Наука в современном мире все ли достижения полезны

Наука в современном мире все ли достижения полезны thumbnail

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВСЕ ЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

Ключевые слова: наука, технологии, изобретения, научные открытия, цивилизация.

Аннотация: Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико.

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые , а мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование – не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука – игра, связанная с риском, а игра – это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения. Благодаря достижениям цивилизации мы пользуемся ее благами, которые получили в результате множества открытий и изобретений. Тем самым во многом наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее. И возможности выбора у человека огромны. Например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Все, что окружает нас, сотворил человек. Новейшие изобретения могут изменить наши взгляды на мир. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.

В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть как полезны, так и вредны.

Компьютер — величайшее изобретение человечества! Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем

Телевидение. На сегодняшний день телевизор – это не предмет роскоши, как в советские времена, а необходимая вещь каждого дома. Посредством телевидения мы снимаем напряжение после долгого, напряжённого, рабочего дня, получаем всю необходимую информацию, чтобы быть в курсе самых последних событий, происходящих в мире. Но это приводит к малоподвижному образу жизни.

Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощь них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечно-сосудистой, и эндокринной систем. И это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.

Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это ответ ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире генно-модифицированные продукты (ГМО) изучены слабо. И подобные разработки вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Никто не доказал, что это безопасно, – предупреждают одни российские ученые. Практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред.

Мир великих открытий и изобретений – нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий. И должны нести человечеству благо. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше, вреда или пользы. Открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но также определили и другую сторону. Что нести они могут и пользу и вред. По результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при грамотном использовании. Что всеми из них надо пользоваться в меру. Мы так привыкли к тому, что нас сегодня окружает, что невозможно себе представить, как люди раньше без всего этого обходились.

Источник

Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реаль­ные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира пред­полагает достаточно определенные представления о том, что та­кое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

У философов прошлого мы можем найти много ценных пред­видений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожи­данного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходит­ся осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно на­чать с рассмотрения социальных функций науки.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда за­данное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кар­динально отличается от той науки, которая существовала столе­тие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и харак­тер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-пер­вых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные зна­ния и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущ­ности отражает исторический процесс формирования и расшире­ния социальных функций науки, то есть возникновения и упроче­ния все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в пе­риод становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных обществен­ных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Воз­рождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде все­го в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.

Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Га­лилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о проис­хождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстан­цией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникно­вения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще боль­ше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образо­вания.

Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процес­сом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в гла­зах общества самостоятельной и вполне достойной сферой челове­ческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

Что касается функций науки как непосредственной произво­дительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представ­ляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные мас­штабы и темпы современного научно-технического прогресса, ре­зультаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

В период становления науки как социального института выз­ревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Ко­нечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро раз­вивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.

Так было, напри­мер, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности – промышленности, сельско­му хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потреб­ности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систе­матически учитывать их.

Вплоть до середины XIX в. случаи, когда результаты научных исследований находили практическое при­менение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпи­рическая основа практической деятельности слишком узка и огра­ничена для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие произ­водительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непре­рывного совершенствования средств производственной деятель­ности.

Осознание этого резко изменило отношение к науке и яви­лось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничива­лась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потен­циал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоян­ных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные иссле­дования и разработки, создание сетей научно-технической инфор­мации и другие. Причем вслед за промышленностью такие кана­лы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощ­ный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяю­щуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций – она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосред­ственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разра­ботки масштабных планов и программ социального и экономического развития.

При составлении каждой такой программы, оп­ределяющей, как правило, цели деятельности многих предприя­тий, учреждений и организаций, принципиально необходимо не­ посредственное участие ученых как носителей специальных зна­ний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разра­ботка и осуществление предполагают взаимодействие обществен­ных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь мож­но назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин та­ких опасных для общества и человека явлений, как истощение при­родных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, по­чвы.

Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напро­тив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, поли­тических и государственных деятелей, хозяйственных руководите­лей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяс­нение причин возникновения экологической опасности, и поиск пу­тей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обще­ством и создание средств для их достижения – все это в данном слу­чае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-эко­номическое развитие, социальное управление и те социальные ин­ституты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимо­действия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельнос­ти (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, буду­чи философской по своему характеру, в то же время имеет боль­шую практическую значимость.

Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускорен­ного научно-технического прогресса, поскольку выяснение зако­номерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феномена­ ми духовной и материальной культуры.

Источник

Ðîëü íàóêè â ôîðìèðîâàíèè ñîâðåìåííîé êàðòèíû ìèðà, å¸ ñîöèàëüíûå ôóíêöèè è ìåñòî â æèçíè è ðàçâèòèè îáùåñòâà. Òåíäåíöèè ê èíòåãðàöèè ðàçëè÷íûõ îòðàñëåé íàóêè, å¸ çíà÷åíèå â ôèëîñîôñêîì ïîíèìàíèè ìèðà ÷åëîâåêîì è ôîðìèðîâàíèè åãî äóõîâíîé êóëüòóðû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

Ðåôåðàò ïî Îáùåñòâîçíàíèþ

íà òåìó: «Íàóêà â ñîâðåìåííîì ìèðå»

