Нарисуй свои знаки берегите полезные ископаемые
Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Планируемые достижения:
Предметные:
– научатся правильно расходовать полезные ископаемые.
Метапредметные:
Личностные:
У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:
Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.
Развивающие.
1. развивать устную речь;
2. развивать логическое мышление, память, внимание.
3. закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
Уважение к мнению других учащихся;
Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.
Здравствуйте ребята.
Навели порядок на партах.
Садитесь.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Словесный.
Повторение изученного
5
– Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».
– Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?
– Почему их так называют?
– Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?
– Что такое горные породы?
– Большинство из них какие?
– Приведите примеры твердых горных пород.
– Какие еще бывают горные породы?
– Приведите примеры жидких горных пород.
– Теперь примеры газообразных.
– Из чего состоят горные породы?
– Что такое минералы?
– Какой минерал является самым твердым?
– Как добывают полезные ископаемые?
– Кто занимается поиском полезных ископаемых?
Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
5. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
6. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички.
7. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
– Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.
– Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.
– Потому что они приносят пользу.
– Осадочные, магматические и метаморфические.
– Это поверхность Земли.
– Твердые.
– Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.
– Жидкие. – Газообразные.
– Ртуть, нефть.
– Природный горючий газ.
– Из минералов.
– Алмаз.
-Гранит;
– Песок
– Нефть
– Глина
– Уголь
– Газ
– Мел
Словесный: опрос, беседа
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Изучение нового материала
15
– Откройте учебники на стр. 26.
– Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.
– Кто желает прочитать текст?
– Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?
– А какие из магмы?
– Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?
– Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.
– Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.
– Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?
– Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?
– Как нам может помочь вторичное использование отходов?
– Какого?
– Как используются отходы при переработке нефти в бензин?
– Для чего создаются новые искусственные материалы?
– Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?
– Приведите примеры.
– Отлично.
– Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?
– На что их заменяют?
– Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?
– Поднимают руки.
– Чтение абзацев.
– Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.
-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.
– Миллионы лет.
– Предлагают свои варианты ответов.
– Продолжают чтение.
– Новые способы выплавки железных руд;
– вторичное использование отходов; – создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.
– Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.
– В изготовлении строительного материала.
– Шлакобетона.
– В производстве полиэтиленовой плёнки.
– Для замены металлов и полезных ископаемых.
– Да.
– Пластиковые окна, горшки для цветов…
– Источниками тепла.
– На другие источники тепла.
– Например: строятся ГЭС или ЭС.
– За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.
Словесные: опрос, беседа
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Физминутка.
2
А теперь немножко отдохнем.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь.
Садитесь.
Выполняют физминутку.
Наглядный.
Изучение нового материала
7
– Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.
– Как вы думаете, каким образом?
– Ваши предположения верны.
– Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.
– Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.
– Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.
– Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.
– Откройте свои тетради для самостоятельной работы.
– Найдите задание 8.
– Рассмотрите представленные знаки.
-Как вы думаете, что они означают?
– Молодцы.
– Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.
Каждый учащийся презентует свои знаки.
– Предлагают свои варианты ответов.
– Представлен знак «Собирай металлолом»;
Знак «Не жги свет, когда светло».
– Рисуют знаки.
Словесные: беседа, опрос
Объяснение
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
Итог урока
Домашнее задание
5
Наш урок подходит к концу.
– Что мы сегодня повторяли?
– Что нового вы узнали?
– Задание № 10.
– Про полезные ископаемые.
– Про способы экономного использования полезных ископаемых.
– Записывают задание.
Словесные: беседа
Рефлексия.
2
– Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?
– У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?
– Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.
Самооценивание.
1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Предметные: стремятся расширить знания и представления об использовании полезных ископаемых.
Метапредметные: стремятся развивать устную речь; учатся развивать внимание слушать; учатся обрабатывать воспринятую информацию.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н Федотова; рабочая тетрадь; презентация; раздаточный материал.
Этап
Методы и приемы
Время
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Орг.момент
1 мин.
Здравствуйте! Садитесь. Я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
П:строят речевое высказывание
Мотивационный
Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с ребусом.
2-5 мин.
Для того что бы проверить как вы усвоили прошлый материал, проведем небольшой тест. Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите листочки в правом верхнем углу. Ответ нужно обвести кружочком. На эту работу вам дается 2 минуты.
Поменяйтесь листочками, с соседом. Плюсиком отметили правильные ответы, а минусиком неправильные. На доске ответы. У кого все ответы правильные? Молодцы, значит, дома вы хорошо подготовились к уроку. Сейчас сложили листочки в парах, передали на первую парту.
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно будет разгадать ребус. Перед вами картинки. Вы должны угадать, что изображено на картинке, и подставить соответствующую букву, она написана под картинкой. (Например : Мрамор – на картинке, 3-я буква в этом слове – «А»)
Работа с карточками. Какая буква первая? (Б), Что изображено на 2 картинке? Какая буква зашифрована? (Е). На 3, 4, 5, 6?
Какое слово получилось? (БЕРЕЧЬ)
Как вы думаете, что в жизни нужно беречь? (природу, родителей и т.д.)
Давайте еще раз посмотрим на картинки из ребуса? Какой фразой можно объединить эти картинки? (полезные ископаемые) Да, правильно. Скажите, а нужно ли беречь полезные ископаемые? (да) Действительно, их нужно беречь. И тема сегодняшнего занятия: «Почему нужно беречь полезные ископаемые?»
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Взаимопроверка
Формулируют тему и задачу урока.
Отвечать на заданные вопросы учителя
Разгадывание ребусов
П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
К:формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: строят рассуждения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы.
Практический:
работа в рабочей тетради.
10-12
мин
Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? Молодцы.
А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?(песок, цемент …)
– А из чего делают автомобили, самолёты?(металл, сталь …)
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности очень важны.
Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?(ответы детей)
– К ним относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (работают машины самолеты, тепло в домах и т.д.)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Ребята. так где используются полезные ископаемые? (при строительстве домов, при их отоплении, топливо для машин, и машины делают из полезный ископаемых) То есть в нашей жизни полезные ископаемые незаменимы? (да)
Скажите, могут ли закончиться полезные ископаемые? (да)
Можно ли тогда все время их тратить? (нет ) И чем грозит их утрата? (мы останемся без тепла, света, топлива и др.) Правильно. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Как вы думаете, а можно ли чем – то заменить полезные ископаемые? (да) Правильно. У вас есть предположения, чем можно их заменить? (ответы детей) Действительно, ученые сейчас разрабатывают все новые и новые идеи, чтобы сохранить полезные ископаемые. Например, строят гидро- и электростанции, где используется сила воды, или ветра.
Как вы думаете, как можно охранять полезные ископаемые?
Отвечать на заданные вопросы учителя
П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами
П: строят рассуждения
П: строят речевое высказывание.
Физкультминутка
1-2 мин.
Давайте отдохнем.
Выполнять движения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы; беседа
Как вы думаете, полезные ископаемые являются частью природы? (да) Вы бережете природу? (да) Молодцы, для того что бы охранять природу люди придумали специальные знаки. Вы их видите на экране.
Отвечают на заданные вопросы учителя
К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Работа в рабочей тетради
2 мин.
Давайте посмотрим знаки, которые придумали члены клуба «Мы и окружающий мир», откройте рабочие тетради на стр .8, и рассмотрите 8 задание. Обсудите с соседом по парте, что они могут обозначать.
Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)
А теперь попробуйте нарисовать свой знак. Выполните задание 9 в рабочей тетради. На эту работу вам дается 5 минут. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Попробуйте отгадать, что пытался донести ваш одноклассник. Обсудите свое предположение с соседом по парте.
Я тоже приготовила для вас свой значок на эту тему. Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)
Молодцы, вы хорошо рассуждаете. Так почему же нужно беречь полезные ископаемые?(ответы детей) Какие вы знаете полезные ископаемые, давайте еще раз их назовем. (глина, песок, известняк, торф и др.) Правильно.
Работа в рабочей тетради
К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика;
Закрепление изученных тем
2 – 6 мин.
А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно будет вместе его разгадать. На работу вам дается 5 минут. Если у вас есть затруднения, вы можете поднять руку, и я попытаюсь вам помочь. Молодцы, давайте проверим. Кто знает ответ на первый вопрос? Ответьте на второй вопрос? … Работа с кроссвордом – проверка. Поднимите руки, кто, не затрудняясь , правильно, ответил на все вопросы кроссворда? Молодцы, вы отлично усвоили эту тему.
Самостоятельная работа
Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом
Р: осуществляют итоговый контроль
Рефлексия
Практический: самоанализ
Домашнее задание
1-2 мин.
1 мин
Посмотрите, на партах у вас лежат пирамидки. По ним вы должны оценить то как вы лично работали на уроке, как работал класс, и насколько хорошо я усвоил(а) материал.
В виде египетской пирамиды :
1 ступень – «Я»: как работал? Допускал ли ошибки?
2 ступень – «Мы»: насколько мне помогли одноклассники?
3 ступень – «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
Учебник : стр. 25-28 краткий пересказ , раб.т. с 9, №10
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Производят рефлексию.