Назначение земель для добычи полезных ископаемых

Назначение земель для добычи полезных ископаемых thumbnail

30.03.2017

О добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения

Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

 Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

Информацию подготовил государственный инспектор отдела земельного надзора Ханов Р. М.

Источник

Назначение земель для добычи полезных ископаемых

Âèíîãðàäîâà Ñâåòëàíà, äèðåêòîð êîìïàíèè Þðíåäðà

Ðàçâåäêà è äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ íåâîçìîæíà áåç ïðèîáðåòåíèÿ
ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Ïðàâî íåäðîïîëüçîâàíèÿ íåïîñðåäñòâåííî âûòåêàåò èç
ïðàâà íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Íåäðîïîëüçîâàòåëü âûñòóïàåò ñóáúåêòîì îäíîâðåìåííî
äâóõ ñàìîñòîÿòåëüíûõ ïðàâ – íåäðîïîëüçîâàíèÿ è çåìëåïîëüçîâàíèÿ. Ïðè âñåé
ñâÿçàííîñòè ýòè ïðàâ íà ïðàêòèêå âîçíèêàþò ñëîæíûå ñèòóàöèè è ïðàâîâûå êîëëèçèè.

Ïðàâî íåäðîïîëüçîâàíèÿ íå ñîçäàåò àâòîìàòè÷åñêè ïðàâà
íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê, à ïîáåäà íà àóêöèîíå è ïîëó÷åíèå ëèöåíçèè íà íåäðîïîëüçîâàíèå – ëèøü îñíîâàíèå
äëÿ îôîðìëåíèÿ çåìëè. Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî, íà ïðàêòèêå, Ðîñíåäðà íå îêàçûâàþò ïîääåðæêè ïîáåäèòåëþ àóêöèîíà ïðè îôîðìëåíèè ïðàâ íà çåìëþ. Â çàêîíîäàòåëüñòâå íå óñòàíîâëåíû ãàðàíòèè çàùèòû ïðàâ ïîëüçîâàòåëåé íåäðàìè ïåðåä ñîáñòâåííèêàìè
èëè èíûìè òèòóëüíûìè âëàäåëüöàìè çåìëè. Ïðîáëåìàì óðåãóëèðîâàíèÿ âîïðîñîâ ïîëüçîâàíèÿ
çåìëè ìåæäó ïðàâîîáëàäàòåëåì çåìåëüíîãî ó÷àñòêà è íåäðîïîëüçîâàòåëåì ïîñâÿùåíà
ýòà ñòàòüÿ.

Ñîáñòâåííèêè, âëàäåëüöû çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ èìåþò
ïðàâî, ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ (ñâîáîäíî è áåñïëàòíî), â ãðàíèöàõ ïðèíàäëåæàùåãî
çåìåëüíîãî ó÷àñòêà îñóùåñòâëÿòü áåç ïðèìåíåíèÿ âçðûâíûõ ðàáîò äîáû÷ó îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ
ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, è ñòðîèòåëüñòâî ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé äëÿ ñâîèõ íóæä
(ãëóáèíîé äî 5ì), à òàêæå ïðîèçâîäèòü  óñòðîéñòâî
è ýêñïëóàòàöèþ áûòîâûõ êîëîäöåâ è ñêâàæèí íà ïåðâûé âîäîíîñíûé ãîðèçîíò ñ îáúåìîì
èçâëå÷åíèÿ äî 100 ì3 â ñóòêè,  íå
ÿâëÿþùèéñÿ èñòî÷íèêîì öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ (ñò. 19 Çàêîíà ÐÔ «Î
íåäðàõ»). Ëþáûå äðóãèå âèäû íåäðîïîëüçîâàíèÿ òðåáóþò ïîëó÷åíèÿ ëèöåíçèè íà íåäðà.

Îäíàêî, ïîëó÷åíèå ëèöåíçèè íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè – ýòî ïåðâûé øàã ê îñâîåíèþ ïåðñïåêòèâíîãî ó÷àñòêà. Êðîìå òîãî, â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíîäàòåëüñòâà íå ÿñíî, ÷òî íóæíî ñäåëàòü ðàíüøå îôîðìèòü ïðàâà íà çåìëþ èëè ïîëó÷èòü ëèöåíçèþ íà íåäðà. Âðîäå áû î÷åâèäíî, ÷òî ñíà÷àëà ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ëèöåíçèÿ, à ïîòîì îôîðìëÿþòñÿ ïðàâà íà çåìëþ. Íî â  ï.4 ñò. 12 ÔÇ “Î íåäðàõ”, óêàçàíî, ÷òî ëèöåíçèÿ äîëæíà ñîäåðæàòü óêàçàíèå íà ãðàíèöû çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, êîòîðûé âûäåëåí äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè.

