Налог на добычу полезных ископаемых при путине
Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.
Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».
«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.
По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.
Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
- Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
- «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
- Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
- Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.
Первая попытка
Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.
Авторы
Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина
Пострадают, скорее, бюджеты зажиточных регионов
Доходы бюджета не окупят ссору Минфина с горняками /Денис Абрамов / Ведомости
Госдума приняла в первом чтении законопроекты Минфина по повышению налогов для добывающих компаний: на ставки по НДПИ в отношении отдельных твердых полезных ископаемых (металлов и удобрений) вводится повышающий коэффициент 3,5, отменяется ряд льгот по НДПИ, включая льготу на добычу сверхвязкой нефти, а зона применения налога на дополнительный доход расширяется.
Идея повысить налоги для добывающих компаний впервые появилась в 2018 г. вместе со «списком Белоусова». Тогда еще помощник президента Андрей Белоусов представил президенту Владимиру Путину перечень из 14 компаний горно-металлургического и химического секторов, которым было предложено платить по 0,5 трлн руб. в год. Главная причина – получение этими компаниями сверхдоходов и низкие налоги. Тогда в результате переговоров компании согласились инвестировать эти средства в экономику России.
Однако в законопроекте, который предлагает правительство сейчас, нет никакого перечня компаний: речь идет о повышении НДПИ, отмене отдельных льгот и изменении расчетных коэффициентов для всех компаний, получающих доход от земли. «Это рентные предприятия, которым основной доход дает не производительность труда, а земля, – поясняет логику правительства директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Они высокорентабельные, обладают достаточной прибылью, и они недоплачивают налогов».
По словам статс-секретаря – заместителя министра финансов Алексея Сазанова средняя доходность по отраслям, облагаемым НДПИ, составляет более 20%, а по отдельным компаниям – более 50%. По расчетам Минфина, после вступления законопроекта в силу налоговая нагрузка на прибыль для таких компаний повысится на 2%. «Поэтому мы не ожидаем существенного ухудшения финансового положения таких компаний от наших нововведений», – сказал он, выступая в ходе первого слушания законопроекта в Думе во вторник.
Эксперты обращают внимание на существующий низкий уровень налогообложения рентных компаний, а также на весьма скромные аппетиты Минфина. «По действующему в настоящий момент в РФ законодательству эффективная ставка НДПИ по нефти составляет 40–50% от выручки, по газу – 15%, по драгоценным камням – 8%, по драгметаллам – около 6%, а по твердым полезным ископаемым – всего 0,5–0,6%, – подсчитал доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – При этом за рубежом последний показатель выше в разы и находится на уровне 2–6%. В связи с этим внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект о повышении с 2021 г. НДПИ в 3,5 раза для металлургов и производителей удобрений выглядит логично. По задумке Минфина, это позволит пополнить бюджет 2021 г. на 56 млрд руб.».
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНХП) РАН Александр Широв указывает, что это крайне незначительная сумма по масштабам российской экономики. «Именно в связи с ее незначительностью возникает главный вопрос: насколько необходимы эти действия, существенно осложняющие взаимоотношения государства и крупного бизнеса», – отмечает он.
При этом компаниям вряд ли удастся переложить возросшие в связи с увеличением налогов расходы на потребителей. «Цены на большинство сырьевых товаров, которые подпадут под новый размер налогообложения, формируются по принципу экспортного паритета (цены равны экспортным, скорректированным на курс рубля и за вычетом затрат на налоги и транспортировку) либо вообще в рамках ценообразования внутри вертикально-интегрированных компаний, – объясняет Широв. – Таким образом, существенного роста цен на такую продукцию ожидать не стоит».
Помимо самих компаний пострадавшими от налоговых новаций могут оказаться регионы, предупреждают эксперты. По Бюджетному кодексу нормативы зачисления поступлений от НДПИ в федеральный и региональные бюджеты зависят от вида полезных ископаемых. Как следствие, эффект от предлагаемых мер на региональные бюджеты будет зависеть от того, какой вид сырья добывается в том или ином регионе, поясняет эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Собственные доходы регионов, специализирующихся на добыче нефти и природного газа, вследствие принятия предложенных Минфином России изменений в налоговом законодательстве могут снизиться, – отмечает он. – Речь прежде всего может идти о Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе».
Но эти регионы вряд ли столкнутся с существенными трудностями – там придерживаются консервативной политики и располагают значительным запасом бюджетных средств. «Для других регионов, в значительной степени зависящих от налогов от нефтегазового сектора и не располагающих столь существенными резервами, новые изменения законодательства станут более проблематичными», – поясняет Першин. При этом эксперт напоминает, что норматив зачисления поступлений от НДПИ по металлам и удобрениям в региональные бюджеты составляет 60%. «Несмотря на снижение поступлений по налогу на прибыль, регионы, в которых осуществляется добыча таких полезных ископаемых, могут увеличить свои доходы за счет больших поступлений по НДПИ», – отмечает Першин.
Что касается отмены льгот, то ее эксперты тоже оценивают в целом положительно. По мнению Широва, это «не приведет к массовым банкротствам либо другим негативным последствиям институционального характера». Впрочем, нефтяные компании уже пригрозили сокращением инвестиций в новых условиях, так что ко второму чтению этот пункт может измениться.
Обсуждение поправок в Налоговый кодекс, предполагающих повышение ставки НДФЛ до 15% для лиц, чьи доходы превышают 5 млн руб. в год, Госдума решила обсудить в первом чтении в октябре.
https://ria.ru/20200930/nalog-1577998464.html
Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд
Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд
Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых РИА Новости, 30.09.2020
2020-09-30T13:49
2020-09-30T13:49
2020-09-30T13:49
антон силуанов
госдума рф
андрей белоусов
экономика
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_0:0:2507:1410_1920x0_80_0_0_e33d586ee86eaa68c1840aeaa62a4996.jpg
МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).
https://ria.ru/20200925/nalogi-1577753955.html
https://ria.ru/20200914/migranty-1577190573.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_163:0:2043:1410_1920x0_80_0_0_f15f191ccb566dc328518e7abce40752.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
антон силуанов, госдума рф, андрей белоусов, экономика
МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.
Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.
Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).
Архивное фото
Фото: Reuters
Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU – Правительство России одобрило отмену некоторых льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти, в результате чего рассчитывает в 2021 году получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.
По словам участников рынка, об отмене льгот на добычу сверхвязкой нефти они узнали из новостей. В публичной плоскости также не звучало таких предложений. Расходы у бюджета растут, а источников для доходов ввиду резкого падения цен на нефть и сделки ОПЕК+ меньше.
Известно было лишь о недовольстве Минфина результатами первого года эксперимента по переходу на уплату налога на добавленный доход (НДД) – вместо уплаты всех других налогов (хотя НДПИ при этом учитывается). Базой для исчисления НДД является расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче нефти на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д. Налоговая ставка НДД составляет 50% от доходов от продажи нефти за минусом расходов на разведку, добычу и транспортировку нефти на каждом лицензионном участке.
Теперь же недовольное НДД министерство предлагает отменить льготы, уменьшающие налоговую базу для НДД, и перейти на его уплату.
Верните недополученное
Еще прошлой осенью Минфин предупреждал, что недоволен ходом эксперимента НДД – выпадающие доходы в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли. Предполагалось, что добывающая и, соответственно, налогооблагаемая база за счет этого увеличится.
И вот в разгар всеобъемлющего кризиса из-за пандемии замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что НДД – возможно, самая большая ошибка за время его работы в Минфине: бюджет недополучил 213 млрд рублей в 2019 году.
“В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили – это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница – ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза – на 500 млрд рублей”, – сказал он.
Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий.
Сначала в публичной плоскости прозвучало лишь намерение Минфина запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.
При этом предполагалось, что основные потери понесут “Газпром нефть” и “Роснефть”, месторождения которых входят во вторую группу НДД (объем добычи 26 млн тонн добычи в год). Однако пострадают и другие крупные нефтяники: законопроект ухудшает условия налога для всех групп месторождений. На месторождения на НДД приходится около 50 млн тонн в год, или 10% от добычи нефти в РФ.
Эти меры, по оценке Минфина, должны были принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году – в целом примерно 200 млрд руб. за три года
В результате главы нефтяных компаний, как это часто водится, написали письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не менять утвержденные параметры НДД и НДПИ до 2025 года. Письмо подписали главы “Роснефти” Игорь Сечин, “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов, “Газпром нефти” Александр Дюков, “Татнефти” Наиль Маганов и “Зарубежнефти” Сергей Кудряшов.
В письме также говорилось и о новой инициативе Минфина – пересмотре понижающего коэффициента к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Льготы по выработанности – самые крупные во всей налоговой системе и распространяются более чем на 100 млн тонн ежегодной добычи. Сейчас понижающий коэффициент к НДПИ применяется на основании данных о начальных извлекаемых запасах на начало 2006 года, Минфин же хочет актуализировать эти данные. По оценке нефтяников, пересмотр данных о запасах увеличит налоговую нагрузку на 140 млрд руб. в год.
Путин поставил на письме резолюцию профильному вице-премьеру Юрию Борисову “рассмотреть и представить предложения.
Никогда, пожалуйста, на Белый дом не жалуйся
Однако как снег на голову в сентябре нефтяникам вместо послаблений упало новое предложение, которое выглядит не альтернативным, а, скорее, дополняющим: отменить льготы по НДПИ и пошлине на сверхвязкую нефть. Вместо этого, сказал глава Минфина Антон Силуанов, нефтяникам предлагается перейти на уплату НДД.
Причем еще вчера эти предложения были приняты на правкомиссии по законотворческой деятельности, а уже сегодня правительство РФ их одобрило.
Из законопроекта не исчезло упоминание о частичном запрете переноса убытков – только за счет этой меры правительство рассчитывает получить в 2021 году 100 млрд рублей.
В неформальных беседах представители отрасли лишь пожимают плечами, давая понять, что предложения по сверхвязкой нефти ни с кем особо не обсуждались.
В “Роснефти”, “ЛУКОЙЛе” и “Татнефти”, которые пользуются льготой по сверхвязкой нефти, не ответили на просьбу прокомментировать инициативу Минфина.
“Вы знаете, что мы ввели ограничение зачета убытков прошлых лет по параметрам 50%, примерно также, как и по налогу на прибыль, поменяли коэффициенты к НДПИ, чтобы нам обеспечить за счет этого источника порядка 100 млрд рублей. По НДПИ тоже договорились пересмотреть ряд льгот, которые, на наш взгляд, носят неэффективный характер”, – пояснил после заседания правительства глава Минфина.
“Речь идет о выработанных месторождениях, о месторождениях с вязкой и сверхвязкой нефтью. Да, это вызывает определенные вопросы у нефтяных компаний, но смысл какой – предоставлялись эти льготы, особенно по выработанным месторождениям, не учитывая реальную степень выработанности, брали информацию по учету 2006 года, не было актуализации”, – посетовал он.
“Сейчас говорим о том, что это нужно сделать – отменить льготы по выработанности и определенные льготы по экспортным пошлинам. То же самое по вязким и сверхвязким. Там большие льготы, доля таких месторождений около 1% от всей добычи. Даже в условиях сокращения Россией объемов добычи нефти в рамках договоренности с ОПЕК, тем не менее, даже на этих сложных месторождениях идет активная добыча, потому что там льготы действуют, а на обычных месторождениях, где нет льгот, не добывается”, – сказал Силуанов.
“Договорились поменять порядок предоставления льгот по таким месторождениям, связанным со сложной добычей, и предложить им перевести добычу на условия НДД”, – сообщил глава Минфина.
Комментируя пересмотр пошлин, Силуанов сказал: “Там ряд льгот по экспортной пошлине, которые нами предусмотрены, в первую очередь по зрелым месторождениям”.
“Поэтому, когда речь идет о таком глобальном пересмотре налоговых расходов, преференций, логика наша заключается в том, что льготы должны стимулировать новые инвестиции. Мы видим, что, предоставляя эти льготы, никаких инвестиций новых не происходит. Поэтому такой подход будет реализовываться, если предоставляем льготу, берем обязательства компании по инвестированию. Если не видим, что льгота как-то работает на новые вложения, рабочие места, считаем, что такую льготу нужно отменять. Поэтому по экспортной пошлине будет отменяться льгота по зрелым месторождениям. Мы оцениваем дополнительные поступления от этой меры порядка 30 млрд рублей”, – заметил он.
Попрошу делать взносы!
По словам Силуанова, Минфин рассчитывает на дополнительные доходы “по НДПИ по отмене льгот по вязкой нефти – около 80 млрд рублей”. “По выработанным месторождениям взамен на НДД – порядка около 100 млрд рублей. По НДД в целом – порядка 80 млрд рублей планируем получить дополнительных доходов”, – добавил он.
Льгота по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть была введена в 2012 году сроком на 10 лет, то есть должна закончить свое действие через год и три с половиной месяца.
Нефтяники опасались, что из-за новых предложений Минфина снизятся инвестиции, а затем и добыча. Похоже, вместо этого ведомство само решило отрегулировать, где снизятся инвестиции и добыча. У “Татнефти” в 2019 году добыча сверхвязкой нефти составила 3370,2 тыс. тонн, включая 2735,1 тыс. тонн на Ашальчинском и некоторых других месторождениях. По данным компании, экономия от снижения суммы налогов на добычу сверхвязкой нефти на Ашальчинском, а также на некоторых других месторождениях за 2019 год составила 39 млрд руб. по сравнению с 29 млрд руб. за 2018 год. Всего “Татнефть” добывает около 30 млн тонн нефти в год, ее прибыль в 2019 году по МСФО составила 192 млрд рублей.
“ЛУКОЙЛ” в своих отчетах говорит о применении льгот для пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения сверхвязкой нефти в Тимано-Печоре, а также сверхвязкого Ярегского месторождения.
“Роснефть” перечисляет в числе льгот, применяемых к компании, и льготу для сверхвязкой нефти.
“Важно помнить, что бюджет – это финансовый документ, но это документ не о цифрах, а о людях, это документ, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей в нашей стране. Отсюда пакет налоговых законов, которые позволяют обеспечить необходимые доходы. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика. Отсюда и наше видение налоговой политики”, – попытался усыпить бдительность нефтяников премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на заседании правительства, посвященному корректировке бюджета.
“Вот лишь некоторые из наших предложений. Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей. Именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход (НДД – ИФ) при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции”, – сказал также премьер.
Повысить налоговую нагрузку правительство предполагает и за счет майнинга. “Роснефть” это поприветствовала.
“В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия правительства РФ и Минфина России по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки. Надеемся, что решения, которые будут приняты, покажут их сбалансированность и направленность на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе”, – заявила “Роснефть”, отвечая на запросы СМИ о поправках в НК.