Наука в современном мире все ли достижения полезны
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВСЕ ЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
Ключевые слова: наука, технологии, изобретения, научные открытия, цивилизация.
Аннотация: Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико.
Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые , а мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование – не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука – игра, связанная с риском, а игра – это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно.
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения. Благодаря достижениям цивилизации мы пользуемся ее благами, которые получили в результате множества открытий и изобретений. Тем самым во многом наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее. И возможности выбора у человека огромны. Например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Все, что окружает нас, сотворил человек. Новейшие изобретения могут изменить наши взгляды на мир. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.
В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть как полезны, так и вредны.
Компьютер — величайшее изобретение человечества! Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем
Телевидение. На сегодняшний день телевизор – это не предмет роскоши, как в советские времена, а необходимая вещь каждого дома. Посредством телевидения мы снимаем напряжение после долгого, напряжённого, рабочего дня, получаем всю необходимую информацию, чтобы быть в курсе самых последних событий, происходящих в мире. Но это приводит к малоподвижному образу жизни.
Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощь них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечно-сосудистой, и эндокринной систем. И это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.
Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это ответ ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире генно-модифицированные продукты (ГМО) изучены слабо. И подобные разработки вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Никто не доказал, что это безопасно, – предупреждают одни российские ученые. Практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред.
Мир великих открытий и изобретений – нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий. И должны нести человечеству благо. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше, вреда или пользы. Открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но также определили и другую сторону. Что нести они могут и пользу и вред. По результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при грамотном использовании. Что всеми из них надо пользоваться в меру. Мы так привыкли к тому, что нас сегодня окружает, что невозможно себе представить, как люди раньше без всего этого обходились.
Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.
У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования.
Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.
Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.
Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Вплоть до середины XIX в. случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограничена для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности.
Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций – она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.
При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо не посредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы.
Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость.
Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феномена ми духовной и материальной культуры.
Ðîëü íàóêè â ôîðìèðîâàíèè ñîâðåìåííîé êàðòèíû ìèðà, å¸ ñîöèàëüíûå ôóíêöèè è ìåñòî â æèçíè è ðàçâèòèè îáùåñòâà. Òåíäåíöèè ê èíòåãðàöèè ðàçëè÷íûõ îòðàñëåé íàóêè, å¸ çíà÷åíèå â ôèëîñîôñêîì ïîíèìàíèè ìèðà ÷åëîâåêîì è ôîðìèðîâàíèè åãî äóõîâíîé êóëüòóðû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè
Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
Ðåôåðàò ïî Îáùåñòâîçíàíèþ
íà òåìó: «Íàóêà â ñîâðåìåííîì ìèðå»
2016
Ââåäåíèå
Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ìûøëåíèå è çíàíèå – ýòî ãëàâíûå êðèòåðèè ôèëîñîôèè. Õîòÿ äðåâíÿÿ ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ñîâîêóïíîñòü äîãàäîê, êîòîðàÿ íå îïèðàëàñü íà äîñòèæåíèå íàóê, â íàøå âðåìÿ ôèëîñîôèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà ðåçóëüòàòàõ ëîãèêè, ïñèõîëîãèè, ñîöèîëîãèè è èñòîðèè. Ôèëîñîôèÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü íå òîëüêî â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, íî è â îáùåñòâå â öåëîì. Âåäü ôèëîñîôèþ ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê íàóêó î ïðîòèâîïîëîæíîñòè Ðàçëè÷íûõ âçãëÿäîâ è ìûñëåé. Ôèëîñîôû èçëàãàþò ñâîè òî÷êè çðåíèÿ, êàñàþùèåñÿ, íàïðèìåð, ýòèêè, áûòèÿ, ìèðîâîççðåíèÿ, à îñòàëüíîå îáùåñòâî äîëæíî âûáðàòü íàèáîëåå ïîäõîäÿùóþ äëÿ ñåáÿ èäåþ. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî áåç ñïîðîâ è ðàçíîãëàñèé ôèëîñîôèÿ íå ñìîãëà áû ïîäíÿòüñÿ íà òàêîé âûñîêèé óðîâåíü, íà êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü.
