Налог на добычу полезных ископаемых роль

ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, УЧЕТ

Ф.С. Агузарова

УДК: 336.22

Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации

На основе проведенного анализа автор выявляет актуальные проблемы, имеющиеся в российской налоговой практике в настоящее время. В работе подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является важным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Отмечается, что Российская Федерация обладает масштабными природно-минеральными богатствами, и поэтому задачи налоговой политики государства формируются с учетом состояния природно-ресурсного компонента. Исследователем выявлены отдельные проблемы в отношении таких элементов налога на добычу полезных ископаемых, как объект налогообложения, налоговые льготы. В качестве рекомендаций предлагается создание стимулов для освоения новых месторождений, характеризующихся более значительными затратами, сложными геологическими условиями. Обозначенные трудности предлагается решать, рассматривая каждый случай отдельно.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, природные ресурсы, налог на дополнительный доход

Налог на добычу полезных ископаемых является важным элементом налоговой системы и системы налогообложения природных ресурсов. Во многом, задачи налоговой политики государства формируются в зависимости от современного состояния природно-ресурсного компонента. По объему добычи полезных ископаемых и их общей стоимости наша страна занимает лидирующие позиции в мире [3, с. 39]. Тем не менее, сегодня российская экономика находится в поиске новых точек роста, постепенно отходя от сырьевого вектора. Изменения в экономике в части добычи полезных ископаемых отражаются на динамике налоговых поступлений. Зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов понемногу сокращается. [2, с. 79]. Эта динамика была спровоцирована снижением среднегодовой цены нефти с более чем 100 долларов за баррель в 2014 году до 40 долларов за баррель в ценах 2017 года. При этом цена нефти за баррель подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года [12, п. 4]. Вместе с тем доля доходов от

© Ф. С. Агузарова, 2017

сбора налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации за 2015 год существенна (таблица 1).

Таблица 1

Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год

Наименова- Бюджеты бюджетной Федеральный Бюджет субъектов

ние показа- системы Российской бюджет Российской Федерации

теля Федерации

исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,

млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %

Доходы всего 26922,1 100,0 13659,2 100,0 9308,2 100,0

в том числе:

Налоговые 15516,0 57,6 8590,5 62,9 6925,1 74,4

доходы

из них:

НДПИ 3226,8 12,0 3160,0 23,1 66,8 0,7

Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год, расчеты автора

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации вместе составляет консолидированный бюджет Российской Федерации (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Из всех доходов бюджетной системы, исполненных в сумме 26922,1 млрд рублей, налоговые доходы составляют менее 60% — 15516 млрд рублей, из которых 3226,8 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Из них 3160 млрд рублей поступило в федеральный бюджет, и 66,8 млрд рублей — в бюджеты субъектов Российской Федерации. Удельный вес исследуемого налога в консолидированном бюджете равен 12%. Доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете составляет 23,1%, а в бюджетах субъектов Федерации— 0,7%.

Покажем НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 1)

На рисунке 1 видно, что в 2015 году НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более одной восьмой части всех поступлений. Наиболее существенна его доля в федеральном бюджете (около 25% всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен.

Отобразим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2015 год (рисунок 2).

На рисунке 2 видно, что в 2015 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете он занял более трети всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.

Бюджеты БС РФ ФБ РФ БС РФ

Доходы всего

НДПИ

Рисунок 1

НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год.

Рисунок 2

Поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год (млрд рублей) Источник: отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год

В связи с экономической ситуацией в России, связанной со снижением цены на нефть, НДПИ в последнее время имеет тенденцию к сокращению (таблица 2).

Таблица 2

Анализ роли налога на добычу полезных ископаемых в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год

Наименование Бюджеты бюджетной Федеральный бюд- Бюджет субъектов

показателя системы Российской Федерации жет Российской Федерации

исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес, исполнено, уд. вес,

млрд рублей % млрд рублей % млрд рублей %

Доходы всего 28181,5 100,0 13460 100,0 9923,8 100,0

втом числе:

Налоговые до- 22635,0 80,3 8734,2 64,9 1586,3 16,0

ходы, из них:

НДПИ 2929,4 10,4 2863,5 21,3 65,9 0,7

Источник: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год, расчеты автора.

В 2016 году доходы бюджетов бюджетной системы исполнены в сумме 28181,5 млрд рублей против 26922,1 млрд рублей в 2015 году. В том числе налоговые доходы исчисляются суммой в 22635 млрд рублей. В 2015 году — 15516,0 млрд рублей, из которых 2929,4 млрд рублей принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Показатели исполнения данного налога сократились на 297,4 млрд рублей (3226,8 млрд рублей в 2015 году— 2929,4 млрд рублей в 2016 году). Из 2929,4 млрд рублей в федеральный бюджет зачислено 2863,5 млрд рублей, в бюджеты субъектов — 65,9 млрд рублей. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых понизился до 10,4% против 12% аналогичного показателя 2015 года. В федеральном бюджете доля налога также сократилась и составила 21,3%. Что касается доли налога в бюджетах субъектах, то она не изменилась и составила 0,7% [1, с. 168].

Изобразим графически поступления НДПИ в с трук туре доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 3).

На рисунке 3 видно, что в 2016 году показатели исполнения НДПИ в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сократились. По-прежнему наиболее значима его доля в федеральном бюджете (более чем одна четвертая часть всех поступлений федерального бюджета). В доходах бюджетов субъектов налог незначителен. [7, с. 9].

Рассмотрим поступления НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российская Федерация за 2016 год (рисунок 4).

На рисунке 4 видно, что в 2016 году в сумме налоговых доходов НДПИ составляет меньше пятой части. В федеральном бюджете, как и в 2015 году, НДПИ занял примерно треть всех налоговых поступлений. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог поступил в незначительной сумме.

Рассмотрим динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему Российской Федерации за 2015—2016 годы (рисунок 5).

Рисунок 3

Поступления НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей) Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2016 год

1 Бюджеты БС РФ 1ФБРФ

2929,4 2863’5

65,9

НДПИ

22634,9

I

Налоговы доходы всего

Рисунок 4

НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (млрд рублей). Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год

Рисунок 5

НДПИ в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015—2016 годах (млрд рублей).

Источник: Отчетные данные Министерства финансов Российской Федерации за 2015—2016 годы.

На рисунке 5 видно, что показатели исполнения по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году сократились. Удельный вес поступлений налога зачисляется в федеральный бюджет: 97,7% в 2015 году и 97,8% в 2016 году. Следовательно, в бюджетах субъектов Федерации в2015и2016 годах доля налога на добычу полезных ископаемых равна 2,1% и 2,2% соответственно.

Таким образом, проведенный нами анализ подтвердил, что налог на добычу полезных ископаемых имеет существенное значение для экономики нашего государства, даже несмотря на сокращение поступлений. В действующей российской практике наблюдаются некоторые проблемы налогообложения добычи полезных ископаемых, решение которых повлечет повышение поступлений в бюджетную систему. Это прежде всего проблемы, связанные с самой оценкой стоимости добытых полезных ископаемых [6, с. 21]. По отдельным полезным ископаемым мы предлагаем рассмотреть возможность введения налога на дополнительный доход. Возникают трудности с отсутствием комплексной дифференциации НДПИ в зависимости от горнотехнических, природно-географических и экономических условий освоения и разработки месторождения. Именно такая дифференциация способна содействовать привлечению инвестиций в разработку труднодоступных и низкорентабельных месторождений, что достаточно часто встречается в практической деятельности. Кроме того, разумно создать стимулы освоения совершенно новых месторождений, характеризующихся более

значительными затратами и сложными геологическими условиями, например путем предоставления налоговых льгот. [8, с. 245]. При этом не следует забывать о целесообразности поиска других ресурсов и резервов наращивания доходной базы бюджетов бюджетной системы.

Также полагаем, что необходимо выработать механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации по повышению доходной и, соответственно, налоговой базы ресурсодобывающих предприятий, в том числе за счет передачи части налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Агузарова Ф. С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4 (17). С. 165-173.

2. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Реформа системы налогообложения нефтегазового сектора российской экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 75-80.

3. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 38-43.

4. Германова М.А. Объект НДПИ: коллизии правового регулирования // Право и экономика. 2016. № 4 (338). С. 55-59.

5. Журавлев М.А. Налоговая политика государства в газовом секторе // Economics. 2016. № 7 (16). С. 53-57.

6. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.

7. Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2002 по 2016 гг. // Инновационная экономика. 2016. № 2 (7). С. 9.

8. Палювина А. С., Каширина М.В. Совершенствование системы налоговых льгот при расчёте НДПИ в РФ // Финансовое право и управление. 2016. № 3. С. 241-246.

9. Хапсаева Р.Б. Теоретические аспекты формирования бюджетных расходов в регионе // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1267-1269

10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region // La Pensee (Paris). 2014. Т. 76. № 10. С. 2-12.

11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E. V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).

12. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6e24 87a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (дата обращения: 14 декабря 2017 года).

References

1. Aguzarova F.S. The Strengthening of sub-Federal budgets of the Russian Federation on the basis of value added tax. EHkonomika. Biznes. Banki [Economy. Business. Banks], 2016, no. 4 (17), pp. 165-173 (in Russian).

2. Artemenko D.A., Artemenko G.A. Reform of the taxation of the oil and gas sector of the Russian economy. Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [The State and municipal management. Proceedings of the SKAGS], 2017, no. 2, pp. 75-80 (in Russian).

3. Bulanceva M.V., Kudryavtseva N.Y. Tax on extraction of mineral resources: expectations and reality. EHkonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij [Economics and innovations management], 2016, no. 1 (52), pp. 38-43 (in Russian).

4. Germanova M.A. The Object is met: collisions of legal regulation. Pravo iehkonomika [Law and Economics], 2016, no. 4 (338), pp. 55-59 (in Russian).

5. Zhuravlev M.A. State Tax policy in gas sector. Economics [Economics], 2016, no. 7 (16), pp. 53-57 (in Russian).

6. Mishustin M.V. Growth Factors tax income: a macroeconomic approach. EHkonomicheskayapolitika [Economic policy], 2016, Vol. 11, no. 5, pp. 8-27 (in Russian).

7. Polovina A.S., Kashirina M.V. Improving the system of tax benefits in the calculation of mineral extraction tax in Russia. Finansovoe pravo i upravlenie [Finance and management], 2016, no. 3, pp. 241-246 (in Russian).

8. Ponkratov V.V. Formation and use of oil and gas Federal budget revenues in conditions of low energy prices and lack of budget rule. EHkonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right], 2016, no. 2, pp. 104-111 (in Russian).

9. Chapaeva R.B. Theoretical aspects of the formation of budget expenditures in the region. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 12, Vol. 6. pp. 1267-1269 (in Russian).

10. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region. La Pensee (Paris), 2014, T. 76, no. 10, pp. 2-12 (in Paris).

11. Artemenko D.A., Aguzarova L.A., Aguzarova F.S., Porollo E.V. Causes of Tax Risks and Ways to Reduce Them. European Research Studies Journal, 2017, Volume XX, Issue 3B, pp. 453-459 (in Greece).

12. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6 e2487a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ (accessed December 14, 2017) (in Russian).

Источник

УДК 336.221.262

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НОВОВВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Набадчикова Виктория Александровна, Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург E-mail: vika_wiktoria@mail.ru

Научный руководитель: Огородникова Е.П., Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург

Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность налога на добычу полезных ископаемых, его дальнейшее развитие в нашей стране, а также возможные поправки для улучшения данного налога. В работе подчеркивается, что налог на добычу полезных ископаемых является одним из ведущих элементов налогообложения в нашей стране, так как Россия богата природными ресурсами, а значит, данная статья является уникальной.

Abstract. This article discusses the nature of the mineral extraction tax, its further development in our country, as well as possible amendments to improve this tax. The basis of this work is the fact that the tax on mining is one of the main elements of taxation in our country.

Ключевые слова: налоги, Российская Федерация, НДПИ, природные ресурсы

Key words: taxes, Russian Federation, NDPI, natural resources.

Российская Федерация богатая ресурсами страна. Это дает ей развитие в различных сферах производства, развитии отраслей. Для государства важно, чтобы страна развивалась, был подъем, открывались новые месторождения, увеличивались производства. Все это даст стране поступления в бюджет средств, а, значит, и развитие других сфер. Свое внимание мы остановили на федеральном налоге, который взимается с пользователей недр. Данный налог действует с 1 января 2002 года Налогового Кодекса Российской Федерации [3] и является ведущим для нашей страны, если рассматривать налоговые поступления за 2015 год, данный показатель составил 3226,8 млрд. руб., а в 2016 год 2929,4 млрд. руб., изменения составили -297,4 млрд.руб., это говорит о том, что необходимы изменения в налогообложении НДПИ. К причинам снижения поступлений специалисты относят снижения добычи полезных ископаемых, неблагоприятную динамику цен на полезные ископаемые. Для анализа рассмотрим поступления в бюджет НДПИ России, в млрд. рубл. за 2012-2018 годы (рис. 1) [5].

7000 6000 5000

ю

£ 4000

I 3000 2000 1000 0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

годы

Рис. 1 Поступление НДПИ в бюджет, млрд. руб.

(Федеральная налоговая статистика)

Если рассмотреть структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет за 2018 год составил 21,3 трлн. рублей (по данным главы Федеральной налоговой службы М. Мишустина) (рис. 2) [5]. В связи с тем, что доля НДПИ в 2018 году составила 23% необходимо более подробно изучить данный налог [2]. Объектом НДПИ является полезные ископаемые, ресурсы, которые: а) находятся или добыты на территории нашей страны; б) добыты за пределами нашей страны, но находятся под нашей юрисдикцией. Плательщики – предприятия, организации, физические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользовании участком недр.

На сегодняшний день многие специалисты приходят к тому, что налог на добычу полезных ископаемых утрачивает регулирующую функцию и необходимо со стороны государства ряд изменений, для улучшений и дальнейшего развития налога [1].

имущественные налоги 8%

налог на прибыль

19%

Акцизы 7%

НДПИ 23%

другие налоги

5%

НДС 18%

НДФЛ 20%

Рис. 2 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет за 2018 год

Первое, что предлагается уже сегодня это при определении налога учесть условия залегания полезного ископаемого: грунт, глубину залегания, какие технологии необходимы для добычи. Это позволит уменьшить налогооблагаемую базу в сложнодоступных местах, позволит создать поправочный коэффициент, а значит для убыточных, либо малорентабельных месторождения смогут продолжить свое существование [4]. И поэтому предлагается усложнить НДПИ, а именно сделать его в несколько этапов. Далее рассмотрим их более подробно:

1 этап: Рассмотреть некий комплекс факторов – вынимаемая мощность пласта, глубина разработки месторождения, угол падения разработки пластов, природная насыщенность полезными ископаемыми.

2 этап: это доработка первого этапа, а именно составление интервала изменения влияющих факторов и величины поправочных коэффициентов. Для удобства запишем это в таблицу (Таблица 1).

3 этап: один из ведущих. Определим налогооблагаемую базу (НБ). НБ определяется по каждому пласту, если качество полезного ископаемого одного вида различно.

Таблица 1

Интервал изменения влияющих факторов и величины поправочных коэффициентов

Значение поправочного коэффициента к ставки НДПИ Мощность пласта, м Глубина, разработки Угол падения пласта, градус Газообильность

0,7 – – – свыше 15

0,8 менее 2 свыше 500 более 25 10-15

0,9 3-2 300-500 19-25 5-10

1 3-3,8 100-300 0-18 0-5

0,9 3,8 и более – – –

Далее вычислим по формуле:

Налогооблагаемая база по НДПИ ь ого пласта = Добыча полезного ископаемого с ь ого пласта (тыс. руб) * Цена марки полезного ископаемого ь ого пласта (руб/т)

Далее рассчитаем НДПИ с ь ого пласта:

НДПИ ь ого пласта = Налогооблагаемая база по НДПИ ь ого пласта * Налоговую ставку НДПИ (%) * Значение поправочного коэффициента к ставке НДПИ

4 этап: определим НДПИ по предприятию.

Следующее предложение специалистов – это связать НДПИ и экспортные пошлины с мировыми ценами, т.е. они будут варьироваться (при высоких ценах – повышать, при низких – уменьшать).

За последние годы НДПИ все же претерпел ряд изменений – реформа в нефтяной отрасли – снижение ставок экспортной пошлины на нефть и повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых [1]. Поступление НДПИ за нефть (за счет повышения НДПИ) в 2017 года составило 140 млрд. рублей, в 2018 176 млрд. рублей, а в 2019 году ожидается 208 млрд. рублей. А от газа (за счет повышения налога) в 2017 году бюджет пополнился на 170 млрд. рублей, в 2018 году – 100 млрд. рублей, а в 2019 ожидается 114 млрд. рублей [5].

2017 2018 2019

Рис. 3 Динамика фактических и прогнозируемого поступления НДПИ за нефть в бюджет, млрд. рублей [5]

2017 2018 2019

Рис. 4 Динамика фактических и прогнозируемого поступления НДПИ за газ в бюджет, млрд. рублей [5]

Еще одно изменение которое, по мнению специалистов, сделает НДПИ более удобным – это заменить НДПИ на НДД (налог на добавленный доход). Данное предложение имеет два мнения: первое – данное решение повысит инвестиционную привлекательность, а, значит, это приведет к открытию новых месторождений; второе мнение высказали специалисты Минфина РФ – введение НДД увеличит налоговую нагрузку на новые нефтяные месторождения, либо газовые (месторождения с низкими затратами), а также организации работающие долгое время в этой сфере и имеющие льготы. Однако выразился Минфин в данной сфере планируются изменения, которые предполагают сбалансировать уровень налоговой нагрузки [2].

В заключении следует отметить, что НДПИ – важный федеральный налог. Необходимо совершенствовать данный налог, повысить его роль как для государства, так и для населения. Ведь и у государства, и у населения общая цель – открывать новые месторождения, платить налоги и развивать страну. В данной работе приведены ряд предложений по усовершенствованию НДПИ со стороны Минфина и специалистов РФ. А, значит, что в скором времени в НДПИ будут внесены реформы.

Список использованных источников:

1. Голованов Г.Р. Правовые проблемы определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых // Законодательство. – 2017. – № 9. – С. 27-30

2. Минфин России, официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ы^://т.ттАп.ги/га (дата обращения: 21.05.2019)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), система Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения: 21.05.2019)

4. Огородникова Е.П. Анализ и их влияние на рост цен // Аграрный вестник. – 2017. – № 3 (20). – С. 81-84

5. Федеральная налоговая служба, официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.05.2019)

Источник