Нарушения в сфере добычи полезных ископаемых

Нарушения в сфере добычи полезных ископаемых thumbnail

Статья 255 УК РФ

Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.

Многоканальная бесплатная горячая линия

Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Статья 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и пользования недрами»

Эскалатор

За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

  1. Штрафа в объёме до 200 000 рублей или в объёме заработной платы или другого дохода лица, нарушившего закон, в течение полутора лет.
  2. Лишения права занимать конкретные должности и осуществлять отдельные виды деятельности. Список должностей и видов деятельности определяет суд. Срок этого наказания не превышает трёх лет.
  3. ШтрафРабот обязательного характера. Максимальное количество часов, предусмотренное законодателем за пренебрежение указанной нормой, равно 480 часам.
  4. Работ исправительного характера. Максимальный срок работ – два года.

Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.

Комментарий к статье

Открытая книгаЧтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.

Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Белый домЗакон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

Распространёнными нарушениями в сфере природопользования законодатель определяет:

  1. ДомПостройку сооружений без специального разрешения уполномоченных государственных органов. Составление проекта и последующее строительство зданий, мостов и/или населённых пунктов разрешено только после получения специального разрешения от федеральных органов по защите природных ресурсов.
  2. Расположение на территории месторождений природных ресурсов горнодобывающей и иной техники, не задействованной в добыче.
  3. Проведение мероприятий, последствием которых является порча месторождений.
  4. Оставление месторождения в запущенном состоянии, что в дальнейшем делает невозможным добычу. Сюда же можно отнести затопление и загрязнение мест залежей.
  5. Расположение отходов разного происхождения в месте проведения разработок. Запрещено размещать отходы ненадлежащего химического состава.
  6. Добыча ископаемых большего объёма, оговорённого ранее с федеральными органами.
  7. Разработка месторождений тех источников, которые не прописаны в полученной лицензии.

Этот перечень законодатель оставляет открытым, так как норма применима к плодородной почве и к животному миру.

Если нет признаков преступления – причинённого вреда, то преступления тоже нет. Деяние считается совершённым, когда природе нанесён значимый ущерб. Он может быть нанесён по неосторожности и по незнанию или со злым умыслом. Если пренебрежение правилами охраны было ненамеренным, то и наказание суд предъявит мягче.

Что касается субъекта преступления, то им выступает гражданин в возрасте от 16 лет, достигший полной дееспособности. Подлежит наказанию тот, кто отвечает за создание проекта, организацию стройки и введение в пользование и непосредственное использование техники.

Незаконная добыча полезных ископаемых регулируется УК РФ, а пренебрежение правилами проведения геологического изучения земных глубин – КоАП. Поэтому законодатель разграничивает нарушение принципов охраны национальных ресурсов и противоправные действия во время исследований недр.

Судебная практика

ВесыПравоотношения в сфере охраны месторождений природных ресурсов регулируются УК РФ, законами и Постановлениями Верховного Суда РФ. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняет, какие нарушения относятся к тяжким, средней тяжести и лёгким.

Верховный суд Республики Хакасиявынес оправдательный приговор в отношении лица, обвинённого в нарушении охраны и правил использования недр.В действиях управляющего компанией, занимающейся добычей угля, злого умысла апелляционный суд не увидел. Организация владела необходимыми документами, разрешающими добычу угля в месте расположения залежей, но разработка велась после выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы касательно проекта разработки месторождений. На этом факте основывается обвинение управляющего.

Верховным судом установлено, что разработка месторождений сланцевых пород без утверждённого государственной экспертизой проекта запрещена, несмотря на наличие лицензии, позволяющей осуществлять указанную деятельность.

Консультация юриста

Основываясь на правоустанавливающих документах, юрист:

  • рассмотрит совершённое деяние, с точки зрения закона, и выяснит, оно было совершено со злым умыслом или по неосторожности или небрежности;
  • проверит документы лица или организации, нарушивших закон.
  • отыщет сильные и слабые стороны в документах: неутверждённые проекты разработок месторождений, проекты, получившие отрицательную визу и т. д.

Описанный алгоритм позволяет углубиться в вопрос клиента и продумать тактику защиты для судебного заседания.

ЮристЮрист, разобравшись в законе о недрах, определит, какой вид деятельности нельзя осуществлять без лицензии. К этому виду относится и разработка артезианских скважин, так как вода — тоже  ресурс.

Прежде чем добывать полезные ископаемые или размещать деятельность на месте их залежей, стоит обратиться к юристу и подготовить пакет документов для получения соответствующей лицензии. Это обойдётся дешевле, нежели незаконная разработка месторождений.

Источник

Ответственность за нарушения законодательства о недрах установлена по ст. 255 УК РФ. Здесь мы разберем, за какие конкретные правонарушения в этой области назначают наказания по этой статье, а также приведем их список. Отдельно рассмотрим состав преступления и его особенности, так как это напрямую влияет на квалификацию подобного правонарушения.

Каким законодательством устанавливаются правила охраны и пользования недрами

Следующие нормативно-правовые акты устанавливают правила охраны и пользования недрами:

  • Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 г. (регулирует нормы геологического изучения и охраны недр и обеспечивает защиту прав государства и граждан РФ в этой области);
  • Закон о континентальном шельфе (содержит перечень норм, трактующих использование недр, расположенных в этом месте);
  • ФЗ №41 от 26.03.1998 г. (устанавливает правовые основы регулирования отношений в области разведки и исследования драгоценных камней, их добычи и производства);
  • Закон об охране окружающей среды (определяет правовые основы политики государства в области охраны окружающей среды);
  • ГрК РФ (содержит положения по охране или застройке территорий).

Список не исчерпывающий, но это основные законодательные акты, действие которых распространяется на всю территории России. Следует учитывать и другие законы, которые устанавливаются отдельными субъектами федерации.

Нарушение правил охраны и использование недр по статье 255 УК РФ

Содержание ст. 255 УК РФ с комментариями

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах в РФ установлена ст. 255 УК. Она содержит список наказаний за следующие виды правонарушений:

  • нарушение законодательных актов о недрах при строительстве, вводе в эксплуатацию либо размещении горнодобывающих организаций или подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
  • строительство на местах залегания полезных ископаемых с нарушением законодательства РФ.

Условие, при котором накладываются меры ответственности за такие преступления, – это наступление серьезных последствий вследствие вышеуказанных деяний.

Под полезными ископаемыми понимаются:

  • твердые (руды и пр.);
  • жидкие (нефть, вода и т. д.);
  • газообразные (горючие и инертные газы).

Охрана недр включена в охрану окружающей среды и предполагает рациональную эксплуатацию и предотвращение негативного влияния в экологическом плане в процессе человеческой деятельности.

По закону недра в использование предоставляются физическим и юр. лицам (в том числе иностранным) для осуществления видов деятельности, перечисленных в ст. 6 Закона РФ “О недрах”.

Внимание! По ст. 16 этого же закона, чтобы начать добычу полезных ископаемых, нужно получить лицензию от соответствующего федерального органа, который занимается регулированием подобных вопросов.

Под горнодобывающим предприятием понимается организация по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом или из-под земли. Подземные сооружения – это шахты, колодцы, скважины и т. д., необходимые для осуществления разнообразных видов деятельности: археологической или иной научно-исследовательской.

Строительство каких-либо сооружений на местах залежи полезных ископаемых подразумевает их возведение без полученных у федеральных органов соответствующих разрешений, если они необходимы.

Что касается оценки ущерба, нанесенного подобными действиями, то здесь учитываются следующие критерии:

  • ценность используемого участка недр;
  • вид полезных ископаемых;
  • стоимость поврежденного или уничтоженного объекта природной среды;
  • возможность дальнейшего его использования и т. д.

Состав преступления

Предметом нарушения правил охраны и использования недр определяются недра, то есть та часть земной коры, которая располагается ниже почвенного покрова, а если его нет, то ниже земной поверхности или дна водоемов, доступных для геологического исследования.

Объективная сторона выражается в нарушении правил использования недр при совершении хотя бы одного из действий, перечисленных в статье 255 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и по неосторожности. В первом случае гражданин вполне осознает всю противоправность совершаемого им поступка, но все же допускает его и хочет наступления его негативных последствий.

Если он понимает всю общественную опасность и противозаконность его деяния, не хочет наступления его результатов, но допускает их появление либо относится к тому, что они могут иметь место, безразлично, то это будет уже косвенный умысел.

При неосторожном виде вины лицо не знает о возможных последствиях своего злодеяния, хотя при должной осторожности и внимательности оно могло бы и понять, что они наступят. В другом случае гражданин хоть и знает о возможном негативном результате его проступка, но относится к этому с небрежностью или равнодушием.

Мотивы и цели преступников при этом значения для квалификации деяния не имеют.

Состав преступления – материальный. Оно считается оконченным тогда, когда вред уже нанесен.

Нарушение правил охраны и использование недр по статье 255 УК РФ

Объекты и субъекты преступления

Основной объект деяния – это общественные отношения в сфере использования недр. Дополнительный – права и интересы граждан, отдельных компаний и государства.

Субъект правонарушения – психически здоровое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения деяния и занимающее должность в таких областях, как добыча полезных ископаемых, строение сооружений по их использованию и т. д.

Доказательная часть и её проблемы

Обязательный признак правонарушения – нанесение значительного ущерба. При этом мало установить, что ущерб имел место в качестве последствия преступления. Нужно, чтобы между этими двумя событиями была причинно-следственная связь.

В этом и заключается основная проблема в квалификации нарушения условий лицензии на пользование недрами, так как не всегда удается установить точный размер понесенного ущерба, особенно когда в качестве преступника было установлено частное предприятие.

Допустим, должностное лицо нарушило какие-либо правила по эксплуатации недр, но это не привело к существенным негативным последствиям. Тогда речь идет об обычной преступной халатности и пренебрежении своими служебными обязанностями. В этом случае гражданина накажут на работе или привлекут по КоАП РФ.

Квалификация преступлений

Согласно комментариям к ст. 255 УК РФ, нарушением прав государства на недра, воды и леса считается их использование или добыча без наличия у физ. или юр. лица соответствующей лицензии, выдаваемой федеральными органами.

Подобное преступление следует отграничивать от смежных от него деяний, наказания за которые назначают по статьям 8.9—8.11 КоАП РФ. Они отличаются тем, что их признаком не определяется нанесение серьезного ущерба, а их общественная опасность – в нарушении законов РФ о недрах.

Если было установлено, что правонарушение административное, то уголовную ответственность за нарушение законодательства о недрах не накладывают, а наказания назначают согласно ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Они представляют собой выплаты штрафов в различных размерах для физлиц и юрлиц.

Допустим, в нарушении охраны и эксплуатации недр виновно лицо, которое для этого использует свое служебное положение. При наличии прочих квалифицирующих признаков преступление будет определено по совокупности со статьями 201 (злоупотребление полномочиями) и 285 (злоупотребление должностным положением) УК РФ.

Внимание! Отдельно стоит отметить, что предметом нарушения условий пользования недрами не может быть жемчуг, так как это продукт органического происхождения, а значит, не имеет никакого отношения к полезным ископаемым. Отсюда можно вывести, что и противоправная добыча ракушек-жемчужниц квалифицируется не по ст. 255 УК РФ, а по ст. 256.

Нарушение правил охраны и использование недр по статье 255 УК РФ

Ответственность по статье 255 УК РФ

Виды наказаний за подобные преступления:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • запрет на занятие некоторых должностей сроком до 3-х лет;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года.

Суд избирает конкретную меру ответственности после того, как рассмотрит все обстоятельства происшествия. При этом учитываются все отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Заключение

Если гражданин или организация нарушают правила эксплуатации недр, что приводит к серьезным последствиям, то подобные действия с их стороны расцениваются как преступление по ст. 255 УК РФ. Наказаниями за него становятся штрафы, обязательные или исправительные работы.

Подобное правонарушение следует отличать от административного, которое трактуется в ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Разница между ними в том, что признаком первого признается причинение значительного ущерба.

Источник

В КоАП внесут наказание за неосвоение и срыв сроков по добыче полезных ископаемых, прописанных в лицензиях. По информации «Известий», правительство поддержало законопроект заксобрания Республики Татарстан, которое предложило штрафовать за это правонарушение граждан, должностных и юридических лиц (документ есть в распоряжении «Известий»). Авторы законопроекта объясняют свою инициативу недополучением налогов в бюджет, а также существенным расхождением планов добычи и фактическими цифрами. Во всех фракциях Госдумы инициативу поддержали. Там предложили сделать наказание более жестким: лишать лицензии. С этой точкой зрения согласны эксперты, которые уверены, что штрафы несущественны.

Миллионные потери

Кабмин поддержал введение штрафов за неосвоение недр и нарушение условий лицензий, выдаваемых на их освоение. С такой законодательной инициативой в Госдуму обратился Госсовет Республики Татарстан. В документе «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» парламент предлагает ввести за это правонарушение штрафы для граждан от 2 до 3 тыс. рублей, должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей и юридических — от 300 до 500 тыс. рублей.

«В настоящее время отсутствие административной формулировки не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении нарушений выполнения условий, предусмотренных лицензией, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения», — поясняют свою инициативу депутаты заксобрания Республики Татарстан в сопроводительных документах.

Они называют эти нарушения распространенными и заявляют о миллионных потерях республиканского бюджета.

«В настоящее время суммарная добыча полезных ископаемых на территории республики составила 14,676 млн куб. м, при этом, согласно проектным документам, должна была составлять 23,86 млн куб. м. Данные отклонения обусловлены отсутствием эксплуатации ряда месторождений. Бюджет Республики Татарстан недополучает налог на добычу полезных ископаемых в объеме 81,28 млн рублей в год», — уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

Еще 9,917 млн рублей в год регион теряет из-за нарушения сроков выполнения лицензионных соглашений. По подсчетам законодателей на сегодня речь идет о 32 таких участках.

«Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в правовом регулировании и повысить эффективность превентивной функции законодательства об административных правонарушениях», — говорится в официальном отзыве правительства РФ на документ.

Вместе с тем в кабмине подчеркивают, что реализация предлагаемых изменений не требует дополнения КоАП новой статьей, как предлагают авторы законопроекта. Более целесообразным в правительстве считают внести изменения в часть 2 статьи 7.3 КоАП.

В комитете по энергетике Госдумы отнеслись к инициативе Татарстана положительно.

— У нас, к сожалению, экономика в большей степени ресурсная, а характер ее использования лицензионный. Поэтому вопрос эффективности недропользования для государства очень актуальный, — заявил «Известиям» глава комитета, член фракции «Единая Россия» Павел Завальный.

По его словам, часто бывает так, что лицензии по освоению недр приобретаются для перепродажи и спекулятивных сделок, на которых зарабатывают, не вкладывая инвестиции в экономику регионов. Как-то наказать за это по действующему законодательству возможности нет, отметил депутат.

— Сейчас очевидно, что эта проблема назрела и ее надо решать. А что касается соразмерности штрафов, думаю, когда законопроект будет рассматриваться Госдумой, то это будет предметно обсуждаться: и какие суммы, и для кого. Но если уж купил лицензию, то отрабатывай ее, — подчеркнул Павел Завальный.

Лишать лицензии

В оппозиционных фракциях Госдумы инициативу Татарстана также оценили положительно.

— Думаю, что этот законопроект можно поддержать. Бизнес зачастую запасается участками для разработки таких месторождений впрок, но реально их не разрабатывает, пытается перепродать или сдать в аренду. Это, конечно, очень плохо. Поэтому штрафы будут вполне оправданны, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Глава комитета Госдумы по региональной политике Николай Харитонов, член фракции КПРФ также считает, что при отсутствии уважительных причин за нарушение лицензионных соглашений нужно наказывать.

— Полагаю, что речь в первую очередь идет о крупных компаниях, которые захватывают большие объемы, а потом не могут освоить, — пояснил «Известиям» парламентарий.

Что касается величины штрафов, то для корпораций они, по мнению коммуниста, существенными не будут, но если речь идет о подрядных организациях, то они это почувствуют.

— Смысл наказания в отношении юридических лиц за подобные нарушения есть, — согласен с коллегами первый зампред комитета по энергетике, член фракции ЛДПР Валерий Селезнев.

При этом он считает, что необходимо выяснять причину невыполнения сроков и неосвоения добычи полезных ископаемых. Как отметил парламентарий, иногда это может быть связано с экологическими особенностями того или иного месторождения либо геологическими условиями.

По его мнению, более целесообразной мерой были бы не штрафы, а лишение компаний лицензий, а также их ревизия. Штрафы же для физических лиц он считает нецелесообразными, так как, как правило, лицензии берутся гражданами под бытовые нужды, например, бурение скважин для воды.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что штрафы могли бы решить проблему неосвоения месторождений, но они должны быть более существенными.

— Зачастую крупные компании берут лицензии, чтобы они не достались конкурентам. То есть для того, чтобы застолбить за собой участок, а потом ничего не делать. Подтолкнуть их к работе было бы полезной мерой, другой вопрос, что штрафы, предложенные в законопроекте, несоразмерны возможностям компаний, которые ворочают миллиардами. Заплатить 300 или 500 тыс. рублей для них ничего не стоит, — заявил «Известиям» эксперт.

По его словам, он согласен, что более эффективной мерой было бы лишение лицензии, чтобы ею могли воспользоваться другие участники этого рынка. В пример он привел «Газпром», который давно держит за собой Тамбейскую группу месторождений. На нее претендует «Новатэк», который мог бы заняться их разработкой, так как ему это очень выгодно, пояснил Игорь Юшков, отметивший, что подобных примеров очень много.

«Известия» направили запросы в «Газпром», «НК «Роснефть» и «Новатэк» с просьбой дать оценку законопроекту, однако оперативных комментариев в пресс-службах компаний не предоставили.

Источник