×òî òàêîå íàóêà? Êàêîâà ðîëü íàóêè â ôîðìèðîâàíèè êàðòèíû ìèðà? È êàêîâà å¸ ðîëü â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå? Îáñóæäåíèå âñåõ ýòèõ ôèëîñîôñêèõ âîïðîñîâ ñîïðîâîæäàëî ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ñîâðåìåííîé íàóêè, è áûëî íåîáõîäèìîé ôîðìîé îñîçíàíèÿ îñîáåííîñòåé, êàê ñàìîé íàóêè, òàê è òîé öèâèëèçàöèè, â ðàìêàõ êîòîðîé íàó÷íîå îòíîøåíèå ê ìèðó ñòàëî âîçìîæíûì. Ñåãîäíÿ ýòè âîïðîñû ñòîÿò â íîâîé è âåñüìà îñòðîé ôîðìå. Ýòî ñâÿçàíî, ïðåæäå âñåãî, ñ òîé ñèòóàöèåé, â êîòîðîé îêàçàëàñü ñîâðåìåííàÿ öèâèëèçàöèÿ. Ðàññìîòðèì ïðèìåð, ñâÿçàííûé ñ èíôîðìàöèîííûìè òåõíîëîãèÿìè. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñîâðåìåííîå îáùåñòâî âñòóïàåò â èíôîðìàöèîííóþ ñòàäèþ ðàçâèòèÿ. Âñåì óæå ïîíÿòíî, ÷òî èíôîðìàöèîííóþ ðåâîëþöèþ óæå íå îñòàíîâèòü. Íàñòóïàåò ãëîáàëüíàÿ êîìïüþòåðèçàöèÿ, ïîÿâëÿþòñÿ ýëåêòðîííàÿ ïî÷òà, êîìïüþòåðíûå ìàãàçèíû. Ñ êàæäûì äíåì ñîâðåìåííîå ÷åëîâå÷åñòâî òðåáóåò âñ¸ áîëüøå è áîëüøå. Ïî-ìîåìó, òàêèì îáðàçîì è âîçíèêàåò ñîâðåìåííàÿ íàóêà.
I. Ïîíÿòèå íàóêè
Îñíîâíàÿ ôîðìà ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçíàíèÿ — íàóêà — â íàøè äíè îêàçûâàåò âñå áîëåå çíà÷èìîå è ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ðåàëüíûå óñëîâèÿ íàøåé æèçíè, â êîòîðîé íàì òàê èëè èíà÷å íàäëåæèò îðèåíòèðîâàòüñÿ è äåéñòâîâàòü. Ôèëîñîôñêîå âèäåíèå ìèðà ïðåäïîëàãàåò äîñòàòî÷íî îïðåäåëåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, ÷òî òàêîå íàóêà, êàê îíà óñòðîåíà è êàê ðàçâèâàåòñÿ, ÷òî îíà ìîæåò è íà ÷òî ïîçâîëÿåò íàäåÿòüñÿ, à ÷òî åé íåäîñòóïíî.
Ó ôèëîñîôîâ ïðîøëîãî ìû ìîæåì íàéòè ìíîãî öåííûõ ïðåäâèäåíèé îòíîñèòåëüíî óñèëèâàþùåãîñÿ çíà÷åíèÿ íàóêè. Îäíàêî îíè ïðåäñòàâèòü íå ìîãëè òàêîãî ìàññèðîâàííîãî, ïîä÷àñ íåîæèäàííîãî è äàæå äðàìàòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íàó÷íî-òåõíè÷åñêèõ äîñòèæåíèé íà ïîâñåäíåâíóþ æèçíü ÷åëîâåêà, êîòîðîå ïðèõîäèòñÿ îñìûñëèâàòü ñåãîäíÿ. È òàêîå îñìûñëåíèå öåëåñîîáðàçíî íà÷àòü ñ ðàññìîòðåíèÿ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé íàóêè.
Ñîöèàëüíûå ôóíêöèè íàóêè íå åñòü íå÷òî ðàç è íàâñåãäà çàäàííîå. Íàïðîòèâ, îíè èñòîðè÷åñêè èçìåíÿþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé âàæíóþ ñòîðîíó ðàçâèòèÿ ñàìîé íàóêè.
Ñîâðåìåííàÿ íàóêà âî ìíîãèõ îòíîøåíèÿõ ñóùåñòâåííî, êàðäèíàëüíî îòëè÷àåòñÿ îò òîé íàóêè, êîòîðàÿ ñóùåñòâîâàëà ñòîëåòèå èëè äàæå ïîëñòîëåòèÿ íàçàä. Èçìåíèëñÿ âåñü åå îáëèê è õàðàêòåð åå âçàèìîñâÿçåé ñ îáùåñòâîì.
Ñîâðåìåííàÿ íàóêà – ýòî ñîâîêóïíîñòü ñîòåí íàóê, èññëåäóþùèõ ðàçëè÷íûå ñôåðû äåéñòâèòåëüíîñòè. Òå èç íèõ, êîòîðûå èçó÷àþò ïðèðîäó, âûäåëèëè â ñôåðó åñòåñòâåííûõ íàóê, à òå, ÷òî – îáùåñòâî, – íàçûâàþò îáùåñòâåííûìè Îòñþäà ôèçèêó, õèìèþ, àñòðîíîìèþ, áèîëîãèþ, ôèçèîëîãèþ è äð. êëàññèôèöèðóþò êàê åñòåñòâåííûå íàóêè, à òàêèå, êàê èñòîðèÿ, ñîöèîëîãèÿ, ïîëèòýêîíîìèÿ, ïîëèòîëîãèÿ, ôèëîñîôèÿ è äð., îòíîñÿòñÿ ê áëîêó îáùåñòâåííûõ.  èõ ïðåäåëàõ âîçìîæíû åùå è äåòàëüíûå êëàññèôèêàöèè Òåì áîëåå, ÷òî ñîâðåìåííîå ðàçâèòèå íàóêè ñâèäåòåëüñòâóåò íåóêëîííîì ðàçâèòèè äèôôåðåíöèàëüíûõ ïðîöåññîâ. Ïîýòîìó â ñòðóêòóðå òðàäèöèîííûõ íàóê ïîñòîÿííî ïðîèñõîäèò ðàçâåòâëåíèÿ è âûäåëåíèÿ âñå íîâûõ è íîâûõ íàïðàâëåíèé. Òàê, èç ëîíà ôèëîñîôèè â ñâîå âðåìÿ âûäåëèëèñü ýòèêà, ýñòåòèêà, ëîãèêà, ïñèõîëîãèÿ, èñòîðèÿ ôèëîñîôèè, ñîöèàëüíàÿ ôèëîñîôèÿ, ñîöèîëîãèÿ, ôèëîñîôèÿ èñòîðèè, ïîëèòîëîãèÿ è äðóãèå íàóêè.
