Налога на добычу полезных ископаемых в германии
Что будет, если доходы от экспорта наших нефти и газа разделить с россиянами, как это делается в других странах? Пробуем подсчитать.
Россия – богатейшая страна. Мы занимаем первые места в мире по добыче нефти, природного газа, алмазов и других природных ресурсов. И естественно, мы продаем добытое за рубеж в другие страны – в экспорте мы тоже уже много лет занимаем верхние строчки.
Но удивительно другое – при всём при этом по уровню жизни мы находимся даже ниже стран, которые таких ресурсов не имеют, и в которых гораздо скромнее развито промышленное производство – например, стран Восточной Европы. Наши зарплаты в долларовом выражении, по последнему исследованию Fitch, сильно уступают этим странам. Так, в 2016 году российские зарплаты с учетом паритета покупательной способности (ППС) составляли 1451 доллара, в то время как в Венгрии они в среднем составляют 1809 долларов, в Литве – 1912 доллара, в Чехии – 1977 доллара, в Польше – 2160 долларов.
Отметим, ещё раз, в этих государствах почти не природных богатств, а возможности производства сильно ограничены.
Как государства делятся с гражданами?
А тем временем, в других странах, которым природа подарила нефть, газ и прочие ресурсы, государство делится доходами с гражданами.
ОАЭ
Так, например, в ОАЭ определенный процент с продажи нефти получают сами граждане. Гражданин страны при рождении получает сумму в 150 тысяч долларов отчислений от продажи нефти. Кроме того, государство даёт ему бесплатное жилье, бесплатное медицинское обслуживание на протяжении всей жизни и бесплатное образование в любой точке мира. Но есть нюанс – получить такие льготы может только гражданин эмиратов, а их в стране только около 9 млн человек. Не так ужи и много.
США
В США на Аляске житель этой северной территории получает в среднем по 2 тыс. $ в месяц только от того, что в штате добывается золото! На Аляске создан специальный нефтяной фонд, на счету которого 30 млрд. $. Из этого фонда ежегодно населению штата выдаются дивиденды.
Каждый год подводятся итоги, подсчитывается полученная сумма и каждому жителю штата, прожившему здесь более одного года, выдается субсидия. Эта сумма составляет около двух тысяч долларов на человека. Так, семья из четырех человек получает чек на восемь тысяч долларов. Некоторые жители отдаленных территорий, занимающиеся охотой или рыбалкой, существуют именно на эти деньги.
Кувейт
В Кувейте каждому новорожденному государство открывает банковский счет в размере 3 тыс долларов , представляет гражданам беспроцентный кредит на сумму 220 тыс долларов для строительства жилья. Кроме того, правительство выдает ежемесячное пособие в размере 170 долларов каждому несовершеннолетнему, и 300 долларов выплачивается каждой домохозяйке. Образование в этой стране тоже бесплатное.
Саудовская Аравия
В Саудовской Аравии правительство перечисляет 10 тыс долларов на счет каждого новорожденного, безвозмездно выдает 80 тыс долларов на приобретение жилья, 13 тыс долларов – каждому выпускнику ВУЗа. Медицина и образование в этой стране являются бесплатными за счет нефтяных доходов
Норвегия
В Европе тоже есть удачные примеры разделения богатств с гражданами – это Норвегия. Сегодня нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП Норвегии, а доля доходов от экспорта нефти и газа в общих от экспорта доходов составляет 45 %. Своими доходами государство делится. На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль. С целью сглаживания колебаний доходов от продажи нефти и газа и главное для финансирования растущих расходов по выплате пенсий по старости и инвалидности в Норвегии был создан Государственный нефтяной фонд (NGPF). за 21 год существования фонда управляющий им Центробанк Норвегии заработал 95 тысяч долларов на каждого гражданина страны. Всего же в фонде – 191 тысяча долларов на каждого из 5,2 млн норвежцев.
А что у нас?
В России доходы от углеводородов напрямую гражданам не отчисляются, а добыча опосредована госкорпорациями. Безусловно – они же и являются главными налогоплательщиками в бюджет. С нефти и газа в федеральный бюджет платятся налоги на добычу полезных ископаемых, пошлины от их экспорта, и налог на собственную прибыль – это три самых основных налога, но компании платят и налоги поменьше – экологические сборы, налоги за пользование недрами и другие. Большая часть налогов идёт в федеральный бюджет, небольшие крохи достаются региональным бюджетам. Затем все деньги расходуются по программам, проходят через министерства, ведомства, фонды. После всего этого “государственного фильтра” денег остается только на то, чтобы поддерживать минимальный уровень социальных гарантий, причем не на самом высоком уровне – бесплатное образование, медицину, пенсии, стипендии, объекты инфраструктуры. Всё это для нас бесплатно, но с каждым годом становится всё более “условно” бесплатным.