2016

Ââåäåíèå

Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ìûøëåíèå è çíàíèå – ýòî ãëàâíûå êðèòåðèè ôèëîñîôèè. Õîòÿ äðåâíÿÿ ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ñîâîêóïíîñòü äîãàäîê, êîòîðàÿ íå îïèðàëàñü íà äîñòèæåíèå íàóê, â íàøå âðåìÿ ôèëîñîôèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà ðåçóëüòàòàõ ëîãèêè, ïñèõîëîãèè, ñîöèîëîãèè è èñòîðèè. Ôèëîñîôèÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü íå òîëüêî â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, íî è â îáùåñòâå â öåëîì. Âåäü ôèëîñîôèþ ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê íàóêó î ïðîòèâîïîëîæíîñòè Ðàçëè÷íûõ âçãëÿäîâ è ìûñëåé. Ôèëîñîôû èçëàãàþò ñâîè òî÷êè çðåíèÿ, êàñàþùèåñÿ, íàïðèìåð, ýòèêè, áûòèÿ, ìèðîâîççðåíèÿ, à îñòàëüíîå îáùåñòâî äîëæíî âûáðàòü íàèáîëåå ïîäõîäÿùóþ äëÿ ñåáÿ èäåþ. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî áåç ñïîðîâ è ðàçíîãëàñèé ôèëîñîôèÿ íå ñìîãëà áû ïîäíÿòüñÿ íà òàêîé âûñîêèé óðîâåíü, íà êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü.

×òî òàêîå íàóêà? Êàêîâà ðîëü íàóêè â ôîðìèðîâàíèè êàðòèíû ìèðà? È êàêîâà å¸ ðîëü â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå? Îáñóæäåíèå âñåõ ýòèõ ôèëîñîôñêèõ âîïðîñîâ ñîïðîâîæäàëî ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ñîâðåìåííîé íàóêè, è áûëî íåîáõîäèìîé ôîðìîé îñîçíàíèÿ îñîáåííîñòåé, êàê ñàìîé íàóêè, òàê è òîé öèâèëèçàöèè, â ðàìêàõ êîòîðîé íàó÷íîå îòíîøåíèå ê ìèðó ñòàëî âîçìîæíûì. Ñåãîäíÿ ýòè âîïðîñû ñòîÿò â íîâîé è âåñüìà îñòðîé ôîðìå. Ýòî ñâÿçàíî, ïðåæäå âñåãî, ñ òîé ñèòóàöèåé, â êîòîðîé îêàçàëàñü ñîâðåìåííàÿ öèâèëèçàöèÿ. Ðàññìîòðèì ïðèìåð, ñâÿçàííûé ñ èíôîðìàöèîííûìè òåõíîëîãèÿìè. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñîâðåìåííîå îáùåñòâî âñòóïàåò â èíôîðìàöèîííóþ ñòàäèþ ðàçâèòèÿ. Âñåì óæå ïîíÿòíî, ÷òî èíôîðìàöèîííóþ ðåâîëþöèþ óæå íå îñòàíîâèòü. Íàñòóïàåò ãëîáàëüíàÿ êîìïüþòåðèçàöèÿ, ïîÿâëÿþòñÿ ýëåêòðîííàÿ ïî÷òà, êîìïüþòåðíûå ìàãàçèíû. Ñ êàæäûì äíåì ñîâðåìåííîå ÷åëîâå÷åñòâî òðåáóåò âñ¸ áîëüøå è áîëüøå. Ïî-ìîåìó, òàêèì îáðàçîì è âîçíèêàåò ñîâðåìåííàÿ íàóêà.

I. Ïîíÿòèå íàóêè

Îñíîâíàÿ ôîðìà ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçíàíèÿ — íàóêà — â íàøè äíè îêàçûâàåò âñå áîëåå çíà÷èìîå è ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ðåàëüíûå óñëîâèÿ íàøåé æèçíè, â êîòîðîé íàì òàê èëè èíà÷å íàäëåæèò îðèåíòèðîâàòüñÿ è äåéñòâîâàòü. Ôèëîñîôñêîå âèäåíèå ìèðà ïðåäïîëàãàåò äîñòàòî÷íî îïðåäåëåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, ÷òî òàêîå íàóêà, êàê îíà óñòðîåíà è êàê ðàçâèâàåòñÿ, ÷òî îíà ìîæåò è íà ÷òî ïîçâîëÿåò íàäåÿòüñÿ, à ÷òî åé íåäîñòóïíî.

Ó ôèëîñîôîâ ïðîøëîãî ìû ìîæåì íàéòè ìíîãî öåííûõ ïðåäâèäåíèé îòíîñèòåëüíî óñèëèâàþùåãîñÿ çíà÷åíèÿ íàóêè. Îäíàêî îíè ïðåäñòàâèòü íå ìîãëè òàêîãî ìàññèðîâàííîãî, ïîä÷àñ íåîæèäàííîãî è äàæå äðàìàòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íàó÷íî-òåõíè÷åñêèõ äîñòèæåíèé íà ïîâñåäíåâíóþ æèçíü ÷åëîâåêà, êîòîðîå ïðèõîäèòñÿ îñìûñëèâàòü ñåãîäíÿ. È òàêîå îñìûñëåíèå öåëåñîîáðàçíî íà÷àòü ñ ðàññìîòðåíèÿ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé íàóêè.

