Налог на добычу полезных ископаемых проблемы и перспективы

Налог на добычу полезных ископаемых проблемы и перспективы thumbnail

Библиографическое описание:


Винокурова, Н. П. Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития / Н. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41088/ (дата обращения: 25.10.2020).



Россия является мировым лидером по разнообразию природных ресурсов. Многие природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и не возобновляемые, в основном минеральные и земельные ресурсы. Для их рационального использования требуется принцип качественного регулирования ресурсных платежей, исследования по расчетам платежей за добычу природных ископаемых. Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ [4] является полезное ископаемое добытое из недр, исходя из этого налоговой базой изложен порядок определения количества, добытого полезного ископаемого на основании, которого осуществляется начисление налога. НДПИ исчисляется по методике определения количества добытых полезных ископаемых и рассчитывается прямым и косвенным способом, т. е. с использованием измерительных устройств и по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье [1,2].

Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые. Поступление налоговых доходов в январе 2017г. составило 42,5 млрд. руб. и увеличилось относительно января 2016г. в 1,6 раза (+16,7 млрд. руб.) — в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,9 раза. Общегосударственный и коммерческий баланс заинтересованности в справедливом взимании налогов и сборов создают условия для рационального использования права на пользование недрами земли.

В России НДПИ определяется в процентах стоимости добытого полезного ископаемого (по количеству на единицу стоимости добытого полезного ископаемого).

Специалисты предлагают связать НДПИ и экспортные пошлины с мировыми ценами, применяя гибкость — при высоких ценах повышать, при низких снижать.

В последние несколько лет в России проводится реформа в нефтяной отрасли. Основная цель реформы состоит в снижении ставок экспортной пошлины на нефть и повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в январе 2017г. составило 18,4 млрд. руб. От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей, в 2018 году — 100 миллиардов, и в 2019 году — 114 миллиардов рублей. От повышения НДПИ на нефть — 140, 176 и 208 миллиардов соответственно. Затем НДПИ будет заменен на НДД — налог на добавленный доход. Главная цель перехода на НДД — повышение инвестиционной привлекательности освоения новых нефтяных промыслов [3].

Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД) невыгоден многим добывающим предприятиям России. Анализ вероятной фискальной новации, на которой так настаивает Минфин РФ, показал, что введение НДД, во-первых, увеличит налоговую нагрузку на новые нефтяные месторождения с низкими затратами на освоение или со значительной долей добычи газа. Во-вторых, испытают финансовые проблемы предприятия, работающие на зрелых месторождениях с высоким уровнем льгот. Выгоден новый налог только для большинства зрелых месторождений без льгот.

Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации производителей нефти и бюджету, для устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов при резких падениях мировых цен на нефть, а также предотвратить падение добычи нефти. На 2018–2020 гг. запланировано завершение «налогового маневра», которое повлечет за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Нововведением можно считать Законопроект предусматривающий изменение порядка определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче горючего природного газа организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями. Эти изменения увеличат ставку НДПИ для этих организаций на 413 рублей за тысячу куб. м в 2017 году. При этом ставка НДПИ на нефть увеличится на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018–2019 годах. Однако надо признать, что такое увеличение нагрузки на нефтяную отрасль «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи».

В законопроекте предлагается установить твердую ставку НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 рублей за тонну добытой руды.

Поступление НДПИ в бюджет Якутии на 2017 год, где добывается более 90 % всех алмазов России, прогнозируется на уровне 21,3 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей ниже прогнозных показателей 2016 года. Прогнозы поступления НДПИ основаны на планируемых объемах добычи алмазов, золота и угля, прогнозируемого уровня цен на эту продукцию и среднегодового курса доллара США к рублю, который, согласно принятому социально-экономическому прогнозу равен 67,5 рубля. Бюджет Якутии за девять месяцев 2016 года получил от администрирования налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 9,9 млрд. рублей, что составило 43,5 % от плана. Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов). В бюджете на 2017 год и 2018–2019 гг. планы поступления НДПИ зависят от объемов добычи полезных ископаемых — алмазодобыча, золотодобыча и угледобыча. Пока объем добычи сырых алмазов идет ниже, чем предполагалось, но при этом угля — выше, золота — на уровне [5].

