Нам россиянам русского костюма историю полезно будет знать
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах.
Что ж, в Киевской Руси мы
побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом—семнадцатом
веках.
Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.
Неся культуру русскому народу,
Царь Петр Первый ввел в своей
стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы — в пышной ширине,
На «панье» — на каркасе
небывалом —
Вы можете отметить как типаж,
И декольте, что плечи открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках
ходила,
В заморских тканях понимала толк —
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна, и белила.
Вообще, костюм менялся год
от году —
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после «паньи» очень скоро в моду,
Тюрнюры, как на Западе, вошли
И силуэт костюма изменили,
Как видите — такой стал моден
впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно
рассмотреть.
Так лишь в семействах знатных
одевались.
А женщины в домах, что
поскромней,
Не столь с влияньем Запада
считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху — на другой.
Однако Запад с модою своею,
Как видно, повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать,
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с заморским
сочеталось,
Он был и живописен, и богат…
И вот век девятнадцатый
на сцене….
Как на рисунок этот бросим взгляд —
Онегин вспоминается Евгений
Или Печорин — знать, в такой
наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери… Стройный
силуэт,
На пышной юбке — кружева,
воланы,
А талия затянута в корсет.
Предельно дама плечи открывала
Повсюду — как в Париже, так
в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод. И не внове
Для барышень московских шляпки
были
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод —
К ним Франция как будто ближе
стала,
Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы,
Им оставалось лишь свой вкус
иметь!
А вот костюмы женщин
из народа —
Париж влиял по-своему на них.
Была уже «купеческая» мода —
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались
Или в самом Париже, например, —
Они богачкам скромными казались
И украшались свыше всяких мер.
Банты и перья пришивались лихо —
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять.
Мещанки тоже в моде отставали,
Хотя ее стремились перенять.
Приветствовались вышивки
и ленты —
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.
Костюм крестьянки — он
традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин
различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников,
труда…
Крестьянки юга — те предпочитали
Поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Поневы-юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник
повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить
надо,
Национально русского наряда!
Да, да )) Я на досуге сочинила)))
Необыкновенные, лёгкие строки!!! Восхищаюсь!!!
Леночка, добры день ! а у вас в запасе случайно нет в стихотворной форме про мужской русский народный костюм?
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМЕНИ С. А.ШМАКОВА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ НАРОДНОГО КОСТЮМА»
Методическая разработка открытого занятия
Возраст обучающихся 10-13 лет
Продолжительность занятия: 90 минут
Автор: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова
Кирпичева Светлана Борисовна
г. Липецк, 2018г.
Цель занятия: закрепление знаний о народном костюме XIX века, его связи с бытом и обычаями русского народа.
Задачи:
повторить и закрепить знания элементов женского русского народного костюма 19 века;
раскрыть некоторую связь народного костюма с традициями и фольклором русского народа;
развивать индивидуальные творческие способности, воображение и фантазию;
обогащать чувственные впечатления детей в процессе творческого самовыражения;
воспитывать детей в духе патриотизма, любви к своей Родине, Родному краю и гордости за свой народ.
Тип занятия: итоговое занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, эмоционального стимулирования, создание ситуации успеха.
Оборудование:
видеоряд «Народный костюм XIX века», слайд-шоу «Народные гулянья», информационный текст;
демонстрационный материал: куклы в народных костюмах;
оформление занятия: стилизация русской избы (стол, накрытый старинной русской скатертью, на столе самовар, глиняная посуда, на полу дерюжки, прялка, икона, на скамьях рушники);
дидактический материал для самостоятельной работы учащихся: основа народной куклы, элементы народного костюма;
музыкальный центр, видеопроектор, магнитная доска.
План занятия:
Организационный момент: (2 мин)
– эмоционально-психологический настрой обучающихся (приветствие присутствующих, отметить внешний вид обучающихся);
– знакомство с темой и целью занятия;
Введение:
– стихотворение о народном костюме, видеоряд; (2 мин.)
Повторение ранее изученного материала: (32 мин)
– обучающиеся рассказывают о народном костюме, используя кукол в народных костюмах;
– русские народные игры: «Золотые ворота», «Ручеек» – (физкультминутка);
– самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалом;
Заключение: (7 мин)
– инсценирование фрагмента свадебного обряда, «одевание невесты к венцу»;
Подведение итогов (2 мин)
Ход занятия:
(Воспитанники в русских народных костюмах сидят полукругом. В центре оформлена выставка кукол в народных костюмах. На заднем плане стилизация русской избы Слева—магнитная доска с эскизом русского терема, справа – экран для видеоряда.)
Педагог (в русском народном костюме): (с поклоном)
Здравствуйте гости желанные, долгожданные. Мы рады приветствовать вас на нашем занятии, посвященном народному костюму.
(И обращаясь к воспитанницам)
Какие вы все сегодня красивые, нарядные, все в народных костюмах. (две-три девочки встают поочередно и «хвастают» нарядом)
Я сама костюм себе шила, у нас в Данковском уезде в старину такие носили.
А мне платок мамка подарила расписной, посадский!
А я сарафан сама расшивала!
Педагог: И действительно народный костюм очень украшает любую девочку! Как и много лет тому назад, девушки, изготавливая свои наряды, вкладывали в них всю свою любовь, доброту и нежность. На вас можно только любоваться! Прошел уже целый комплекс занятий, посвященных народному костюму. Расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось, какие это занятия?
Предполагаемый ответ:
Это и «Осенние посиделки», и «Дуняшин сарафан», «Кукла на выхвалку», и «Красна птица перьями, а девица – умением», «И не прервется связь времен», а так же «Путешествие в историю народного костюма».
Педагог: Да действительно, мы с вами уже знакомы с некоторыми обрядами, связанными с русским народным костюмом, с игровой и обрядовой тряпичной куклой, разучивали народные игры, шили народные костюмы.
И вот сегодня мы поговорим о поэзии народного костюма. Из покон века воспевали красоту русского народного костюма композиторы, писатели и поэты. (Звучит музыка Лядова «Баллада про старину», девочка читает стихотворение)
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник, венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи…
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Педагог: (обращаясь к выставке с куклами)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
(обращаясь к одной из девочек)
1 воспитанница:
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной, (берет в руки куклу в кафтане, показывает её и передает другим)
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Косили траву, скот пасли в полях,
А после пели песни и водили хороводы
И веселились тоже от души.
(На экране Появляются слайды, народные гулянья, игры).
Педагог: Природная склонность русских к яркой декоративности, сказывалась в народных гуляньях и играх. Место для гулянья всегда выбирали на краю деревни или на берегу реки на большой поляне. Чинно и плавно выступали небольшими группами девушки. Навстречу, обтекая со всех сторон, двигались молодцеватой игривой походкой парни.
Давайте поиграем в некоторые старинные народные игры, в которые играли ваши бабушки и дедушки. А какие игры вам уже известны?
Предполагаемый ответ:
«Подушечка», «Ткачихи», «Горелки», «Жмурки», «Ручеек», «Золотые ворота»…
(Звучит лирическая хороводная. Воспитанницы заводят хоровод постепенно переходящий в игру — сначала «Ручеёк», а затем «Золотые ворота». При этом
приговаривают:)
Золотые ворота – отворяются,
Все ребята на игру собираются!
(Игра «Золотые ворота» – двое встают лицом друг к другу, держась за руки и подняв их вверх, делают ворота. Остальные друг за другом, хороводом проходят через ворота, на словах «…не пропустим вас» ворота закрываются и тот, кого поймали, встает третьим, держась за руки. Итак далее).
Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй – воспрещается,
Ну а третий раз не пропустим вас.
(Игра продолжается, ворота становятся все больше и больше до тех пор, пока в хороводе останется один игрок — победитель.)
Золотые ворота пропустили нас сюда,
Игра завершается, занятие продолжается.
Педагог:
Не смотря на то, что это очень старинные игры, в них интересно играть и сегодня. Не правда ли?
Девочки, а как вы думаете, только ли для игр собиралась молодежь?
Предполагаемый ответ:
наряжались девушки во все самое лучшее, надевали на себя несколько юбок, что богаче выглядеть, потому, как на гуляньи устраивались своего рода смотрины, парни выбирали себе невест.
Педагог:
и не только парни, тетушки тоже приходили на вечерие, приглядывали невестку. Пройдет, бывало такая мимо небольшой группки девушек и как бы невзначай завернет подол юбки. Как вы думаете, зачем?
Предполагаемый ответ:
проверит, насколько богата невеста, новые юбки или старые надела, чистые кружева, значит не ленивая, работящая невеста.
Педагог:
А теперь давайте вернемся к нашей выставке, что же еще мы знаем о народном костюме?
2 воспитанница:
Поверх рубахи — красочной, нарядной,
(берет в руки куклу в нарядном сарафане и показывает всем)
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшен он каймой,
3 воспитанница:
(берет в руки куклу в летнике)
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшитый шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был кстати для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Педагог: (берет в руки «Московскую красавицу»)
А вот костюм Московской красавицы. Полюбуйтесь, насколько он красочен и живописен! Прямо Василиса Прекрасная!
А помните, с какой любовью в народных сказках описываются русские красавицы: «лебедушка», «лебедь белая», «пава», «утушка» – вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин.
А вот как описана Василиса в сказке о «Царевне-лягушке». Давайте прочтем. (подает детям книгу «Русские народные сказки», девочка открывает книгу и читает)
Воспитанница:
…Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – часты е звезды, на голове – месяц ясный, коса русая ниже пояса, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла плясать. Уж она плясала, вертелась всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались…
Педагог:
Мы видим, что эстетическое представление о женщине у наших предков нераздельно с образом птицы, символом добра и благоденствия. Отсюда и название в народной одежде: «Кика» – утка, «сорока», «красота» – девичьи головные уборы.
Теперь вы уже хорошо знаете элементы женского крестьянского костюм различных регионов России 19 века.
И сейчас я вам предлагаю нарядить свою Василису Премудрую. Наденьте её так, чтобы все элементы старинной русской одежды сочетались правильно 1 расскажите нам о своей работе.
(раздает детям рисованные фигурки и фрагменты одежды, из которых дет выбирают нужные и наклеивают на фигурку, затем прикрепляют готовую работу на магнитную доску)
Педагог: а во время работы, чтобы дело лучше спорилось, как и в давние времена, давайте станем петь.
(Звучит русская народная песня «Дуня–шелкопряха»)
Педагог: а теперь, кто уже готов, пожалуйста, расскажите нам о своей работе.
(Девочки рассказывают каждая о своем костюме)
рассказ: костюм молодухи Московской, а так же близлежащих губерний Смоленской и Курской, конца 19 века. Белая рубаха с плотно расшитым оплечьем. Шерстяной черный сарафан. На голове расшитая кичка, на ногах сафьяновые сапожки.
рассказ: женский костюм крестьянки села Колыбельское Липецкой области. По исследованиям этнографов, далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в костюме сохранились главные элементы литовского в складку юбка темно красного цвета, отложной воротник, своеобразный орнамент вышивки на рукаве, бархатная черная корсетка и парчовая на маковке кичка.
рассказ: праздничный костюм крестьянки Рязанской губернии. Белая рубаха с очень красочно расшитыми рукавами. Так же ярко расшит запон (фартук) надетый поверх рубахи. И наконец, просторный с ярким узором и короткими рукавами навершник. На голове с тем же узором – повойник.
рассказ: женский крестьянский костюм для холодного времени года, Костромской губернии. Сарафан и шугай из штофа. На голове кика с шалью. Первая половина 19 века.
Педагог: Вот какую красивую, почти, что живую картинку нарисовали мы с вами. А какой костюм больше нравится вам? А почему? (ответы детей)
Невозможно определить самый красивый. Каждый из них по своему хорош!
Костюм крестьянки он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей!
На севере носили… (обращаясь к воспитанницам)
1 воспитанница:
На севере носили сарафаны
(показывает сарафан на кукле)
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников, труда…
Педагог: а что ж южнее женщины носили? (обращаясь к воспитанникам)
2 воспитанница:
Крестьянки юга — те предпочитали
Поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским.
Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Поневы-юбки, вот бывало как!
Педагог: а кто добавит может быть еще?
3 воспитанница:
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник
повсеместно стремились
для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить надо,
Национально русского наряда!
Педагог:
Особое значение народный костюм имел во время обрядовых праздников.
С особым трепетом и огромным смысловым значением проходил обряд снаряжения невесты, когда подруженьки надевали на молодую свадебный наряд, расшитой красный сарафан. Давайте вспомним фрагмент свадебного обряда, когда сваха приходила наблюдать, как подруженьки наряжали невесту к венцу.
(дети наряжаются, им раздаются слова и начинается действо…)
Педагог – матушка: (обращаясь к свахе)
Ой, сваха, видала я давеча сон: прилетели к нам под окошко два голубка. Один клювом в окно и стучит, и стучит, а другой вокруг него ходит, крыльями машет. А уж как ворковал, как ворковал. К чему бы это, сваха?
Сваха:
Ой, сваха, не миновать свадьбы.
Матушка: Ой, не миновать! А уж как наша Дуняша хороша, как пригожа! А уж сколько нарядов себе приготовила, гляди не переглядишь.
(И обращается к девушкам — подруженькам)
А вы подымайтесь девушки – подруженьки, пора наряжать невестушку, а мы присмотрим за вами со свашенькой.
(Звучит народная песня «Красота, ты моя красота» выходит в цент]. «Дуняша» и девушки-подруженьки начинают наряжать невесту в красный сарафан. Раздевают её оставляя в исподней рубахе, наматывают на поясе кусок рыболовной сети).
Сваха:
А это чаво, это чаво?
Мать:
А это, свашенька, сеть, чтобы нечисть всякая в ней запуталась, Дуняшеньку мою от сглаза и порчи спасет.
Сваха:
Ну и хороша! Ну и пригожа!
Мать подхватывает;
Уж ты, ягодка, малинка!
Ну и где ж ты росла?
На пригорочке против солнышка!
Подруженька:
Уж как у нас Дуняша хороша! Походка павиная, речь тихая лебединая. И в кого ж она хороша? И в кого пригожа?
Сваха:
А в батюшку хороша! В матушку пригожа!
А давай, свашенька, по обычаю перво-наперво спросим невесту: «Скажи-ка ты, красна девица, нравится ли тебе жених-то, пойдешь ли ты з* него?
Трижды по обычаю спрашивают невесту.
Подруженька:
А молодец-то какой:
Очи соколиные, брови соболиные.
Дуняша:
Матушка!
Счастье мое или бессчастье. Я пойду.
Все восклицают:
Ну вот, была девица. Теперь стала молодица!
(Все берутся за руки и под веселую плясовую водят вокруг Дуняши хоровод.
Все рассаживаются на свои места)
Педагог:
Девочки, скажите мне – какое настроение было у вас в начале занятия? (настроены на серьезную работу, волновались.. А какое теперь? (Приподнятое, радостное).
А вы согласны, что это прикосновение к народным традициям, народному костюму помогло нам создать такое настроение, такую теплую и приятную атмосферу.
И чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей. И настолько велика его колдовская сила, что однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями и обрядами русского народа, уже никогда не сможешь оторваться от неё.
А я благодарю всех за внимание! Вы сегодня были молодцы! И хочу пожелать вам еще больше творческих замыслов, новых костюмов, новых встреч с интереснейшим миром, который называется русской культурой.
Библиография:
http://art. 1September.ru\ 200620 no20_2.htm – «Русский народный костюм»;
https://festival. 1 september.ru\ articles624503 Методическая разработка «Русский костюм»;
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – 2-е изд., переработ., и доп. -М.: Мол. Гвардия, 1988.-224 е., ил.
Источник