Ñîöèàëüíûå ôóíêöèè íàóêè íå åñòü íå÷òî ðàç è íàâñåãäà çàäàííîå. Íàïðîòèâ, îíè èñòîðè÷åñêè èçìåíÿþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé âàæíóþ ñòîðîíó ðàçâèòèÿ ñàìîé íàóêè.

Ñîâðåìåííàÿ íàóêà âî ìíîãèõ îòíîøåíèÿõ ñóùåñòâåííî, êàðäèíàëüíî îòëè÷àåòñÿ îò òîé íàóêè, êîòîðàÿ ñóùåñòâîâàëà ñòîëåòèå èëè äàæå ïîëñòîëåòèÿ íàçàä. Èçìåíèëñÿ âåñü åå îáëèê è õàðàêòåð åå âçàèìîñâÿçåé ñ îáùåñòâîì.

Ñîâðåìåííàÿ íàóêà – ýòî ñîâîêóïíîñòü ñîòåí íàóê, èññëåäóþùèõ ðàçëè÷íûå ñôåðû äåéñòâèòåëüíîñòè. Òå èç íèõ, êîòîðûå èçó÷àþò ïðèðîäó, âûäåëèëè â ñôåðó åñòåñòâåííûõ íàóê, à òå, ÷òî – îáùåñòâî, – íàçûâàþò îáùåñòâåííûìè Îòñþäà ôèçèêó, õèìèþ, àñòðîíîìèþ, áèîëîãèþ, ôèçèîëîãèþ è äð. êëàññèôèöèðóþò êàê åñòåñòâåííûå íàóêè, à òàêèå, êàê èñòîðèÿ, ñîöèîëîãèÿ, ïîëèòýêîíîìèÿ, ïîëèòîëîãèÿ, ôèëîñîôèÿ è äð., îòíîñÿòñÿ ê áëîêó îáùåñòâåííûõ.  èõ ïðåäåëàõ âîçìîæíû åùå è äåòàëüíûå êëàññèôèêàöèè Òåì áîëåå, ÷òî ñîâðåìåííîå ðàçâèòèå íàóêè ñâèäåòåëüñòâóåò íåóêëîííîì ðàçâèòèè äèôôåðåíöèàëüíûõ ïðîöåññîâ. Ïîýòîìó â ñòðóêòóðå òðàäèöèîííûõ íàóê ïîñòîÿííî ïðîèñõîäèò ðàçâåòâëåíèÿ è âûäåëåíèÿ âñå íîâûõ è íîâûõ íàïðàâëåíèé. Òàê, èç ëîíà ôèëîñîôèè â ñâîå âðåìÿ âûäåëèëèñü ýòèêà, ýñòåòèêà, ëîãèêà, ïñèõîëîãèÿ, èñòîðèÿ ôèëîñîôèè, ñîöèàëüíàÿ ôèëîñîôèÿ, ñîöèîëîãèÿ, ôèëîñîôèÿ èñòîðèè, ïîëèòîëîãèÿ è äðóãèå íàóêè.

Ñëåäóåò îòìåòèòü è òî, ÷òî ñîâðåìåííîìó ýòàïó ðàçâèòèÿ íàóêè õàðàêòåðíû è èíòåãðàöèîííûå ïðîöåññû è íà ýòîé îñíîâå âîçíèêíîâåíèÿ íîâûõ îòðàñëåé çíàíèÿ, êîòîðûå ñèíòåçèðóþò íåñêîëüêî êîíêðåòíûõ äèñöèïëèí. Îáû÷íûìè ñòàëè ñëîâîñî÷åòàíèÿ: ôèçè÷åñêàÿ õèìèÿ, áèîíèêà, ñîöèîíèêà, ãåííàÿ èíæåíåðèÿ, êèáåðíåòèêà è äð. Ó÷åíûå, ôèëîñîôû åäèíû â òîì, ÷òî ñåðüåçíûå îòêðûòèÿ ñåé÷àñ îñóùåñòâëÿþòñÿ èìåííî íà “ñòûêå” íàóê, èõ ïðåäìåòíîì ïåðåïëåòåíèè.

Ãîâîðÿ î ñîâðåìåííîé íàóêå â åå âçàèìîäåéñòâèè ñ ðàçëè÷íûìè ñôåðàìè æèçíè îáùåñòâà è îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà, ìîæíî âûäåëèòü òðè ãðóïïû âûïîëíÿåìûõ åþ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé. Ýòî, âî-ïåðâûõ, ôóíêöèè êóëüòóðíî-ìèðîâîççðåí÷åñêèå, âî-âòîðûõ, ôóíêöèè íàóêè êàê íåïîñðåäñòâåííîé ïðîèçâîäèòåëüíîé ñèëû è, â-òðåòüèõ, åå ôóíêöèè êàê ñîöèàëüíîé ñèëû, ñâÿçàííûå ñ òåì, ÷òî íàó÷íûå çíàíèÿ è ìåòîäû íûíå âñå øèðå èñïîëüçóþòñÿ ïðè ðåøåíèè ñàìûõ ðàçíûõ ïðîáëåì, âîçíèêàþùèõ â æèçíè îáùåñòâà.

