Назначение земельного участка добыча полезных ископаемых

Назначение земельного участка добыча полезных ископаемых thumbnail

30.03.2017

О добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения

Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

 Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

Информацию подготовил государственный инспектор отдела земельного надзора Ханов Р. М.

Источник

Помогите с данной ситуацией. Общество с ограниченной ответственностью «Спутник» на основании выданной в установленном порядке лицензии на недропользование, осуществляет добычу полезных ископаемых – строительных песков на арендованном земельном участке, являющимся землями сельскохозяйственного назначения, предназначенными для сельскохозяйственного производства. В ходе выездной проверки административный орган в сфере государственного надзора за использованием землей привлек данное юридическое лицо к ответственности. Не согласившись с решением органа государственного земельного надзора, ООО «Спутник»

Какие нормы земельного законодательства, законодательства о недрах, в том числе Конституции Российской Федерации, были нарушены ООО «Спутник» в данной ситуации?

К какому виду ответственности может быть привлечено ООО «Спутник» за использование для целей добычи полезных ископаемых земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения?

28 Марта 2019, 17:35, вопрос №2307763
Ирина, г. Москва

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Уважаемая Ирина!

Из Вашего вопрос не совсем ясно по какому основанию административный орган привете ООО к ответственности и какой.

Согласно статье 40 Земельного кодекса 

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии со статьей 41 ЗК

1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

Ни ЗК, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливают ограничения по добыче полезных ископаемых на землях сельхозназначения.

Однако следует обратить внимание, что проектом освоения месторождения полезного ископаемого должен быть предусмотрен раздел о рекультивации земель. Т.е., если не предполагается перевод сельхоз земель в земли иной категории, например, в земли промышленности, то по окончании работ по добыче, земельный участок должен быть приведен в состояние, приходное для использования его для ведения сельского хозяйства.

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник

Назначение земельного участка добыча полезных ископаемых

Âèíîãðàäîâà Ñâåòëàíà, äèðåêòîð êîìïàíèè Þðíåäðà

Ðàçâåäêà è äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ íåâîçìîæíà áåç ïðèîáðåòåíèÿ
ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Ïðàâî íåäðîïîëüçîâàíèÿ íåïîñðåäñòâåííî âûòåêàåò èç
ïðàâà íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Íåäðîïîëüçîâàòåëü âûñòóïàåò ñóáúåêòîì îäíîâðåìåííî
äâóõ ñàìîñòîÿòåëüíûõ ïðàâ – íåäðîïîëüçîâàíèÿ è çåìëåïîëüçîâàíèÿ. Ïðè âñåé
ñâÿçàííîñòè ýòè ïðàâ íà ïðàêòèêå âîçíèêàþò ñëîæíûå ñèòóàöèè è ïðàâîâûå êîëëèçèè.

Ïðàâî íåäðîïîëüçîâàíèÿ íå ñîçäàåò àâòîìàòè÷åñêè ïðàâà
íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê, à ïîáåäà íà àóêöèîíå è ïîëó÷åíèå ëèöåíçèè íà íåäðîïîëüçîâàíèå – ëèøü îñíîâàíèå
äëÿ îôîðìëåíèÿ çåìëè. Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî, íà ïðàêòèêå, Ðîñíåäðà íå îêàçûâàþò ïîääåðæêè ïîáåäèòåëþ àóêöèîíà ïðè îôîðìëåíèè ïðàâ íà çåìëþ. Â çàêîíîäàòåëüñòâå íå óñòàíîâëåíû ãàðàíòèè çàùèòû ïðàâ ïîëüçîâàòåëåé íåäðàìè ïåðåä ñîáñòâåííèêàìè
èëè èíûìè òèòóëüíûìè âëàäåëüöàìè çåìëè. Ïðîáëåìàì óðåãóëèðîâàíèÿ âîïðîñîâ ïîëüçîâàíèÿ
çåìëè ìåæäó ïðàâîîáëàäàòåëåì çåìåëüíîãî ó÷àñòêà è íåäðîïîëüçîâàòåëåì ïîñâÿùåíà
ýòà ñòàòüÿ.