Ñëåäóåò îòìåòèòü è òî, ÷òî ñîâðåìåííîìó ýòàïó ðàçâèòèÿ íàóêè õàðàêòåðíû è èíòåãðàöèîííûå ïðîöåññû è íà ýòîé îñíîâå âîçíèêíîâåíèÿ íîâûõ îòðàñëåé çíàíèÿ, êîòîðûå ñèíòåçèðóþò íåñêîëüêî êîíêðåòíûõ äèñöèïëèí. Îáû÷íûìè ñòàëè ñëîâîñî÷åòàíèÿ: ôèçè÷åñêàÿ õèìèÿ, áèîíèêà, ñîöèîíèêà, ãåííàÿ èíæåíåðèÿ, êèáåðíåòèêà è äð. Ó÷åíûå, ôèëîñîôû åäèíû â òîì, ÷òî ñåðüåçíûå îòêðûòèÿ ñåé÷àñ îñóùåñòâëÿþòñÿ èìåííî íà “ñòûêå” íàóê, èõ ïðåäìåòíîì ïåðåïëåòåíèè.
Ãîâîðÿ î ñîâðåìåííîé íàóêå â åå âçàèìîäåéñòâèè ñ ðàçëè÷íûìè ñôåðàìè æèçíè îáùåñòâà è îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà, ìîæíî âûäåëèòü òðè ãðóïïû âûïîëíÿåìûõ åþ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé. Ýòî, âî-ïåðâûõ, ôóíêöèè êóëüòóðíî-ìèðîâîççðåí÷åñêèå, âî-âòîðûõ, ôóíêöèè íàóêè êàê íåïîñðåäñòâåííîé ïðîèçâîäèòåëüíîé ñèëû è, â-òðåòüèõ, åå ôóíêöèè êàê ñîöèàëüíîé ñèëû, ñâÿçàííûå ñ òåì, ÷òî íàó÷íûå çíàíèÿ è ìåòîäû íûíå âñå øèðå èñïîëüçóþòñÿ ïðè ðåøåíèè ñàìûõ ðàçíûõ ïðîáëåì, âîçíèêàþùèõ â æèçíè îáùåñòâà.
Ïîðÿäîê, â êîòîðîì ïåðå÷èñëåíû ýòè ãðóïïû ôóíêöèé, â ñóùíîñòè îòðàæàåò èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàñøèðåíèÿ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé íàóêè, òî åñòü âîçíèêíîâåíèÿ è óïðî÷åíèÿ âñå íîâûõ êàíàëîâ åå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îáùåñòâîì. Òàê, â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ íàóêè êàê îñîáîãî ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà (ýòî ïåðèîä êðèçèñà ôåîäàëèçìà, çàðîæäåíèÿ áóðæóàçíûõ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé è ôîðìèðîâàíèÿ êàïèòàëèçìà, òî åñòü ýïîõà Âîçðîæäåíèÿ è Íîâîå âðåìÿ) åå âëèÿíèå îáíàðóæèâàëîñü ïðåæäå âñåãî â ñôåðå ìèðîâîççðåíèÿ, ãäå â òå÷åíèå âñåãî ýòîãî âðåìåíè øëà îñòðàÿ è óïîðíàÿ áîðüáà ìåæäó òåîëîãèåé è íàóêîé.
Äåëî â òîì, ÷òî â ïðåäøåñòâîâàâøóþ ýïîõó ñðåäíåâåêîâüÿ òåîëîãèÿ ïîñòåïåííî çàâîåâàëà ïîëîæåíèå âåðõîâíîé èíñòàíöèè, ïðèçâàííîé îáñóæäàòü è ðåøàòü êîðåííûå ìèðîâîççðåí÷åñêèå ïðîáëåìû, òàêèå, êàê âîïðîñ î ñòðîåíèè ìèðîçäàíèÿ è ìåñòå ÷åëîâåêà â íåì, î ñìûñëå è âûñøèõ öåííîñòÿõ æèçíè è ò. ï.  ñôåðå æå çàðîæäàþùåéñÿ íàóêè îñòàâàëèñü ïðîáëåìû áîëåå ÷àñòíîãî è «çåìíîãî» ïîðÿäêà.
