Налог на полезные ископаемые в мире
В некоторых странах мира граждане получают доход от природных богатств, как говорится, «на руки». Где и как это происходит и как обстоят дела в России?
Как и сколько получают граждане других стран от добычи полезных ископаемых?
США
В США с 1982 года жители Аляски (каждый, кто прожил от года и более) получают ежегодно от 700 до 2000$. Источником финансирования являются дивиденды, получаемые от специального инвестиционного фонда. Основа фонда – средства от добычи полезных ископаемых.
ОАЭ
В Объединенных Арабских Эмиратах государство открывает счет на каждого новорожденного. Средняя сумма на счету при достижении гражданином 18 лет составляет порядка $100 тыс.
Кувейт
В Кувейте в фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10% от всех доходов, получаемых от продажи нефти и нефтепродуктов.
Из указанного фонда финансируются вклады на рождение ребенка, бонусы на свадьбу, кредиты на строительство жилья и многое другое. Так, при рождении младенца на его счет в банке государство автоматически перечисляет $3 тыс. Со временем этот счет пополняется за счет процентов и других вкладов, и к 18 годам каждый подданный имеет достаточные средства для того, чтобы начать самостоятельную жизнь.
В качестве подарка на свадьбу мужчине выдается кредит в сумме $240 тыс., в счет погашения которого из высокой зарплаты вычитается всего лишь по 20 динаров (около 4,3 тыс. рублей).
Разные государства, обладающие природными ресурсами, подходят к вопросу их освоения по-разному. Одни создают «копилки» для будущих поколений, другие сразу «раздают» какую-то часть населению.
А что же в России?
В России согласно Конституции все недра принадлежат государству народу. Я в своей жизни пока это не ощутил ни разу….
В 2018 году в был предложен законопроект «О дополнении Закона Российской Федерации “О недрах” статьей 1.3 (о распределении между гражданами Российской Федерации части доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых)» Посмотреть.
Что предлагалось?
Под действие документа попадают россияне, которые официально работали не менее девяти месяцев в данном финансовом году, либо состояли на учете в службе занятости и не получали в это время пособие по безработице. Кроме того, на часть доходов казны могут рассчитывать пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.
Авторы законопроекта подсчитали, что в 2018 году в случае одобрения документа один человек сможет получить около 10 тысяч рублей.
Документ не был поддержан Правительством.
В отрицательном заключении было указано на то, что часть упомянутых средств расходуется на обеспечение функций государства, в том числе на охрану прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
«Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами», — было отмечено в заключении правительства.
А что еще?
В интернете гуляют такие цифры (источника и расчетов не удалось найти):
Объём средств получаемых, от продажи нефти, газа и прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $. Это порядка 70 000 $ на каждого гражданина России!
Помимо этого по 250000$ на человека приходится за многочисленные рудники, нефте -и газопромыслы и и другие природные богатства России.
Ресурсов у нас еще много. Может быть что-то и для граждан России останется?
Смотрите также:
Безусловный базовый доход: возможен ли в России?
Закупки Газпрома: чуть не упал со стула, когда увидел
Массовое сокращение чиновников в России ожидается с 2020 года
Ставьте лайк, если понравилась публикация, делитесь в соц. сетях.
Подписывайтесь на канал, будет еще много полезного и интересного!
Одной из особенностей налогообложения на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налогового режима в целом можно считать относительность.
Поэтому есть смысл со стороны посмотреть на то, как устроено НДПИ в других странах.
Аляска, США. В соответствии с законом Аляски о роялти на добычу, каждый держатель участка обязан выплачивать 3% со всех доходов, полученных с разработки минералов. Также действует налог с чистого дохода — 7 % (если чистый доход менее 40 тыс. долларов, налог не взимается). Новые предприятия не облагаются этим видом налога в течение 3,5 лет с момента начала работы. Все компании, занимающиеся бизнесом на Аляске, обязаны подавать налоговую декларацию и выплачивать налог на прибыль, который отражает рентабельность предприятия. В штате он составляет от 1 до 9,4 % (максимальный — для предприятий с доходом 222 тыс. долл. и более). Также есть специальный налог на бензин — 8 центов за галлон.