Ñîáñòâåííèêè, âëàäåëüöû çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ èìåþò
ïðàâî, ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ (ñâîáîäíî è áåñïëàòíî), â ãðàíèöàõ ïðèíàäëåæàùåãî
çåìåëüíîãî ó÷àñòêà îñóùåñòâëÿòü áåç ïðèìåíåíèÿ âçðûâíûõ ðàáîò äîáû÷ó îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ
ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, è ñòðîèòåëüñòâî ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé äëÿ ñâîèõ íóæä
(ãëóáèíîé äî 5ì), à òàêæå ïðîèçâîäèòü  óñòðîéñòâî
è ýêñïëóàòàöèþ áûòîâûõ êîëîäöåâ è ñêâàæèí íà ïåðâûé âîäîíîñíûé ãîðèçîíò ñ îáúåìîì
èçâëå÷åíèÿ äî 100 ì3 â ñóòêè,  íå
ÿâëÿþùèéñÿ èñòî÷íèêîì öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ (ñò. 19 Çàêîíà ÐÔ «Î
íåäðàõ»). Ëþáûå äðóãèå âèäû íåäðîïîëüçîâàíèÿ òðåáóþò ïîëó÷åíèÿ ëèöåíçèè íà íåäðà.

Îäíàêî, ïîëó÷åíèå ëèöåíçèè íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè – ýòî ïåðâûé øàã ê îñâîåíèþ ïåðñïåêòèâíîãî ó÷àñòêà. Êðîìå òîãî, â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíîäàòåëüñòâà íå ÿñíî, ÷òî íóæíî ñäåëàòü ðàíüøå îôîðìèòü ïðàâà íà çåìëþ èëè ïîëó÷èòü ëèöåíçèþ íà íåäðà. Âðîäå áû î÷åâèäíî, ÷òî ñíà÷àëà ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ëèöåíçèÿ, à ïîòîì îôîðìëÿþòñÿ ïðàâà íà çåìëþ. Íî â  ï.4 ñò. 12 ÔÇ “Î íåäðàõ”, óêàçàíî, ÷òî ëèöåíçèÿ äîëæíà ñîäåðæàòü óêàçàíèå íà ãðàíèöû çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, êîòîðûé âûäåëåí äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè.

Ïåðåä íà÷àëîì ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò
íåäðîïîëüçîâàòåëü äîëæåí ïîëó÷èòü ðÿä äîïîëíèòåëüíûõ ðàçðåøåíèé è ñîãëàñîâàíèé,
áåç êîòîðûõ îí íå ìîæåò ïðèñòóïèòü ê ïîèñêó, îöåíêå, ðàçâåäêå èëè äîáû÷å
ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.

Âèäû òàêèõ ðàçðåøèòåëüíûõ äîêóìåíòîâ ìîæíî
ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû. 

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñâÿçàíà ñ ïîëó÷åíèåì ðàçðåøåíèé íà
ïîëüçîâàíèå íåäðàìè, à âòîðàÿ ñ ïîëüçîâàíèåì çåìåëüíûì ó÷àñòêîì.

Ðàçðåøåíèå íà ïðîâåäåíèå ðàáîò â öåëÿõ íåäðîïîëüçîâàíèÿ
çàâèñèò îò òîãî, ê êàêîé êàòåãîðèè çåìëè îòíîñèòñÿ çåìåëüíûé ó÷àñòîê (äî
ïåðåâîäà), è òðåáóåòñÿ ëè íàðóøåíèå ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ çåìëè â ïðîöåññå
ïðîâåäåíèÿ ðàáîò.

Äëÿ ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè íåîáõîäèìî:

– îôîðìëåíèå ãåîëîãè÷åñêîãî îòâîäà (äëÿ
ïðîâåäåíèÿ ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò);

– îôîðìëåíèå ãîðíîãî îòâîäà (äëÿ äîáû÷è ïîëåçíûõ
èñêîïàåìûõ);

– ñîñòàâëåíèå è ñîãëàñîâàíèå òåõíè÷åñêîãî
ïðîåêòà è èíîé ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè ïî îñâîåíèþ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.

Äëÿ ïîëüçîâàíèÿ çåìåëüíûì ó÷àñòêîì äîëæíî áûòü îôîðìëåíî:

– ïðàâî ñîáñòâåííîñòè èëè ïðàâî àðåíäû íà
çåìåëüíûé ó÷àñòîê èëè çàðåãèñòðèðîâàí ñåðâèòóò;

– ïðîâåäåíà  ýêîëîãè÷åñêàÿ ýêñïåðòèçà (â
óêàçàííûõ çàêîíîì ñëó÷àÿõ).

