Написать сочинение на тему полезные советы

Отличия сочинения от эссе и изложения
Давайте разбираться!
Сочинение — это письменная творческая работа по заданной теме. Выполняется в виде описания, повествования, рассуждения или анализа чего-либо — от художественного текста и литературных образов до общечеловеческих концепций.
Важно не путать сочинение с эссе, оно отличается от сочинений тем, что подразумевает аргументированное рассуждение, содержащее субъективную авторскую позицию — как правило, по социально значимым и философским вопросам. Эссе пишется по другим шаблонам и оценивается иначе, нежели сочинение.
А изложение — письменный пересказ текста, сжатая и сокращённая интерпретация услышанного или прочитанного.
Зачем писать сочинения
В школе сочинения пишут с начальных классов. Сначала это описания картины или вида из окна. В средней школе начинаются рассуждения на вечные темы: дружба, любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию, иностранным языкам. Так что умение писать сочинение незаменимо в учёбе.
Вот несколько плюсов написания сочинений:
- Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
- Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
- Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру: вступление, основная часть, заключение. Все части текста должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
- Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать что-то по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Писать сочинения придётся ещё и на государственных итоговых аттестациях (ОГЭ и ЕГЭ). На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение. Также сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
В школе часто не поощряют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, приветствуют авторскую позицию, помогают в развитии стиля и дают интересные темы для текстов. А ещё для подготовки к экзаменам можно узнать, как правильно писать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ, на специальных курсах.
Виды сочинений
Чтобы написать крутое сочинение, надо понимать, какие цели преследуются. Есть несколько типов работ:
- сочинение-описание (характеристика),
- сочинение-повествование,
- сочинение-рассуждение.
Как лучше писать сочинения? Сразу определиться с видом будущей работы. Как только поймёте, что подходит — описание, повествование или рассуждение, — будет легче наметить структуру работы.
В сочинении-описании нужно изобразить какое-либо явление и раскрыть его признаки. Частые темы — внутренние и внешние портреты, состояния героев, природа и так далее.
В сочинении-повествовании от школьника требуется перечислить последовательные действия, рассказать о событиях в их временной последовательности. Нужно включить такие компоненты как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).
А сочинение-рассуждение подразумевает различные жанры — от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи. Здесь нужно выносить проблему, поставленную в прочитанном произведении, на обсуждение.
Что такое тема сочинения
Тема текста — то, о чём текст.
Написание сочинений лучше начинать с обдумывания темы и основной мысли, которая станет лейтмотивом работы. Если тема размыта или сформулирована некорректно, вы сразу потеряете баллы, а сочинение выйдет неудачным.
Часто школьники не понимают, как написать сочинение на тему, заданную в школе. По сути, всё, что требуется, — раскрыть её в соответствии со структурой.
Структура сочинений
Из чего состоит сочинение? Вот «скелет» школьной работы.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Это стандартная схема. Один из секретов, как писать хорошие сочинения, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования.
Во вступлении нужно познакомить читателя с доставшейся вам темой и наметить, как планируете её развивать. Как правило, вступление занимает около 20% от основного текста.
Основная часть — главная часть сочинения, где полностью раскрывается тема и разъясняется суть текста.
В заключении подводятся итоги. Постарайтесь сделать объём заключения равноценным вступлению. Кроме того, следите, чтобы основная часть была больше других частей — она на то и основная.
С чего начать сочинение
Часто ребята впадают в ступор, не зная, как начинать школьное сочинение. Страх «белого листа» велик, и не всегда ясно, как взяться за написание.
Вот несколько универсальных вариантов для вступления — и неважно, какая досталась тема:
- Краткие сведения об авторе произведения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
- Перечислите ключевые слова, которые ассоциируются с прочитанным произведением. Например, «Дружба, любовь и взросление — вот основные понятия, которые поднимаются в “Гарри Поттере”».
- Задайте риторические вопросы. «Что мешает человеку быть честным с самим собой?»
Источник: unsplash.com / @hudsoncrafted
Как полюбить писать сочинения
Если ваша цель — не просто узнать, как писать сочинения по русскому языку и литературе, но и полюбить это делать, то вот несколько простых советов, которые вам помогут.
Выбирайте интересные темы
Тема «Как я провёл лето» приелась? Придумайте другую! Напишите отзыв на книгу или фильм. Сочините свою фэнтезийную историю. Пишите о том, что вам интересно прямо сейчас. А когда набьёте руку, можно будет переходить к обязательным темам школьной программы.
Заведите личный дневник или блог
Описывайте свой день, людей, которых встречали, события и впечатления от них. Такие записи — тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Избавьтесь от шаблонов и штампов
Для облегчения написания сочинений в учебниках часто дают шаблоны для сочинений. Например: «Прочитанный мною текст затрагивает важные проблемы» или «В заключение хочется сказать, что…». Писать так очень скучно. Постарайтесь полностью убрать из своей письменной речи эти формулировки. Выражайте свои мысли простым красивым языком.
Читайте книги
Чтение книг, особенно классики, — огромное подспорье для тех, кто хочет правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют нас думать. От книги будет больше эффекта, если вы после прочтения напишите на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишитесь в кружок
Есть школы писательского мастерства, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых вас научат красиво и грамотно писать. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания, темы и призы помогут пробудить интерес к сочинительству.
Источник
Сочинение пятиклассника занимает уже полную страницу или даже полторы. Но объем все же не главное при оценке сочинения учителем. В 5-м классе уже предъявляются повышенные по сравнению с начальной школой требования к раскрытию темы, к умению использовать языковые средства в соответствии с выбранным стилем, умение придерживаться выбранного жанра, последовательно излагать свои мысли, делать выводы… Выше ценятся сочинения, которые демонстрируют богатый словарный запас и выразительность речи автора, а также оригинальность выбора темы и небанальность раскрытия замысла.
Мы собрали идеи для тем, которые помогут натренировать навыки подготовки сочинений. Это на случай, если писать сочинения по картинам или заданным учителем темам скучно.
- Ты – среднеклассник. Еще год назад ты был в младшей школе, а в этом году уже школьник средних классов. Как ты себя ощущаешь? Нравится ли тебе чувствовать себя старше? Чувствуешь ли, что стал взрослее, что изменилось в твоем отношении к учебе, к себе, к друзьям, к делам по дому? Хотел бы ты еще побыть в младшей школе? Почему?
- Книга года. Ты старше и читаешь уже больше. Какая книга, прочитанная тобой за последние месяцы или год, больше всего впечатлила тебя?
- Первый день в школе. Помнишь ли ты свой первый день в школе? Если да – расскажи, каким ты его видишь теперь? Что бы ты сказал себе, первоклашке, если бы мог на машине времени очутиться рядом с собой в тот волнительный день?
- Собака – лучший друг человека. Почему все так говорят? А как считаешь ты? Есть ли у тебя собака? Расскажи о ней. А если нет – расскажи, хотел бы ты ее завести, какую и почему?
- Семья. Сейчас ты уже больше понимаешь о том, что такое семья. Что главное в семье, что важное. Расскажи о том, какую семью ты хотел бы создать, когда вырастешь? Каким ты сам хотел бы стать семьянином, какие традиции в семье завел бы? Какой совет мог бы дать всем взрослым о том, какой должна быть семья?
- Мечта. У всех есть мечта. Если хочешь – поделись своей мечтой, расскажи, как она появилась у тебя, давно ли живет в твоем сердце, почему тебе так важно, чтобы она исполнилась. Что нужно сделать для того, чтобы она исполнилась? Кто мог бы помочь в ее исполнении?
- Ты – экскурсовод. Представь, что тебя взяли на работу экскурсоводом и разрешили провести любую экскурсию, даже самую фантастическую, хоть в прошлое к динозаврам. Какую экскурсию ты бы организовал? Что рассказывал бы, по каким удивительным местам водил удивленных туристов?
- Первая работа. Через несколько лет ты уже сможешь устроиться на первую работу во время летних каникул. Думал ли ты об этом? Хотел бы поскорее работать? Кем именно хотел бы работать?
- Угощение от шефа. Если ты уже готовишь какие-то блюда дома, расскажи, какое твое фирменное, что лучше всего у тебя получается? Поделись рецептом и секретами его приготовления. А еще – историей, как ты сам научился его готовить?
- Один дома. Родители могут считать тебя еще маленьким, чтобы оставаться дома одному, но ты-то знаешь, что ничего с тобой не случится плохого. Ты знаешь, что делать и как действовать в любой ситуации, знаешь, как обращаться с приборами и сам сможешь накормить себя, если проголодаешься. И чего они зря переживают?
- Уроки жизни. Родители многому учат своих детей. Но какие уроки, на твой взгляд, оказались самыми ценными? Назови три. Как думаешь, эти уроки так же важны для других детей, как для тебя? А какие уроки самые универсальные, обязательные, которым должны быть научены все дети на свете?
- Музыка и контрольные. Некоторые ученые считают, что музыка помогает учиться, сосредотачиваться на задачах. А как ты думаешь? Помогает ли тебе музыка делать уроки? Может быть, стоит убедить учителя, чтобы он разрешал слушать музыку в наушниках во время контрольных? Какая музыка лучше всего подходит для этого?
- Сцена. Хотел бы ты быть актером? А может быть, ты уже играешь в театральном кружке? Расскажи об этом побольше – какая роль твоя любимая, что больше всего нравится в занятиях, чему можно научиться только в театре? Какую роль ты хотел бы сыграть? Какую роль, как ты считаешь, надо играть иначе, чем обычно играют? А может быть, в театре ты вообще хочешь быть кем-то другим, не актером вовсе, а, например, декоратором или осветителем?
- Технология. В мире много технологий, и они развиваются с каждым днем все больше. А какую технологию и для чего хотел бы разработать ты? Может быть, костюм подводного плавания без акваланга или очки с бесконечным объемом памяти для съемки видео?
- Успех. Что в твоем понимании успех, успешная жизнь? Что может быть измерителем успешной жизни? К какому успеху стремишься ты?
- Посол пятиклассников. Представь, что ты выбран послом всех пятиклассников страны и тебе назначена встреча с президентом. О чем ты с ним будешь говорить? Какие проблемы пятиклассников попросишь решить? Какие предложения от имени всех пятиклассников вынесешь на рассмотрение президента и министерства образования?
- История из детства. Вспомни одну из историй, которые случались с тобой в детстве и «перепиши» финал так, как ты бы хотел.
- Самая интересная вещь на свете. Что самое интересное и удивительное на свете, по твоему мнению? О чем ты хотел бы рассказать каждому человеку на свете?
- Олимпийский вид спорта. Какого олимпийского вида спорта не хватает, как ты считаешь? Может быть, уже настала пора ввести новый вид спорта в олимпийские игры? Какой? Почему ты считаешь, что он достоин войти в этот список?
- Зоопарки. Почему некоторые животные живут в дикой природе, а некоторые – в зоопарках? Как ты считаешь, зоопарки хороши для животных или нет? Приведи примеры.
- Друг по переписке. У тебя есть друг по переписке? Расскажи о нем, если он есть, своим одноклассникам. Как часто вы пишете друг другу письма? Что ты чувствуешь, когда получаешь письмо от него?
- Экранизация. Твоя любимая книга экранизирована, и ты посмотрел экранизацию. Что ты думаешь об этом? Понравилась ли тебе режиссерская версия? А если бы ты сам был режиссером, что изменил бы?
- Волшебная лампа. Представь, что нашел волшебную лампу, и ты знаешь, что нужно делать, чтобы вызвать джинна, но подумай заранее, какие три желания ты попросишь его исполнить.
- Человек-невидимка. Однажды утром ты просыпаешься и обнаруживаешь, что стал человеком-невидимкой. Вот так дела! Как пройдет твой день? Пойдешь ли ты в школу и что там будешь делать?
- Жизнь глазами питомца. Если у тебя есть домашний питомец, опиши себя его глазами. Да, просто представь себя на его месте и расскажи, как тебе живется у тебя дома с таким хозяином как ты.
- Первооткрыватель. Представим, что ты великий путешественник, и вот ты открыл новую землю, новое племя, которое приняло тебя за божество. Опиши, где именно ты находишься, как тебя встречают, как ты выглядишь, что ты делаешь, останешься ли править, что сделаешь для блага этого народа?
- Перепиши историю. Представь, что ты читал свою любимую книгу и задремал. И попал в книгу! И теперь имеешь власть изменить ход повествования. Как изменишь, что сделаешь, каких героев уберешь или добавишь?
- 100 лет тому назад и вперед. Удивительная судьба тебе досталась. Ты родился сто лет назад и умрешь еще через сто лет. Ты прекрасно помнишь свою прошлую жизнь в деталях и можешь предвидеть свою будущую жизнь. Расскажи, насколько сильно отличается твое детство от детства современных детей, а твоя старость будет отличаться от старости современных стариков.
- Встреча со знаменитостью. Представь, что твой кумир оказался рядом с тобой, например, в одном купе. Вы встретились ненадолго, и ты можешь обсудить с ним любые пять вопросов. Какие вопросы ты выберешь? Что тебя интересует в жизни этого знаменитого человека?
- Знаменитость в детстве. А вот еще один вариант встречи со знаменитостью – в ее детстве. Представь, что машина времени позволила тебе отправиться в детство твоего кумира. Опиши его, как ты его себе представляешь в твоем возрасте? Что он делает, что любит, как ведет себя с друзьями, какая у него жизнь в школе и дома?
- Поменяться телами. Поменяться с кем-то телами – очень популярный сюжет в кинематографе. Представь, что эта история может произойти и с тобой. С кем из своей школы ты бы поменялся телами на несколько дней и прожил бы их его жизнью?
- Гипотеза. На свете есть много неразгаданных тайн, вопросов, на которые не может ответить наука. Может быть, ты знаешь ответ хоть на какой-нибудь из них? Расскажи всем свою теорию или гипотезу. Куда делась Атлантида? Кто построил пирамиды? Кто воздвиг Стоунхендж? Как живут существа на других планетах? Что может храниться в почве Антарктиды? Была ли раньше жизнь на Марсе?
- Космический объект. Представь, что ты можешь полететь в Космос и изучить только один объект. Что ты выберешь? Солнце? Комету? Черную дыру? Квазар? Экзопланету? Оумуамуа? Почему именно этот объект? Чем он тебя так привлекает?
Еще темы для
Идеи для тем сочинений собирала Жанна Алибулатова
Источник
Умение излагать свои мысли легко и правильно – способность, которая необходима в наше время практически любому человеку. И в этом помогает множество полезных инструментов. Один их них – навык создания эссе.
У каждого текста должна быть цель, задача. Записывайте сразу все мысли и идеи, которые появляются, когда вы размышляете над темой будущего эссе. И позже эти записи используйте в качестве основы – скелета текста.
Любое эссе начинается со структуры. В ее основе – три части. Первая – вступительная – часть (или преамбула) строится в формате перехода от общего к частному. То есть обозначая тему эссе, в преамбуле вы прописываете своеобразную дорожную карту произведения: о чем будет говориться в тексте, какой вопрос или проблема будет рассмотрена, в какой последовательности и хронологии будут излагаться мысли. Во вступлении можно коротко обозначить главную идею эссе.
Основная часть раскрывает ваши мысли и идеи более подробно. Обычно этот блок делится на несколько параграфов: каждый из них содержит ответ на вопрос (или обоснование проблемы), который затрагивается в тексте. Это похоже на дискуссию, когда какой-то момент обсуждается и рассматривается со всех сторон, так и в эссе читателю предлагается посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. В основном блоке эссе важно показать, насколько глубоко вы разбираетесь в предмете, как хорошо владеете темой. Подкрепляйте свои выводы и заявления логикой, аргументами, примерами и словами авторитетных (в конкретной сфере) людей. Если вопросы, которые вы рассматриваете в эссе, занимают больше одного абзаца, разбивайте каждый на несколько частей. В этом случае можно сделать несколько логически связанных абзацев или классический список из пунктов-тезисов.
Заключительная часть традиционно подводит итоги. И если преамбула ведет от общего к частному, то в финале эссе все наоборот: от конкретики автор переходит к общим выводам. Коротко повторите свои аргументы, обозначьте главные идеи и мысли, к которым вы пришли в процессе исследования темы, завершите общим выводом. Чем ярче будет финал, тем более качественным получится текст в целом. Никогда не пишите в заключении о том, что не связано с главной темой эссе. Цель финальной части – обобщение ваших мыслей, подведение итогов по конкретной теме. Концовка должны быть легкой, краткой и яркой.
Итак, вы изучили структуру эссе и приступаете к процессу его написания. Используйте несколько полезных советов, которые облегчат процесс и помогут сделать эссе качественным:
- Начните эссе с основной части. И только после завершения главного и заключительного блоков приступайте к преамбуле. Завязку эссе написать легче, когда готовы основная часть и заключение с аргументами.
- Цитаты – отличный способ разнообразить и добавить глубины вашему эссе. К тому же это увеличивает объем текста, когда необходимо. Если вы вставляете цитату (обязательно с указанием автора), то для нее необходим контекст – подводка или ваш комментарий.
- Начиная эссе, пишите все подряд. Не останавливайтесь для долгих размышлений и не теряйте времени на продумывание каждой фразы. Именно так текст получится более ярким, «живым». И после того, как закончите записывать все мысли и идеи, приступайте к редактированию. Тратьте на редактирование не менее 50% времени, необходимого на подготовку всего эссе.
- Красота текста не в длинных и сложных предложениях. Чем они проще, тем более качественным получается сам текст. Сокращайте слишком длинные предложения и затянутые фразы. Ориентируйтесь на количество знаков препинания: чем их меньше в предложении, тем лучше.
- Во время редактирования обращайте внимание на те слова и фразы, отсутствие которых не повлияет на смысл эссе. Не сомневайтесь, удаляя этот ненужный «мусор». Такая «чистка» только повысит качество текста.
- Не злоупотребляйте клише и шаблонными выражениями. Лучше использовать банальную фразу и сформулировать простое и скучное предложение, чем перегружать эссе метафорами и клише. Особенно, когда в этом нет смысла.
- Избегайте жаргонизмов и неясных формулировок. Они не демонстрируют уровень ваших знаний и интеллекта, но сделают эссе сложным и непонятным для читателей.
Эссе – один из самых популярных текстовых жанров. Ведь прелесть его в том, что это «свободный» текст: вы не ограничены жесткими рамками формы и темы. К тому же эссе – эффективный инструмент развития умения легко формулировать мысли и идеи и доносить их до окружающих.
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Источник