Как таковых отчислений нет. Правда стоит добавить, что у нас есть Резервный фонд и ФНБ, куда идут дополнительные доходы от нефти, если цены на них были выше запланированных, но в итоге эти суммы также расходуются весьма опосредованно.
Цифры
Сегодня нефтегазовые отчисления, по оценкам Минфина наполняют 36,1% от федерального бюджета, и по итогам 2016 года они составили 4,8 трлн рублей. Но к ним Минфин относит только экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В конечном итоге корпорации платят в бюджет всё же больше, т.к. есть ещё налог на прибыль, НДС и другие отчисления.
Исследователи РБК , анализируя рейтинг крупнейших 50 налогоплательщиков подсчитали, что только 5 компаний: Роснефть, Газпром, Лукойл, Сургутнефтегаз и Татнефть, в 2016 году отдали в бюджет 3,58 трлн рублей, а вот совокупная выручка этих компаний куда больше – она составляет 17,44 трлн рублей. Таким образом, за вычетом налогов только у этой пятерки остается 13,86 трлн рублей. Понятно, что в эти деньги также включены всевозможные издержки бизнеса, собственно на добычу и продажу нефти, на оплату персонала и так далее. Но согласитесь, насколько бы они снизились без грабительских госзакупок, без колоссальных зарплат менеджеров и уборщиц, без коррупции и многомиллиардных корпоративов. К сожалению этого уже не подсчитать. Но если просто представить,что снизились бы они наполовину, то уже останется 6,93 трлн рублей. Если раздать их каждому россиянину, то на руки получится по 47,2 тысячи рублей в год. Это не так много по сравнению с Эмиратами или Норвегией, но для кого-то это как раз та самая сумма, которая позволила бы поднять уровень жизни. И, напомним, это только исходя из доходов первой пятерки компаний, а у нас в стране ещё полно добытчиков ресурсов, причем не только нефти и газа, а также алмазов, металлов, леса, золота и других ресурсов. Но, увы, это всего лишь фантастика.
Рациональная и правильная политика при использовании природного богатства дала толчок для развития экономики таких стран, как Канада, США, Австралия. Швеция еще в XVII веке за счет дохода от добычи меди вырвалась вперед. Выращивание кофе помогло развитию Бразилии, а вот Южная Африка до сих пор еще держится на золотодобыче. https://student.zoomru.ru/nalog/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh/232997.1823857.s1.html
Действующая налоговая система России совсем молода и сложилась пару десятилетий назад во времена политической нестабильности, новых экономических реформ и переходу к рыночным отношениям. Повлияло на становление налогообложения также неопытность страны в данном деле и короткие сроки на выполнение требования. Многое в системе заимствовано из зарубежных развитых стран, так как их система налогов отвечает общераспространенным требованиям в мировой экономике.
Как известно в развитых странах сложилась правильная система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Существуют разные методы регулирования этого процесса, в том числе различные льготы на цены, кредиты, займы, прямые и косвенные субсидии при реализации природоохранных мероприятий. Применяемые в настоящее время разные формы регулирования природопользования позволяют относительно разделить экономическую нагрузку издержек при осуществлении экологических проектов между тремя субъектами хозяйствования: государство, фирмы и домохозяйства.
Среди зарубежных налогов и платежей в сфере недропользования, самыми часто употребляемыми в мировой практике считаются следующие:
· Роялти – плата за право пользования недрами, представляющее собой уплату рентного дохода в бюджет государства;
· Налог на сверхприбыль, также направленный на уплату рентного дохода;
· Отчисление на восстановление и охрану недр и природных ресурсов;
· Акциз – один из видов косвенного налога в конкретном случае направленный на природоохранную деятельность, включаемый также в сумму налога;
· Ренталс – вид платежа, который даёт постоянный доход государству с момента заключения соглашения. Величина налога может быть установлена как за всю площадь разработки месторождения, так и за единицу ее территории;
· Дополнительная плата за выбросы в окружающую среду при добыче полезных ископаемых.