Ïîðÿäîê, â êîòîðîì ïåðå÷èñëåíû ýòè ãðóïïû ôóíêöèé, â ñóùíîñòè îòðàæàåò èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàñøèðåíèÿ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé íàóêè, òî åñòü âîçíèêíîâåíèÿ è óïðî÷åíèÿ âñå íîâûõ êàíàëîâ åå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îáùåñòâîì. Òàê, â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ íàóêè êàê îñîáîãî ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà (ýòî ïåðèîä êðèçèñà ôåîäàëèçìà, çàðîæäåíèÿ áóðæóàçíûõ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé è ôîðìèðîâàíèÿ êàïèòàëèçìà, òî åñòü ýïîõà Âîçðîæäåíèÿ è Íîâîå âðåìÿ) åå âëèÿíèå îáíàðóæèâàëîñü ïðåæäå âñåãî â ñôåðå ìèðîâîççðåíèÿ, ãäå â òå÷åíèå âñåãî ýòîãî âðåìåíè øëà îñòðàÿ è óïîðíàÿ áîðüáà ìåæäó òåîëîãèåé è íàóêîé.

Äåëî â òîì, ÷òî â ïðåäøåñòâîâàâøóþ ýïîõó ñðåäíåâåêîâüÿ òåîëîãèÿ ïîñòåïåííî çàâîåâàëà ïîëîæåíèå âåðõîâíîé èíñòàíöèè, ïðèçâàííîé îáñóæäàòü è ðåøàòü êîðåííûå ìèðîâîççðåí÷åñêèå ïðîáëåìû, òàêèå, êàê âîïðîñ î ñòðîåíèè ìèðîçäàíèÿ è ìåñòå ÷åëîâåêà â íåì, î ñìûñëå è âûñøèõ öåííîñòÿõ æèçíè è ò. ï.  ñôåðå æå çàðîæäàþùåéñÿ íàóêè îñòàâàëèñü ïðîáëåìû áîëåå ÷àñòíîãî è «çåìíîãî» ïîðÿäêà.

Âåëèêîå çíà÷åíèå êîïåðíèêîâñêîãî ïåðåâîðîòà, íà÷àâøåãîñÿ ÷åòûðå ñ ïîëîâèíîé ñòîëåòèÿ íàçàä, ñîñòîèò â òîì, ÷òî íàóêà âïåðâûå îñïîðèëà ó òåîëîãèè åå ïðàâî ìîíîïîëüíî îïðåäåëÿòü ôîðìèðîâàíèå ìèðîâîççðåíèÿ. Èìåííî ýòî ñòàëî ïåðâûì àêòîì â ïðîöåññå ïðîíèêíîâåíèÿ íàó÷íîãî çíàíèÿ è íàó÷íîãî ìûøëåíèÿ â ñòðóêòóðó äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà è îáùåñòâà; èìåííî çäåñü îáíàðóæèëèñü ïåðâûå ðåàëüíûå ïðèçíàêè âûõîäà íàóêè â ìèðîâîççðåí÷åñêóþ ïðîáëåìàòèêó, â ìèð ðàçìûøëåíèé è óñòðåìëåíèé ÷åëîâåêà. Âåäü äëÿ òîãî ÷òîáû ïðèíÿòü ãåëèîöåíòðè÷åñêóþ ñèñòåìó Êîïåðíèêà, íåîáõîäèìî áûëî íå òîëüêî îòêàçàòüñÿ îò íåêîòîðûõ äîãìàòîâ, óòâåðæäàåìûõ òåîëîãèåé, íî è ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè, êîòîðûå ðåçêî ïðîòèâîðå÷èëè îáûäåííîìó ìèðîâîñïðèÿòèþ.

Äîëæíî áûëî ïðîéòè íåìàëî âðåìåíè, âîáðàâøåãî â ñåáÿ òàêèå äðàìàòè÷åñêèå ýïèçîäû, êàê ñîææåíèå Äæ. Áðóíî, îòðå÷åíèå Ã. Ãàëèëåÿ, èäåéíûå êîíôëèêòû â ñâÿçè ñ ó÷åíèåì ×. Äàðâèíà î ïðîèñõîæäåíèè âèäîâ, ïðåæäå ÷åì íàóêà ñìîãëà ñòàòü ðåøàþùåé èíñòàíöèåé â âîïðîñàõ ïåðâîñòåïåííîé ìèðîâîççðåí÷åñêîé çíà÷èìîñòè, êàñàþùèõñÿ ñòðóêòóðû ìàòåðèè è ñòðîåíèÿ Âñåëåííîé, âîçíèêíîâåíèÿ è ñóùíîñòè æèçíè, ïðîèñõîæäåíèÿ ÷åëîâåêà è ò. ä. Åùå áîëüøå âðåìåíè ïîòðåáîâàëîñü äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðåäëàãàåìûå íàóêîé îòâåòû íà ýòè è äðóãèå âîïðîñû ñòàëè ýëåìåíòàìè îáùåãî îáðàçîâàíèÿ. Áåç ýòîãî íàó÷íûå ïðåäñòàâëåíèÿ íå ìîãëè ïðåâðàòèòüñÿ â ñîñòàâíóþ ÷àñòü êóëüòóðû îáùåñòâà. Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ïðîöåññîì âîçíèêíîâåíèÿ è óêðåïëåíèÿ êóëüòóðíî-ìèðîâîççðåí÷åñêèõ ôóíêöèé íàóêè ñàìî çàíÿòèå íàóêîé ïîñòåïåííî ñòàíîâèëîñü â ãëàçàõ îáùåñòâà ñàìîñòîÿòåëüíîé è âïîëíå äîñòîéíîé ñôåðîé ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Èíà÷å ãîâîðÿ, ïðîèñõîäèëî ôîðìèðîâàíèå íàóêè êàê ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà â ñòðóêòóðå îáùåñòâà.

II. Ôóíêöèè íàóêè

×òî êàñàåòñÿ ôóíêöèé íàóêè êàê íåïîñðåäñòâåííîé ïðîèçâîäèòåëüíîé ñèëû, òî íàì ñåãîäíÿ ýòè ôóíêöèè, ïîæàëóé, ïðåäñòàâëÿþòñÿ íå òîëüêî íàèáîëåå î÷åâèäíûìè, íî è ïåðâåéøèìè, èçíà÷àëüíûìè. È ýòî ïîíÿòíî, åñëè ó÷èòûâàòü áåñïðåöåäåíòíûå ìàñøòàáû è òåìïû ñîâðåìåííîãî íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, ðåçóëüòàòû êîòîðîãî îùóòèìî ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåõ îòðàñëÿõ æèçíè è âî âñåõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.

 ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ íàóêè êàê ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà âûçðåâàëè ìàòåðèàëüíûå ïðåäïîñûëêè äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ òàêîãî ñèíòåçà, ñîçäàâàëñÿ íåîáõîäèìûé äëÿ ýòîãî èíòåëëåêòóàëüíûé êëèìàò, âûðàáàòûâàëñÿ ñîîòâåòñòâóþùèé ñòðîé ìûøëåíèÿ. Êîíå÷íî, íàó÷íîå çíàíèå è òîãäà íå áûëî èçîëèðîâàíî îò áûñòðî ðàçâèâàâøåéñÿ òåõíèêè, íî ñâÿçü ìåæäó íèìè íîñèëà îäíîñòîðîííèé õàðàêòåð. Íåêîòîðûå ïðîáëåìû, âîçíèêàâøèå â õîäå ðàçâèòèÿ òåõíèêè, ñòàíîâèëèñü ïðåäìåòîì íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ è äàæå äàâàëè íà÷àëî íîâûì íàó÷íûì äèñöèïëèíàì. Òàê áûëî, íàïðèìåð, ñ ãèäðàâëèêîé, ñ òåðìîäèíàìèêîé. Ñàìà æå íàóêà ìàëî ÷òî äàâàëà ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðîìûøëåííîñòè, ñåëüñêîìó õîçÿéñòâó, ìåäèöèíå. È äåëî áûëî íå òîëüêî â íåäîñòàòî÷íîì óðîâíå ðàçâèòèÿ íàóêè, íî ïðåæäå âñåãî â òîì, ÷òî ïðàêòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê ïðàâèëî, íå óìåëà, äà è íå èñïûòûâàëà ïîòðåáíîñòè îïèðàòüñÿ íà çàâîåâàíèÿ íàóêè èëè õîòÿ áû ïðîñòî ñèñòåìàòè÷åñêè ó÷èòûâàòü èõ. Âïëîòü äî ñåðåäèíû XIX âåêà ñëó÷àè, êîãäà ðåçóëüòàòû íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé íàõîäèëè ïðàêòè÷åñêîå ïðèìåíåíèå, áûëè ýïèçîäè÷åñêèìè è íå âåëè êî âñåîáùåìó îñîçíàíèþ è ðàöèîíàëüíîìó èñïîëüçîâàíèþ òåõ áîãàòåéøèõ âîçìîæíîñòåé, êîòîðûå ñóëèëî èõ ïðàêòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå.

Ñî âðåìåíåì, îäíàêî, ñòàíîâèëîñü î÷åâèäíûì, ÷òî ñóãóáî ýìïèðè÷åñêàÿ îñíîâà ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñëèøêîì óçêà è îãðàíè÷åííà äëÿ òîãî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íåïðåðûâíîå ðàçâèòèå ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë, ïðîãðåññ òåõíèêè. È ïðîìûøëåííèêè, è ó÷åíûå íà÷èíàëè âèäåòü â íàóêå ìîùíûé êàòàëèçàòîð ïðîöåññà íåïðåðûâíîãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Îñîçíàíèå ýòîãî ðåçêî èçìåíèëî îòíîøåíèå ê íàóêå è ÿâèëîñü ñóùåñòâåííîé ïðåäïîñûëêîé äëÿ åå ðåøàþùåãî ïîâîðîòà â ñòîðîíó ïðàêòèêè, ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà. È çäåñü, êàê è â êóëüòóðíî-ìèðîâîççðåí÷åñêîé ñôåðå, íàóêà íåäîëãî îãðàíè÷èâàëàñü ïîä÷èíåííîé ðîëüþ è äîâîëüíî áûñòðî âûÿâèëà ñâîé ïîòåíöèàë ðåâîëþöèîíèçèðóþùåé ñèëû, â êîðíå ìåíÿþùåé îáëèê è õàðàêòåð ïðîèçâîäñòâà.