ЮАР. Правовая и налоговая системы строятся на традициях британского права, заметно отличающегося от так называемой «континентальной системы», положенной в основу законодательства ряда других стран. Вместо «Закона о недрах» и вторичных документов существует пакет мелких и конкретных законов. Разведчик или добытчик (а это разные лицензии в стране) облагается рядом налогов, пошлин и роялти, которые регулируются актом «Mineral and Petroleum Resources Royalty Act» («Акт об уплате роялти за продажу минеральных ресурсов и нефти»). К основным видам налогов можно отнести: налог на прибыль предприятий (28%), налог на доходы от капитала (14%), налог на добавленную стоимость, налог на фонд заработной платы, налог на собственность и некоторые другие. Роялти высчитываются в виде процента от валового объема продаж минерального сырья, например: золота — 0,5–5%.
Казахстан. Объектом обложения является физический объем запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье (облагаемый объем погашенных запасов). Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость облагаемого объема погашенных запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, за налоговый период. Средняя цена высчитывается по специальной формуле. Окончательный расчет по налогу на добычу полезных ископаемых должен быть произведен до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставка налога для золота составляет 5%.
Бразилия. В соответствии с конституцией Бразилии все минеральные ресурсы являются собственностью государства. Разведка и разработка минеральных ресурсов разрешена исключительно для граждан Бразилии. Добыча в Бразилии облагается рядом роялти и налогов. Роялти (финансовая компенсация за разработку минерального сырья; Financial compensation for mineral exploitation, CFEM) выплачивается в виде фиксированного процента от дохода компании с продажи продукта. Для золота это 1%. Часть от суммы роялти (12%) идет в федеральный бюджет, 23% — в бюджет штата, 65% — в муниципальный бюджет. Также горнодобывающая компания обязана выплачивать ряд налогов и пошлин общего плана: налог на прибыль предприятий (максимальная ставка — 34%), налог на добавленную стоимость (7–19%), отчисления и выплаты по социальному страхованию (9,25%), налог на финансовые операции.
Станислав ЖУРАКОВСКИЙ
Рациональная и правильная политика при использовании природного богатства дала толчок для развития экономики таких стран, как Канада, США, Австралия. Швеция еще в XVII веке за счет дохода от добычи меди вырвалась вперед. Выращивание кофе помогло развитию Бразилии, а вот Южная Африка до сих пор еще держится на золотодобыче. https://student.zoomru.ru/nalog/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh/232997.1823857.s1.html
Действующая налоговая система России совсем молода и сложилась пару десятилетий назад во времена политической нестабильности, новых экономических реформ и переходу к рыночным отношениям. Повлияло на становление налогообложения также неопытность страны в данном деле и короткие сроки на выполнение требования. Многое в системе заимствовано из зарубежных развитых стран, так как их система налогов отвечает общераспространенным требованиям в мировой экономике.
Как известно в развитых странах сложилась правильная система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Существуют разные методы регулирования этого процесса, в том числе различные льготы на цены, кредиты, займы, прямые и косвенные субсидии при реализации природоохранных мероприятий. Применяемые в настоящее время разные формы регулирования природопользования позволяют относительно разделить экономическую нагрузку издержек при осуществлении экологических проектов между тремя субъектами хозяйствования: государство, фирмы и домохозяйства.
Среди зарубежных налогов и платежей в сфере недропользования, самыми часто употребляемыми в мировой практике считаются следующие:
· Роялти – плата за право пользования недрами, представляющее собой уплату рентного дохода в бюджет государства;
· Налог на сверхприбыль, также направленный на уплату рентного дохода;
· Отчисление на восстановление и охрану недр и природных ресурсов;
· Акциз – один из видов косвенного налога в конкретном случае направленный на природоохранную деятельность, включаемый также в сумму налога;
· Ренталс – вид платежа, который даёт постоянный доход государству с момента заключения соглашения. Величина налога может быть установлена как за всю площадь разработки месторождения, так и за единицу ее территории;
· Дополнительная плата за выбросы в окружающую среду при добыче полезных ископаемых.
В США, для сравнения, очень интересная система налогообложения. Она отличается многоуровневым характером и несет в себе много специфических особенностей. Система американского налогообложения носит в себе характер социальной направленности, именно это и позволило вывести экономику страны на высший уровень, где один из самых высоких показателей уровня жизни населения в мире. Все штаты страны имеют право на индивидуальное установление на своей территории налоговых ставок, которые соответствуют конституционным принципам налогообложения США. Все компании в стране являются плательщиками федерального корпорационного налога, а также в основном и корпорационного налога своего штата.
Налог на добычу и переработку нефти и других полезных ископаемых взимается в большинстве штатов страны. Ставки налогов и список налогооблагаемых природных ресурсов меняется в зависимости от штата.
В США повсеместно применяют косвенный метод экологического регулирования, где структура расходов на природоохранную деятельность выглядит так: государственные расходы -20 %, частные предпринимательские расходы – 60 %, и потребительские – 20 %. По-другому дело обстоит в странах Европейского союза, где преобладает метод прямого экономического регулирования. В странах процент государственных расходов существенно выше – 55 %, а доля потребительского сектора в компенсировании экологических издержек составляет всего 6 %.
Опубликованный рейтинг благоприятности налоговых систем на 2013 год поставил Россию на 56 место, а как уже можно догадаться тройка лидеров – это страны персидского залива. Лидер рейтинга – Объединенные Арабские Эмираты, немного уступает Катар и замыкает тройку Саудовская Аравия. https://www.rnk.ru/journal/archives/204306/6/interesniefacti/207991.phtml
Рассмотрим налоговую систему Объединенных Арабских Эмиратов – коллеги России по сырьевому бизнесу. В ОАЭ не существует НДС, хотя предвещают его появление, также почти нет корпоративных и социальных налогов. Исключением являются лишь зарубежные нефтяные компании и филиалы иностранных банков. Нефтяные компании, которые ведут разработку местных месторождений, несут налоговое бремя в 50 % от выручки (в Дубае все 55 %). Весь нефтяной сектор и банковская сфера платят налог на прибыль и капитал, подоходный налог, налог на корпорации. Компании с большим денежным оборотом также являются объектами налогообложения. Самая крупная государственная компания, осуществляющая практически все проекты в нефтяном и газовом секторах, называется Abu Dhabi Oil Company (ADNOC), она то и определяет стратегию нефтяной и газовой добычи. Компания сохраняет за собой право на получение до 60 % акций в крупных сырьевых проектах. Можно догадаться, на сколько сильно государство контролирует нефтяную и газовую отрасль. https://sibac.info/12348
В успешной Норвегии, которая принадлежит к клубу развитых западных цивилизаций, нефтяные компании жертвуют казне 78% прибыли. Бюджетные средства распределяются на социальные нужды населения, обеспечивая один из лучших уровней жизни в мире.
В стране нефтегазовые компании облагаются большим количеством налогов: роялти, корпоративный налог, оплата лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, особенный налог на прибыль нефтяных организаций, налог на выбросы углекислого газа на шельфе. Налоговая ставка на прибыль очень высока, но в Норвегии кроме этого существуют и большое количество налоговых вычетов, которые относительно компенсируют большие выплаты. https://e-lib.kazntu.kz/sites/default/files/articles/absametova_2006_4.pdf
Особенно эффективной в нефтяном опыте Норвегии является всё время возрастающая роль государства и законодательной власти в экономике страны. Государство максимально возможно изымает сырьевую ренту, являясь собственником недр.
Главная цель налоговой системы относительно минерально-сырьевого сектора экономики страны – это обеспечение государства за счет платы за использование природных ресурсов, а оно в свою очередь распределит доходы на устойчивое развитие экономики, получение долгосрочной прибыли, а также охрану и восстановление природных ресурсов.
В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов, в государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
В мировой практике выработано четыре подхода к обеспечению платности природопользования:
- – использование налогового механизма при установлении платежей за пользование природными ресурсами;
- – формирование договорной системы, предусматривающей использование договоров коммерческой концессии при предоставлении природных ресурсов в пользование;
- – установление смешанной фискальной системы, сочетающей нормы гражданского, административного и налогового права и включающей налоговые и неналоговые платежи;
- – применение системы компенсационных неналоговых платежей и штрафных санкций за превышение предельно допустимых нормативов негативного воздействия на окружающую среду.