Îäíèì èç îñíîâíûõ âîïðîñîâ íåäðîïîëüçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ
îôîðìëåíèå ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê íàä ó÷àñòêîì íåäð.  ñîîòâåòñòâèè ñ
ïðåäûäóùåé ðåäàêöèåé ñò.11 ÔÇ «Î íåäðàõ» ïðåäîñòàâëåíèå ëèöåíçèé íà ïîëüçîâàíèå
íåäðàìè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè íàëè÷èè ïðåäâàðèòåëüíîãî ñîãëàñèÿ îðãàíà óïðàâëåíèÿ
çåìåëüíûìè ðåñóðñàìè èëè ñîáñòâåííèêà çåìåëü íà îòâîä ñîîòâåòñòâóþùåãî
çåìåëüíîãî ó÷àñòêà äëÿ öåëåé íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Îäíàêî â äåéñòâóþùåé ðåäàêöèè çàêîíà
îñòàëàñü ëèøü îòñûëêà ê çåìåëüíîìó çàêîíîäàòåëüñòâó áåç óêàçàíèÿ íà îñîáåííîñòè
ïðîöåäóðû èçúÿòèè çåìëè äëÿ öåëåé íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Òàê, îòâîä çåìåëüíîãî
ó÷àñòêà è îôîðìëåíèå çåìåëüíûõ ïðàâ íåäðîïîëüçîâàòåëÿ ïðîèçâîäÿòñÿ â îáùåì
ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çåìåëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì.

Ïîëó÷åíèå
ïðàâ íà çåìëþ çàâèñèò îò òîãî â ÷üåé ñîáñòâåííîñòè íàõîäèòñÿ ó÷àñòîê, êàêèå
âèäû ðàáîò áóäóò ïðîèçâîäèòüñÿ (ñ ïîâðåæäåíèåì èëè áåç ïîâðåæäåíèÿ ïî÷âåííîãî
ñëîÿ) è îò òîãî êàêîå óñòàíîâëåíî öåëåâîå íàçíà÷åíèå (êàòåãîðèÿ) ó÷àñòêà.

Óñëîâèÿ
ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ íàõîäÿùèõñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè
ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè óêàçàíû â ñòàòüå 25.1 ÔÇ «Î íåäðàõ». Òàê
èñïîëüçîâàíèå ýòèõ çåìåëü ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìåëüíûõ
ó÷àñòêîâ è óñòàíîâëåíèÿ ñåðâèòóòîâ íà îñíîâàíèè ðàçðåøåíèÿ îðãàíà
ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè èëè îðãàíà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ïîðÿäêå ñòàòüè 39.2
Çåìåëüíîãî êîäåêñà ÐÔ. Çåìåëüíûé ó÷àñòîê, íàõîäÿùèéñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè
ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè è íåîáõîäèìûé äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ
ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè, ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïîëüçîâàòåëþ íåäð ïîñëå ïîëó÷åíèÿ
ëèöåíçèè íà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè è îôîðìëåíèÿ ãåîëîãè÷åñêîãî îòâîäà è (èëè)
ãîðíîãî îòâîäà, à òàêæå ïîñëå óòâåðæäåíèÿ ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè äëÿ ïðîâåäåíèÿ
ðàáîò.

 îòíîøåíèè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, íàõîäÿùèõñÿ
â ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò.25.2 ÔÇ «Î íåäðàõ» äîïóñêàåòñÿ
èçúÿòèå äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, â òîì
÷èñëå ëåñíûõ ó÷àñòêîâ, åñëè òàêèå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íåîáõîäèìû äëÿ âåäåíèÿ
ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè. Çåìåëüíûå ó÷àñòêè,
íåîáõîäèìûå äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ãåîëîãè÷åñêèì èçó÷åíèåì íåäð è
äîáû÷åé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ìîãóò îò÷óæäàòüñÿ äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ íóæä ñ
âîçìåùåíèåì ñîáñòâåííèêàì ýòèõ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ èõ ñòîèìîñòè ïî ðåøåíèþ
îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè.

 íàñòîÿùåå
âðåìÿ â ïðàêòèêå âîçíèêàþò ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ èñïîëüçîâàíèåì çåìåëüíûõ
ó÷àñòêîâ ïðè ðàçâåäêå è äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. 

Âî-ïåðâûõ, ýòî ñëîæíîñòè ñ ïåðåâîäîì çåìåëü â ñëó÷àå, åñëè öåëåâîå íàçíà÷åíèå çåìëè íå ñîîòâåòñòâóåò öåëÿì
íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Çåìåëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî âûäåëÿåò ñåìü êàòåãîðèé çåìåëü (ñò.7 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ÐÔ). Íàèáîëüøóþ äîëþ â ñòðóêòóðå çåìåëüíîãî ôîíäà Ðîññèè çàíèìàþò çåìëè ëåñíîãî õîçÿéñòâà (áîëåå 60% âñåõ ïëîùàäåé), ê çåìëÿì ñåëüõîçíàçíà÷åíèÿ îòíîñÿòñÿ áîëåå 20% çåìåëü ïî êàäàñòðó. 

Åñëè çåìåëüíûé ó÷àñòîê îòíîñèòñÿ ê êàòåãîðèè, êîòîðàÿ íå ïðåäïîëàãàåò
ïðîâåäåíèå ðàáîò ïî ðàçâåäêå è äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, òî òðåáóåòñÿ
èçìåíåíèå öåëåâîãî íàçíà÷åíèÿ ó÷àñòêà. Íàïðèìåð, åñëè ìåñòîðîæäåíèå îòêðûòî íà
ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ çåìëÿõ, òî îáÿçàòåëåí ïåðåâîä â êàòåãîðèþ çåìåëü ïðîìûøëåííîñòè, ýíåðãåòèêè è òðàíñïîðòà. Òàêæå òðåáóåòñÿ ïîìåíÿòü âèä ðàçðåøåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ íà “íåäðîïîëüçîâàíèå”.

Åñëè çåìåëüíûé ó÷àñòîê îòíîñèòñÿ ê çåìëÿì ïðîìûøëåííîñòè, âîäíîãî èëè ëåñíîãî
ôîíäà, òî âîçìîæíî îñâîåíèå ó÷àñòêà áåç èçìåíåíèÿ ïðàâîâîãî ñòàòóñà çåìëè.

 ñëó÷àå åñëè íà ó÷àñòêàõ ëåñíîãî ôîíäà íå ïðåäïîëàãàåòñÿ âûðóáêà ëåñíûõ íàñàæäåíèé è ñòðîèòåëüñòâî îáúåêòîâ, òî äîïóñêàåòñÿ ïðîâåäåíèå ðàçâåäî÷íûõ ðàáîò áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ ëåñíîãî ó÷àñòêà.  

Âòîðîé
ïðîáëåìîé ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå ÿñíûõ ïðàâèë âûêóïà çåìëè ïðè èçúÿòèè è ïîðÿäîê êîìïåíñàöèè
óáûòêîâ ñîáñòâåííèêîâ. Ïðîöåññ èçúÿòèÿ è îöåíêè çåìëè äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûé è ñëîæíûé ïðîöåññ. 

 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 25.2 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ» äîïóñêàåòñÿ îñóùåñòâëÿòü èçúÿòèå äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, åñëè òàêèå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íåîáõîäèìû äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè.  

Ïîðÿäîê èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä óñòàíîâëåí ãëàâîé VII.1 Çåìåëüíîãî êîäåêñà.

Òàê, ñîãëàñíî ï. 2 ñò. 56.2 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ðåøåíèÿ îá èçúÿòèè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì ó÷àñòêàìè íåäð ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, ïðèíèìàþò óïîëíîìî÷åííûå èñïîëíèòåëüíûå îðãàíû ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ï. 3 ÷. 1 ñò. 56.4 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ñ õîäàòàéñòâîì îá èçúÿòèè çåìåëüíîãî ó÷àñòêà äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ íóæä âïðàâå îáðàòèòüñÿ îðãàíèçàöèè, ÿâëÿþùèåñÿ íåäðîïîëüçîâàòåëÿìè, â ñëó÷àå èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè. Ôîðìà óêàçàííîãî õîäàòàéñòâà óñòàíîâëåíà ïðèêàçîì Ìèíýêîíîìðàçâèòèÿ Ðîññèè îò 23.04.2015 ¹ 250.

Êîìïàíèÿ Þðíåäðà ñïåöèàëèçèðóåòñÿ íà âîïðîñàõ çåìåëüíîãî ïðàâà è íåäðîïîëüçîâàíèÿ.Íàøè ñïåöèàëèñòû ãîòîâû ïðîêîíñóëüòèðîâàòü ïî ñëîæíûì þðèäè÷åñêèì âîïðîñàì.

Источник

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. 2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок. 4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; 6) утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее – линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

Источник