Направленность на практически полезный результат различные блага
Проблемы определения целей и миссии организации
Неправильное формулирование миссии и целей приводит к тому, что, как заметил Питер Ф. Дракер, люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не нужно было предпринимать вообще.Миссия любой организации – это ее социальное предназначение, то есть то, чего общество ждет от функционирования данной организации, а ждет оно, разумеется, удовлетворения каких-либо своих потребностей.Однако, кроме этой внешней цели, у любой организации имеется внутренняя цель – это то, что члены данной организации хотят получить для себя в результате своей деятельности. Для любой организации она заключается, как минимум, в обеспечении своего выживания, а как максимум – в повышении собственного благосостояния. Это предполагает стремление коммерческой организации к увеличению получаемой прибыли, а некоммерческой – к увеличению своих доходов либо за счет усиления дозволенной коммерческой деятельности, либо же за счет усилий по наращиванию объема финансирования со стороны государства, меценатов и иных благотворителей. Неразличение миссии и внутренней цели ведет к путанице как в теории, так и в практике менеджмента. Как же практический менеджмент определяет миссию и цели своих организаций?В литературе можно найти много формулировок, взятых из годовых отчетов различных фирм. Так, менеджеры фирмы “Х.П. Балмер Холдингс” считают, что их “миссия состоит в том, чтобы оставаться ведущей в мире компанией, производящей сидр”. Но обществу в лице потребителей безразлично, является эта компания ведущей или нет, оно желает лишь того, чтобы данная фирма производила высококачественный и сравнительно дешевый сидр что и было бы правильной формулировкой ее миссии.
А вот как компания определяет свои фирменные цели:
1) забота о росте британского и международного рынка сидра;
2) достижение самой низкой себестоимости продукции;
3) готовность соответствовать потребностям всех клиентов и т.д., всего – 10, но среди них нет цели . Такое похвальное бескорыстие демонстрируют и другие ведущие фирмы.
Вот, например, формулировки целей компании “Теско”:
1) предоставление заказчикам максимальных благ;
2) удовлетворение потребностей заказчиков (интересно, намного ли эта цель отличается от первой?);
3) обеспечение акционеров высокими доходами;
4) повышение рентабельности;
5) развитие талантов сотрудников;
6) тесное сотрудничество с поставщиками;
7) участие в выработке политики национальной пищевой промышленности;
8) поддержание благосостояния общества;
9) защита окружающей среды.
Что тут можно сказать?Во-первых, в этом списке перемешаны совершенно разнородные факторы: а) необходимое условие успешного бизнеса (соблюдение интересов акционеров, заказчиков и поставщиков); б) миссия фирмы, хотя и сформулированная слишком абстрактно (поддержание благосостояния общества); в) ограничительное условие для бизнеса – защита окружающей среды (нарушить экологическое законодательство – значит нарваться на весьма ощутимый штраф).Во-вторых, при ознакомлении с подобными формулировками целей возникает впечатление, что работники фирмы – это святые люди, которые, ничуть не думая о собственной выгоде, озабочены исключительно тем, чтобы осчастливить человечество в лице акционеров, потребителей, заказчиков и поставщиков. И это странно – ведь стремление к прибыли законодательно закреплено в качестве главной цели коммерческих организаций. Трудности в процессе выбора и формулирования целей, на наш взгляд, обусловлены следующими причинами: Отождествление миссии организации с ее главной внутренней целью. Вообще, миссии всех организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) идентичны и сводятся к качественному удовлетворению тех или иных общественных потребностей. Внутренние цели организаций, в общем-то, тоже идентичны и сводятся к обеспечению своего выживания и/или достижению и удержанию определенного уровня прибыльности или доходности. Желание показать всему миру свою социальную благонамеренность и благонадежность, вызвать к себе доверие общественности.Поэтому многие организации избегают таких выражений, как , ведь иначе не создать себе имиджа бескорыстного служения обществу. При этом они почему-то забывают, что люди не настолько наивны, чтобы верить их декларациям. Сведение главной внутренней цели организации к цели одной из заинтересованных групп – участников бизнеса.
