Наука в современном мире все ли достижения полезны человеку
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВСЕ ЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
Ключевые слова: наука, технологии, изобретения, научные открытия, цивилизация.
Аннотация: Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико.
Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые , а мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование – не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука – игра, связанная с риском, а игра – это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно.
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения. Благодаря достижениям цивилизации мы пользуемся ее благами, которые получили в результате множества открытий и изобретений. Тем самым во многом наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее. И возможности выбора у человека огромны. Например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Все, что окружает нас, сотворил человек. Новейшие изобретения могут изменить наши взгляды на мир. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.
В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть как полезны, так и вредны.
Компьютер — величайшее изобретение человечества! Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем
Телевидение. На сегодняшний день телевизор – это не предмет роскоши, как в советские времена, а необходимая вещь каждого дома. Посредством телевидения мы снимаем напряжение после долгого, напряжённого, рабочего дня, получаем всю необходимую информацию, чтобы быть в курсе самых последних событий, происходящих в мире. Но это приводит к малоподвижному образу жизни.
Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощь них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечно-сосудистой, и эндокринной систем. И это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.
Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это ответ ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире генно-модифицированные продукты (ГМО) изучены слабо. И подобные разработки вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Никто не доказал, что это безопасно, – предупреждают одни российские ученые. Практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред.
Мир великих открытий и изобретений – нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий. И должны нести человечеству благо. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше, вреда или пользы. Открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но также определили и другую сторону. Что нести они могут и пользу и вред. По результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при грамотном использовании. Что всеми из них надо пользоваться в меру. Мы так привыкли к тому, что нас сегодня окружает, что невозможно себе представить, как люди раньше без всего этого обходились.
Наука оказывает огромное влияние на жизнь человека. Особенно это касается современных компьютерных технологий. Благодаря науке люди начали понимать природу сложных явлений, большинство из которых были необъяснимы раньше, а колесниц и лошадей заменили быстрые поезда.
С самого начала человечество использовало технологии для улучшения жизни. Но они также могут быть помехой в повседневной жизни людей. Современные разработки ученых вызывают привыкание. Так, средний владелец смартфона проверяет телефон почти 100 раз в течение дня. Человек начал полагаться на технологии больше, чем на собственную изобретательность.
Преимущества науки
В 21 веке человеку больше не нужно набирать шестизначный номер, чтобы позвонить кому-то. За один клик можно отослать письмо на другой континент, а раньше это могло занимать две недели. Теперь человек может быстро выключить свет, не вставая со стула. И это все стало возможным, благодаря науке. Основные ее преимущества следующие:
- Способствует развитию технологий и инноваций.
- Удовлетворяет человеческое любопытство. Благодаря науке люди узнали, откуда и почему произошли некоторые вещи.
- Наука смогла объяснить и решить некоторые социальные проблемы, которые на протяжении долгого времени мешали обществу.
- Помогает в работе политикам. С помощью науки собираются данные по той или иной теме. Затем эта информация может быть использована для разработки новых законов, которые будут положительно влиять на жизни людей.
- Решает бытовые проблемы и расширяет границы возможностей. С помощью научных разработок человек может путешествовать по всему миру на самолете. Это позволяет ему познакомиться с новыми культурами. В течение одного дня можно увидеть разные страны.
- Объясняет явления, которые ранее были неизвестны. С помощью науки человек узнал о том, как выглядит поверхность Луны, какие планеты входят в Солнечную систему, и почему наступают день и ночь.
- Способствует развитию творчества.
- Сделала жизнь комфортной. Мобильные телефоны, компьютеры, даже кофеварки теперь намного более эффективны, быстры и просты в использовании.
- Применение этой техники доставляет человеку немало удовольствия. Еще ученые создали роботов, которые пылесосят ковры и чистят полы. А один компьютерный чип может заменить нескольких работников на заводе.
- Развивает сельское хозяйство. Представьте, как выглядела современная ферма в начале 1800-х годов. Механизации не было. Все делалось лошадью или вручную. Это ограничивало урожайность, которую могла бы производить область. Каждый раз, когда происходит улучшение технологий, человек может сделать больше в любой отрасли, с меньшим количеством ресурсов.
- Медицинские разработки. Было время, когда человек с диагнозом ВИЧ изгонялся из общества. Люди думали, что они будут заражены, если прикоснуться к больному. Но благодаря достижениям в области медицины и здравоохранения, сейчас к пациентам с диагнозом ВИЧ относятся с любовью и заботой, они имеют надежду на выздоровление. Также каждый день проводятся новые исследования в области анатомии человека. Врачи работают над внедрением лекарств и методов лечения, которые могут спасти людей от смертоносных заболеваний.
- Экономия времени. Люди сберегают время с помощью технологий, улучшенной связи, производственных процессов и автоматизированных систем. В конце концов, компьютеры могут работать с большей эффективностью по сравнению с тем, как обычно трудится человек.
Также достижения науки добавили несколько лет к средней продолжительности жизни людей.
Недостатки науки
Современные изобретения и технологии не всегда имеют положительное влияние на жизнь человека. Прогресс увеличивает разрыв между различными классами общества. Это может вызвать беспорядки среди обездоленных или менее привилегированных слоев общества и привести к новым преступлениям и неравенству. Основные недостатки науки и современных разработок следующие:
- Научные исследования дорого стоят.
- Разрабатываются новые виды стрелкового оружия. Они использовались в многочисленных войнах и стали причиной гибели людей, в том числе и невинных.
- Появилось ядерное оружие. Яркий пример этому — события в Хиросиме. Они стали кульминацией высокогорных бомбардировок и убийств на дальних расстояниях, которые были характерными чертами Второй мировой войны. Трагедия в Хиросиме показала, что человечество может убить себя своими собственными изобретениями. Ученые открыли технологию, которая может уничтожить страны, положить конец цивилизации. Ядерное оружие не допускает дискриминации. Оно убивает невинных мужчин, женщин и детей.
- Способствует развитию новых схем мошенничества и киберпреступности. Люди теряют много денег из-за компьютерных преступлений. Это сказывается на социально-экономической структуре населения.
- Наука забрала аспект конфиденциальности из жизни людей. С помощью таких платформ, как социальные сети, люди теперь могут следить за чьей-то жизнью.
- Наука повлияла на нравственность людей. Так, в интернете есть контент, который не всегда может быть хорошим, особенно когда речь идет о детях.
- Меняет природу и способствует появлению катаклизм. Мощный Ураган Ирма образовался в Атлантическом океане. В Сиэтле были установлены рекорды по количеству сухих дней без осадков. А 2017 год стал вторым самым жарким годом в современной истории человечества.
- Приводит к проблемам со здоровьем. Многие технологии, от компьютеров до телевизоров и автомобилей, заставляют людей сидеть большую часть своего дня. Это может быть столь же опасным для здоровья человека, как и курение. Постоянное использование компьютерных технологий приводит к боли в руке, запястье и предплечье, способствует социальной изоляции и даже может стать фактором, формирующим депрессивные симптомы.
Сейчас, возможно, человечеству стоит замедлить процесс разработки новых технологий. Некоторые люди стали жертвами лени и потенциальной опасности из-за компьютеров и сотовых телефонов.
Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.
У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования.
Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.
Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.
Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Вплоть до середины XIX в. случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограничена для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности.
Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций – она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.
При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо не посредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы.
Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость.
Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феномена ми духовной и материальной культуры.