Наши подземные богатства полезные ископаемые 4 класс

Наши подземные богатства полезные ископаемые 4 класс thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру по теме “Наши подземные богатства” (4 класс).

Наши подземные богатства Окружающий мир 4 класс 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Наши подземные богатства Окружающий мир 4 класс 4 класс

Описание слайда:

Наши подземные богатства Окружающий мир 4 класс 4 класс

2 слайд

Подземные богатства торф песок глина уголь гранит известняк известняк

Описание слайда:

Подземные богатства торф песок глина уголь гранит известняк известняк

3 слайд

Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это горные породы и мин

Описание слайда:

Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые добывают в недрах земли и широко используют в народном хозяйстве.

4 слайд

Гранит Грани́т - магматическая горная порода. Состоит из кварца, полевого шпа

Описание слайда:

Гранит Грани́т – магматическая горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется для строительства набережных рек, станций метро, памятников, лестниц, создания столешниц и колонн, в качестве облицовочного материала. Гранит залегает глубоко в земле, в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит. ааа

5 слайд

Добыча гранита

Описание слайда:

Добыча гранита

6 слайд

известняк Известня́к — осадочная горная порода, состоящая преимущественно из

Описание слайда:

известняк Известня́к — осадочная горная порода, состоящая преимущественно из раковин морских животных и их обломков. У известняка нет блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей. Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Из него получают известь. Особая разновидность известняка- мел. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Известняк добывают в карьерах.

7 слайд

Добыча известняка

Описание слайда:

Добыча известняка

8 слайд

песок Песо́к — осадочная горная порода, состоящая из зёрен горных пород . Реч

Описание слайда:

песок Песо́к — осадочная горная порода, состоящая из зёрен горных пород . Речной песок — это строительный песок, добытый из русла рек, отличающийся высокой степенью очистки и отсутствием посторонних включений, глинистых примесей и камешков. Карьерный песок — это песок, добытый в карьере путём промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы. Песок используется в строительстве, для изготовления стекла.

9 слайд

Глина Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом сос

Описание слайда:

Глина Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Свойства глины: пластичность,, огнеупорность, вязкость, усушка, пористость, набухание. Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в медицине, косметологии, применяется при изготовлении посуды, игрушек.

10 слайд

Добыча песка и глины

Описание слайда:

Добыча песка и глины

11 слайд

торф Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков расте

Описание слайда:

торф Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Торф тёмно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, легче воды. Торф используется как топливо в жилых домах, это хорошее удобрение на полях, из него получают лекарства, это теплоизоляционный материал, на фермах служит подстилкой для животных. Торф добывают в болотах. Использовать надо экономно Важно оберегать залежи торфа от пожаров.

12 слайд

Добыча торфа

Описание слайда:

Добыча торфа

13 слайд

уголь Уголь —горная порода, образовавшаяся из частей древних растений под зем

Описание слайда:

уголь Уголь —горная порода, образовавшаяся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создаётся в болотах. Различают несколько типов : бурый уголь, каменный уголь, антрацит и графит. Уголь добывают в шахтах и карьерах. Уголь – горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла.

14 слайд

Добыча каменного угля

Описание слайда:

Добыча каменного угля

15 слайд

Железная руда Желе́зные ру́ды — природные минеральные образования, содержащие

Описание слайда:

Железная руда Желе́зные ру́ды — природные минеральные образования, содержащие железо. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Главное свойство железной руды- плавкость. Из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна – сталь. Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Её нужно расходовать экономно . Чугун и сталь – это сплавы железа с углеродом.

16 слайд

Добыча железной руды

Описание слайда:

Добыча железной руды

17 слайд

нефть Нефть— природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со с

Описание слайда:

нефть Нефть— природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Главное свойство нефти – горючесть. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. По свойствам нефть легче воды и в ней не растворяется, а растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Путем перегонки из нефти получают различные продукты : бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочное масло, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы. Для добычи нефти строят буровые вышки , бурят глубокие скважины, выкачивают её мощными насосами.

18 слайд

Добыча нефти

Описание слайда:

Добыча нефти

19 слайд

Читайте также:  Как вкусно и полезно приготовить нут

Природный газ Приро́дный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при

Описание слайда:

Природный газ Приро́дный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ. Природный газ находится в газообразном состоянии. Он бесцветный, лёгкий, горит голубым пламенем . Природный газ – очень хорошее топливо. Его используют на электростанциях, в котельных, на заводах, в быту. Природный газ находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. По газопроводам газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

20 слайд

Добыча природного газа

Описание слайда:

Добыча природного газа

21 слайд

Полезные ископаемые Ленинградской области Название полезного ископаемого Мест

Описание слайда:

Полезные ископаемые Ленинградской области Название полезного ископаемого Место добычи полезного ископаемого Внешний вид ископаемого, его свойства Использование полезного ископаемого 1. Гранит Выборг, Приозерск Серого,розовогоцвета, зернистый. Прочный, твёрдый Встроительстве. 2. Сланец Сланцы Тёмно-бурого цвета с орг. вещ. Горючий. Топливо, химическое сырьё. 3. Боксит Бокситогорск Буро-красный, зеленовато-серый. Плавкий. Получают алюминий. В строительстве, в промышленности, в быту. 4. Фосфорит Кингисепп Тёмно-серый.Не прочный. Минеральные удобрения.

