Налог на добычу полезных ископаемых совершенствование
Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет.
Вместе с тем этот налог недостаточно проработан, в нем имеют место серьезные недостатки в части эффективного его действия как для экономики государства, так и налогоплательщика. Не случайно в систему налогообложения недропользования вносятся чуть ли не ежегодные поправки, носящие принципиальный характер.
Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях.
Налогу на добычу полезных ископаемых характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта.
Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов.
Для дальнейшего совершенствования налога на добычу полезных ископаемых необходимо:
· аргументировано отстаивать позицию сохранения существующих требований по обеспечению прямого учета добытой нефти;
· достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости Налогового Кодекса РФ;
· ввести технологический регламент;
· разработать и принять федеральный закон «О нефти и газе»;
· повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;
· рассмотреть в среднесрочной перспективе возможность отказа корректировки налога на добычу полезных ископаемых с учетом мировых цен на нефть;
· изменить структуру декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения коэффициента, характеризующий динамику мировых цен на нефть;
· зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;
· уточнить критерии признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;
· создать биржу по торговле нефтепродуктами;
· ужесточить санкции за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;
· установить дифференциацию ставок налога для малых и средних нефтяных компаний.
Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.
Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых.
В то же время вносимые в законодательство изменения не должны создавать препятствия для эффективного налогового контроля за правильностью исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.
Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».
«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.
По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.
Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
- Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
- «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
- Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
- Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.
Первая попытка
Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.
Авторы
Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина
Совершенствование механизма налогообложения добычи полезных ископаемых
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2010 – 2012 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2010 – 2012 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. В связи с этим особое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых.
Совершенствование недропользования проводится по следующим направлениям:
С 2007 года в Налоговый кодекс Российской Федерации на постоянной основе введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за одну тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с несколькими коэффициентами – коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, и понижающим коэффициентом, характеризующим степень выработанности запасов конкретного участка недр.
Кроме того, в целях стимулирования добычи сверхвязкой нефти и нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, применительно к этим условиям добычи была установлена нулевая налоговая ставка (для месторождений Восточной Сибири она применяется вплоть до достижения накопленного объема добычи нефти уровня 25 млн. тонн).
При этом налоговым законодательством установлено существенное условие, заключающееся в том, что для применения понижающего коэффициента, характеризующего степень выработанности, и нулевой ставки количество добытого полезного ископаемого должно определяться прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств). Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения. Согласно нормам Налогового кодекса раздельное определение количества добытой нефти на конкретном участке недр и ее подготовки необходимо осуществлять на едином технологическом объекте.
На основании проблем, выявленных в ходе применения новых норм налогового законодательства в 2012 году, предлагается в 2013 году разработать и внести в Налоговый кодекс изменения, направленные на уточнение порядка применения учета добытой нефти в целях применения понижающих коэффициентов и нулевой налоговой ставки.
В качестве одной из мер, позволяющих обеспечить рентабельную разработку месторождений континентального шельфа Российской Федерации, требует решения вопрос о распространении в 2011 – 2012 гг. льготного режима уплаты налога на добычу полезных ископаемых (налоговые каникулы до достижения соответствующих объемов добычи или более эффективный инструмент в виде понижающих коэффициентов к ставке НДПИ) при добыче нефти на участках недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках повышения эффективности использования природных ресурсов в Российской Федерации также целесообразно начать поэтапную отмену нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче попутного нефтяного газа (с учетом фактической возможности добывающих организаций по использованию попутного газа). Налогообложение добычи попутного нефтяного газа представляется более простым в администрировании и эффективным механизмом создания стимулов для переработки попутного нефтяного газа, чем взимание штрафов за его сжигание.
Помимо этого будет рассмотрен вопрос об отмене с 2011 или 2012 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти.
В 2007 году были приняты решения о поэтапном повышении внутри российских цен на газ, а также о росте цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ. Они должны продолжать увеличиваться и в 2013 г. Вместе с тем, налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В результате, предприятия газовой отрасли в условиях растущих цен и неизменных ставок НДПИ располагают значительными дополнительными доходами, имеющими характер природной ренты. Часть указанных доходов предполагается изъять в бюджет не ранее 2011 года путем повышения ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа;
В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2011 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США.
В рамках реализации основных направлений налоговой политики на 2010-2012 гг. в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2010 – 2011 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.).
В связи с этим требуется совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью дальнейшего распространения специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых на другие виды твердых полезных ископаемых, а также уточнение действующих норм налогового законодательства в отношении определения налогооблагаемой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» начиная с 2008 года в составе доходов федерального бюджета выделяются нефтегазовые доходы, которые формируются за счет доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, вывозных таможенные пошлин на газ природный и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Динамика основных нефтегазовых доходов, прогнозируемых на 2010 год и на период до 2010 года, приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов
Наименование доходов | Прогноз на 2010 год | Прогноз на 2011 год | Прогноз на 2012 год | Темп роста доходов по сравнению с пред. Годом | Темп роста доходов в 2012 году по сравнению с 2010 годом | |
2011 г. | 2012г. | |||||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 860,7 | 843,7 | 841,2 | 98,0% | 99,7% | 97,7% |
Нефть | 761,2 | 741,8 | 736,9 | 97,4% | 99,3% | 96,8% |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 91,2 | 92,9 | 94,2 | 101,8 | 101,5 | 103,3 |
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья | 8,2 | 9,0 | 10,1 | 109,7% | 112,0 | 122,9 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 950,3 | 932,4 | 931,8 | 98,1% | 99,9% | 98,1% |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 308,1 | 316,0 | 319,5 | 102,6% | 101,1 | 103,7% |
ывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 264,1 | 259,8 | 255,8 | 98,4% | 98,5% | 96,9% |
Итого нефтегазовых доходов | 2383,1 | 351,9 | 2 348,3 | 98,7% | 99,8% | 98,5% |
В 2010 – 2012 годах наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов занимают доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации, суммарная доля которых увеличивается с 50,9 % в 2010 году до 56,1 % в 2011 году. Доля налога на прибыль организаций, напротив, снижается с 12,5 % до 11,2 %, как и доля единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (с 10,4 % до 10 % соответственно). Доля акцизов снижается в 2010 году до 3,3 % против 3,5 % в 2011 году и незначительно увеличивается в 2012 году до 3,4 %.
Структура нефтегазовых доходов приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура нефтегазовых доходов
Наиболее значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с добычей и экспортом нефти, – их доля в 2013 году составит 71,8 % и сократится в 2012 году до 71,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа в структуре нефтегазовых доходов в 2012 году прогнозируется в размере 17,6 % и увеличится по сравнению с 2010 годом на 0,9 процентного пункта. Увеличение доли доходов от уплаты налога на добычу природного газа объясняется тем, что при его добыче налог взимается по твердой ставке, которая не зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.