Якутия предлагает рассмотреть ряд льгот по НДПИ (в виде снижения ставок по НП для организаций) для нефтяных месторождений республики. В частности, предлагается льгота для Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в Восточной Сибири (извлекаемые запасы — 134 миллиона тонн нефти и конденсата и 155 миллиардов кубометров газа).

Положительный результат НДПИ заключается в том, что государство получило относительно простой управляемый налог, он техничен, его основные элементы расширены геологическими терминами, и доходы от добычи полезных ископаемых имеют весомый налоговый потенциал, является бюджетообразующим звеном доходов государства. Также практика показывает и отрицательные стороны по формулировке геологических терминов НДПИ, создающих сложности расчетов, толковании, единых подходов у законодателей и правоприменителей и создает необходимость его пересмотра, обеспечения надлежащего правового регулирования. Для анализа эффективности предоставления льгот, целесообразно провести государственную экспертизу проектов освоения месторождений. Необходимо обобщить основные макроэкономические и геополитические факторы, определяющие поступления НДПИ в РФ в ближайшей перспективе.

Литература:

  1. Зозуля В. В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 257 с.
  2. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/
  4. Налоговый кодекс РФ. Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/e6d44e47786df6c9aabeb01919ecdb24f6a2e7da/
  5. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) URL: https://www.sakha.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): рубль, добытое полезное ископаемого, ископаемое, нефтяная отрасль, Россия, бюджет Якутии, добыча газа, налоговая нагрузка, рациональное использование, РФ.

Источник

Разработанный Минфином и принятый в первом чтении Госдумой законопроект о повышении НДПИ в 3,5 раза для химической и металлургической промышленности не на шутку встревожил отраслевое сообщество. По задумке эта мера должна срезать часть сверхдоходов таких компаний и направить их в российский бюджет, которому на фоне коронакризиса деньги и правда очень нужны.

Но экспертов удивило то, что правительство ради того, чтобы положить в бюджет в общем незначительную сумму в 56 млрд рублей (для сравнения, только от предстоящего повышения акцизов на табак планируется привлечь порядка 70 млрд), готово не только поставить под угрозу дальнейшее развитие и конкурентоспособность отрасли, но и в очередной раз доказать российским и зарубежным инвесторам, что его обещаниям верить не стоит.

«За скобками остаются предположения как внезапное и неподкрепленное макроэкономической ситуацией повышение налогов может отразиться на инвестиционном климате? Особенно на фоне обещаний Минфина и лично Силуанова – эти налоги не поднимать», – удивляется инвестбанкир Евгений Коган в своем Telegram-канале.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты тоже сочли повышение НДПИ для двух этих отраслей не просто бессмысленным, но и опасным.

«Любое повышение налогов в разгар экономического кризиса снижает возможности для восстановления российской экономики. Теоретически это может быть компенсировано расходами бюджета, но нам-то обещают бюджетную консолидацию», – разводит руками главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

По словам аналитика, повышение налогов отнюдь не способствует росту и поддержанию занятости, хотя России в нынешней ситуации явно не стоит стремиться к дополнительным сокращениям рабочих на крупнейших предприятиях.

Напомним, что по итогам августа безработица в стране выросла до 6,4%, установив рекорд с апреля 2012-го года. Отдельным элементом этой проблемы в случае с химиками и металлургами остается то, что по сути такие предприятия расположены в моногородах, где уволенным сотрудникам попросту некуда больше идти работать.