В США, для сравнения, очень интересная система налогообложения. Она отличается многоуровневым характером и несет в себе много специфических особенностей. Система американского налогообложения носит в себе характер социальной направленности, именно это и позволило вывести экономику страны на высший уровень, где один из самых высоких показателей уровня жизни населения в мире. Все штаты страны имеют право на индивидуальное установление на своей территории налоговых ставок, которые соответствуют конституционным принципам налогообложения США. Все компании в стране являются плательщиками федерального корпорационного налога, а также в основном и корпорационного налога своего штата.
Налог на добычу и переработку нефти и других полезных ископаемых взимается в большинстве штатов страны. Ставки налогов и список налогооблагаемых природных ресурсов меняется в зависимости от штата.
В США повсеместно применяют косвенный метод экологического регулирования, где структура расходов на природоохранную деятельность выглядит так: государственные расходы -20 %, частные предпринимательские расходы – 60 %, и потребительские – 20 %. По-другому дело обстоит в странах Европейского союза, где преобладает метод прямого экономического регулирования. В странах процент государственных расходов существенно выше – 55 %, а доля потребительского сектора в компенсировании экологических издержек составляет всего 6 %.
Опубликованный рейтинг благоприятности налоговых систем на 2013 год поставил Россию на 56 место, а как уже можно догадаться тройка лидеров – это страны персидского залива. Лидер рейтинга – Объединенные Арабские Эмираты, немного уступает Катар и замыкает тройку Саудовская Аравия. https://www.rnk.ru/journal/archives/204306/6/interesniefacti/207991.phtml
Рассмотрим налоговую систему Объединенных Арабских Эмиратов – коллеги России по сырьевому бизнесу. В ОАЭ не существует НДС, хотя предвещают его появление, также почти нет корпоративных и социальных налогов. Исключением являются лишь зарубежные нефтяные компании и филиалы иностранных банков. Нефтяные компании, которые ведут разработку местных месторождений, несут налоговое бремя в 50 % от выручки (в Дубае все 55 %). Весь нефтяной сектор и банковская сфера платят налог на прибыль и капитал, подоходный налог, налог на корпорации. Компании с большим денежным оборотом также являются объектами налогообложения. Самая крупная государственная компания, осуществляющая практически все проекты в нефтяном и газовом секторах, называется Abu Dhabi Oil Company (ADNOC), она то и определяет стратегию нефтяной и газовой добычи. Компания сохраняет за собой право на получение до 60 % акций в крупных сырьевых проектах. Можно догадаться, на сколько сильно государство контролирует нефтяную и газовую отрасль. https://sibac.info/12348
В успешной Норвегии, которая принадлежит к клубу развитых западных цивилизаций, нефтяные компании жертвуют казне 78% прибыли. Бюджетные средства распределяются на социальные нужды населения, обеспечивая один из лучших уровней жизни в мире.
В стране нефтегазовые компании облагаются большим количеством налогов: роялти, корпоративный налог, оплата лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, особенный налог на прибыль нефтяных организаций, налог на выбросы углекислого газа на шельфе. Налоговая ставка на прибыль очень высока, но в Норвегии кроме этого существуют и большое количество налоговых вычетов, которые относительно компенсируют большие выплаты. https://e-lib.kazntu.kz/sites/default/files/articles/absametova_2006_4.pdf
Особенно эффективной в нефтяном опыте Норвегии является всё время возрастающая роль государства и законодательной власти в экономике страны. Государство максимально возможно изымает сырьевую ренту, являясь собственником недр.
Главная цель налоговой системы относительно минерально-сырьевого сектора экономики страны – это обеспечение государства за счет платы за использование природных ресурсов, а оно в свою очередь распределит доходы на устойчивое развитие экономики, получение долгосрочной прибыли, а также охрану и восстановление природных ресурсов.
Одной из особенностей налогообложения на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налогового режима в целом можно считать относительность.
Поэтому есть смысл со стороны посмотреть на то, как устроено НДПИ в других странах.
Аляска, США. В соответствии с законом Аляски о роялти на добычу, каждый держатель участка обязан выплачивать 3% со всех доходов, полученных с разработки минералов. Также действует налог с чистого дохода — 7 % (если чистый доход менее 40 тыс. долларов, налог не взимается). Новые предприятия не облагаются этим видом налога в течение 3,5 лет с момента начала работы. Все компании, занимающиеся бизнесом на Аляске, обязаны подавать налоговую декларацию и выплачивать налог на прибыль, который отражает рентабельность предприятия. В штате он составляет от 1 до 9,4 % (максимальный — для предприятий с доходом 222 тыс. долл. и более). Также есть специальный налог на бензин — 8 центов за галлон.