Âåëèêîå çíà÷åíèå êîïåðíèêîâñêîãî ïåðåâîðîòà, íà÷àâøåãîñÿ ÷åòûðå ñ ïîëîâèíîé ñòîëåòèÿ íàçàä, ñîñòîèò â òîì, ÷òî íàóêà âïåðâûå îñïîðèëà ó òåîëîãèè åå ïðàâî ìîíîïîëüíî îïðåäåëÿòü ôîðìèðîâàíèå ìèðîâîççðåíèÿ. Èìåííî ýòî ñòàëî ïåðâûì àêòîì â ïðîöåññå ïðîíèêíîâåíèÿ íàó÷íîãî çíàíèÿ è íàó÷íîãî ìûøëåíèÿ â ñòðóêòóðó äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà è îáùåñòâà; èìåííî çäåñü îáíàðóæèëèñü ïåðâûå ðåàëüíûå ïðèçíàêè âûõîäà íàóêè â ìèðîâîççðåí÷åñêóþ ïðîáëåìàòèêó, â ìèð ðàçìûøëåíèé è óñòðåìëåíèé ÷åëîâåêà. Âåäü äëÿ òîãî ÷òîáû ïðèíÿòü ãåëèîöåíòðè÷åñêóþ ñèñòåìó Êîïåðíèêà, íåîáõîäèìî áûëî íå òîëüêî îòêàçàòüñÿ îò íåêîòîðûõ äîãìàòîâ, óòâåðæäàåìûõ òåîëîãèåé, íî è ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè, êîòîðûå ðåçêî ïðîòèâîðå÷èëè îáûäåííîìó ìèðîâîñïðèÿòèþ.
Äîëæíî áûëî ïðîéòè íåìàëî âðåìåíè, âîáðàâøåãî â ñåáÿ òàêèå äðàìàòè÷åñêèå ýïèçîäû, êàê ñîææåíèå Äæ. Áðóíî, îòðå÷åíèå Ã. Ãàëèëåÿ, èäåéíûå êîíôëèêòû â ñâÿçè ñ ó÷åíèåì ×. Äàðâèíà î ïðîèñõîæäåíèè âèäîâ, ïðåæäå ÷åì íàóêà ñìîãëà ñòàòü ðåøàþùåé èíñòàíöèåé â âîïðîñàõ ïåðâîñòåïåííîé ìèðîâîççðåí÷åñêîé çíà÷èìîñòè, êàñàþùèõñÿ ñòðóêòóðû ìàòåðèè è ñòðîåíèÿ Âñåëåííîé, âîçíèêíîâåíèÿ è ñóùíîñòè æèçíè, ïðîèñõîæäåíèÿ ÷åëîâåêà è ò. ä. Åùå áîëüøå âðåìåíè ïîòðåáîâàëîñü äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðåäëàãàåìûå íàóêîé îòâåòû íà ýòè è äðóãèå âîïðîñû ñòàëè ýëåìåíòàìè îáùåãî îáðàçîâàíèÿ. Áåç ýòîãî íàó÷íûå ïðåäñòàâëåíèÿ íå ìîãëè ïðåâðàòèòüñÿ â ñîñòàâíóþ ÷àñòü êóëüòóðû îáùåñòâà. Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ïðîöåññîì âîçíèêíîâåíèÿ è óêðåïëåíèÿ êóëüòóðíî-ìèðîâîççðåí÷åñêèõ ôóíêöèé íàóêè ñàìî çàíÿòèå íàóêîé ïîñòåïåííî ñòàíîâèëîñü â ãëàçàõ îáùåñòâà ñàìîñòîÿòåëüíîé è âïîëíå äîñòîéíîé ñôåðîé ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Èíà÷å ãîâîðÿ, ïðîèñõîäèëî ôîðìèðîâàíèå íàóêè êàê ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà â ñòðóêòóðå îáùåñòâà.
II. Ôóíêöèè íàóêè
×òî êàñàåòñÿ ôóíêöèé íàóêè êàê íåïîñðåäñòâåííîé ïðîèçâîäèòåëüíîé ñèëû, òî íàì ñåãîäíÿ ýòè ôóíêöèè, ïîæàëóé, ïðåäñòàâëÿþòñÿ íå òîëüêî íàèáîëåå î÷åâèäíûìè, íî è ïåðâåéøèìè, èçíà÷àëüíûìè. È ýòî ïîíÿòíî, åñëè ó÷èòûâàòü áåñïðåöåäåíòíûå ìàñøòàáû è òåìïû ñîâðåìåííîãî íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, ðåçóëüòàòû êîòîðîãî îùóòèìî ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåõ îòðàñëÿõ æèçíè è âî âñåõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.
 ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ íàóêè êàê ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà âûçðåâàëè ìàòåðèàëüíûå ïðåäïîñûëêè äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ òàêîãî ñèíòåçà, ñîçäàâàëñÿ íåîáõîäèìûé äëÿ ýòîãî èíòåëëåêòóàëüíûé êëèìàò, âûðàáàòûâàëñÿ ñîîòâåòñòâóþùèé ñòðîé ìûøëåíèÿ. Êîíå÷íî, íàó÷íîå çíàíèå è òîãäà íå áûëî èçîëèðîâàíî îò áûñòðî ðàçâèâàâøåéñÿ òåõíèêè, íî ñâÿçü ìåæäó íèìè íîñèëà îäíîñòîðîííèé õàðàêòåð. Íåêîòîðûå ïðîáëåìû, âîçíèêàâøèå â õîäå ðàçâèòèÿ òåõíèêè, ñòàíîâèëèñü ïðåäìåòîì íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ è äàæå äàâàëè íà÷àëî íîâûì íàó÷íûì äèñöèïëèíàì. Òàê áûëî, íàïðèìåð, ñ ãèäðàâëèêîé, ñ òåðìîäèíàìèêîé. Ñàìà æå íàóêà ìàëî ÷òî äàâàëà ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðîìûøëåííîñòè, ñåëüñêîìó õîçÿéñòâó, ìåäèöèíå. È äåëî áûëî íå òîëüêî â íåäîñòàòî÷íîì óðîâíå ðàçâèòèÿ íàóêè, íî ïðåæäå âñåãî â òîì, ÷òî ïðàêòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê ïðàâèëî, íå óìåëà, äà è íå èñïûòûâàëà ïîòðåáíîñòè îïèðàòüñÿ íà çàâîåâàíèÿ íàóêè èëè õîòÿ áû ïðîñòî ñèñòåìàòè÷åñêè ó÷èòûâàòü èõ. Âïëîòü äî ñåðåäèíû XIX âåêà ñëó÷àè, êîãäà ðåçóëüòàòû íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé íàõîäèëè ïðàêòè÷åñêîå ïðèìåíåíèå, áûëè ýïèçîäè÷åñêèìè è íå âåëè êî âñåîáùåìó îñîçíàíèþ è ðàöèîíàëüíîìó èñïîëüçîâàíèþ òåõ áîãàòåéøèõ âîçìîæíîñòåé, êîòîðûå ñóëèëî èõ ïðàêòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå.
Ñî âðåìåíåì, îäíàêî, ñòàíîâèëîñü î÷åâèäíûì, ÷òî ñóãóáî ýìïèðè÷åñêàÿ îñíîâà ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñëèøêîì óçêà è îãðàíè÷åííà äëÿ òîãî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íåïðåðûâíîå ðàçâèòèå ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë, ïðîãðåññ òåõíèêè. È ïðîìûøëåííèêè, è ó÷åíûå íà÷èíàëè âèäåòü â íàóêå ìîùíûé êàòàëèçàòîð ïðîöåññà íåïðåðûâíîãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Îñîçíàíèå ýòîãî ðåçêî èçìåíèëî îòíîøåíèå ê íàóêå è ÿâèëîñü ñóùåñòâåííîé ïðåäïîñûëêîé äëÿ åå ðåøàþùåãî ïîâîðîòà â ñòîðîíó ïðàêòèêè, ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà. È çäåñü, êàê è â êóëüòóðíî-ìèðîâîççðåí÷åñêîé ñôåðå, íàóêà íåäîëãî îãðàíè÷èâàëàñü ïîä÷èíåííîé ðîëüþ è äîâîëüíî áûñòðî âûÿâèëà ñâîé ïîòåíöèàë ðåâîëþöèîíèçèðóþùåé ñèëû, â êîðíå ìåíÿþùåé îáëèê è õàðàêòåð ïðîèçâîäñòâà.
Âàæíîé ñòîðîíîé ïðåâðàùåíèÿ íàóêè â íåïîñðåäñòâåííóþ ïðîèçâîäèòåëüíóþ ñèëó ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå è óïðî÷åíèå ïîñòîÿííûõ êàíàëîâ äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ íàó÷íûõ çíàíèé, ïîÿâëåíèå òàêèõ îòðàñëåé äåÿòåëüíîñòè, êàê ïðèêëàäíûå èññëåäîâàíèÿ è ðàçðàáîòêè, ñîçäàíèå ñåòåé íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé èíôîðìàöèè è äðóãèå. Ïðè÷åì âñëåä çà ïðîìûøëåííîñòüþ òàêèå êàíàëû âîçíèêàþò è â äðóãèõ îòðàñëÿõ ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà è äàæå çà åãî ïðåäåëàìè. Âñå ýòî ïîâëåêëî çà ñîáîé çíà÷èòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ è äëÿ íàóêè, è äëÿ ïðàêòèêè.
Åñëè ãîâîðèòü î íàóêå, òî îíà ïðåæäå âñåãî ïîëó÷èëà íîâûé ìîùíûé èìïóëüñ äëÿ ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñî ñâîåé ñòîðîíû ïðàêòèêà âñå áîëåå ÿâíî îðèåíòèðóåòñÿ íà óñòîé÷èâóþ è íåïðåðûâíî ðàñøèðÿþùóþñÿ ñâÿçü ñ íàóêîé. Äëÿ ñîâðåìåííîãî ïðîèçâîäñòâà, äà è íå òîëüêî äëÿ íåãî, âñå áîëåå øèðîêîå ïðèìåíåíèå íàó÷íîãî çíàíèÿ âûñòóïàåò êàê îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå ñàìîãî ñóùåñòâîâàíèÿ è âîñïðîèçâîäñòâà ìíîãèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, âîçíèêøèõ â ñâîå âðåìÿ âíå âñÿêîé ñâÿçè ñ íàóêîé, íå ãîâîðÿ óæå î òåõ, êîòîðûå åþ ïîðîæäåíû.
Ñåãîäíÿ, â óñëîâèÿõ íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé ðåâîëþöèè, ó íàóêè âñå áîëåå îò÷åòëèâî îáíàðóæèâàåòñÿ åùå îäíà ãðóïïà ôóíêöèé — îíà íà÷èíàåò âûñòóïàòü è â êà÷åñòâå ñîöèàëüíîé ñèëû, íåïîñðåäñòâåííî âêëþ÷àÿñü â ïðîöåññû ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Íàèáîëåå ÿðêî ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â òåõ äîâîëüíî ìíîãî÷èñëåííûõ â íàøè äíè ñèòóàöèÿõ, êîãäà äàííûå è ìåòîäû íàóêè èñïîëüçóþòñÿ äëÿ ðàçðàáîòêè ìàñøòàáíûõ ïëàíîâ è ïðîãðàìì ñîöèàëüíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðè ñîñòàâëåíèè êàæäîé òàêîé ïðîãðàììû, îïðåäåëÿþùåé, êàê ïðàâèëî, öåëè äåÿòåëüíîñòè ìíîãèõ ïðåäïðèÿòèé, ó÷ðåæäåíèé è îðãàíèçàöèé, ïðèíöèïèàëüíî íåîáõîäèìî íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå ó÷åíûõ êàê íîñèòåëåé ñïåöèàëüíûõ çíàíèé è ìåòîäîâ èç ðàçíûõ îáëàñòåé. Ñóùåñòâåííî òàêæå, ÷òî ââèäó êîìïëåêñíîãî õàðàêòåðà ïîäîáíûõ ïëàíîâ è ïðîãðàìì èõ ðàçðàáîòêà è îñóùåñòâëåíèå ïðåäïîëàãàþò âçàèìîäåéñòâèå îáùåñòâåííûõ, åñòåñòâåííûõ è òåõíè÷åñêèõ íàóê.
 êà÷åñòâå ãëàâíûõ æå êðèòåðèåâ âûäåëåíèÿ ôóíêöèé íàóêè íàäî âçÿòü îñíîâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè ó÷åíûõ, èõ êðóã îáÿçàííîñòåé è çàäà÷, à òàêæå ñôåðû ïðèëîæåíèÿ è ïîòðåáëåíèÿ íàó÷íîãî çíàíèÿ. Íèæå ïåðå÷èñëåíû îäíè èç ãëàâíûõ ôóíêöèé:
1) Ïîçíàâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ çàäàíà ñàìîé ñóòüþ íàóêè, ãëàâíîå íàçíà÷åíèå êîòîðîé – êàê ðàç ïîçíàíèå ïðèðîäû, îáùåñòâà è ÷åëîâåêà, ðàöèîíàëüíî-òåîðåòè÷åñêîå ïîñòèæåíèå ìèðà, îòêðûòèå åãî çàêîíîâ è çàêîíîìåðíîñòåé, îáúÿñíåíèå ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ÿâëåíèé è ïðîöåññîâ, îñóùåñòâëåíèå ïðîãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, òî åñòü ïðîèçâîäñòâî íîâîãî íàó÷íîãî çíàíèÿ;
2) Ìèðîâîççðåí÷åñêàÿ ôóíêöèÿ, áåçóñëîâíî, òåñíî ñâÿçàíà ñ ïåðâîé, ãëàâíàÿ öåëü åå – ðàçðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íàó÷íîé êàðòèíû ìèðà, èññëåäîâàíèå ðàöèîíàëèñòè÷åñêèõ àñïåêòîâ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê ìèðó, îáîñíîâàíèå íàó÷íîãî ìèðîïîíèìàíèÿ: ó÷åíûå ïðèçâàíû ðàçðàáàòûâàòü ìèðîâîççðåí÷åñêèå óíèâåðñàëèè è öåííîñòíûå îðèåíòàöèè, õîòÿ, êîíå÷íî, âåäóùóþ ðîëü â ýòîì äåëå èãðàåò ôèëîñîôèÿ;
3) Ïðîèçâîäñòâåííàÿ, òåõíèêî-òåõíîëîãè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ïðèçâàíà äëÿ âíåäðåíèÿ â ïðîèçâîäñòâî íîâîââåäåíèé èííîâàöèé, íîâûõ òåõíîëîãèé, ôîðì îðãàíèçàöèè è äð. Èññëåäîâàòåëè ãîâîðÿò è ïèøóò î ïðåâðàùåíèè íàóêè â íåïîñðåäñòâåííóþ ïðîèçâîäèòåëüíóþ ñèëó îáùåñòâà, î íàóêå êàê îñîáîì “öåõå” ïðîèçâîäñòâà, îòíåñåíèè ó÷åíûõ ê ïðîèçâîäèòåëüíûì ðàáîòíèêàì, à âñå ýòî êàê ðàç è õàðàêòåðèçóåò äàííóþ ôóíêöèþ íàóêè;
4) Êóëüòóðíàÿ, îáðàçîâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì â òîì, ÷òî íàóêà ÿâëÿåòñÿ ôåíîìåíîì êóëüòóðû, çàìåòíûì ôàêòîðîì êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ëþäåé è îáðàçîâàíèÿ. Åé äîñòèæåíèÿ èäåè è ðåêîìåíäàöèè çàìåòíî âîçäåéñòâóþò íà âåñü ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ, íà ñîäåðæàíèå ïðîãðàìì ïëàíîâ, ó÷åáíèêîâ, íà òåõíîëîãèþ, ôîðìû è ìåòîäû îáó÷åíèÿ. Áåçóñëîâíî, âåäóùàÿ ðîëü çäåñü ïðèíàäëåæèò ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Äàííàÿ ôóíêöèÿ íàóêè îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç êóëüòóðíóþ äåÿòåëüíîñòü è ïîëèòèêó, ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ è ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè, ïðîñâåòèòåëüñêóþ äåÿòåëüíîñòü ó÷åíûõ è äð. Íå çàáóäåì è òîãî, ÷òî íàóêà ÿâëÿåòñÿ êóëüòóðíûì ôåíîìåíîì, ñàìûì èìååò ñîîòâåòñòâóþùóþ íàïðàâëåííîñòü, çàíèìàåò èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå ìåñòî â ñôåðå äóõîâíîãî ïðîèçâîäñòâà.
Î÷åíü âàæíû ôóíêöèè íàóêè êàê ñîöèàëüíîé ñèëû â ðåøåíèè ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîñòè.  êà÷åñòâå ïðèìåðà çäåñü ìîæíî íàçâàòü ýêîëîãè÷åñêóþ ïðîáëåìàòèêó. Êàê èçâåñòíî, áóðíûé íàó÷íî-òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ ñîñòàâëÿåò îäíó èç ãëàâíûõ ïðè÷èí òàêèõ îïàñíûõ äëÿ îáùåñòâà è ÷åëîâåêà ÿâëåíèé, êàê èñòîùåíèå ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ ïëàíåòû, ðàñòóùåå çàãðÿçíåíèå âîçäóõà, âîäû, ïî÷âû. Ñëåäîâàòåëüíî, íàóêà — îäèí èç ôàêòîðîâ òåõ ðàäèêàëüíûõ è äàëåêî íå áåçîáèäíûõ èçìåíåíèé, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò ñåãîäíÿ â ñðåäå îáèòàíèÿ ÷åëîâåêà. Ýòîãî íå ñêðûâàþò è ñàìè ó÷åíûå. Íàïðîòèâ, èìåííî îíè áûëè â ÷èñëå òåõ, êòî ñòàë ïåðâûì ïîäàâàòü ñèãíàëû òðåâîãè, èìåííî îíè ïåðâûìè óâèäåëè ñèìïòîìû íàäâèãàþùåãîñÿ êðèçèñà è ïðèâëåêëè ê ýòîé òåìå âíèìàíèå îáùåñòâåííîñòè, ïîëèòè÷åñêèõ è ãîñóäàðñòâåííûõ äåÿòåëåé, õîçÿéñòâåííûõ ðóêîâîäèòåëåé. Íàó÷íûì äàííûì îòâîäèòñÿ âåäóùàÿ ðîëü è â îïðåäåëåíèè ìàñøòàáîâ è ïàðàìåòðîâ ýêîëîãè÷åñêèõ îïàñíîñòåé.
Íàóêà â äàííîì ñëó÷àå îòíþäü íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ñîçäàíèåì ñðåäñòâ äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ ïåðåä íåé èçâíå öåëåé. È îáúÿñíåíèå ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ýêîëîãè÷åñêîé îïàñíîñòè, è ïîèñê ïóòåé åå ïðåäîòâðàùåíèÿ, ïåðâûå ôîðìóëèðîâêè ýêîëîãè÷åñêîé ïðîáëåìû è åå ïîñëåäóþùèå óòî÷íåíèÿ, âûäâèæåíèå öåëåé ïåðåä îáùåñòâîì è ñîçäàíèå ñðåäñòâ äëÿ èõ äîñòèæåíèÿ — âñå ýòî â äàííîì ñëó÷àå òåñíî ñâÿçàíî ñ íàóêîé, âûñòóïàþùåé â ôóíêöèè ñîöèàëüíîé ñèëû.  ýòîì êà÷åñòâå íàóêà îêàçûâàåò êîìïëåêñíîå âîçäåéñòâèå íà îáùåñòâåííóþ æèçíü, îñîáåííî èíòåíñèâíî çàòðàãèâàÿ òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå, ñîöèàëüíîå óïðàâëåíèå è òå ñîöèàëüíûå èíñòèòóòû, êîòîðûå ó÷àñòâóþò â ôîðìèðîâàíèè ìèðîâîççðåíèÿ.
