Насекомые вредные и полезные урок развития речи
КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Урок
развитие устной речи
«Насекомые вредные и полезные»
Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,
учитель начальных классов
Шербакуль
Май, 2016
Класс: 4
Тема: Вредные и полезные насекомые
Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку
Задачи:
– обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;
– познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;
– расширить словарный запас учащихся;
– воспитывать бережное отношение к насекомым;
– коррекция устной речи.
Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
(слайд №1)
– Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.
2. Психологический настой.
(слайд №2)
Сотвори в сердце солнце.
Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!
– Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.
Речевая гимнастика.
(слайд №3)
– Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.
(хором)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею – паучок
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза.
Покружились, полетали….
От усталости упали….
4. Сообщение темы и цели урока.
– Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?
(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)
– Как можно назвать их одним словом?
– Это насекомые.
– Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?
(ответы детей)
– А пользу или вред они приносят окружающему миру?
(ответы детей)
(слайд №4)
– Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?
Тема: Насекомые вредные и полезные.
– Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.
– Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. Одни – полезные, другие – вредные.
– Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.
(слайд №5)
– На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5
задание
Количество баллов
Оценка
– всё понятно, ошибок нет (5 баллов)
– понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)
– ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)
5. Изучение нового материала.
а) знакомство с внешним видом насекомых
– Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?
(ответы детей)
– Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?
– По внешнему виду.
– Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.
Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.
(слайд №6)
(ответы детей)
– У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног.
(слайд №7)
– Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».
– А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?
(ответы детей)
– Слово «насекомые» переводится с латинского как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.
– Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?
Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко).Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.
(слайд №8)
б) Игра «Проверь себя»
(работа в парах)
– Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.
(выполняют работу)
– Проверяем.
(ответы детей)
– Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.
(оценивают)
(слайд №9)
Физминутка
Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)
В танце кружится сверчок.( Покружиться)
А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)
Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает. (Покружиться )
Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)
Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)
б) вредные и полезные насекомые
(работа в парах)
– Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?
(ответы детей)
– Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.
– Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.
Вредные насекомые
Полезные насекомые
Колорадский жук
Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.
Муравей
Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!
Тля
Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.
Пчела
Я – пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.
Божья коровка
Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.
(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)
Комар (читает учитель)
Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.
– Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?
(предположения детей)
– Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.
– Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?
(ответы детей)
– Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.
– Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?
(ответы детей)
Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.
– Оцените сою работу. В графе 2 задание выставляем баллы.
(оценивают)
в) Игра «Потопаем – похлопаем»
– Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.
– Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:
– Собирают мёд; (хлопают в ладоши)
– Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)
– Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)
– Переносят заразные заболевания; (топают ногами)
– Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)
– Поедают молодую зелень; (топают ногами)
– Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)
– Опыляют растения;(хлопают в ладоши)
– Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)
– Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.
– Оцените свою работу. В графе 3 задание выставляем баллы.
(оценивают)
6. Закрепление изученного материала.
(слайд №10)
а) классификация вредных и полезных насекомых
– А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это – (божья коровка)
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветов собирала.
Полосатая она.
И зовут её…(пчела)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползёт,
Бедный листик весь сгрызёт.
(гусеница)
Очень мелкие они,
Для листов они враги.
Сок из листьев выпивают,
Листья вянут, засыхают.
(тля)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей)
Этот жук их Колорадо,
Есть картошку обожает.
Налетит он если тучей,
Все листочки вмиг съедает.
(колорадский жук)
– Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.
– Оцените свою работу. В графе 4 задание выставляем баллы.
(оценивают)
(слайд №11)
б) дополни предложения
– Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом – иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.
Строит муравейник
.
Стрекочет в траве
.
Собирает нектар с цветов
.
Плетёт паутину
.
(слайд №12)
– Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)
1.
на уничтожает .
2.
и переносят инфекции.
3.
и летают над .
4.
опыляют .
– Выполним проверку.
(дети зачитывают предложения вслух)
– Молодцы! Оцените свою работу. В графе 5 задание выставляем баллы.
(оценивают)
– Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.
7. Домашнее задание.
– Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.
8. Рефлексия.
– Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя – по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.
Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;
Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;
Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.
Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.
23 – 25 баллов – оценка «5»
18 – 23 баллов – оценка «4»
13 – 17 баллов – оценка «3»
< 13 баллов – оценка «2»
(оцениваю)
– Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».
– Молодцы!
– А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.
– Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.
– Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.
(слайд №13)
– Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
А. Барто
(слайд №14)
– Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.
(слайд №15)
Интернет-ресурсы
Высказывание https://pro-razvitie.ru/blogs/svetlyi-blog/ja-sorval-cvetok-i-on-zavjal-ja-poimal-zhuka-i-on-umer-u-menja-na.html
Дидактические картинки https://gigabaza.ru/doc/77287-p2.html
Загадки https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-nasekomyh/, https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-muravja.html
Информация о понятии «насекомые» https://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=3485
Картинки https://animals-wild.ru/uploads/1402906785_pic132.png,
Урок развития устной речи в 4 классе для детей с ОВЗ
Тема: «Вредные и полезные насекомые».
Цели:
Образовательные: уточнение и расширение представлений о насекомых.
Развивающие: развитие умения составлять предложения, рассказ-описание; способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные: воспитание эмоциональной адекватности, стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.
Коррекционные: коррегировать зрительное восприятие, устную речь, мышление, память.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, рисунки.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Эмоциональный настрой:
Добрый день! Солнцу и птицам
Добрый день! Улыбчивым лицам!
– Пожелайте друг другу глазками успехов на сегодняшний урок.
Постановка задачи:
Учитель: Кто любит разговаривать?
Дети: Мы любим разговаривать!
Учитель: Тот должен выговаривать…
Дети: Мы будем выговаривать!
Учитель: Всё правильно и внятно?
Дети: Всё правильно и внятно!
Учитель: Чтоб было всем понятно?
Дети: Чтоб было всем понятно!
2.Проверка знаний
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поляну.
СЛАЙД 2
–Что вы видите? (экологический букварь: трава, цветы, солнце, насекомые)
– Что за звуки услышали? (дети называют: капель, журчание ручья, пение птиц).
Минутка синоптиков.
– Заметно ли наступление весны?
– Какие признаки весны вы знаете?
3.Пальчиковая, артикуляционная гимнастика
– Покажите пальчиками весеннее солнышко.
– Улыбнитесь весеннему солнышку.
4.Актуализация знаний.
а) Определение темы
– Ребята, чтобы узнать над какой темой сегодня будем работать, нам предстоит отгадать загадки.
Учитель читает загадки, дети отгадывают, слушают голоса насекомых (ВИДЕОТЕСТ)
СЛАЙД 3
Загадки
1. Летит пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2.На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
3.Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
4. Кто над нами вверх ногами?
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? ( Муха)
5. Лишь едва наступит ночь,
Свиристит и поёт,
Людям спать не даёт. (Сверчок)
6. Я поменьше, чем пчела
А зовут меня… (Оса)
7.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. ( Пчела)
8.Крылатый вредитель —
Растений губитель.
Хозяйству он шкодит!
На сверчка походит. (Саранча)
9.Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель)
– Итак, ребята, о ком мы сегодня будем говорить? ( О насекомых)
СЛАЙД 4
– Угадайте по контуру и назовите насекомых.
б) Строение тела насекомых
– Ребята, скажите, что общего у всех насекомых?
– Отметьте на карточках части тела осы (работа в парах)
СЛАЙД 5-6
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
– На какие две группы можно разделить насекомых?
СЛАЙД 7
5.Изучение нового.
– Сейчас я расскажу вам о вредных и полезных насекомых
СЛАЙД 8
а) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙД 9
ФИЗМИНУТКА
б) Работа по карточкам
– Выберите среди животных только насекомых и обведите зелёным кружком – полезных, а красным – вредных.
СЛАЙД 10
– Проверьте правильность выполнения задания.
в) Составление предложений
СЛАЙДЫ 11-12
– Дополни предложение
– Замени картинки
6.Закрепление.
а) Работа в группах
– Составьте из пазлов картинку.
б) Составление рассказа
СЛАЙД 13
– Составьте рассказ о насекомом по картинному плану.
СЛАЙД 14
в) Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы
7. Домашнее задание.
– Предлагаю вам дома дорисовать насекомое и раскрасить его. Составить небольшой рассказ об этом насекомом (ученикам посильнее).
8. Рефлексия
СЛАЙД 15
– Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке по таблице.
9.Итог урока.
СЛАЙД 16
– А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
А.Барто
– Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.
в классе для детей с глубокой умственной отсталостью (седьмой год обучения).
Яйвинская специальная образовательная школа-интернат.
Пояснительная записка.
Урок построен в соответствии с ФГОС. Данный урок был составлен по ходу изучения раздела «Насекомые», тема урока «Вредные и полезные насекомые». В данном классе обучаются дети с глубокой умственной отсталостью, которые испытывают проблемы с развитием устной речи. Любой процесс познания начинается с импульса, поэтому организационный момент лучше начинать с задания, связанного с темой урока.
Коррекционная задача на уроке- основное направление работы учителя, поэтому мобилизующий этап урока проведён через коррекционное упражнение. К таким коррекционным упражнением относятся игра «Найди лишнее» и отгадывание загадок. Эти упражнения направлены на активизацию определённого процесса одного из высших психических функций.
Одним из принципов развивающего обучения- принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость. Нужна мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. На данном уроке ученики должны как можно больше набрать полезных насекомых для своего цветка.
Дидактическая задача урока направлена на отработку и формирования речевых умений и навыков, поэтому обобщение материала проходит через задание на составление рассказа-описания насекомого. Учитывая, что школьники с интеллектуальным недоразвитием не могут овладеть языком как средством общения, на уроке были созданы такие ситуации, побуждающие их к речевому высказыванию, диалоговой речи.
При обучении построению развёрнутого высказывания у школьников необходимо формировать элементарные представления о структуре текста: начало, середина, конец. Если работа по составлению рассказа по плану на уроках проводится в системе, то она не вызывает затруднений.
На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, результаты которой видны при подведении итогов. Каждый ребёнок набрал достаточное количество полезных насекомых для своего цветка, что даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого и поддерживает познавательный интерес к учению.
Все этапы взаимосвязаны между собой, соответствуют теме урока. Учебное время использовано эффективно. Запланированные задания соответствуют интеллектуальным и психическим особенностям обучающихся. Поставленные задачи на уроке реализованы.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Содержание урока. | Формы работы. |
1.Организацион ный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, положительные установки (пожелания) на предстоящую работу. | Организация рабочего места к уроку, приветствие учителя. | Прозвенел уже звонок, начинается урок. Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час. Рапорт дежурного. -Какое число? -Какое сейчас время года?(весна) -Какое время года было до весны, будет после весны? -Назовите признаки весны, которые происходят в живой природе.(растёт трава, цветут цветы, появляются насекомые, прилетают птицы, и т.д.) | -настрой на работу, организация рабочего места. Работа по формированию временных представлений. Построение правильного ответа. |
2.Актуализация знаний . | Учитель проводит речевую разминку. Учитель предлагает ряд названий предметов. Учитель выставляет картинки насекомых, которых выделили дети. | Дети вместе с учителем наизусть читают стих. Учащиеся определяют какой предмет лишний и объясняют свой выбор. | Речевая разминка: Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу. Я с тобой давно дружу».(повторяют хором) – Про кого стихотворение? Какой звук встречается в этом стихотворении? – Старайтесь правильно произносить звук [ж]. -Составьте словосочетание со словом Жук. Игра «Найди лишнее» Медведь ,волк, пчела, лиса. – что обозначают остальные слова? (дикие животные) Корова, муха, овца, собака. – что обозначают остальные слова? (домашние животные) Синица, бабочка, ворона, воробей. – что обозначают остальные слова? (зимующие птицы). Кукушка, колорадский жук, соловей, утка. – что обозначают остальные слова? (перелётные птицы). Курица, муравей, гуси, индюк. – что обозначают остальные слова? (домашние птицы). -посмотрите на картинки, о чём сегодня полезные насекомые.» будем говорить? ( о насекомых). -Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о насекомых, повторим ещё раз какие насекомые приносят пользу, а какие вред. Тема нашего сегодняшнего урока «Вредные и полезные насекомые». | Закрепление произношение звука, коррекция непроизвольной памяти. Коррекция аналитико-синтетической деятельности через упражнение найти «лишнее». Коррекция мыслительной деятельности. Проверка по слайду. Коррекция мыслительной деятельности, обобщение. На слайде открываются картинки названных насекомых. На слайде появляется тема урока. . |
3. Мотивация | Учитель раздаёт на парту каждому цветок. | Учащиеся слушают установку. | -Сегодня у нас не простой урок, а такой, на котором вы должны показать свои знания. Я вам буду предлагать разные задания, а вы должны хорошо поработать, и собрать на свой цветок как можно больше насекомых, которое приносят пользу. | |
4.Обобщение и систематизация знаний. | Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагая проанализировать стихотворение и вспомнить, строение насекомых и о каких насекомых говорили на предыдущих уроках. За правильный ответ учитель раздаёт картинки насекомых Учитель раздаёт карточку №1 После проверки учитель раздаёт картинки пчелы на цветок учащимся.
Учитель читает стих. | учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся слушают стих. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся работают по карточкам. Ученики перечисляют насекомых, о которых говорится в стихе. | Повторение. -Вспомним строение насекомого. Насекомых на дороге Мы увидим очень много, Коль умеешь ты считать, Их всегда легко узнать. Если только лапок шесть Насчитал ты ровно, Будь тогда уверен – Это насекомое! – Как определить насекомое? -Сколько лапок? – что обозначает слово насекомые? Слово «насекомые» означает как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». -их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование. У насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть пар ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Игра «Проверь себя» – Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части. (выполняют работу) Все насекомые весной просыпаются. И с первого дня начинают свою тяжелую работу. В мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день, одни – полезные, другие – вредные. Когда Солнышко взойдёт, И тепло весной придёт, Насекомых мир проснётся, Жизнь привычная вернётся. Муха, жук, кузнечик прыткий, Бабочка и шмель душистый, Осы, пчёлы и стрекозы, Будут радовать нас снова! -О каких насекомых идёт речь? | На слайдах картинки этих насекомых. Коррекция зрительного восприятия . Познавательные: -анализ объектов с целью выделение признаков Коммуникатвные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -анализ объектов с целью выделение признаков; |
5. Физминутка | Учащиеся выполняют движения под стишок | Сейчас нам необходимо отдохнуть, представим себя насекомыми. «Бабочки и пчёлки» Прилетели на лужок Жу-жу-жу, жу-жу-жу, «Прыгайте кузнечики» «Муха строит дом» Ox, ox что за гром? (Руки – к щекам, наклоны в сторону.) Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие работу с молотком.) Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой), | ||
6.Воспроизве- дение изученного материала на новом уровне. | Учитель раздаёт разрезные карточки парам учащихся. (.Бабочки, муха, пчела. Божья коровка, колорацкий жук, муравей) Каждому ученику вручается насекомое на цветок. | Учащиеся должны с помощью частей собрать картинку насекомого составить рассказ о данном насекомом, доказав пользу или вред приносит это насекомое. | Игра «Собери пазлы» Соберите из нескольких двух частей картинку, кому какая достанется и используя символический план составьте мини рассказ о насекомом, а затем доказать вредное или полезное это насекомое. Учащиеся выполняют работу и выступают со своим сообщением. 1 п.-о мухе 2 п. – о муравье 3 п –о божьей коровке 4 п-о бабочке 5 п-о пчеле 6п.-о колорадском жуке используя символический план составьте мини рассказ о муравье,мухе и т д. См.приложение №1, №2,№3,№4,№5,№6 | Познавательный: -выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли. Познавательные: Коммуникативные: -управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнера; -владение диалоговой речью. . |
7.Применение знаний. | Загадывает загадку.. | Учащиеся отгадывают загадку, отвечают на вопрос, доказывают правильность своего ответа. | Отгадайте загадку, о каком насекомом идёт речь? . Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар) _А как вы думаете, какое это насекомое вредное или полезное? Комар для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы .Если бы не было комаров, не было бы и рыб в наших озёрах и водоёмах. Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред. | Слайд с комаром Коррекция мыслительной деятельности, выводы из личного опыта. |
8. Подведение итогов. |