22 слайд

Охрана подземных богатств Комплекс мер по сохранению природных богатств: 1. Б

Описание слайда:

Охрана подземных богатств Комплекс мер по сохранению природных богатств: 1. Бережно добывать и перевозить подземные ископаемые. 2. Необходимо экономично использовать подземные богатства. 3. Заботиться о восстановлении природных ресурсов. 4. Заменять подземные богатства более дешёвыми (использовать металлолом, пластмассы и другие). 5. Следить за тем, чтобы попусту не горел газ в плите. Остерегаться утечки газа. 6. Не оставлять открытой входную дверь – беречь тепло!

23 слайд

Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ №352 г. Санкт- Пет

Описание слайда:

Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ №352 г. Санкт- Петербурга Красносельского района Богатырёва Татьяна Николаевна. Август 2013 г.

Наши подземные богатства полезные ископаемые 4 класс

Курс повышения квалификации

Наши подземные богатства полезные ископаемые 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Наши подземные богатства полезные ископаемые 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для урока окружающего мира в 4 классе по
программе «Школа России». Автор учебника – Плешаков А.А. В презентации
представлена информация о полезных ископаемых – граните, известняке,
песке, глине,торфе,каменномугле,железной руде,нефти и природном газе.

Рассказывается о добыче полезных ископаемых, их охране и использовании.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-134628

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств;
  • развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, планом местности, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои действия.
  • воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи:

  • формирование понятия «полезные ископаемые»;
  • давать характеристику полезным ископаемым;
  • учить работать с физической картой нашего края.

Формировать УУД

  • Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
  • Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Нам пришло на школу письмо (показать большой конверт), отправитель ЗОНЕУГ (Золото-нефть-уголь)

Как вы думаете, ребята, кто мог прислать это письмо?

Ответы детей.

Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.

Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)

II. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка Д/З.

Учитель: – Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О водоёмах.

Учитель:

Что мы называем водоемами?

Читайте также:  Вредные и полезные продукты при атеросклерозе

– Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и искусственные)

– Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан)

– Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал)

– Почему люди должны охранять водоёмы?

– Какие трудности угрожают водоемам?

– Назовите водоёмы нашего города

Ответы детей.

Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… – 2 человека.
(реки Москва и Яуза)

Учитель: Давайте вспомним правила поведения около воды. (1 человек)

Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.

Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше.

ФИЗМИНУТКА.

III. Работа над новым материалом

Учитель: – А какие природные богатства вы еще знаете?

– Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (учебник 1-я часть с.64-65)

– Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.

Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.

– Итак, отправляемся в подземное царство, а нашим проводником будет сказочный герой, который живет под землёй. Кто это? (Гном – ЗОНЕУГ)

ЗОНЕУГ будет открывать двери, за которыми нас ждет много нового и интересного.

– Оказавшись под землей, откроем первую дверь.

Прислушаемся и услышим спор, попробуем выяснить, кто участвует в споре.

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

– Я – соль Земли,- говорит соль, – без меня каши не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чём варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.

– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».

– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ответы детей.

– Открываем вторую дверь. Мы видим какие-то знаки на стенах. Что они обозначают? Откройте рабочую тетрадь на с. 52 №2. Используя карту, напиши, каким полезным ископаемым соответствуют эти знаки. Проверка.

– Полезные ископаемые можно разделить на 2 группы (рудные и нерудные). Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).

Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

ЗОНЕУГ откроет нам следующую дверь.

В подземном царстве есть кинозал, устраиваемся поудобнее. Посмотрим мультфильм «Семья Почемучек» о том, как в подземном царстве появились горючие полезные ископаемые – торф, нефть и каменный уголь. 

О каком горючем полезном ископаемом мы еще не сказали? (Газ)

– Расскажите об использовании газа в быту

– Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать при использовании газа в домашних условиях?

IV. Физминутка

– Что такое геология? Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.

Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).

V. Практическая работа по группам

Правила работы в группе.

  1. Работать дружно.
  2. Уметь слушать мнение своего друга.
  3. Не выкрикивать.
  4. Работать тихо.
  5. В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо – ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!
  6. Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

Открываем дверь и попадаем в лабораторию.

Практическая работа по группам. Дать характеристику полезному ископаемому по плану , а другие команды должны отгадать, какое полезное ископаемое вы описали.

  1. группа дает характеристику нефти
  2. группа – известняку.
  3. группа – граниту
  4.  группа – газу
Читайте также:  Полезна ли каша геркулес с молоком

– А о каком полезном ископаемом расскажу вам я?

– Он сыпучий, состоит из мельчайших частичек, является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб. Из него варят огромные стекла, делают хрустальные изделия (песок).

– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

  • На песке дом не построишь.
  • Глину не мять — горшков не видать.
  • Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
  • Печаль точит человека, как ржавчина железо.
  • Железом добывают золото, а золотом железо.
  • Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
  • Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
  • Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Учитель: ребята, есть пословицы о полезных ископаемых, а вы попробуйте разгадать загадки:

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)

На кухне у мамы – помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

Оно варилось в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи. (Железо)

Иду в воду – красен,
Выйду – черен. (Железо)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный… (Кристалл)

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит. (Уголь)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Закопай – не гниет,
Кинь в воду – поплывет. (Уголь)

VI. Творческая работа

– Ребята, а какими ископаемыми богат наш край? (Нефть и газ)

Учитель: А как же добывают полезные ископаемые?

Рассказ ученика: Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.

Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..

Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить.

И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.

Учитель: – Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

Ответы учащихся:

1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.

2) Экономно расходовать ПИ.

3) Соблюдать правила перевозки ПИ.

4) Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)

5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

Учитель: А мы с вами должны – экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.

VII. Итог урока

Учитель: Наш урок подходит к концу.

Подведём итоги:

1. Где могут в жизни пригодиться новые знания?

2. Что на уроке у нас хорошо получалось?

3. На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?

Источник