ЮАР. Правовая и налоговая системы строятся на традициях британского права, заметно отличающегося от так называемой «континентальной системы», положенной в основу законодательства ряда других стран. Вместо «Закона о недрах» и вторичных документов существует пакет мелких и конкретных законов. Разведчик или добытчик (а это разные лицензии в стране) облагается рядом налогов, пошлин и роялти, которые регулируются актом «Mineral and Petroleum Resources Royalty Act» («Акт об уплате роялти за продажу минеральных ресурсов и нефти»). К основным видам налогов можно отнести: налог на прибыль предприятий (28%), налог на доходы от капитала (14%), налог на добавленную стоимость, налог на фонд заработной платы, налог на собственность и некоторые другие. Роялти высчитываются в виде процента от валового объема продаж минерального сырья, например: золота — 0,5–5%.
Казахстан. Объектом обложения является физический объем запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье (облагаемый объем погашенных запасов). Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость облагаемого объема погашенных запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, за налоговый период. Средняя цена высчитывается по специальной формуле. Окончательный расчет по налогу на добычу полезных ископаемых должен быть произведен до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставка налога для золота составляет 5%.
Бразилия. В соответствии с конституцией Бразилии все минеральные ресурсы являются собственностью государства. Разведка и разработка минеральных ресурсов разрешена исключительно для граждан Бразилии. Добыча в Бразилии облагается рядом роялти и налогов. Роялти (финансовая компенсация за разработку минерального сырья; Financial compensation for mineral exploitation, CFEM) выплачивается в виде фиксированного процента от дохода компании с продажи продукта. Для золота это 1%. Часть от суммы роялти (12%) идет в федеральный бюджет, 23% — в бюджет штата, 65% — в муниципальный бюджет. Также горнодобывающая компания обязана выплачивать ряд налогов и пошлин общего плана: налог на прибыль предприятий (максимальная ставка — 34%), налог на добавленную стоимость (7–19%), отчисления и выплаты по социальному страхованию (9,25%), налог на финансовые операции.
Станислав ЖУРАКОВСКИЙ
(ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ
Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:
– в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
– в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;
– для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
– предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.
Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».
Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.
Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.
Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».
“Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны. И, вдобавок, из-за роста акцизов”, — говорит Геннадий Шмаль (Президент Союза нефтегазопромышленников России).
В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько:
во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов, а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.
В США администрация Трампа поддерживает свои нефтяные компании. Прошла налоговая реформа, был снижен налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, но именно нефтяные компании получили беспрецедентные льготы. Многие из них не платили вообще налогов в прошлом году, такие компании, как Chevron, Halliburton, получили налоговые льготы из бюджета.
В прошлом году США впервые стали экспортером газа и нефти с 1949г. (стали больше экспортировать чем импортировать), то есть они вошли на мировой рынок и очень сильно потеснили конкурентов за счет агрессивной поддержки государством своих нефтяных компаний.
Если раньше можно было продавать сырье, то сейчас это становится невозможно. Компании уходят в сложные, но наиболее доходные производства – в нефтехимию, нефтепереработку и газохимию. К примеру, Saudi Aramco более 40% своей выручки получает от нефте- и газохимии. Но развивать эти отрасли она может именно благодаря тому, что государство оставляет компании средства на развитие.
Смысл маневра в том, чтобы в России было невыгодно производить бензин, а было выгодно сырую нефть отдавать на Запад, чтобы там производили бензин и продавали его нам сюда, потому что у нас в результате этих действий повышают себестоимость сырой нефти и снижают пошлины на экспорт.
31 октября прошлого года были зафиксированы цены на бензин, а с 1 января в полтора раза увеличили налоговую нагрузку на нефтепереработку. Сюда вошло всё: и налог на добычу полезных ископаемых, то есть налоговый маневр, и повышение акцизов в полтора раза, и рост НДС, и рост тарифов на перевозку и бензина, и, естественно, сырой нефти – все вместе. Это сделало все нефтеперерабатывающие заводы в России нерентабельными, все до единого. Все 37 крупных заводов и все 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – все стали убыточными.
