирование потребности | и Приём критического мышления «Верные и неверные высказывания» Метод контроля и самоконтроля Метод проблемного обучения Техника формирующего оценивания – таблица«Знаю – Хочу узнать – | 1. – Продолжаем тему«Чему учит Прием «Верные и неверные высказывания» – – Оцените свою работу. Критерии на доске. 2. – Отгадайте загадки и узнаете, что содержится в сундучке, – Предположите, как можно назвать эти богатства земных – Обсудите проблемный вопрос Муравьишки Вопросика, может – ПоможемМуравьишке Вопросику? – Проверьте свои знания по этой теме. – Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал» – Выберите вопросы, на которые вы хотели бы получить – Смогли ли вы ответить на все вопросы? – Почему не смогли ответить? | 1. 2. 3. 4. 5. 6.Растения 7. 8. ____________________________________________ 0 ош. – «5» 1, 2 ош. – «4» 3, 4 ош. – «3» Больше 4 ош. – «2» ____________________________________________ 1.Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 2.Если встретишь на То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу.(Глина) 3.Этот мастер В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.(Мел) ____________________________________________ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» 1) 2) 3) 4) 5) 6) |
Формирование образа желаемого результата | Подводящий диалог Практическая работа | 3. Новая тема. Осмысление. – Выясним Все они залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. – А почему они полезные? – Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, –Разгадайте – Прочитайте – Выполните – Предложите, – Посмотрите, – Обсудите, – Перечислите, – Зачем | ГЕ Толковый Рабочая Критерии заполнения таблицы. 1. Информация 2. Правильно 3. Аккуратные |
Мотивация | Метод стимулирования положительной мотивации | – Заполните – Предположите, | |
Целеполагание | Подводящий диалог | – Сформулируйтецель вашей практической работы? (Определить полезные ископаемые и установить их свойства.) | |
Планирование | Подводящий диалог | – Предложитеплан действий, как будем достигать цели,где 1. Выполним практическую работу. 2. Сообщим классу о результатах работы (презентация). 3. Оценим работу. Будем использовать учебник, спросим учителя. | |
Выполнение действий | Групповая работа Частично-поисковый метод Метод самостоятельной познавательной деятельности Метод контроля и самоконтроля | Физкультминутка – Прочитайте план ваших действий (инструкцию) в учебнике – Выполните практическую работу в группах. – Заполните таблицы в рабочей тетради. – Прочитайте критерии оценивания вашего выступления и, следуя им, представьте – Оценитевыступления других групп. – Прочитайте текст в учебнике на с. 48, 49 о – Обобщите прочитанное и ответьте, каким – Предположите, какими полезными ископаемыми богата наша – Послушайте сообщение о полезных ископаемых | По дорожке шли, шли, __________________________________________ Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое? 3. Определить цвет, прозрачность. 4. Прочное или хрупкое? 5. Плотное или рыхлое? 6. Горит или нет? 7. Где применяется? (Об этом прочитайте информацию на листочках) Раздаточный материал Учебник 1 группа – песок, железную руду; 2 группа – каменный уголь, гранит; 3 группа – нефть, известняк. молоток, коллекция ископаемых, стакан с водой, белая бумага, ___________________________________________ Критерии · · · Сообщение |
Анализ результата | Подводящий диалог Метод проблемного обучения Метод контроля и самоконтроля Техника формирующего оценивания «Незаконченные предложения» | –Предположите, какой из полезных ископаемых самый важный – Ответьте на проблемный вопрос Муравьишки, может ли наша экономика – Докажите, что отрасли – Ответьте на вопрос, – Полезные ископаемые – –Перечислите, какие – Оцените свою работу по таблице «Знаю – Хочу узнать – – Сравните свои – Ответьте на вопрос, (Если у ребёнка не – Оцените результат своей работы и 4.До |