Âàæíîé ñòîðîíîé ïðåâðàùåíèÿ íàóêè â íåïîñðåäñòâåííóþ ïðîèçâîäèòåëüíóþ ñèëó ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå è óïðî÷åíèå ïîñòîÿííûõ êàíàëîâ äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ íàó÷íûõ çíàíèé, ïîÿâëåíèå òàêèõ îòðàñëåé äåÿòåëüíîñòè, êàê ïðèêëàäíûå èññëåäîâàíèÿ è ðàçðàáîòêè, ñîçäàíèå ñåòåé íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé èíôîðìàöèè è äðóãèå. Ïðè÷åì âñëåä çà ïðîìûøëåííîñòüþ òàêèå êàíàëû âîçíèêàþò è â äðóãèõ îòðàñëÿõ ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà è äàæå çà åãî ïðåäåëàìè. Âñå ýòî ïîâëåêëî çà ñîáîé çíà÷èòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ è äëÿ íàóêè, è äëÿ ïðàêòèêè.

Åñëè ãîâîðèòü î íàóêå, òî îíà ïðåæäå âñåãî ïîëó÷èëà íîâûé ìîùíûé èìïóëüñ äëÿ ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñî ñâîåé ñòîðîíû ïðàêòèêà âñå áîëåå ÿâíî îðèåíòèðóåòñÿ íà óñòîé÷èâóþ è íåïðåðûâíî ðàñøèðÿþùóþñÿ ñâÿçü ñ íàóêîé. Äëÿ ñîâðåìåííîãî ïðîèçâîäñòâà, äà è íå òîëüêî äëÿ íåãî, âñå áîëåå øèðîêîå ïðèìåíåíèå íàó÷íîãî çíàíèÿ âûñòóïàåò êàê îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå ñàìîãî ñóùåñòâîâàíèÿ è âîñïðîèçâîäñòâà ìíîãèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, âîçíèêøèõ â ñâîå âðåìÿ âíå âñÿêîé ñâÿçè ñ íàóêîé, íå ãîâîðÿ óæå î òåõ, êîòîðûå åþ ïîðîæäåíû.

Ñåãîäíÿ, â óñëîâèÿõ íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé ðåâîëþöèè, ó íàóêè âñå áîëåå îò÷åòëèâî îáíàðóæèâàåòñÿ åùå îäíà ãðóïïà ôóíêöèé — îíà íà÷èíàåò âûñòóïàòü è â êà÷åñòâå ñîöèàëüíîé ñèëû, íåïîñðåäñòâåííî âêëþ÷àÿñü â ïðîöåññû ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Íàèáîëåå ÿðêî ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â òåõ äîâîëüíî ìíîãî÷èñëåííûõ â íàøè äíè ñèòóàöèÿõ, êîãäà äàííûå è ìåòîäû íàóêè èñïîëüçóþòñÿ äëÿ ðàçðàáîòêè ìàñøòàáíûõ ïëàíîâ è ïðîãðàìì ñîöèàëüíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðè ñîñòàâëåíèè êàæäîé òàêîé ïðîãðàììû, îïðåäåëÿþùåé, êàê ïðàâèëî, öåëè äåÿòåëüíîñòè ìíîãèõ ïðåäïðèÿòèé, ó÷ðåæäåíèé è îðãàíèçàöèé, ïðèíöèïèàëüíî íåîáõîäèìî íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå ó÷åíûõ êàê íîñèòåëåé ñïåöèàëüíûõ çíàíèé è ìåòîäîâ èç ðàçíûõ îáëàñòåé. Ñóùåñòâåííî òàêæå, ÷òî ââèäó êîìïëåêñíîãî õàðàêòåðà ïîäîáíûõ ïëàíîâ è ïðîãðàìì èõ ðàçðàáîòêà è îñóùåñòâëåíèå ïðåäïîëàãàþò âçàèìîäåéñòâèå îáùåñòâåííûõ, åñòåñòâåííûõ è òåõíè÷åñêèõ íàóê.

 êà÷åñòâå ãëàâíûõ æå êðèòåðèåâ âûäåëåíèÿ ôóíêöèé íàóêè íàäî âçÿòü îñíîâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè ó÷åíûõ, èõ êðóã îáÿçàííîñòåé è çàäà÷, à òàêæå ñôåðû ïðèëîæåíèÿ è ïîòðåáëåíèÿ íàó÷íîãî çíàíèÿ. Íèæå ïåðå÷èñëåíû îäíè èç ãëàâíûõ ôóíêöèé:

1) Ïîçíàâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ çàäàíà ñàìîé ñóòüþ íàóêè, ãëàâíîå íàçíà÷åíèå êîòîðîé – êàê ðàç ïîçíàíèå ïðèðîäû, îáùåñòâà è ÷åëîâåêà, ðàöèîíàëüíî-òåîðåòè÷åñêîå ïîñòèæåíèå ìèðà, îòêðûòèå åãî çàêîíîâ è çàêîíîìåðíîñòåé, îáúÿñíåíèå ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ÿâëåíèé è ïðîöåññîâ, îñóùåñòâëåíèå ïðîãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, òî åñòü ïðîèçâîäñòâî íîâîãî íàó÷íîãî çíàíèÿ;

2) Ìèðîâîççðåí÷åñêàÿ ôóíêöèÿ, áåçóñëîâíî, òåñíî ñâÿçàíà ñ ïåðâîé, ãëàâíàÿ öåëü åå – ðàçðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íàó÷íîé êàðòèíû ìèðà, èññëåäîâàíèå ðàöèîíàëèñòè÷åñêèõ àñïåêòîâ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê ìèðó, îáîñíîâàíèå íàó÷íîãî ìèðîïîíèìàíèÿ: ó÷åíûå ïðèçâàíû ðàçðàáàòûâàòü ìèðîâîççðåí÷åñêèå óíèâåðñàëèè è öåííîñòíûå îðèåíòàöèè, õîòÿ, êîíå÷íî, âåäóùóþ ðîëü â ýòîì äåëå èãðàåò ôèëîñîôèÿ;