Механизм экспортных пошлин, созданный в России в начале 2000-х годов, подразумевал высокие тарифы на сырую нефть и низкие пошлины на все продукты нефтепереработки, независимо от глубины переработки нефти. За счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты компании нефтеперерабатывающего сектора получали большую субсидию из федерального госбюджета и, как следствие, наращивали первичную переработку нефти, поскольку это – наименее затратный способ получить данную субсидию. На протяжении последних 15 лет глубина переработки нефти в России оставалась на уровне 70-75% и только в 2017 году достигла 80%, в то время как во всех развитых странах она достигает 90-95%. С 2006 по 2011 годы объем первичной переработки нефти в России увеличился на 19,9%, а объем реализации нефтепродуктов за рубежом вырос на 36,3% в основном за счет мазута, доля которого в суммарном экспорте нефтепродуктов достигла 55%. При этом в Европе и США мазут используется лишь в качестве сырья для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов.
Повышение НДПИ автоматически влечет за собой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Так, с января 2017 года по октябрь 2018 года розничные цены на бензин марки АИ-95 выросли на 18,6%. Представители бизнеса отмечают, что налоговая реформа лишает НПЗ таможенной субсидии, поскольку выравниваются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как следствие, снижается чистая рентабельность нефтепереработки. С 2014 по 2016 гг. средняя рентабельность НПЗ сократилась более чем в 3 раза.
«Газпромнефть» реализует на внутреннем рынке около 70% нефтепродуктов, и, в случае еще большего сокращения рентабельности НПЗ, компания может изменить структуру сбыта и переориентироваться на экспорт нефтепродуктов в близлежащие страны.
Добыча и переработка нефти крупнейшими компаниями России.
(из интернета)
Половина акций “Роснефти” принадлежит иностранным государствам (Англия, Швейцария, Катар), с небольшим преимуществом в 0, 00000001% РФ.
Самое большое количество обычных акций “Роснефти” 13489350 (0,1273% в уставном капитале) принадлежит Игорю Сечину.
Мы рассмотрели суть налогового маневра и его предполагаемые последствия. Казалось бы, благие намерения – повысить конкурентоспособность нефтяной отрасли РФ, которая дает основные поступления валюты в бюджет. Составить конкуренцию США на мировом рынке нефти. Сохранить и увеличить количество потребителей российской нефти. Подгадить Белоруссии и Лукашенко.
Но, как известно, у каждой медали две стороны. А что же с другой стороны? Чем обернется рост цен на нефть для переработки на внутреннем рынке?
Перерабатывать нефть в России станет не выгодно. Нефтепереработка и нефте- газо-химия у нас развиты очень плохо. Даже те жалкие 37 крупных и 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – станут убыточными.
Количество светлых нефтепродуктов сократится, а цены на них вырастут. Что это значит?
Не будет топлива для ракет, кораблей, самолетов, танков, автомобилей. Вся военная техника превратится ненужный металлолом!
Не станет сырья для производства синтетических материалов. Россия будет отброшена в XIX век, т.к. современное развитие промышленного производства основано на производстве и использовании новых материалов, и прежде всего синтетических.
За ненадобностью исчезнет производство нефтехимического и газо-химического перерабатывающего оборудования. Т.е. исчезнет целая отрасль машиностроения в химической промышленности. А может быть и вся химическая промышленность в целом.
С ростом цен на топливо станет неконкурентоспособно отечественное двигателестроение. А значит не будут производить отечественные самолеты, корабли и автомобили.
Не будет потребителей металлов, т.к. транспортное машиностроение загнется, а в след за ним загнется тяжелое машиностроение.
Не будет потребителей металлов остановится добыча угля и руд черных и цветных металлов. Соответственно сократится производство электроэнергии.
Тяжелое машиностроение станет не востребовано.
С ростом цен на топливо станет неконкурентоспособно отечественное сельское хозяйство. Дорогое топливо автоматически сократит производство зерновых и кормовых культур. Как следствие уменьшится производство продукции животноводства.
Вырастет цена на хлеб, мясо, яйца, молоко и молочные продукты, так же на другие продукты питания. При этом производство их в России сильно сократится, если вообще останется.
В связи с дороговизной топлива вырастет цена на все промышленные товары.
Возрастут коммунальные платежи, за отопление, электричество, воду.
Населению, и прежде всего русским, которые как правило работают в сфере производства, не в торговле, негде будет работать и не на что жить.
Государство образующая нация вымрет, исчезнет с лица Земли.
За то Сечин получит больше дивидендов в Роснефте и какую-нибудь медальку от США, за уничтожение русских, как Горбачев за уничтожение СССР.
В Думе по-прежнему будут заседать спортсмены, которые всю жизнь тренировали все что угодно, но не голову, и евреи, которые люто ненавидят Россию.