Âîçðàñòàþùàÿ ðîëü íàóêè â îáùåñòâåííîé æèçíè ïîðîäèëà åå îñîáûé ñòàòóñ â ñîâðåìåííîé êóëüòóðå è íîâûå ÷åðòû åå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ðàçëè÷íûìè ñëîÿìè îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ.  ýòîé ñâÿçè îñòðî ñòàâèòñÿ ïðîáëåìà îñîáåííîñòåé íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ è åãî ñîîòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ôîðìàìè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè (èñêóññòâîì, îáûäåííûì ñîçíàíèåì è ò. ä.). Ýòà ïðîáëåìà, áóäó÷è ôèëîñîôñêîé ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, â òî æå âðåìÿ èìååò áîëüøóþ ïðàêòè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü. Îñìûñëåíèå ñïåöèôèêè íàóêè ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîé ïðåäïîñûëêîé âíåäðåíèÿ íàó÷íûõ ìåòîäîâ â óïðàâëåíèå êóëüòóðíûìè ïðîöåññàìè. Îíî íåîáõîäèìî è äëÿ ïîñòðîåíèÿ òåîðèè óïðàâëåíèÿ ñàìîé íàóêîé â óñëîâèÿõ óñêîðåííîãî íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, ïîñêîëüêó âûÿñíåíèå çàêîíîìåðíîñòåé íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ òðåáóåò àíàëèçà åãî ñîöèàëüíîé îáóñëîâëåííîñòè è åãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ðàçëè÷íûìè ôåíîìåíàìè äóõîâíîé è ìàòåðèàëüíîé êóëüòóðû.
íàóêà êóëüòóðà ôèëîñîôèÿ
Çàêëþ÷åíèå
 ñâî¸ì ðåôåðàòå ÿ ðàññìîòðåë òàêóþ âàæíóþ òåìó, êàê «Íàóêà â ñîâðåìåííîì ìèðå». Ðàñêðûâàÿ òåìó, ÿ ïîêàçàë, ÷òî íàóêà àêòóàëüíà è íà ñåãîäíÿøíèé äåíü. È íåñîìíåííî, íàóêà áóäåò àêòóàëüíà è â áóäóùåì.
Ãîâîðÿò, ÷òî åñëè áû íå áûëî Áàõà, òî ìèð íèêîãäà áû íå óñëûøàë ìóçûêè. Íî åñëè áû íå ðîäèëñÿ Ýéíøòåéí, òî òåîðèÿ îòíîñèòåëüíîñòè ðàíî èëè ïîçäíî áûëà áû îòêðûòà êàêèì-íèáóäü ó÷åíûì.
Çíàìåíèòûé àôîðèçì Ô. Áýêîíà: «Çíàíèå – ñèëà» ñåãîäíÿ àêòóàëåí êàê íèêîãäà. Òåì áîëåå, åñëè â îáîçðèìîì áóäóùåì ÷åëîâå÷åñòâî áóäåò æèòü â óñëîâèÿõ òàê íàçûâàåìîãî èíôîðìàöèîííîãî îáùåñòâà, ãäå ãëàâíûì ôàêòîðîì îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ñòàíåò ïðîèçâîäñòâî è èñïîëüçîâàíèå çíàíèÿ, íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé è äðóãîé èíôîðìàöèè. Âîçðàñòàíèå ðîëè çíàíèÿ (à â åù¸ áîëüøåé ìåðå – ìåòîäîâ å¸ ïîëó÷åíèÿ) â æèçíè îáùåñòâà íåèçáåæíî äîëæíî ñîïðîâîæäàòüñÿ óñèëåíèåì çíàíèÿ íàóê, ñïåöèàëüíî àíàëèçèðóþùèõ çíàíèå, ïîçíàíèå è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ.
Íàóêà åñòü ïîñòèæåíèå ìèðà, â êîòîðîì ìû æèâåì. Ñîîòâåòñòâåííî íàóêó ïðèíÿòî îïðåäåëÿòü êàê âûñîêîîðãàíèçîâàííóþ è âûñîêîñïåöèàëèçèðîâàííóþ äåÿòåëüíîñòü ïî ïðîèçâîäñòâó îáúåêòèâíûõ çíàíèé î ìèðå, âêëþ÷àþùåì è ñàìîãî ÷åëîâåêà.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Ùåðáà Ñ.Ï. – Ôèëîñîôèÿ
2. Ôðîëîâ È.Ò., Àðàá-Îãëû Ý.À., Àðåôüåâà Ã.Ñ. Ââåäåíèåâ ôèëîñîôèþ
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru