Народные праздники зимы час полезной информации

Народные праздники зимы час полезной информации thumbnail

Внеклассное мероприятие
«Праздники зимы» для учащихся 3 класса

ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:
– Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня».)
– Мультимедийная презентация

-Атрибуты для игр.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.(слайд)

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). .

А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник “Новый год” так называется? И что значит слово “год”? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки.

(слайд) Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО( слайд)– великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января

Как готовятся к Рождеству верующие люди?

40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.(слайд)
СОЧЕЛЬНИК
(канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

В этот день не ели до появления на небе первой звезды.(слайд) «До первой звезды нельзя» – говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления

Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки?(слайд)

На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.

Итак, что же такое святки? Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита.(слайд)

В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце – начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими.

(слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Святки – проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, с 6 января на 7 января.

Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. (Слайд)Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб.

(слайд)Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза
(Слайд)
СЦЕНКА

Вед.К нам на праздник пришёл сам Михаило Иванович. Не простой он медведь, а учёный : что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Вед.Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (фоно «Калинки»)

(медведь пляшет, к нему присоединяется коза)

Вед. А вот и коза-дереза.

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию ,а вед. комментирует):

Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!

Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)

Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(слайд) Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа .И ходили они с Вифлеемской звездой, появившейся на небосводе в момент рождения Христа.

Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?(слайд)

Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Там ели собранную еду, проводили игры и хороводы. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми.

(слайд)

Игры проводятся с ребятами из зала

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды – заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 3 «Ведьмина метёлка».Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зима)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

(Мороз, )

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? …

(Дед Мороз)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

(Метель)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …

(Снежинки)

Дождь и слякоть,

Грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый …

(Снег)

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я …

(Зима)

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

Читайте также:  Чем полезен березовый сок и его состав

(Иней)

Без рук, без топорища

Построен мостище.

(Лёд)

Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!

Для игры “Повяжу я Любушке платочек” я прошу 4 человека. Два человека держат по шарику. По-моему сигналу другие два повязывают платок на шарик.

Игра «Дедкины потешки»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. И он обязательно развлекал людей своими загадками. Например такими:

«Я начну пословицу, а вы закончите».

Хором дружно отвечайте:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время… — потехе час.

Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

Труд человека кормит… а лень портит.

Терпенье и труд… все перетрут.

Друга ищи, а найдешь… — береги.

Без труда … не вытянешь и рыбку из пруда.

Ученье-свет, а …неученье – тьма.

На посиделках любили загадывать загадки(слайд), загадки веселые с подвохом,:

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки)

Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит.(Снег)

В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./

(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

(слайд)С 13 по 19 января гадают. При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью . Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – “Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…”

(слайд)Во время святок различают “святые вечера”(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И “страшные вечера” (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.

Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.

Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет .

откуда собака залает, оттуда жених будет.
Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.

Было очень интересно, но немного жутковато.
(слайд)Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане.Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Как раз этому событию посвящена картина художника Карла Брюлова «Гадающая Светлана».

А вы слышали такое выражение «страшнЫе вечера» ,Знаете откуда это взялось?

На Крещение (в ночь с 18 на 19 января – третий сочельник)устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .

(слайд)

Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику – Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и  дверях  ставили мелом кресты.

(слайд) В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан.Поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое  в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

(слайд) Крещение – один из главных христианских праздников . В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В Крещение, Иоанн Креститель крестил в реке Иордан Иисуса, и услышал глас Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный” и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя

(слайд) Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили  заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей..

(слайд)Прямо на реке умывались этой водой и даже купались чтобы смыть грехи, болезни. Те, кто участвовал в святочных развлечениях, считающихся, с христианской точки зрения, греховными (гадания, надевание масок – ряжение, святочные бесчинства и проч.), ныряли в прорубь целиком.

-Сегодня ,наступил праздник Крещения, закончились святки, и я хочу закончить это мероприятие таким пожеланием (слайд)

У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/105436-klassnyj-chas-prazdniki-zimy

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Золотой ключик»

Выполнила музыкальный руководитель:

Груздева Ольга Викторовна

Старший дошкольный возраст.

Январь: «Зимние народные праздники» У каждого времени свои обычаи.

Совместная деятельность

Индивидуальная деятельность

Совместная с родителями деятельность

НОД «Как на Святки пришли колядки»

Цель: Формировать представление о зимних праздниках, о традициях празднования.

Беседа «Рождественские колядки» (рассказ о праздниках, которые проводятся в период зимних святок).                                                Цель: повысить познавательный интерес детей к родной истории.

Ситуативный разговор «Коляда-коляда накануне Рождества», «Символы рождества».                                                                            Цель: формировать интерес к русским народным традициям.

Рассматривание рождественских костюмов.

Игры с ряжением в уголке.

 Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Рассматривание иллюстраций: «Святочные вечера», «Великий праздник Рождества», «Ночь в деревне»

Цель: формировать интерес к изобразительному искусству, закреплять знания детей об особенностях проведения зимних народных праздников.

Чтение: рассказы о святочных гаданий, разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок.                                                                                             Цель: приобщать детей к словесному искусству, знакомить детей с рождественскими приметами, развивать речь детей.                                                                               Прослушивание аудиозаписей русских народных песен, колядок.

Прогулка: Народные подвижные игры «Бабка Ежка», «Горелки», «Звонарь», «Два Мороза».

.Цель: знакомить детей с русскими народными играми, развивать двигательную активность.

Коллективная работа: Газета «Коляда, коляда накануне Рождества»

Цель: воспитывать дружеские отношения в работе, выполнять задуманное до логического конца.

Свободное рисование «Символы Рождества»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.

Д/и «Времена года», «Сложи картинку»

Цель: развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Выставка детских рисунков на тему «Веселая коляда».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о народном празднике «Святки»,.

Поделки из соленого теста вместе с мамой:

Печенье «козюльки»

Цель: вызвать у детей радостные эмоции, развивать творчество в совместной деятельности детей и родителей.

Народная газета «Коляда, коляда накануне Рождества» (приметы, поговорки).

Цель: способствовать закреплению интереса к народному празднику Святки, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Читайте также:  Мама а мороженое полезнее чем сосиски

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

в старшей группе

Тема: «Зимние праздники. Как на Святки пришли колядки»

Цель: Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи образовательные, развивающие, воспитательные:

– закрепить знания детей о зимних праздниках, колядках;

– учить передавать характер колядок при их исполнении, обогащать словарный запас;

– развивать вокально-хоровые и артистические способности;

– совершенствовать общую и мелкую моторику, выразительность движений;

– воспитывать гостеприимство, умение проявлять черты русского характера-доброжелательность, смекалку, задор, удаль;

– воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре.

Предварительная работа:

– отгадывание загадок, разучивание колядок;

– рассматривание иллюстраций на тему «Святочные вечера», «Великий праздник Рождества»;

– чтение: рассказы о святочных гаданиях;

-знакомство с русскими народным зимними играми;

– прослушивание аудиозаписей русских народных песен, колядок.

Используемые технологии: исследовательская, игровая деятельности, здоровьесберегающая, интерактивная.

Оборудование и материалы:        

– изба, утварь;

– экран, презентация;

– аудиозаписи с народной музыкой;

– костюмы для ряжения, лукошки, корзины, восьмиконечная звезда, просо ;

-атрибуты для гадания;

– угощенье (печенье, конфеты)

                                               Ход занятия 

Дети под муз. входят в зал друг за другом и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня мы поговорим о зимних народных праздниках.

Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели. С 8 по 19 января. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа – сына Божьего, который был послан в наш мир, чтобы спасти всех людей.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Бога славили, хозяев тешили. Колядовать – это значит петь песни, частушки о хорошем, добром, желать здоровья людям.

А за это люди их благодарили  и давали  деньги, конфеты, пироги, пряники.

Показ презентации.

Стук в дверь.

Музыкальный руководитель:

Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Давайте откроем дверь и посмотрим.

Открывается дверь, входят дети другой группы с воспитателем, в костюмах, с разрисованными лицами.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядовщиков встречайте,
Нас улыбкой привечайте!Поют колядки:
Приходила коляда

Накануне рождества!

Сей-вей, посевай,

С Новым годом поздравляй!

Авсень, авсень,

Ходи ко всем,

Открывай двери,

Подымай с постели,

Открывай окно,

Запускай Рождество!

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку,

Тому в лоб шишку!

Дети:

-Воробушек летит, 

Хвостиком вертит,
-А вы, люди, знайте, 

Столы накрывайте, 

-Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

-За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!

-Счастья вам, да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!Музыкальный руководитель:

Ох, веселые ребятки к нам пришли на колядки.

Да замерзли вы, небось? Ведь на улице мороз!

Дети:
Как на улице мороз подмораживает нос!

