Налог на добычу полезных ископаемых в формировании бюджета

Налог на добычу полезных ископаемых в формировании бюджета thumbnail

Автор: marianna08  •  Ноябрь 2, 2018  •  Статья  •  1,293 Слов (6 Страниц)  •  454 Просмотры

Страница 1 из 6

Зыбин А.Я.

к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения

                                                                                        ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)»

Канкулова М.А.

студентка гр.ЭК-437

ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)»

Значение налога на добычу полезных ископаемых для бюджета Российской Федерации

В современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы. В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. От продуманности и адекватности налоговой системы зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики. 

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. В течение нескольких последних лет поступления налоговых платежей во все уровни бюджетов значительно выросли. Так за последние три года в консолидированный бюджет РФ поступления налогов и сборов увеличилось на 25,8%. При этом на 33,2% увеличились поступления в федеральный бюджет и на 18,4% в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В налоговой системе РФ значимое место занимает налог на добычу полезных ископаемых. Разнообразие минеральных ресурсов, содержащихся в российских недрах, в сочетании с их значительными запасами и объемами добычи обуславливает особую роль ресурсного потенциала в экономике страны.

Налог на добычу полезных ископаемых в России был введен с 1 января 2002 г. в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами. С введением данного налога были отменены платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акцизы на нефть и газ[1].

В настоящее время налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных бюджетообразующих налогов, поступающих в федеральный бюджет. Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых с момента введения и по настоящее время остаются главным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Рассмотрим поступление налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 гг. (таблица 1).

Таблица – 1

Сведения о поступлении  налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг.  млрд. руб.

         Год

2014

2015

2016

Показатели

Темп роста, в % к 2014 г.

Темп роста, в % к 2014 г.

Темп роста, в % к 2015 г.

Всего поступило

12279,3

13366,6

108.9

14025,1

114,2

104.9

НДПИ

2904,2

3226,8

111.1

2929,4

100,9

90.8

 к общему объему в %

23,7%

24,1%

20,9%

НДФЛ

2688,7

2806,5

104.4

3017,3

112,2

107.5

 к общему объему в %

21,9%

20,9%

21,5%

Налог на прибыль организаций

2372,8

2598,8

109.5

2770,2

116,7

106.6

 к общему объему в %

19,3%

19,4%

19,8%

НДС

2181,4

2448,3

112.2

2657,4

121,8

108.5

 к общему объему в %

17,8%

18,3%

18,9%

прочие налоги

2012,9

2144,5

106.5

2500

124,2

116,6

 к общему объему в %

16,4%

16%

17,8%

Доступно только на Essays.club

Источник

В данной статье было рассмотрено современное состояние налогов на добычу полезных ископаемых и выделены основные направления налоговой политики.

Налог на добычу полезных ископаемых выступает одним из наиболее важных обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет Российской Федерации, который регулирует правоотношения между государством, предприятиями, организациями и другими пользователями природных ресурсов. Данный налог является центральным элементом системы налогообложения, поэтому влияет не только на экономику России, но и на развитие отдельных предприятий. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет, зависит в первую очередь от ставки добываемого полезного ископаемого. Ставки НДПИ дифференцированы по видам полезных ископаемых, и могут быть адвалорными и специфическими. Так, например, налоговая ставка в 2013 году за одну тонну добытой нефти оставила 470 рублей, а за одну тонну газа – 582 рубля (рис.1).

Изменение ставок НДПИ при добыче нефти и газа

Рис.1. Изменение ставок НДПИ при добыче нефти и газа

Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между бюджетами различных уровней. Рассмотрим, какую долю занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального бюджета РФ (таблица 1).

Читайте также:  Рассказ про полезную еду на английском языке

Таблица 1

Структура поступлений налогов в федеральный бюджет Российской Федерации

Виды налогов

2012

2013

январь-июль 2014

млрд. руб.

в % к объему пост. в фед. бюджет

млрд. руб.

в % к объему пост. в фед. бюджет

млрд. руб.

в % к объему пост. в фед. бюджет

в % к соотв. периоду 2013

Всего поступило в федеральный бюджет

5 166,20

100

5 368,00

100

3 655,70

100

118,9

Налог на прибыль

375,8

7,3

352,2

6,6

239,8

6,6

118,8

НДС

1 886,10

36,5

1 868,20

34,8

1 302,30

35,6

116,8

Акцизы

341,9

6,6

461

8,6

283,4

7,8

112,5

НДПИ

2 420,50

46,9

2 535,30

47,2

1 706,40

46,7

120,1

Остальные налоги и сборы

141,9

2,7

151,3

2,8

123,9

3,4

146,5

Наибольшую долю поступлений налогов в федеральный бюджет РФ занимают налоги на добычу полезных ископаемых. Структура поступлений основных налогов в федеральный бюджет РФ в 2013 год представлена на рисунке 2.

Структура доходов федерального бюджета РФ за 2013 год

Рис.2. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2013 год

Наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета РФ составляют налоги на добычу полезных ископаемых, доля которых равна 47%. Таким образом, налоги на добычу полезных ископаемых являются значимыми для бюджета РФ. Рассмотрим детально структуру налогов на добычу полезных ископаемых (таблица 2).

Таблица 2. Структура налогов на добычу полезных ископаемых за январь-октябрь 2012-2014г

Показатель, млрд.руб.