Например, фирма “Бутс Компани” формулирует свою цель так: “Нашей -целью является достижение максимальной стоимости активов компании для блага акционеров”. Однако если последовательно придерживаться этой цели, то такая направленность действий неминуемо приведет к отчуждению остальных участников и фирма довольно быстро окажется в аутсайдерах.
Понятно, что каждый участник бизнеса преследует свои интересы и цели, отличные от целей организации:
акционеры желают получить высокие дивиденды и/или повысить рыночную стоимость своих акций;
менеджеры стремятся к увеличению своих доходов и власти;
рядовые наемные сотрудники заинтересованы в высокой зарплате, комфортных условиях труда и гарантиях занятости;
потребители хотят получить качественную продукцию по сравнительно низким ценам и хорошее обслуживание;
кредиторы желают своевременно вернуть свои деньги с процентами;
поставщики и заказчики заинтересованы в стабильных и взаимовыгодных отношениях с данной организацией. И не считаться с этим нельзя.
Отказ от выделения главной внутренней цели и простое перечисление множества равнозначных целей, среди которых чаще всего называются следующие: прирост капитала акционеров, увеличение доли рынка, прибыльность, рентабельность, рост и расширение фирмы, выживание, предоставление услуг потребителям, увеличение производительности труда, удовлетворение потребностей работников фирмы, инновации, обучение персонала, короткие сроки поставок, сокращение длительности производственного цикла и т.д.
Попытка одновременно придерживаться многих противоречащих друг другу целей равносильна, по сути, полной дезориентации. Поэтому выделение главной цели – абсолютная необходимость.
Противоречивость множества -параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не противоречит главной.Множество целей должно быть субординировано по отношению к главной в схеме “дерева” целей.Если главная внутренняя цель определяется просто как “получение прибыли”, то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-нибудь устроит. Неверна и формулировка “максимизация прибыли”, так как существует много способов кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Такое определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе и увлечься сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий целедостижения в виде установленного процента. Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например, главной целью станет выживание, а не получение прибыли.
На первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще нет уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется осторожно и скромно: создание самоокупаемого бизнеса.
Эта цель подразделяется на следующие подцели первого уровня, которые иначе называются задачами, или тактическими задачами:
– выявление общественных (рыночных) потребностей;
– разработка товара;
– организация производства;
– организация сбыта.
Эти подцели, в свою очередь, подразделяются на подцели второго уровня и т.д.
Например, подцель “организация производства” предполагает решение следующих задач:
– формирование штата производственных рабочих;
– подготовка помещений;
– закупка сырья, материалов, оборудования;
– установка и наладка оборудования;
– отладка технологической цепочки и т.д.
Именно так строится “дерево” целей.
Если делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности для роста и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы может быть сформулирована так: повышение прибыльности (дальнейшее процветание).
Однако далеко не все успешные организации могут расти и укрупняться. В частности, это относится к семейным фирмам. В развитии такой организации наступает момент, когда укрупнение бизнеса требует привлечения значительно большей суммы денег, чем семья в состоянии вложить в дело. Конечно, можно выпустить и продать акции фирмы, добыв таким образом необходимую сумму, но это чревато утратой контрольного пакета акций и, соответственно, контроля над собственной фирмой.
Кроме того, укрупнение бизнеса вынудит владельца привлечь дополнительных менеджеров и поделиться с ними властью, что также приведет к снижению возможностей эффективного контроля над собственным бизнесом. Поэтому многие владельцы малых предприятий предпочитают ограничить свои амбиции и довольствоваться достигнутым уровнем. В данном случае внутренней целью организации становится сохранение достигнутого уровня прибыльности. Даже большие организации далеко не всегда способны к дальнейшему росту. Желание экспансии безгранично, но возможности всегда ограничены или ресурсами, или неблагоприятными внешними факторами, в особенности конкурентами. Статистика показывает, что приблизительно треть крупных фирм после достижения определенного размера практически прекращают свой рост.
Итак, мы рассмотрели, как соотносятся миссия и цели организации, а также как можно определить главную внутреннюю цель. В дальнейшем мы попытаемся раскрыть соотношение понятий “цель”, “стратегия” и “тактика”.
Размек АЙДИНЯН доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Татьяна ШИПУНОВА кандидат социологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54835/
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
Вариант – 1
1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание
5) движение 6) общение 7) отдых
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) движение 2) самоуважение 3) самореализация
4) самосохранение 5) общение 6) забота
3. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку.
Найдите в приведённом ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение греческого языка 2) чтение книг о Греции 3) ценители греческой кухни
4) путешествие по Греции 5) покупка туристической путёвки 6) общение в Интернете
4. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла 2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз 4) проведение экзамена
5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем общем образовании
5. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
6. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) направленность на практически полезный результат
Б) формирование знаний и умений, развитие мышления
В) побудительный мотив деятельности заключается не в её результате, а в самом процессе деятельности
Г) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельности
Д) особенностью деятельности является условная ситуация
1) труд
2) игра
3) учёба
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) решение задач
Б) консультация учителя
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники
1) субъект
2) цель
3) средство достижения цели
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Выберите верные суждения о потребностях и интересах человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности человека проявляются в мотивах его деятельности.
2) Интересы человека могут определяться его положением в социальной группе и обществе.
3) К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации.
4) Социальные потребности не могут господствовать над духовными потребностями.
5) Интересы носят только индивидуальный характер.
9. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.
2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.
3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.
4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.
5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.
6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.
10. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть ____ (А), что она всегда направлена на ____ (Б), что вначале –___ (В), потом — деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность — это ____(Г) и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» — глазами самого человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой _____(Д)…
Всегда есть ____ (Е) несоответствия между тем, к чему стремишься, и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
Вариант – 2
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат
2. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве
4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище
3. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии
3) изучение математики 4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии
4. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чтение учебников, справочной литературы 2) поступление в вуз
3) получение высокого балла 4) проведение экзамена
5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем общем образовании
5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
6. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей
Б) направленность на практически полезный результат – различные блага
В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности
Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе
Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности
1) труд
2) игра
3) учёба
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) театральные декорации
Б) оркестр
В) театральная труппа
Г) музыкальные инструменты
Д) осветительные приборы
1) субъекты деятельности
2) средства деятельности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
3) Деятельность — это специфический способ существования человека.
4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
9. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.
1) духовно-практической
2) социально-преобразовательной
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной
10. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Список слов:.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
Вариант – 3
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
1) трудовая 2) инстинктивная 3) учебная 4) созидательная 5) творческая 6) кадровая
2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия 2) темперамент 3) особенности нервной системы
4) самооценка 5) опыт 6) особенности мировоззрения
3. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в университет 2) занятия в школе юного журналиста
3) получение профессии журналиста 4) написание статей
5) выбор профессии 6) изучение литературы, истории, русского языка
4. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
6. Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку
Б) направленность на достижение практически полезного результата
В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений
Г) процесс установления и развития контактов между людьми
Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией
1) общение
2) труд
3) учение
4) игра
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) решение задач
Б) консультация учителя
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники
1) субъект
2) цель
3) средство достижения цели
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.
2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.
3) Потребности человека носят безграничный характер.
4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.
5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.
9. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
10. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей _______(А) целью обеспечить какой-то общественный _______(Б), они просто пытались удовлетворить свои насущные _______(В) как физиологического, так и _______(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой _______(Д). Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределён _______(Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.
Пропущенные элементы:
1) цель
2) сознательный
3) потребность
4) результат
5) прогресс
6) престижный
7) социальный
8) биологический
9) регрессивный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
26|62
14
1256
136
235
13232
33123
123
346
246
241638
45|54
56|65
235
236
34|43
11323
21122
345
123
124
218549
26|62
123
246
136
145
42311
33123
135
145
256
253718