3) Ïðîèçâîäñòâåííàÿ, òåõíèêî-òåõíîëîãè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ïðèçâàíà äëÿ âíåäðåíèÿ â ïðîèçâîäñòâî íîâîââåäåíèé èííîâàöèé, íîâûõ òåõíîëîãèé, ôîðì îðãàíèçàöèè è äð. Èññëåäîâàòåëè ãîâîðÿò è ïèøóò î ïðåâðàùåíèè íàóêè â íåïîñðåäñòâåííóþ ïðîèçâîäèòåëüíóþ ñèëó îáùåñòâà, î íàóêå êàê îñîáîì “öåõå” ïðîèçâîäñòâà, îòíåñåíèè ó÷åíûõ ê ïðîèçâîäèòåëüíûì ðàáîòíèêàì, à âñå ýòî êàê ðàç è õàðàêòåðèçóåò äàííóþ ôóíêöèþ íàóêè;

4) Êóëüòóðíàÿ, îáðàçîâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì â òîì, ÷òî íàóêà ÿâëÿåòñÿ ôåíîìåíîì êóëüòóðû, çàìåòíûì ôàêòîðîì êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ëþäåé è îáðàçîâàíèÿ. Åé äîñòèæåíèÿ èäåè è ðåêîìåíäàöèè çàìåòíî âîçäåéñòâóþò íà âåñü ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ, íà ñîäåðæàíèå ïðîãðàìì ïëàíîâ, ó÷åáíèêîâ, íà òåõíîëîãèþ, ôîðìû è ìåòîäû îáó÷åíèÿ. Áåçóñëîâíî, âåäóùàÿ ðîëü çäåñü ïðèíàäëåæèò ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Äàííàÿ ôóíêöèÿ íàóêè îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç êóëüòóðíóþ äåÿòåëüíîñòü è ïîëèòèêó, ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ è ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè, ïðîñâåòèòåëüñêóþ äåÿòåëüíîñòü ó÷åíûõ è äð. Íå çàáóäåì è òîãî, ÷òî íàóêà ÿâëÿåòñÿ êóëüòóðíûì ôåíîìåíîì, ñàìûì èìååò ñîîòâåòñòâóþùóþ íàïðàâëåííîñòü, çàíèìàåò èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå ìåñòî â ñôåðå äóõîâíîãî ïðîèçâîäñòâà.

Î÷åíü âàæíû ôóíêöèè íàóêè êàê ñîöèàëüíîé ñèëû â ðåøåíèè ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîñòè.  êà÷åñòâå ïðèìåðà çäåñü ìîæíî íàçâàòü ýêîëîãè÷åñêóþ ïðîáëåìàòèêó. Êàê èçâåñòíî, áóðíûé íàó÷íî-òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ ñîñòàâëÿåò îäíó èç ãëàâíûõ ïðè÷èí òàêèõ îïàñíûõ äëÿ îáùåñòâà è ÷åëîâåêà ÿâëåíèé, êàê èñòîùåíèå ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ ïëàíåòû, ðàñòóùåå çàãðÿçíåíèå âîçäóõà, âîäû, ïî÷âû. Ñëåäîâàòåëüíî, íàóêà — îäèí èç ôàêòîðîâ òåõ ðàäèêàëüíûõ è äàëåêî íå áåçîáèäíûõ èçìåíåíèé, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò ñåãîäíÿ â ñðåäå îáèòàíèÿ ÷åëîâåêà. Ýòîãî íå ñêðûâàþò è ñàìè ó÷åíûå. Íàïðîòèâ, èìåííî îíè áûëè â ÷èñëå òåõ, êòî ñòàë ïåðâûì ïîäàâàòü ñèãíàëû òðåâîãè, èìåííî îíè ïåðâûìè óâèäåëè ñèìïòîìû íàäâèãàþùåãîñÿ êðèçèñà è ïðèâëåêëè ê ýòîé òåìå âíèìàíèå îáùåñòâåííîñòè, ïîëèòè÷åñêèõ è ãîñóäàðñòâåííûõ äåÿòåëåé, õîçÿéñòâåííûõ ðóêîâîäèòåëåé. Íàó÷íûì äàííûì îòâîäèòñÿ âåäóùàÿ ðîëü è â îïðåäåëåíèè ìàñøòàáîâ è ïàðàìåòðîâ ýêîëîãè÷åñêèõ îïàñíîñòåé.