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тёпленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьём, или рубль серебром!

Музыкальный руководитель:

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!

Игровой массаж «Мороз»     (выполняют все дети)

(слова – О.Новиковской)

Ой, мороз, мороз, мороз –      похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос – движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы – движения по тексту
Забирается под шубы –          поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы –      потирание  пальчиками щек, носа, ушей, губ
Пар пошел уже от шубы –      похлопывание себя ладошками по телу.

Воспитатель:

С Новым годом всех поздравляем,

Двор хозяйский зерном осыпаем          (все дети берут зерно у ведущей)

Все дети:

Сеем, веем, посеваем ,

С Новым годом поздравляем    (сыплют зерно)

Воспитатель:   Для чего посыпаем?

Дети:

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

А кобылки жеребились!

Воспитатель:

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год !  Чтоб гостей – невпроворот!

Музыкальный руководитель:

 Ай, да, молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывайте  свой мешок!

(музыкальный руководитель кладёт в мешок Козули)

Воспитатель:

Ребята, раз вы получили угощенье, надо и отблагодарить хозяйку.

Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке» (обраб. Н. Сорокина) 

1.Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки!

Ай, ли, ай, лю-ли,

За мягкие пирожки!

2.Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому!

Ай, ли, ай, лю-ли,

Кто хозяин во дому! 

Колядовщики уходят.

Музыкальный руководитель:

Веселые у нас ребятишки. Будем надеяться, что доброта людей принесёт в новом году сытость, счастье и веселье.

Вам, ребята, понравилось, как детки колядовали? А вы хотели бы колядовать?

Давайте выучим с вами колядку и будем потом колядовать.

Разучивание колядки (по выбору)

Музыкальный руководитель:
Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.                                              ХОРОВОД

                     (по выбору музыкального руководителя)

Музыкальный руководитель:

А ещё, накануне Рождества девушки всегда гадали. Они  хотели узнать, что их ждёт нового в жизни, как будут звать жениха, когда  они выйдут замуж.

Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

                                      «Гадание на горшках»

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Девочки идут по кругу и поют (или проговаривают слова)

Горшочек с вершочек,  Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое  –  пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует)

 – полотенце – Ждёт тебя дорога, интересное  путешествие.

 – булка –  В твоём доме достаток будет, благополучие.

 – колечко –  К тебе гости бегут, жениха ведут.

 – лента –  Лента – к богатству и прибыли.

 – пуговица – Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

– прутик – А это к веселью, к новой игре.

Музыкальный руководитель:

Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в  игру.

                               Проводится народная игра 

                                  (можно «Гори ясно»)

Музыкальный руководитель:
Есть обычай на Руси
Хочешь – бабушку спроси
В полночь выходил народ
Да из собственных ворот
В руках валенок держали,
Через плечо его кидали
Где носом упадет –
Там парочку себе найдет.

(два человека бросают валенок – выбирают себе пару для пляски)

                                              Танец 

По выбору музыкального руководителя. Можно по типу «Приглашение»

(после танца дети не садятся )

Музыкальный руководитель:
А еще примета есть – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.

Читайте также:  Чай каркаде суданская роза полезные свойства

(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)

Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде России – матушки, который передаётся из века в век нашим детям, внукам.

Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков.  Берите её и не забывайте русских народных традиций. 

Приложение

Зимние скороговорки

Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

У маленькой Сани перевернулись сани.

Шапкой Саша шишку сшиб.

На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.

А мне не до Снеговика, не до снеговиковой жены, не до снеговиковых деток.

Рождественские святки 

На зиму приходился шумный и весёлый праздник — Рождество Христово со святками. Святки (или святые вечера) устраивали в конце декабря — начале января.  В эти дни детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, ребятишки пели особые рождественские песенки — колядки. Содержание их было традиционным — пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания:

* * *
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
(осьмина — старая мера сыпучих тел, равная ста литрам)

* * *
Пришла коляда
Вперёд Рождества,
Вперёд Масленицы.
Зашла коляда
К вам во двор,
У вас на дворе
Стоит тын железной,
А у этого тына
Вереюшки точёные,
Столбы золочёные,
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.

* * *
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами,
На столе — пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяюшка!

За коляду полагалось вознаграждение — что-нибудь вкусненькое. Среди колядовщиков  имелся даже специальный носитель мешка для подарков. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Если хозяйка жадничала, то колядовщики напоминали ей:

* * *
Хозяюшка,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок!
Открывай коробейки,
Доставай копейки!

Подавай пирога!
А не дашь пирога — так  намнём бока

Рождественские стихи.

С Рождеством святым, чудесным
Поздравляю от души!
На просторах на небесных
Звездочка плывёт в тиши.

***

Снег идёт на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идёт – и волшебство
в этот день случиться может.

***

В этот день мы говорим
О рождении Христа.
В этот день молчать не могут
Наши детские уста.

И сердца желают славить,
Не смолкая ни на миг.
Прославляйте Бога с нами!
Не молчите – Он велик.

***

Вот и снова Рождество –
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.

***

Мальчик-Бог в яслях родился
Среди осликов, ягнят.
И звездою озарился
Вифлеемский двор и сад.

И подумал ослик серый,
Поглядев Младенцу в глазки:
“Он пришел с добром и верой,
Состраданием и лаской!”

А щеночек-лежебока
Подглядел из конуры,
Как пришли волхвы с Востока,
Принесли свои дары.

Стихи

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ
Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки…
И не надо ничего –
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

***

Сегодня день рождения
У Господа Христа.
Ему хвалою пения
Наполнены уста.

Сердечки наши детские –
Живой для Духа дом –
Как ясли Вифлеемские
Христу мы отдаём.

Как ёлочки зелёные,
Хотим мы вечно жить
И, Господом спасённые,
Всегда Ему служить.

ХОРОШО!
Галина Везикова

Я ещё не умею читать
И немножко умею считать,
Но я знаю, что праздник настал –
День рожденья Иисуса Христа!

И я слышал о том, что Христос
Людям счастья и радость принёс.
Хорошо, что ко всем Он пришёл,
И что есть Рождество – хорошо!

ПЕРЕД СВЕТЛЫМ РОЖДЕСТВОМ

Утром ёлку наряжали,
И немножечко устали.
Посидим под ней, сестрёнка,
До чего ж прекрасна ёлка!

Позолочена верхушка,
По всей ёлочке – игрушки,
Огоньки гирлянд мерцают,
Словно звездочки сияют.

А ещё у нашей ёлки
Пахнут сказочно иголки,
Наполняя миром дом
Перед Светлым Рождеством.

Пословицы о Рождестве

На улице петровки, в избе рождество.

Не к рождеству идет, к великодню.

На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.

В день рождества Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся.

Под рождество и под крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались.

Просим прощенья за ваше угощенье: к нашему крещенью, рождества похлебать, масленицы отведать.

Спереди покров, сзади рождество.

Не покрыл покров, не покроет и рождество.

Похлебал молочка накануне рождества, да нечто вздрагивается.

Пост холодный (рождественский), пост голодный (петровский), пост великий да пост лакомка (успенский).

Дуй не дуй, не к рождеству пошло, к великодню.

Лапти плести — родится кривой; шить на рождество — уродится слепой.

Русские народные игры Нижегородского края

«Баба-Яга»

              Выбирают Бабу-Ягу, остальные ребята становятся друг за другом змейкой. Баба-Яга стоит отдельно. Ребята ходят

  вокруг Бабы-Яги змейкой и ведут диалог:

-Баба-Яга, что ты делаешь?

-Землю меряю.

-Баба –Яга, и для чего тебе земля?

-Ямку копать.

-А для чего тебе ямка?

-Мед прятать.

-А для чего тебе мёд?

-Малых деток приманивать.        

С последними словами Баба-Яга пытается схватить последнего. Ребята бегут врассыпную. Кого поймала Баба-Яга, тот выходит из игры. Игра начинается каждый раз с начала, пока всех не переловит.

«Горелки»

Дети встают парами. Впереди лицом к участникам стоит водящий. Все выкрикивают слова. После слов «Гори, гори ясно» последняя пара разбегается, а водящий должен одного из них поймать. Кого поймали, тот встаёт на место водящего. Образовавшаяся новая пара встаёт впереди.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди в поле,

Едут трубачи,

Да едят калачи,

Посмотри на небо,

Звезды горят,

Гуси летят.

Гу-гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,                                                                                                        

Беги как огонь

                                «Два Мороза”

На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей.

Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца.

Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.

Морозы хором произносят:

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.

Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».

Игроки, настигнутые Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза.

Остальные ребята собираются в доме, Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом.

Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.

Через некоторое время выбираются новые водящие- Морозы и игра начинается сначала.

                        Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» вод?