«Более того, повышение НДПИ провоцирует выход из оборота более низкомаржинальных рудников и шахт, – предупреждает Антон Табах. – И в целом от хороших заработков химиков и металлургов деньги бюджетом были бы получены и так, через тот же налог на прибыль. Но, видимо, хочется больше и в федеральный бюджет».

Таких итогов от повышения НДПИ опасаются и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

«Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, снижения программ корпоративной социальной ответственности и благотворительности», – указано в письме организации, направленном премьер-министру Михаилу Мишустину.

По мнению многих экспертов, наполнить бюджет можно было бы с помощью гораздо более эффективных и менее травмирующих экономику способов. Во-первых, у России один из лучших мировых показателей по отношению госдолга к ВВП: в конце года он составил только 12,3% от этого показателя, хотя для развивающихся стран относительно безопасным принято считать уровень в 40%. Отметим, что всего за один аукцион по размещению ОФЗ, прошедший 23 сентября, Минфин разместил облигаций на сумму в 120 млрд рублей – вдвое больше, чем планируется привлечь за счет повышения НДПИ.

Второй вариант – провести приватизацию принадлежащих государству активов. С этой идеей на днях выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам. Кудрин отметил, что в течение пяти-шести лет бюджет за счет реализации этой меры может получать по 200-300 млрд рублей.

«Получить доходы за счет продажи госимущества с точки зрения экономического роста было бы лучше. В России сохраняется огромный государственный сектор, который постоянно разрастается, что уже стало отдельной проблемой», – согласился с мнением Алексея Кудрина ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский в беседе с «Ведомостями».

Бей своих, чтобы чужие боялись

По сути «медвежья услуга», которую правительство оказывает российским химикам и металлургам тянет за собой целый комплекс проблем, поскольку сама отрасль не работает в вакууме: от нее зависит множество предприятий в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и так далее.

За примерами далеко ходить не надо. На днях издание «Финам» сообщило, что при повышении НДПИ с 2021-го года один из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений российская группа Акрон (крупнейший работодатель Новгородской области) будет вынужден сократить добычу фосфатного сырья на ГОК «Олений Ручей» и вместо этого начать закупать сырье в Бельгии и Марокко – так будет попросту выгоднее.

«В данном случае повышение налога ведет к деградации его добычи, поскольку расходы на НДПИ при текущих рыночных условиях превышают точку безубыточности. Поскольку апатитовый концентрат необходим компании для производства сложных удобрений, при отрицательной рентабельности своего производства, группа начнет закупки у зарубежных конкурентов», – пишет «Финам».

Дальше по цепочке пострадает сельское хозяйство. Несколько дней назад в беседе с отраслевым изданием «Агроинвестор» неназванный источник из аграрного сектора отметил, что растениеводство остается ключевым драйвером роста АПК, и до сих пор отечественные экспортеры сельхозпродукции успешно конкурировали по ценам на мировом рынке. Но когда производители минеральных удобрений начнут перекладывать свои растущие затраты на аграриев, ситуация в корне изменится.

«Повышение налога создает новую проблему. Мы инвестируем в производство из чистой прибыли, и необоснованный рост стоимости сырья автоматически означает снижение капиталовложений в развитие рудно-сырьевой базы». Это скажется на доступности минеральных удобрений, а значит — на объеме урожаев и на конкурентоспособности российского экспорта продовольствия», – предупредил собеседник «Агроинвестора».

Долой инновации

Проблемы у металлургов и химиков появятся и в плане внедрения инноваций. Дело в том, что компании из этих секторов являются наиболее наукоемкими, причем не только в добывающей отрасли. По данным Росстата, в прошлом году всего 9,1% компаний в России внедряли технологические инновации, а в среднем по отрасли этот показатель составил и вовсе 6,8%. Для сравнения, у химиков эта цифра составила 26%, а у металлургов – все 29%.

Повышение НДПИ в этом смысле скажется на собственных доходах компании, а значит, велика вероятность того, что им придется сокращать свои инвестпрограммы, в то время как возможность привлекать иные финансовые ресурсы у них в этом смысле весьма ограничена.

«С высокой вероятностью повышение НДПИ приведет к сокращению инвестпрограмм, поскольку Россия в этом смысле – уникальная страна. У нас порядка 2/3 от общего объема инвестиций финансируются из собственных средств предприятий. В свое время повышение НДС выбило часть денег предприятий, что привело к снижению инвестиций и сказывается до сих пор», – объясняет Антон Табах.

Важно отметить, что внедряемые такими компаниями инновации касаются не только общей эффективности производства, но и повышения их экологичности. Если такие инвестпрограммы будут существенно снижены, это ударит по экспортному потенциалу продукции компаний, а ведь они остаются одним из самых значимых источников валютной выручки для страны в целом.

Проблема в том, что в ближайшие годы ЕС планирует ввести так называемый «углеродный налог», который будет взиматься с ввезенной продукции, производству которой сопутствуют выбросы углекислого газа. В настоящий момент планируется, что этот налог составит порядка 30 евро за каждую тонну углекислого газа, выброшенного в атмосферу. Многие компании, и прежде всего, металлурги-экспортеры, реализуют достаточно затратные экологические программы, направленные на снижение углеродного следа по всей цепочке производства. Поэтому, что будет в случае роста НДПИ с подобными программами – вопрос риторический.

Обманутые инвесторы

В беседе с «Газетой.Ru» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова отметила, что по сути сегодня узел на шее реальных производителей с высокой добавленной стоимостью затягивается до уровня угрозы финансовому самочувствию и операционному развитию. И единственное, что взамен получает бюджет – сущие копейки в сравнении с его общим размером.

«Это явный негативный сигнал рынку, который приведет к сведению эффективности инвестиционных стратегий к минимуму и падению общего объема инвестиций. В миноре и регионы, в которых ведут производства гиганты металлургии и химической отрасли – к ним налоговые отчисления из серьезных потоков превратятся в мелкие ручейки», – сетует Анна Бодрова.

Такие действия со стороны правительства обязательно затронут частных инвесторов, причем в самый неподходящий момент: когда поток новых индивидуальных участников российского фондового рынка достиг исторического рекорда. Сейчас брокерские счета есть у 6,2 млн человек, хотя еще в начале года их было на 2,4 млн меньше.

«Частных инвесторов пару лет назад через Мосбиржу загнали в рублевые инструменты. Слабый рубль, высокие налоги, тающая на глазах капитализация компаний отрасли, непривлекательная дивидендная история подстегнули интерес с к долларам, евро и акциям зарубежных компаний. Ничего личного, но каждый инвестор бережно считает деньги, обнуляя риски непредсказуемых решений регуляторов», – подытожила Анна Бодрова.

Источник

Рост цен на продукты и тарифов ЖКХ, сокращение рабочих мест — такими будут последствия повышения налогов для предприятий металлургической и химической промышленности, по оценкам игроков рынка. В распоряжении “Ъ FM” оказались письма профильных ассоциаций премьер-министру Михаилу Мишустину и первому зампреду правительства Андрею Белоусову. Бизнес просит чиновников отказаться от идеи увеличения фискальной нагрузки. В среду Мишустин анонсировал повышение налога на добычу полезных ископаемых, которое коснется производителей удобрений и металлов. Ранее “Ъ” сообщал, что сборы вырастут в 3,5 раза, причем уже со следующего года. Какие аргументы приводит бизнес против такой меры? И услышат ли их власти? Разбирались Григорий Колганов и Юлия Репринцева.

Правительство, судя по публикации “Ъ”, придумало некий «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ. Но бизнес считает это прямым повышением налога в 3,5 раза. Письма Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь» и Российской ассоциации производителей удобрений на удивление похожи по содержанию: мера увеличит издержки бизнеса и вызовет спад его инвестиционной активности, при этом никаких фундаментальных оснований для повышения налогов власти не представили.

Аргументы кажутся убедительными доктору экономических наук Владимиру Рудашевскому: «Повысив НДПИ, власть запускают кампанию снижения инвестиционных планов как раз на тот самый уровень, на какой увеличен НДПИ. Они снизят свои инвестиционные программы. Не такое уж тяжелое положение в бюджете, я думаю, это делается на всякий случай: пополним бюджет сегодня, а завтра или послезавтра уж что-нибудь там придумаем».

Для одних только производителей удобрений, уточняют авторы письма, налог на добычу полезных ископаемых может увеличиться на 6 млрд руб. И сокращение инвестиций — не единственная проблема. Бизнес также предупреждает, что вынужден будет уменьшать капзатраты, что приведет к снижению конкурентоспособности их продукции и, как следствие, срыву нацпроектов «Экология» и «Экспорт». Кроме того, не исключены и тяжелые последствия в виде увеличения стоимости товаров и продуктов, которые растут на отечественных удобрениях, и даже, что совсем печально, увольнений.

Но неужели рост фискальной нагрузки вызовет катастрофу? Ведь, по оценкам аналитиков, доля НДПИ в выручке, например, горнорудных компаний сейчас менее 5%. Вот и начальник управления торговых операций «Фридом Финанс» Георгий Ващенко подсчитал, что новая мера на колени бизнес не поставит: «Там затраты вряд ли будут сокращены. По никелю я немного прикинул, в принципе ему ничего сокращать не придется, у него максимальные потери прибыли порядка 5%. Тут никакого сильного негативного эффекта нет. Даже если предполагать какой-то худший сценарий, просто налог вырастет в 3 раза. Наверное, порядка, $4-5 млрд из металлургической отрасли в виде дополнительных налогов планируется добыть.

Серьезных катастрофических последствий для отрасли мы не ожидаем. Химики в схожей примерно ситуации — высокая рентабельность при минимуме каких-то локальных затрат на добычу».

Потрясти карманы металлургов и химиков — идея не новая. Ее выдвигал еще пару лет назад нынешний первый вице-премьер, а тогда помощник президента Андрей Белоусов. Логика простая: у экспортеров из-за девальвации рубля образовалась сверхприбыль, надо бы поделиться. В то время бизнесу удалось отбиться.

В среду ни один крупный игрок рынка и даже профильные ассоциации не согласились обсуждать с “Ъ FM” идею правительства. Может быть, отходят от шока? Или готовят к запуску мощную лоббистскую машину, чтобы, как и в прошлый раз, минимизировать свои потери? Вряд ли у них что-то получится, полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, причем карту социальной нестабильности лучше даже не разыгрывать: «Попытки, безусловно, будут, но сейчас позиция Минфина для Владимира Путина является перевешивающей. А позиция заключается в том, что денег нет, надо срочно собирать их там, где они еще есть. Поэтому можно писать ему письма, задействовать РСПП, кулуарно встречаться. Но настроение Путина читается достаточно очевидно. Здесь разыгрывать карту социального недовольства вряд ли получится. Власть попытается объяснить, что истории с “новыми Пикалево” будут категорически пресекаться.

У металлургических компаний есть собственники, я думаю, что власть попытается объяснить, что прежде всего деньги должны вносить они».

В своих письмах бизнес первым делом напоминает о том, что Владимир Путин ранее обещал не увеличивать фискальную нагрузку в ближайшие шесть лет. Мол, как же так — здесь прямое повышение налога. “Ъ FM” спросил об этом пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Ответ, если вкратце, был таким: есть обещания, а есть реальная экономическая ситуация.

Повышение НДПИ — не единственный инструмент «мобилизации бюджетных доходов», как называет эти инициативы Минфин. В планах правительства пересмотреть льготы для нефтяников, увеличить внешние заимствования и увеличить табачные акцизы. Последняя мера, по оценкам игроков рынка, приведет к подорожанию пачки сигарет в среднем на 20 руб.

Источник