Íàóêà â äàííîì ñëó÷àå îòíþäü íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ñîçäàíèåì ñðåäñòâ äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ ïåðåä íåé èçâíå öåëåé. È îáúÿñíåíèå ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ýêîëîãè÷åñêîé îïàñíîñòè, è ïîèñê ïóòåé åå ïðåäîòâðàùåíèÿ, ïåðâûå ôîðìóëèðîâêè ýêîëîãè÷åñêîé ïðîáëåìû è åå ïîñëåäóþùèå óòî÷íåíèÿ, âûäâèæåíèå öåëåé ïåðåä îáùåñòâîì è ñîçäàíèå ñðåäñòâ äëÿ èõ äîñòèæåíèÿ — âñå ýòî â äàííîì ñëó÷àå òåñíî ñâÿçàíî ñ íàóêîé, âûñòóïàþùåé â ôóíêöèè ñîöèàëüíîé ñèëû.  ýòîì êà÷åñòâå íàóêà îêàçûâàåò êîìïëåêñíîå âîçäåéñòâèå íà îáùåñòâåííóþ æèçíü, îñîáåííî èíòåíñèâíî çàòðàãèâàÿ òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå, ñîöèàëüíîå óïðàâëåíèå è òå ñîöèàëüíûå èíñòèòóòû, êîòîðûå ó÷àñòâóþò â ôîðìèðîâàíèè ìèðîâîççðåíèÿ.

Âîçðàñòàþùàÿ ðîëü íàóêè â îáùåñòâåííîé æèçíè ïîðîäèëà åå îñîáûé ñòàòóñ â ñîâðåìåííîé êóëüòóðå è íîâûå ÷åðòû åå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ðàçëè÷íûìè ñëîÿìè îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ.  ýòîé ñâÿçè îñòðî ñòàâèòñÿ ïðîáëåìà îñîáåííîñòåé íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ è åãî ñîîòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ôîðìàìè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè (èñêóññòâîì, îáûäåííûì ñîçíàíèåì è ò. ä.). Ýòà ïðîáëåìà, áóäó÷è ôèëîñîôñêîé ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, â òî æå âðåìÿ èìååò áîëüøóþ ïðàêòè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü. Îñìûñëåíèå ñïåöèôèêè íàóêè ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîé ïðåäïîñûëêîé âíåäðåíèÿ íàó÷íûõ ìåòîäîâ â óïðàâëåíèå êóëüòóðíûìè ïðîöåññàìè. Îíî íåîáõîäèìî è äëÿ ïîñòðîåíèÿ òåîðèè óïðàâëåíèÿ ñàìîé íàóêîé â óñëîâèÿõ óñêîðåííîãî íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, ïîñêîëüêó âûÿñíåíèå çàêîíîìåðíîñòåé íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ òðåáóåò àíàëèçà åãî ñîöèàëüíîé îáóñëîâëåííîñòè è åãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ðàçëè÷íûìè ôåíîìåíàìè äóõîâíîé è ìàòåðèàëüíîé êóëüòóðû.

íàóêà êóëüòóðà ôèëîñîôèÿ

Çàêëþ÷åíèå

 ñâî¸ì ðåôåðàòå ÿ ðàññìîòðåë òàêóþ âàæíóþ òåìó, êàê «Íàóêà â ñîâðåìåííîì ìèðå». Ðàñêðûâàÿ òåìó, ÿ ïîêàçàë, ÷òî íàóêà àêòóàëüíà è íà ñåãîäíÿøíèé äåíü. È íåñîìíåííî, íàóêà áóäåò àêòóàëüíà è â áóäóùåì.

Ãîâîðÿò, ÷òî åñëè áû íå áûëî Áàõà, òî ìèð íèêîãäà áû íå óñëûøàë ìóçûêè. Íî åñëè áû íå ðîäèëñÿ Ýéíøòåéí, òî òåîðèÿ îòíîñèòåëüíîñòè ðàíî èëè ïîçäíî áûëà áû îòêðûòà êàêèì-íèáóäü ó÷åíûì.

Çíàìåíèòûé àôîðèçì Ô. Áýêîíà: «Çíàíèå – ñèëà» ñåãîäíÿ àêòóàëåí êàê íèêîãäà. Òåì áîëåå, åñëè â îáîçðèìîì áóäóùåì ÷åëîâå÷åñòâî áóäåò æèòü â óñëîâèÿõ òàê íàçûâàåìîãî èíôîðìàöèîííîãî îáùåñòâà, ãäå ãëàâíûì ôàêòîðîì îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ñòàíåò ïðîèçâîäñòâî è èñïîëüçîâàíèå çíàíèÿ, íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé è äðóãîé èíôîðìàöèè. Âîçðàñòàíèå ðîëè çíàíèÿ (à â åù¸ áîëüøåé ìåðå – ìåòîäîâ å¸ ïîëó÷åíèÿ) â æèçíè îáùåñòâà íåèçáåæíî äîëæíî ñîïðîâîæäàòüñÿ óñèëåíèåì çíàíèÿ íàóê, ñïåöèàëüíî àíàëèçèðóþùèõ çíàíèå, ïîçíàíèå è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ.

Íàóêà åñòü ïîñòèæåíèå ìèðà, â êîòîðîì ìû æèâåì. Ñîîòâåòñòâåííî íàóêó ïðèíÿòî îïðåäåëÿòü êàê âûñîêîîðãàíèçîâàííóþ è âûñîêîñïåöèàëèçèðîâàííóþ äåÿòåëüíîñòü ïî ïðîèçâîäñòâó îáúåêòèâíûõ çíàíèé î ìèðå, âêëþ÷àþùåì è ñàìîãî ÷åëîâåêà.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ùåðáà Ñ.Ï. – Ôèëîñîôèÿ

2. Ôðîëîâ È.Ò., Àðàá-Îãëû Ý.À., Àðåôüåâà Ã.Ñ. Ââåäåíèåâ ôèëîñîôèþ

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник