Налоги на добычу полезных ископаемых курсовая
Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых. История возникновения и правовой статус, методические аспекты этого вида налогообложения. Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и Курской области: проблемы и пути совершенствования.
Подобные документы
Общая характеристика понятия “добываемые полезные ископаемые”. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти).
реферат, добавлен 18.01.2010
История возникновения и основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, объект, период, налоговая ставка, база, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ.
курсовая работа, добавлен 10.06.2014
Изучение теоретических аспектов налогообложения при недропользовании, анализ динамики поступления платежей в федеральный бюджет России. Пути реформирования системы налогообложения на добычу полезных ископаемых и способы оптимизации указанного механизма.
курсовая работа, добавлен 05.12.2013
Характеристика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ. Сырьевые налоги в развитых странах. Особенности исчисления налоговой базы по НДПИ. Перспективы изменения и развития налога на добычу полезных ископаемых.
курсовая работа, добавлен 30.09.2014
Плательщики, объект налогообложения, налоговый период налога на добычу полезных ископаемых. Расчет налоговых ставок. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения. Оплата стоимости патента. Сумма налога на игорный бизнес.
контрольная работа, добавлен 12.03.2014
Возникновение и развитие налога на добычу полезных ископаемых. Экономическая сущность и элементы НДПИ. Факторы формирования горной ренты. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
курсовая работа, добавлен 05.04.2015
Налог на доходы физических лиц: общая характеристика, плательщики, объект налогообложения, налоговый период, доходы для целей налогообложения, формы получения доходов. Налог на добычу полезных ископаемых. Расчет налогооблагаемой прибыли предприятия.
контрольная работа, добавлен 02.03.2014
Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок уплаты и декларирования. Особенности исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет винно-водочным заводом.
контрольная работа, добавлен 06.04.2013
Понятие природных ресурсов, заполнение декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Использование налоговых механизмов для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, научно-технический прогресс.
реферат, добавлен 04.10.2010
Сущность налога на добычу полезных ископаемых, его особо важное фискальное и регулирующее значение в системе платежей за природные ресурсы. Платежи, устанавливаемые при пользовании недрами. Основные преимущества использования ренты на природные ресурсы.
презентация, добавлен 30.07.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Нормативно-правовое регулирование добычи полезных ископаемых. Порядок определения налоговой базы и сроки уплаты налогов в РФ. Необходимость совершенствования функционала налогообложения добычи и использования природных ресурсов в налоговой системе страны.
Подобные документы
Возникновение и развитие налога на добычу полезных ископаемых. Экономическая сущность и элементы НДПИ. Факторы формирования горной ренты. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
курсовая работа, добавлен 05.04.2015
Характеристика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ. Сырьевые налоги в развитых странах. Особенности исчисления налоговой базы по НДПИ. Перспективы изменения и развития налога на добычу полезных ископаемых.
курсовая работа, добавлен 30.09.2014
История возникновения и основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, объект, период, налоговая ставка, база, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ.
курсовая работа, добавлен 10.06.2014
Плательщики, объект налогообложения, налоговый период налога на добычу полезных ископаемых. Расчет налоговых ставок. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения. Оплата стоимости патента. Сумма налога на игорный бизнес.
контрольная работа, добавлен 12.03.2014
Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых. История возникновения и правовой статус, методические аспекты этого вида налогообложения. Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и Курской области: проблемы и пути совершенствования.
курсовая работа, добавлен 12.02.2011
Выявление особенностей применения налога на добычу полезных ископаемых. Исследование динамики поступлений пошлины на добычу ископаемых в республиканский бюджет РСО-Алания. Проблемы современной практики применения налога на добычу полезных ископаемых.
курсовая работа, добавлен 14.07.2014
Понятие природных ресурсов, заполнение декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Использование налоговых механизмов для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, научно-технический прогресс.
реферат, добавлен 04.10.2010
Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок уплаты и декларирования. Особенности исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет винно-водочным заводом.
контрольная работа, добавлен 06.04.2013
Налог на доходы физических лиц: общая характеристика, плательщики, объект налогообложения, налоговый период, доходы для целей налогообложения, формы получения доходов. Налог на добычу полезных ископаемых. Расчет налогооблагаемой прибыли предприятия.
контрольная работа, добавлен 02.03.2014
Изучение теоретических аспектов налогообложения при недропользовании, анализ динамики поступления платежей в федеральный бюджет России. Пути реформирования системы налогообложения на добычу полезных ископаемых и способы оптимизации указанного механизма.
курсовая работа, добавлен 05.12.2013
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Налогоплательщиками
налога на добычу полезных ископаемых
признаются организации и индивидуальные
предприниматели, признаваемые пользователями недр
в соответствии с законодательством РФ[1].
Налогоплательщики
подлежат постановке на учет в качестве
налогоплательщика налога на добычу
полезных ископаемых по месту нахождения
участка недр, предоставленного налогоплательщику
в пользование в соответствии с законодательством
РФ в течении 30 календарных дней с момента
государственной регистрации лицензии
(разрешения) на пользование участком
недр[1]. Налоговая база определяется налогоплательщиком
самостоятельно в отношении каждого добытого
полезного ископаемого (в том числе полезных
компонентов, извлекаемых из недр попутно
при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость
добытых полезных ископаемых, за исключением
нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной,
попутного газа и газа горючего природного
из всех видов месторождений углеводородного
сырья. Налоговая база при добыче нефти
обезвоженной, обессоленной и стабилизированной,
попутного газа и газа горючего природного
из всех видов месторождений углеводородного
сырья определяется как количество добытых
полезных ископаемых в натуральном выражении.
Налоговая база
определяется отдельно по каждому добытому
полезному ископаемому[1].
Количество
добытого полезного ископаемого
определяется прямым (посредством применения измерительных
средств и устройств) или косвенным (расчетно,
по данным о содержании добытого полезного
ископаемого в извлекаемом из недр (отходов,
потерь) минеральном сырье) методом. В
случае если определение количества добытых
полезных ископаемых прямым методом невозможно,
применяется косвенный метод.
В отношении
добытых полезных ископаемых, для
которых установлены различные
налоговые ставки либо налоговая
ставка рассчитывается с учетом коэффициента,
налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке[1].
Оценка стоимости
добытых полезных ископаемых определяется
налогоплательщиком самостоятельно одним
из следующих способов:
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Налоговым периодом
признается календарный месяц[1].
Налоговые ставки по видам полезных
ископаемых представлены в Таблице 1[8,с.
86].
налогообложение
добыча полезных ископаемых
Таблица 1 Налоговые
ставки по видам полезных ископаемых
Налоговая ставка | Вид полезного | ||
1 | 2 | ||
0% 0 руб | При добыче полезных – попутного – подземных – полезных ископаемых – полезных ископаемых, – минеральных – подземных – сверхвязкой | ||
3,8% | При добыче калийных | ||
4,0% | При добыче: – торфа; – угля каменного, угля – апатит-нефелиновых, | ||
4,8% | При добыче кондиционных руд черных металлов. | ||
5,5% | При добыче: – сырья радиоактивных – горно-химического неметаллического – неметаллического сырья, – соли природной и – подземных промышленных – нефелинов, бокситов. | ||
6,0% | При добыче: – горнорудного неметаллического – битуминозных пород; – концентратов и других – иных полезных ископаемых, | ||
6,5% | При добыче: – концентратов и других – драгоценных металлов, – кондиционного продукта | ||
7,5% | При добыче минеральных | ||
8,0% | При добыче: – кондиционных руд – редких металлов, как – многокомпонентных комплексных – природных алмазов | ||
17,5% | При добыче газового конденсата | ||
419 рублей за 1 тонну | При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной | ||
147 рублей за 1000 кубических | При добыче газа |
Сумма налога по
добытым полезным ископаемым исчисляется
как соответствующая налоговой
ставке процентная доля налоговой
базы. Сумма налога исчисляется по итогам
каждого налогового периода по каждому
добытому полезному ископаемому. Налог
полежит уплате по месту нахождения каждого
участка недр, предоставленного налогоплательщику
в пользование в соответствии с законодательством
РФ. При этом сумма налога, подлежащая
уплате, рассчитывается исходя из доли
полезного ископаемого, добытого на каждом
участке недр, в общем количестве добытого
полезного ископаемого, соответствующего
вида.
Сумма налога по
нефти обезвоженной, обессоленной
и стабилизированной, попутному газу и
газу горючему природному из всех видов
месторождений углеводородного сырья
исчисляется как произведение соответствующей
налоговой ставки и величины налоговой
базы.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового
периода, уплачивается не позднее 25-го
числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом.
Обязанность представления
налоговой декларации у налогоплательщика
возникает начиная с того налогового
периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
Налоговая декларация представляется
налогоплательщиком в налоговые органы
по месту нахождения (месту жительства)
налогоплательщика. Декларация представляется
не позднее последнего числа месяца, следующего
за истекшим налоговым периодом[1].
Определенные
особенности исчисления и уплаты
налога установлены при выполнении
соглашений о разделе продукции.
Налогоплательщиками
в данном случае являются инвесторы
по соглашениям о разделе продукции,
за исключением тех случаев, когда выполнение работ по соглашению
о разделе продукции, в том числе добычу
полезных ископаемых, осуществляет оператор
по соглашению. В этих случаях исчисление
и уплата налога должны производиться
оператором, который выступает в качестве
уполномоченного представителя налогоплательщика.
Налоговая база
определяется в общеустановленном
порядке, т. е. как стоимость добытых
полезных ископаемых, но с учетом особенностей,
которые установлены в соглашении
о разделе продукции для определенной
стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость
определяется по каждому соглашению о
разделе продукции и деятельности, не
связанной с выполнением соглашения о
разделе продукции.
При выполнении
соглашения применяются установленные
налоговые ставки, но с коэффициентом
0,5. При этом они не могут изменяться
в течении всего срока действия соответствующего
соглашения. Кроме того, НК РФ введена
оговорка, в соответствии с которой при
выполнении соглашений, заключенных до
вступления в действие налога на добычу
полезных ископаемых, применяются условия
исчисления и уплаты налога, установленные
в соглашении о разделе продукции, с учетом
норм российского законодательства о
налогах и сборах, действовавших на дату
подписания соответствующего соглашения[20,с.
214-216].
- Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе.
Налог на добычу
полезных ископаемых был включен
в российскую налоговую систему
в 2001г и вступил в действие
с 1 января 2002г. Впервые за годы существования
налоговой системы с принятием
гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения
недропользования, четко разделены налоговые
и неналоговые платежи за природные ресурсы.
Условия исчисления и уплаты налога на
добычу полезных ископаемых основаны
на действовавшем до его введения порядке
функционирования платы за пользование
недрами с включением в ставку налога
половины ставки отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, а также ставку
акциза за сырую нефть. Данный налог был
введен в целях совершенствования и упрощения
системы налогообложения пользования
природными ресурсами, расширения практики
применения рентных принципов налогообложения
в этой сфере. Поэтому одновременно с введением
этого налога отменена действовавшая
плата за пользование недрами, отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и газ.
Кроме того, введение
налога на добычу полезных ископаемых
позволяет в определенной мере решить
проблему правильной оценки факторов
ценообразования для целей налогового
контроля, в том числе трансфертных
цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся
система реализации нефти для дальнейшей
переработки вертикально интегрированными
компаниями позволяла в широких масштабах
использовать трансфертные цены, которые
значительно ниже рыночных, что приводило
к потере доходов бюджетов всех уровней,
в частности, за счет уменьшения поступлений
платы за пользование недрами при нефтедобыче,
размер которых напрямую зависел от уровня
цен реализации. Введение налога на добычу
полезных ископаемых было направлено
также на решение задач экономического
принуждения природопользователей к бережному
и экономному использованию природных
ресурсов. Поступления данного налога
должны были стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды. Изменение
порядка налогообложения недропользования
позволяет обеспечить снижение налогового
бремени без потерь доходов бюджетной
системы, что должно положительно сказываться
на создании благоприятного инвестиционного
климата[20,с. 224-227].
До принятия
специальной главы второй части
НК РФ вопросы платности пользования
природными ресурсами были включены
не в законодательство о налогах
и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшее
положение налогообложения природопользования имели
рамочный характер и не давали четкого
определения основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе определение
объекта обложения, налоговая база, ставка
налога, налоговые льготы и некоторые
другие, устанавливались межведомственными
инструкциями. По отдельным же платежам,
например таких, как плата за пользование
недрами, ставка налога регулировалась
в лицензионных соглашениях, т. е. определялись
органами исполнительной власти совместно
с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно
ст.17 части первой НК РФ, вступившей в силу
с 1 января 1999г, налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Таким образом, налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, три года фактически
являлись незаконными.
Кроме того, законодательство
о недропользовании допускает внесение
налогов в бюджет не только в денежной,
но и в натуральной форме, т. е. добытыми
полезными ископаемыми, что также противоречит
основным положениям НК РФ.
С принятием
Закона о налоге на добычу полезных
ископаемых все фискальное и регулирующее
значение налогообложения природопользования возросло[11,с.
15-16].
Доходы от налогообложения
добычи полезных ископаемых в настоящее
время остаются основным источником
доходов бюджетной системы Российской
Федерации.
Налог на добычу
полезных ископаемых поступает в
доходную часть федерального бюджета, бюджета
субъекта Федерации. Сумма налога по всем
добытым полезным ископаемым. За исключением
углеводородного сырья и общераспространенных
полезных ископаемым, распределяются
следующим образом:
– 40% – в доходы
федерального бюджета;
– 60% – в доходы
бюджетов субъектов Федерации.
Налог на добычу
полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья (за исключением газа горючего
природного) распределяется следующим
образом:
– 95% суммы налога
– в доход федерального бюджета;
– 5% суммы налога – в доходы субъекта Федерации.
При добыче общераспространенных
полезных ископаемых полная сумма налога
подлежит уплате в доходную часть
бюджета субъекта Федерации.
Если же добытие
любых полезных ископаемых осуществляется
на континентальном шельфе или в исключительной экономической
зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых
из недр за пределами российской территории,
на территориях, находящихся под российской
юрисдикцией или же арендуемых у иностранных
государств, то вся сумма налога зачисляется
в федеральный бюджет[20,с. 319].
- Расчет налога на примере
Пример 1. Допустим, что на одном участке
недр добывается железная руда. Объем
добычи за истекший налоговый период составил
5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена
реализации железной руды составляет
400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб.
Транспортировка продукции в соответствии
с договором осуществлялась за счет покупателя.
Государственные субвенции отсутствовали.
Налоговая база по НДПИ в этом налоговом
периоде составит: 5 тыс. тонн * (400- 61) руб.
за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке
4,8% сумма налога составит 81,36 тыс. руб.
Пример 2. Допустим, что АО АБВ ведет добычу калийных
солей и хлористого натрия на одном участке.
Поскольку налогообложение этих двух
видов полезных ископаемых осуществляется
по различным ставкам , необходимо определить
налоговую базу по каждому полезному ископаемому
отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни
в предшествующем налоговом периоде реализация
продукции не производилась. Общая сумма
расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто
150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной
соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ
составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по
хлористому натрию.
Источник