январь-октябрь 2012 года

январь-октябрь 2013 года

январь-октябрь 2014 года

2013 к 2012 г, %

2014 к 2013 г, %

2014 к 2012 г, %

Налог на добычу полезных ископаемых

2048,2

2 124,50

2 436,80

103,7

114,7

119,0

в федеральный бюджет

2 016,70

2 090,80

2 401,00

103,7

114,8

119,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

31,5

33,7

35,8

106,9

106,2

113,7

из него:

      

нефть в федеральный бюджет

1 781,60

1 812,50

2 080,60

101,7

114,8

116,8

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в федеральный бюджет

210

250,2

289,9

119,1

115,9

138,0

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья в федеральный бюджет

8,1

10,7

13,2

132,1

123,4

163,0

В бюджет РФ поступления налога на добычу полезных ископаемых в январе-октябре 2013 года составили 2 124,5 млрд. рублей, что на 3,7% больше, чем в январе-октябре 2012 года. В 2014 году поступления увеличились на 14,7%. Представим динамику поступлений в федеральный и консолидированный бюджеты налога на добычу полезных ископаемых (рис.3).

Поступление НДПИ в бюджеты РФ, млрд.руб.

Рис.3. Поступление НДПИ в бюджеты РФ, млрд.руб.

Данный график демонстрирует положительную динамику поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджеты РФ. Поступления в федеральный бюджет в 2012 году составили 2016,7 млрд. рублей, в 2013 году они увеличились на 74,1 млрд. рублей, а в 2014 наблюдаются увеличение поступлений до 2401 млрд. рублей. В консолидированном бюджете наибольшие поступления достигли в 2014 году и составили 35,8 млрд. рублей. Данные показатели свидетельствуют о действующих мерах налоговой политики, которые разработаны с целью повышения налоговых поступлений в бюджет страны.

Основными направлениями налоговой политики являются:

  • применение особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть;
  • введение сниженных ставок НДПИ;
  • установление понижающих коэффициентов к НДПИ;
  • использование налоговых преференций;
  • прочее.

В соответствии с основными направлениями налоговой политики было произведено исчисление величины налога на добычу полезных ископаемых, осуществляемых на основе специальной формулы, учитывающей условия разработки новых месторождений газа. Был предложен “налоговый маневр” в нефтяной сфере, заключающийся в снижении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, а также ставки вывозной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты (кроме бензинов) и одновременном повышении базовой ставки НДПИ при добыче нефти.

Установлен ряд налоговых преференций по основным видам налогов в отношении углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях, для организаций, осуществляющих разработку новых морских месторождений углеводородного сырья, в том числе на Каспийском море. Установлен понижающий коэффициент к НДПИ, характеризующий степень сложности добычи нефти трудноизвлекаемых запасов нефти.

Утверждены Правила подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и проведения мониторинга обоснованности их применения, устанавливающие особый порядок установления предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в зависимости от внутренней нормы доходности проекта по разработке месторождения нефти.

Читайте также:  Фото полезная еда и не полезная еда

Необходимо отметить, что на сегодняшний день Россия является единственной промышленно развитой страной, в которой не действует принятый мировым сообществом в лице Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) принцип платы за загрязнение и нанесение вреда окружающей среде. Рассматривая природные ресурсы как объекты, процессы и условия природы, используемые в народном хозяйстве и являющиеся средством существования человеческого общества, необходимо учитывать, что любая предпринимательская деятельность подразумевает прямое или косвенное использование природных ресурсов в процессе производства. Однако отсутствие стимулов для модернизации производства приводит к использованию морально устаревших, экологических технологий.

Государство должно создать и закрепить экономические механизмы стимулирования экологического предпринимательства и организаций – природопользователей по осуществлению этой деятельности включая: (рис.4)

Механизмы стимулирования

Рис.4. Механизмы стимулирования

Без дальнейшего развития налогового законодательства в части природопользования с учетом современных тенденций экологизации налогообложения, планомерное управление российской экономикой в комплексе общегосударственных задач не будет высокоэффективным.

Именно поэтому законодательством необходимо предусмотреть все возможности использования налогообложения в качестве эффективного финансового инструмента в решении комплекса важнейших задач в обеспечении эффективного, экологически безопасного природопользования, а так же сохранения и воспроизводства биоресурсов и внедрения инновационных технологий в области альтернативных способов производства и хранения топливно-энергетических и иных материальных ресурсов с целью поэтапного сокращения технократической нагрузки на природные запасы страны и окружающую среду.

Произведя анализ основных показателей поступления налогов уплачиваемых за добычу полезных ископаемых, а также за использование земельных ресурсов стоит отметить, что динамика поступлений является положительной. Наибольший процент уплаты налогов за добычу полезных ископаемых приходится на нефть. Следует отметить, что наибольшую долю в структуре поступлений налогов в федеральный бюджет РФ занимают налоги на добычу полезных ископаемых, они составляют 47%. Предприятия, организации и физические лица стали уплачивать платежи за природопользование по степени их потребления. Данная динамика положительно влияет на бюджет РФ и на экономику страны в целом.

Источник

Уголь, нефть, алмазы и другие материалы — все это сырье, необходимое для промышленности, науки, экономики и жизни обычных людей.

Все, кто занимается добычей полезных  ископаемых, платит государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого в 2002 году был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. 

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые: 

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся: 

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

  • Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
  • Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ. 

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
  • подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.
Читайте также:  Черный чай с мятой полезные свойства

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:
  • нефти
  • природного газа
  • газового конденсата
  • угля
  • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. 

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

Стоимость добытого полезного ископаемого  = Количество х Стоимость единицы

2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

Или

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

3. Выручка рассчитывается следующим образом:

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы: 

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
  • суммы страховых взносов. 

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Все просто: 

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

  • Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
  • Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
  • Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
  • Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК РФ и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Читайте нас на astral.ru

Источник