Название полезного ископаемого его свойства 3 класс
Полезные ископаемые – это ресурсы, содержащиеся в недрах нашей планеты. Добыть их нелегко, однако без них экономика человечества просто не может существовать.
Какие бывают полезные ископаемые?
Существует огромное разнообразие ресурсов, добываемых из недр Земли. Их принято делить по их назначению.
Горючие ископаемые используются как источники энергии. Их либо напрямую сжигают на электростанциях, либо преобразуют в топливо (бензин, солярка, дизель). К этой группе относят нефть, газ, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы.
Руда, или рудные ископаемые – это ископаемые, содержащие ценные вещества, обычно металлы. Например, из железной руды добывают железо, из марганцевой руды – марганец. Есть и неметаллические рудные ископаемые, содержащие графит и асбест. Руды, в которых содержится много полезного компонента, называют богатыми. Если же концентрация полезного компонента мала, то руда считается бедной. Для получения полезного компонента руду подвергают какому-то физическому воздействию, обычно ее просто плавят.
К категории нерудных ископаемых относят мел, песок, глина. В отличие от руды нерудные ископаемые не надо подвергать особой физической обработке.
Драгоценные камни – это алмазы, сапфиры, изумруды и прочие камни, традиционно используемые ювелирами. Однако многие такие камни находят применение и в промышленности. Так как алмаз – самое твердое природное вещество, то из него делают инструмент для резки металлов.
Рассмотрим эти группы полезных ископаемых поподробнее.
Горючие ископаемые
Изначально развивающаяся промышленность отдавала предпочтение такому ископаемому, как уголь. Это твердое вещество, которое относительно легко добывать и транспортировать. Лишь в конце XIX в. стала расти популярность нефти. Ее сложнее добыть, но и энергии из нее можно получить больше. В XXI в. растет популярность газа. Его важное преимущество – экологичность.
Все горючие ископаемые чем-то схожи друг с другом. В их составе высока доля углерода и водорода. Считается, что нефть и уголь образовались из останков умерших животных. Существуют технологии, которые позволяют получать из угля нефть.
Горючие ископаемые используются не только в энергетике. Из нефти получают парафин, различные масла и смазки, лаки, краски, пластмассы и многие другие химические вещества.
Рудные ископаемые
Руды являются главным, но не единственным источником металлов. В природе встречаются также и самородки – это большие куски чистого металла. В руде же металл содержит много примесей. Однако самородки встречаются чрезвычайно редко, и для нужд промышленности их недостаточно. Металлы редко используют в чистом виде, куда чаще из нескольких металлов получают сплавы.
Все металлы можно условно разделить на три группы. Черные металлы – это в основном железо, но также сюда включают ванадий, хром и марганец. Железо является основой для всех сплавов, которые называют сталью либо чугуном. Существуют тысячи различных марок сталей и чугунов, которые отличаются своими свойствами, а также своим составом. Например, если добавить к железу хром, то получается нержавеющая сталь, а при добавлении никеля сталь становится жаропрочной.
Почти все остальные металлы, кроме железа, относят к категории цветных. Это свинец, алюминий, титан, медь. Сплавы на основе цветных металлов сильно отличаются от сталей и чугунов. Например, алюминиевые сплавы очень легкие и потому используются при создании кораблей.
В отдельную категорию выделяют драгоценные сплавы. Это золото, серебро, платина. Они используются для создания ювелирных украшений.
Нерудные ископаемые
Большинство нерудных ископаемых используется в строительстве. Наиболее популярны такие вещества, как песок, гранит, известь, мрамор. Также из нерудных ископаемых получают другие важные вещества. Например, из известняка, глины и гипса можно получить цемент.
Подведение итогов
Большинство полезных ископаемых относится к категории горючих ископаемых, руде или нерудным ископаемым. Запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому их надо рационально использовать.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.
Горючие ископаемые
Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.
Рис. 1. Добыча нефти
Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.
Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.
Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.
Рудные ископаемые
Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:
- черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
- цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
- благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;
Рис. 2. Золото – благородный металл
- радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.
Нерудные ископаемые
Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.
Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:
- горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
- химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
- строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
- самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.
Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле
Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.
Что мы узнали?
Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Мария Тихомирова
5/5
Елена Носенко
5/5
Данил Муталлапов
4/5
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 174.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру “Полезные ископаемые и их свойства” (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Свойства Полезных ископаемых их использование Выполнил Салманова Лидия Васильевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 85 г.о. Самара
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые?
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Песок используется для изготовления стекла, при плавлении метала и также при изготовлении кирпича.
7 слайд
Описание слайда:
Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в медицине, косметологии, применяется при изготовлении посуды, игрушек
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Гранит Гранит – горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется для строительства набережных рек, станций метро, памятников, лестниц, создания колонн. Гранит залегает глубоко в земле, в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
УГОЛЬ добывают в шахтах и карьерах
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Из него получают известь. Особая разновидность известняка – мел. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Известняк добывают в карьерах.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-176182
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Тема урока: Свойства полезных ископаемых (песок, глина, мрамор, известняк).
Цель урока: формирование знаний по теме: «Свойства полезных ископаемых».
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование уважения к иному мнению;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
(регулятивные УУД)
– формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
(познавательные УУД)
– формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации ( планом, иллюстрациями, словарем);
– формирование интеллектуальной автономности;
– развитие операционного мышления;
(коммуникативные УУД)
-формирование умения слушать и слышать;
-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;
-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :
– закрепление понятия о полезных ископаемых, об их месторождении.
– формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.
– выявление в ходе опытов свойств известняка, мрамора, песка, глины;
– подготовка на основании опытов сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком.
– формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
-формирование умения работать с географической картой (на этом уроке с картой Владимирской области).
– развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование:
1. Лабораторное: коллекция полезных ископаемых (известняк, мрамор, песок, глина); лупы, стаканчики с водой, воронки, фильтры, гвозди, пластиковые коробки.
2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.
3. Инструкционные карты: план работы, листы исследования, картинки.
Технологическая карта
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты: формируемые УУД
1.
2.
3.
4.
6.
7.
Эмоциональное начало урока.
Актуализация знаний
Выход на тему урока
Целеполагание, планирование деятельности.
-Планирование деятельности.
Исследование, работа в статичных группах.
Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.
Презентация результатов исследования.
Первичное закрепление материала
Подведение итогов.
Оценивание эмоциональной сферы учащихся
– Давайте повернемся и поздроваемся с нашими гостями.
– А теперь повернемся друг к другу и пожелаем удачи.
-Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
– Каким понятием можно объединить отгадки?
– Сделайте предположения о теме урока.
– Давайте поставим цель нашего урока.
– Гипотезу?
Предлагает предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.
– Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?
-Где мы найдём подсказку, как исследовать свойства?
-В каком источнике вы найдете толкование слова?
Сообщает каждой группе об объекте исследования.
Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.
Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования – встаёт.
Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через мини-опрос «Я узнал о том, что…»
Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.
Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»
Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока
Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.
Отгадывают загадки.
– Полезные ископаемые
Высказывают предположения о задачах и теме урока.
я узнаю о свойствах полезных ископаемых, если
– знаю, что такое полезные ископаемые;
– умею работать в группе;
– умею пользоваться разными источниками информации.
– узнать их свойства
– на листах с планом
– в словаре
Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.
Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.
Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;
самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе.
Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.
Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).
Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.
Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.
Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.
Выбирают «самоцветы» по цвету настроения и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…
личностные
(самоопределение)
Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации)
Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)
коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком
регулятивные (целеполагание, прогнозирование),
познавательные (умение работать с учебником)
регулятивные(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)
Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)
Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).
Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)
коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)
Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)
коммуникативные
(самовыражение: монологические высказывания разного типа)
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).
коммуникативные
(самовыражение: монологические высказывания разного типа)
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).