Ïåðåä íà÷àëîì ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò
íåäðîïîëüçîâàòåëü äîëæåí ïîëó÷èòü ðÿä äîïîëíèòåëüíûõ ðàçðåøåíèé è ñîãëàñîâàíèé,
áåç êîòîðûõ îí íå ìîæåò ïðèñòóïèòü ê ïîèñêó, îöåíêå, ðàçâåäêå èëè äîáû÷å
ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.

Âèäû òàêèõ ðàçðåøèòåëüíûõ äîêóìåíòîâ ìîæíî
ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû. 

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñâÿçàíà ñ ïîëó÷åíèåì ðàçðåøåíèé íà
ïîëüçîâàíèå íåäðàìè, à âòîðàÿ ñ ïîëüçîâàíèåì çåìåëüíûì ó÷àñòêîì.

Ðàçðåøåíèå íà ïðîâåäåíèå ðàáîò â öåëÿõ íåäðîïîëüçîâàíèÿ
çàâèñèò îò òîãî, ê êàêîé êàòåãîðèè çåìëè îòíîñèòñÿ çåìåëüíûé ó÷àñòîê (äî
ïåðåâîäà), è òðåáóåòñÿ ëè íàðóøåíèå ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ çåìëè â ïðîöåññå
ïðîâåäåíèÿ ðàáîò.

Äëÿ ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè íåîáõîäèìî:

– îôîðìëåíèå ãåîëîãè÷åñêîãî îòâîäà (äëÿ
ïðîâåäåíèÿ ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò);

– îôîðìëåíèå ãîðíîãî îòâîäà (äëÿ äîáû÷è ïîëåçíûõ
èñêîïàåìûõ);

– ñîñòàâëåíèå è ñîãëàñîâàíèå òåõíè÷åñêîãî
ïðîåêòà è èíîé ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè ïî îñâîåíèþ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.

Äëÿ ïîëüçîâàíèÿ çåìåëüíûì ó÷àñòêîì äîëæíî áûòü îôîðìëåíî:

– ïðàâî ñîáñòâåííîñòè èëè ïðàâî àðåíäû íà
çåìåëüíûé ó÷àñòîê èëè çàðåãèñòðèðîâàí ñåðâèòóò;

– ïðîâåäåíà  ýêîëîãè÷åñêàÿ ýêñïåðòèçà (â
óêàçàííûõ çàêîíîì ñëó÷àÿõ).

Îäíèì èç îñíîâíûõ âîïðîñîâ íåäðîïîëüçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ
îôîðìëåíèå ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê íàä ó÷àñòêîì íåäð.  ñîîòâåòñòâèè ñ
ïðåäûäóùåé ðåäàêöèåé ñò.11 ÔÇ «Î íåäðàõ» ïðåäîñòàâëåíèå ëèöåíçèé íà ïîëüçîâàíèå
íåäðàìè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè íàëè÷èè ïðåäâàðèòåëüíîãî ñîãëàñèÿ îðãàíà óïðàâëåíèÿ
çåìåëüíûìè ðåñóðñàìè èëè ñîáñòâåííèêà çåìåëü íà îòâîä ñîîòâåòñòâóþùåãî
çåìåëüíîãî ó÷àñòêà äëÿ öåëåé íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Îäíàêî â äåéñòâóþùåé ðåäàêöèè çàêîíà
îñòàëàñü ëèøü îòñûëêà ê çåìåëüíîìó çàêîíîäàòåëüñòâó áåç óêàçàíèÿ íà îñîáåííîñòè
ïðîöåäóðû èçúÿòèè çåìëè äëÿ öåëåé íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Òàê, îòâîä çåìåëüíîãî
ó÷àñòêà è îôîðìëåíèå çåìåëüíûõ ïðàâ íåäðîïîëüçîâàòåëÿ ïðîèçâîäÿòñÿ â îáùåì
ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çåìåëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì.

Ïîëó÷åíèå
ïðàâ íà çåìëþ çàâèñèò îò òîãî â ÷üåé ñîáñòâåííîñòè íàõîäèòñÿ ó÷àñòîê, êàêèå
âèäû ðàáîò áóäóò ïðîèçâîäèòüñÿ (ñ ïîâðåæäåíèåì èëè áåç ïîâðåæäåíèÿ ïî÷âåííîãî
ñëîÿ) è îò òîãî êàêîå óñòàíîâëåíî öåëåâîå íàçíà÷åíèå (êàòåãîðèÿ) ó÷àñòêà.

Óñëîâèÿ
ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ íàõîäÿùèõñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè
ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè óêàçàíû â ñòàòüå 25.1 ÔÇ «Î íåäðàõ». Òàê
èñïîëüçîâàíèå ýòèõ çåìåëü ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìåëüíûõ
ó÷àñòêîâ è óñòàíîâëåíèÿ ñåðâèòóòîâ íà îñíîâàíèè ðàçðåøåíèÿ îðãàíà
ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè èëè îðãàíà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ïîðÿäêå ñòàòüè 39.2
Çåìåëüíîãî êîäåêñà ÐÔ. Çåìåëüíûé ó÷àñòîê, íàõîäÿùèéñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè
ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè è íåîáõîäèìûé äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ
ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè, ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïîëüçîâàòåëþ íåäð ïîñëå ïîëó÷åíèÿ
ëèöåíçèè íà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè è îôîðìëåíèÿ ãåîëîãè÷åñêîãî îòâîäà è (èëè)
ãîðíîãî îòâîäà, à òàêæå ïîñëå óòâåðæäåíèÿ ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè äëÿ ïðîâåäåíèÿ
ðàáîò.

 îòíîøåíèè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, íàõîäÿùèõñÿ
â ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò.25.2 ÔÇ «Î íåäðàõ» äîïóñêàåòñÿ
èçúÿòèå äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, â òîì
÷èñëå ëåñíûõ ó÷àñòêîâ, åñëè òàêèå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íåîáõîäèìû äëÿ âåäåíèÿ
ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè. Çåìåëüíûå ó÷àñòêè,
íåîáõîäèìûå äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ãåîëîãè÷åñêèì èçó÷åíèåì íåäð è
äîáû÷åé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ìîãóò îò÷óæäàòüñÿ äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ íóæä ñ
âîçìåùåíèåì ñîáñòâåííèêàì ýòèõ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ èõ ñòîèìîñòè ïî ðåøåíèþ
îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè.

 íàñòîÿùåå
âðåìÿ â ïðàêòèêå âîçíèêàþò ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ èñïîëüçîâàíèåì çåìåëüíûõ
ó÷àñòêîâ ïðè ðàçâåäêå è äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. 

Âî-ïåðâûõ, ýòî ñëîæíîñòè ñ ïåðåâîäîì çåìåëü â ñëó÷àå, åñëè öåëåâîå íàçíà÷åíèå çåìëè íå ñîîòâåòñòâóåò öåëÿì
íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Çåìåëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî âûäåëÿåò ñåìü êàòåãîðèé çåìåëü (ñò.7 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ÐÔ). Íàèáîëüøóþ äîëþ â ñòðóêòóðå çåìåëüíîãî ôîíäà Ðîññèè çàíèìàþò çåìëè ëåñíîãî õîçÿéñòâà (áîëåå 60% âñåõ ïëîùàäåé), ê çåìëÿì ñåëüõîçíàçíà÷åíèÿ îòíîñÿòñÿ áîëåå 20% çåìåëü ïî êàäàñòðó. 

Åñëè çåìåëüíûé ó÷àñòîê îòíîñèòñÿ ê êàòåãîðèè, êîòîðàÿ íå ïðåäïîëàãàåò
ïðîâåäåíèå ðàáîò ïî ðàçâåäêå è äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, òî òðåáóåòñÿ
èçìåíåíèå öåëåâîãî íàçíà÷åíèÿ ó÷àñòêà. Íàïðèìåð, åñëè ìåñòîðîæäåíèå îòêðûòî íà
ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ çåìëÿõ, òî îáÿçàòåëåí ïåðåâîä â êàòåãîðèþ çåìåëü ïðîìûøëåííîñòè, ýíåðãåòèêè è òðàíñïîðòà. Òàêæå òðåáóåòñÿ ïîìåíÿòü âèä ðàçðåøåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ íà “íåäðîïîëüçîâàíèå”.

Åñëè çåìåëüíûé ó÷àñòîê îòíîñèòñÿ ê çåìëÿì ïðîìûøëåííîñòè, âîäíîãî èëè ëåñíîãî
ôîíäà, òî âîçìîæíî îñâîåíèå ó÷àñòêà áåç èçìåíåíèÿ ïðàâîâîãî ñòàòóñà çåìëè.

 ñëó÷àå åñëè íà ó÷àñòêàõ ëåñíîãî ôîíäà íå ïðåäïîëàãàåòñÿ âûðóáêà ëåñíûõ íàñàæäåíèé è ñòðîèòåëüñòâî îáúåêòîâ, òî äîïóñêàåòñÿ ïðîâåäåíèå ðàçâåäî÷íûõ ðàáîò áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ ëåñíîãî ó÷àñòêà.  

Âòîðîé
ïðîáëåìîé ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå ÿñíûõ ïðàâèë âûêóïà çåìëè ïðè èçúÿòèè è ïîðÿäîê êîìïåíñàöèè
óáûòêîâ ñîáñòâåííèêîâ. Ïðîöåññ èçúÿòèÿ è îöåíêè çåìëè äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûé è ñëîæíûé ïðîöåññ. 

 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 25.2 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ» äîïóñêàåòñÿ îñóùåñòâëÿòü èçúÿòèå äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, åñëè òàêèå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íåîáõîäèìû äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè.  

Ïîðÿäîê èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä óñòàíîâëåí ãëàâîé VII.1 Çåìåëüíîãî êîäåêñà.

Òàê, ñîãëàñíî ï. 2 ñò. 56.2 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ðåøåíèÿ îá èçúÿòèè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì ó÷àñòêàìè íåäð ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, ïðèíèìàþò óïîëíîìî÷åííûå èñïîëíèòåëüíûå îðãàíû ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ï. 3 ÷. 1 ñò. 56.4 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ñ õîäàòàéñòâîì îá èçúÿòèè çåìåëüíîãî ó÷àñòêà äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ íóæä âïðàâå îáðàòèòüñÿ îðãàíèçàöèè, ÿâëÿþùèåñÿ íåäðîïîëüçîâàòåëÿìè, â ñëó÷àå èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè. Ôîðìà óêàçàííîãî õîäàòàéñòâà óñòàíîâëåíà ïðèêàçîì Ìèíýêîíîìðàçâèòèÿ Ðîññèè îò 23.04.2015 ¹ 250.

Êîìïàíèÿ Þðíåäðà ñïåöèàëèçèðóåòñÿ íà âîïðîñàõ çåìåëüíîãî ïðàâà è íåäðîïîëüçîâàíèÿ.Íàøè ñïåöèàëèñòû ãîòîâû ïðîêîíñóëüòèðîâàòü ïî ñëîæíûì þðèäè÷åñêèì âîïðîñàì.

Источник

Полное описание

Если собственник (арендатор) желает использовать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых, необходимо перевести земельный участок в составе таких земель в земли промышленности.

Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления с ходатайством.

Согласно ст. 8 Земельного Кодекса РФ «Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;

– земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

– земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления».

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории регулируется ФЗ « О переводе земель Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходимо подать ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения  в земли промышленности с приложением:

– выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории предполагается осуществить (выдается территориальным отделом федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»);

– копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка  из единого  государственного реестра  юридических лиц  – для юридических лиц ;

– выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество  и сделок  с ним о правах на земельный участок (предоставляется по запросу заявителя территориальными отделами Главного управления Федеральной регистрационной службы);

– согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (если участок находится не в частной собственности);

– утвержденный в установленном порядке проект рекультивации сельскохозяйственных земель (выполняется проектными организациями, в составе рабочих проектов на разработку полезных ископаемых, либо в рабочих проектах строительства линейных объектов);

 – заключение департамента агропромышленного комплекса;

– копия лицензии на пользование недрами;

– заключение органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия с целью установления отсутствия объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка, перевод которого планируется осуществить.   

Также необходимо проверить, не противоречит ли планируемое использование земельного участка (добыча полезных ископаемых) документам территориального планирования того поселения (населенного пункта), где расположен земельный участок.

Для этого необходимо подать соответствующий запрос в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Если будет установлено, что планируемое использование не соответствует документам территориального планирования – в удовлетворении ходатайства о переводе будет отказано.

Порядок рассмотрения ходатайства и принятия решения един независимо от категории земель и установлен в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Источник

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли промышленности

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Правовое положение земель промышленности

Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

  • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
  • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
  • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
  • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
  • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

Источник