Следует отметить, что в большинстве стран мира изъятие природной ренты осуществляется с помощью налогового механизма (США, страны ЕС), а также путем использования смешанных фискальных систем (страны Ближнего Востока).
Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.
Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю над эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможные лицензионные сборы и т.п.)[1]. Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, т.е. прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья.
К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся: арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку, роялти и т.п.
Арендная плата устанавливается на номинальном уровне на первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство.
Налог на доступ к природному ресурсу либо налог на добычу и разведку – это своего рода плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории.
Одним из самых распространенных налогов в зарубежных странах является роялти. Роялти – это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не сто чистой прибыли[2].
Согласно традиционному подходу, роялти представляет собой вознаграждение собственнику за предоставление права на разработку ресурсов и определяется как часть продукции (в стоимостном или натуральном выражении). Величина роялти может рассчитываться на основании замеров объемов продукции на устье скважины (США, Канада, Австралия), на промысловом замерном узле учета (КНР, Таиланд, Норвегия) или на экспортном терминале.
С точки зрения правительства, применение роялти в качестве фискального инструмента имеет некоторые очевидные преимущества. Поскольку роялти связан с уровнем добычи, поступления в бюджет из этого источника начинаются с момента начала функционирования месторождения и продолжаются до момента его закрытия. Таким образом, проще произвести расчеты и оценку поступлений от роялти, чем от других фискальных инструментов. Для расчета роялти требуется гораздо меньше информации, чем для расчета налогов, основанных на прибыли, поскольку для расчета последних требуется информация о размерах и времени осуществления производственных затрат. Роялти более выгодны и для правительства, поскольку при их взимании большинство рисков по разработке новых месторождений перекладывается на инвестора. Основной риск для правительства, который остается это или снижение производства или цен на нефть. Остальные риски, в том числе и высокий уровень производственных затрат, не могут значительно повлиять па поступление доходов в бюджет от этого источника.
Роялти в традиционном понимании имеют негативные моменты. Месторождение, которое с трудом окупается или приносит очень небольшую прибыль, после начисления роялти может стать убыточным. Кроме того, негативный эффект роялти заключается также в преждевременном оставлении месторождения, поскольку его эксплуатация продолжается до тех пор, пока выручка превышает затраты, а при уплате роялти затраты увеличиваются на их величину. Выплата роялти начинается задолго до того, как инвестор возместит первоначальные капиталовложения.
Однако поскольку роялти не связаны с величиной экономической ренты, то они либо приводят к убыточности месторождений при высоких издержках и низких ценах на природный ресурс, либо, наоборот, могут оставлять в распоряжении инвестора высокую долю сверхприбыли.
За последние годы во многих странах была введена более сложная система роялти, включающая прогрессивную шкалу обложения, при кото-
рой ставка находится в прямой зависимости от величины изъятия природного ресурса. Например, в Дании при добыче нефти используется следующая шкала для определения роялти.
Средняя добыча, баррелей в день | Ставка роялти, % |
0-5000 | 2 |
5000-20 000 | 8 |
>20 000 | 16 |
Такая шкала наиболее приемлемая, чем роялти с единой ставкой, однако и она не учитывает изменений цен на природный ресурс и производственных издержек.
Экономическая эффективность освоения ресурсов становится доминирующим фактором в концепции роялти. Все многообразие применяемых систем роялти по странам сводится к попыткам в определенной степени учесть экономические условия в результате освоения ресурсов. От взимания роялти по новым проектам разработок отказались Норвегия и Великобритания, сделав акцент на более полном изъятии ренты от разработки прибыльных месторождений и обеспечении рентабельности освоения низкодебитных месторождений.
Что касается платежей за лесные ресурсы, то в последние годы в экономически развитых странах наблюдается значительный рост попенной платы за их использование, вызванный систематическим истреблением лесов.
Так, в Финляндии плата за древесину, отпускаемую на корню, достигает 60–80% оптовой цены древесины. В лесных таксах учитывается дифференциальный доход, поэтому плата за древесину на корню примерно в 3–4 раза больше фактических расходов на лесное хозяйство. При этом платежи различаются по районам в зависимости от степени удаленности рынков сбыта и мест потребления лесоматериалов. Все это позволяет эффективно осуществлять лесопользование и восстановление вырубленных лесов, как в частных, так и в государственных лесах.
В США стоимость леса на корню в федеральном секторе составляет свыше половины, а в отдельные годы – до 80% общей стоимости древесины с доставкой ее на лесопильные заводы.
В Великобритании плата за древесину, отпускаемую на корню, варьирует среди регионов, в зависимости от выхода лесоматериалов – отдельно для Англии, Уэльса и Шотландии. Плата эта традиционно высока и продолжает повышаться. Это повышение обусловлено экономической необходимостью для воспроизводства лесных ресурсов в контексте общих изменений (дефицитность лесных ресурсов, повышение расходов на их возобновление).
В Канаде плата за древесину, отпускаемую на корню, пересматривается каждые три месяца с учетом рыночной стоимости лесоматериалов.
В Норвегии для активизации деятельности лесовладельцев введен лесной налог. Часть дохода от продажи древесины отчисляется на специальный счет, средства с которого лесовладельцы могут использовать для дальнейшего развития своей деятельности[3].
В Польше также введен лесной налог, он зависит от размера участка леса и официальной стоимости древесины.
Прежде всего, плата за древесину, отпускаемую на корню, попенная, в ведущих лесных странах мира установлена существенно, в разы выше, чем в России (1,9 долл. за 1 м3). Так, в Финляндии она составляет 51,0 долл. за 1 м3; Швеции – 47,5; Германии – 41,0; США – 30,0; Бразилии, Латвии, Восточной Канаде, Аргентине – 14,0.
Высокая доля платежей за промышленный лес в себестоимости и продажной цене заготовленной древесины в развитых странах связана с интенсификацией лесного хозяйства, с широким применением искусственного возобновления и разведения лесов, созданием большой сети промышленных плантаций по выращиванию быстрорастущих пород для нужд целлюлозно-бумажной, топливной и биохимической промышленности.
Таким образом, размер платы за древесину, отпускаемую на корню, и соответственно оптовых цен на древесину эластично отражают общее развитие экономики государства, его финансовое состояние, научно-технический прогресс в отраслях, потребляющих древесину, соотношение между спросом и предложением на лесные ресурсы.
Из вышесказанного следует, что в мире накоплен значительный опыт изъятия дополнительного дохода у природоэксплуатирующих компаний в пользу государства. Это показывает настоятельную необходимость решения в нашей стране проблемы повышения уровня платности за пользование природными ресурсами.
В данной теме рассмотрен природно-ресурсный потенциал России и его особенность как крупномасштабность и комплексность, что позволяет обеспечивать стабильное развитие национальной экономики на значительную перспективу. Редкое сочетание масштабности и разнообразия природных ресурсов обеспечивает весьма солидный совокупный природно-ресурсный потенциал, который в настоящее время используется недостаточно эффективно и носит явно выраженный экспортно-сырьевой характер деятельности в мировой экономике.
Далее в учебнике рассматриваются эволюция рентных отношений, их развитие в работах классиков и современных ученых, а также влияние извлечения природноресурсной ренты на развитие экономики России. Отмечается, что создания равных условий хозяйствования в природоресурсном комплексе, можно добиться, только учитывая разные эколого-географические и экономико-геологические факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов при добыче, обработке и переработке природных ресурсов. В связи с этим в настоящее время заметно активизировалась деятельность законодательных и исполнительных органов власти, а также непосредственных природопользователей по совершенствованию экономических отношений в сфере природопользования посредством предложений по корректировке сложившейся системы налогов и сборов.
В данной главе представлен мировой опыт природопользования, где отмечается, что в большинстве стран мира изъятие природной ренты осуществляется с помощью налогового механизма (США, страны ЕС), а также путем использования смешанных фискальных систем (страны Ближнего Востока). В качестве налоговых инструментов используются два основных типа платежей. Платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта. Платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю над эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат.