Налог на добычу полезных ископаемых по цветным металлам
Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.
Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».
«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.
По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.
Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
- Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
- «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
- Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
- Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.
Первая попытка
Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.
Авторы
Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина
<< Начало
Налоговая база по драгоценным металлам и камням
Налоговую базу по драгоценным металлам, извлеченным из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, рассчитайте исходя из стоимости их химически чистых элементов:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого | = | Доля содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом (в натуральном выражении) | × | Стоимость реализованного химически чистого металла (без НДС) | – | Расходы по аффинажу драгоценного металла | – | Расходы по перевозке драгоценного металла до получателя | : | Количество реализованного за месяц полезного ископаемого |
Налоговая база (стоимость добытого драгоценного металла) | = | Количество добытого полезного ископаемого | × | Стоимость единицы добытого полезного ископаемого |
Количество добытых драгоценных металлов и камней определяйте с учетом особенностей, установленных пунктами 4 и 5 статьи 339 Налогового кодекса РФ.
Если у организации не было операций по реализации химически чистого металла в месяце, за который рассчитывается НДПИ, в расчете используйте цены реализации в ближайшем предыдущем налоговом периоде.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 340 Налогового кодекса РФ и абзацем 2 подпункта 8.7.1 пункта 8.7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197.
Пример расчета налоговой базы по драгоценному металлу, извлеченному из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений
ООО «Альфа» занимается извлечением золота из коренного месторождения на основании лицензии.
В процессе извлечения организация получает лигатурное золото, которое она направляет на аффинажный завод. Полученное золото после очищения «Альфа» реализует в слитках.
В сентябре «Альфа» извлекла 153 килограмма лигатурного сплава.
В 1 кг сплава содержится 200 г чистого золота.
В сентябре у организации не было операций по реализации золота. Последняя такая сделка состоялась в июле. Тогда цена 1 кг химически чистого золота составила 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). Расходы по аффинажу и перевозке 1 кг чистого золота до покупателя в июле составили 214 000 руб.
Для расчета НДПИ за сентябрь бухгалтер определил налоговую базу по драгоценному металлу:
153 кг × 0,2 кг × (1 180 000 руб./кг – 180 000 руб./кг – 214 000 руб./кг) = 24 051 600 руб.
Стоимость драгоценных камней для расчета НДПИ приравнивается к оценочной стоимости, установленной Гохраном России по результатам сортировки, первичной классификации и первичной оценки камней при их добыче. Это следует из пункта 6 статьи 340 Налогового кодекса РФ, пункта 12 и подпункта 9 пункта 14 Устава Гохрана России, утвержденного приказом Минфина России от 30 мая 2011 г. № 196.
Налоговую базу (количество и стоимость) по самородкам драгоценных металлов и уникальным драгоценным камням нужно определять отдельно (абз. 2 п. 4, п. 5 ст. 339 НК РФ). Уникальными самородками металлов и драгоценных камней признаются самородки, которые соответствуют критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1068.
Стоимость уникальных самородков металлов и драгоценных камней определите исходя из цены реализации. При этом из цены реализации нужно вычесть НДС и расходы по доставке самородков до получателя. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 340 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как выбрать объект налогообложения между многокомпонентной комплексной рудой и полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды?
Если результатом разработки месторождения является руда, НДПИ рассчитывайте с руды, если ее полезные компоненты, то именно они будут являться объектом обложения НДПИ.
Если организация добывает многокомпонентную комплексную руду, объектом налогообложения может быть:
- сама многокомпонентная комплексная руда (абз. 6 подп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ);
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды (п. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Для расчета НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, техническом переделе) полезного ископаемого, не является объектом обложения НДПИ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ.
Если на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) внутри организации направляются полезные компоненты руды, то именно они будут являться объектом налогообложения. Если результатом разработки месторождения является непосредственно руда (она направляется на дальнейшую переработку, например, в стороннюю организацию), НДПИ нужно рассчитывать с ее стоимости.
Такой вывод подтверждают некоторые суды (см., например, определение ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № ВАС-4623/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 декабря 2008 г. № Ф09-2098/08-С3, от 26 января 2006 г. № Ф09-6316/05-С7, ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2008 г. № Ф04-3930/2008(7353-А03-31)).
Налоговая база по углеводородному сырью, добытому на новом морском месторождении
Порядок расчета налоговой базы по НДПИ в отношении нефти, газа и газового конденсата, добываемых на новых морских месторождениях углеводородного сырья, имеет свои особенности. Организация может выбрать один из следующих вариантов расчета.
Первый вариант
Налоговая база определяется исходя из минимальной предельной стоимости единицы углеводородного сырья по формуле:
Минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья определяется в соответствии с пунктами 2–4 статьи 340.1 Налогового кодекса РФ.
Второй вариант
Налоговая база определяется как наибольшая из двух величин: стоимость единицы добытого полезного ископаемого или минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья. При использовании этого варианта формулы для расчета налоговой базы могут принимать следующий вид:
Налоговая база (стоимость добытого полезного ископаемого) | = | Количество добытого полезного ископаемого | × | Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (если этот показатель больше минимальной предельной стоимости единицы углеводородного сырья) |
Налоговая база (стоимость добытого полезного ископаемого) | = | Количество добытого полезного ископаемого | × | Минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья (если этот показатель больше стоимости единицы добытого полезного ископаемого) |
Один из возможных вариантов определения налоговой базы по НДПИ организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения и применять его в течение не менее пяти лет.
Такой порядок установлен в статье 340.1 Налогового кодекса РФ.
Налоговая ставка
Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, по которым НДПИ рассчитывается исходя из их стоимости, налоговая ставка установлена в процентах. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице.
По отдельным видам полезных ископаемых применение налоговых ставок имеет некоторые особенности.
Например, ставка НДПИ по кондиционным рудам черных металлов при выполнении определенных условий умножается на коэффициент Кподз, характеризующий способ добычи полезного ископаемого (подп. 3 п. 2 ст. 342 НК РФ).
Участники региональных инвестиционных проектов, а также резиденты территорий опережающего социально-экономического развития умножают ставку НДПИ на коэффициент Ктд, который характеризует территорию добычи полезного ископаемого. Однако сделать это можно при выполнении определенных условий (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).
Если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).
Расчет НДПИ
НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).
Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:
НДПИ, подлежащий уплате в бюджет | = | Налоговая база (стоимость добытого полезного ископаемого) | × | Налоговая ставка |
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета НДПИ исходя из цен реализации
ООО «Альфа» занимается добычей и продажей природного строительного песка на основании лицензии.
В сентябре организация добыла 28 940 тонн песка и реализовала:
- 12 000 т – по цене 236 руб./т (в т. ч. НДС – 36 руб.);
- 14 500 т – по цене 330 руб./т (в т. ч. НДС – 50 руб.).
Расходы на доставку песка до покупателей в сентябре составили 634 100 руб.
Ставка НДПИ по строительному песку – 5,5 процента.
Бухгалтер рассчитал НДПИ исходя из сложившихся за сентябрь цен реализации песка.
Стоимость 1 тонны добытого песка для расчета НДПИ составила 220 руб./т (((12 000 т × (236 руб./т – 36 руб./т)) + (14 500 т × (330 руб./т – 50 руб./т) – 634 100 руб.) : (12 000 т + 14 500 т)).
Налоговая база по НДПИ за сентябрь равна 6 366 800 руб. (220 руб./т × 28 940 т).
НДПИ, подлежащий уплате в бюджет, за добытый песок по итогам сентября составил: 6 366 800 руб. × 5,5% = 350 174 руб.
Пример расчета НДПИ по уникальному драгоценному камню
ООО «Альфа» в сентябре при добыче драгоценных камней обнаружило алмаз массой 61 карат. Алмаз был признан уникальным. В этом же месяце необработанный камень был продан на аукционе в Москве за 50 000 000 руб. (без НДС на основании подп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Расходы по доставке камня на аукцион составили 415 000 руб. Ставка НДПИ по алмазам составляет 8 процентов.
Бухгалтер рассчитал НДПИ, подлежащий уплате, за сентябрь за найденный уникальный драгоценный камень:
(50 000 000 руб. – 415 000 руб.) × 8% = 3 966 800 руб.
Коэффициент Кподз, применяемый при добыче кондиционных руд черных металлов
Коэффициент Кподз характеризует способ добычи кондиционных руд черных металлов.
На этот коэффициент умножается ставка НДПИ при добыче кондиционных руд черных металлов, которая составляет 4,8 процента (подп. 3 п. 2 ст. 342 НК РФ).
Коэффициент Кподз принимается равным:
- 0,1 – при добыче на участках недр, на которых балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90 процентов. При этом под балансовыми запасами руд черных металлов подразумевается сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года;
- 1,0 – если участок недр не соответствует указанному выше критерию.
Коэффициент Кподз нужно применять только в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года.
Сумму НДПИ придется пересчитать с учетом коэффициента Кподз, равного 1,0:
- если организация не завершила добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр по состоянию на 1 января 2024 года;
- если организация самостоятельно отказалась от применения значения Кподз, равного 0,1.
При этом НДПИ придется пересчитать по полной налоговой ставке и начислить пени за недоплаченную сумму НДПИ.
Такой порядок предусмотрен статьей 342.1 Налогового кодекса РФ.
Коэффициент Ктд для участников региональных инвестиционных проектов
Если организация является участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу полезных ископаемых, или имеет статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставки НДПИ по полезным ископаемым, указанным в подпунктах 1–6, 8, 12–15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, умножаются на понижающий коэффициент Ктд. Данный коэффициент характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Коэффициент Ктд не применяется в отношении общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных промышленных и термальных вод. Об этом сказано в пункте 2.2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, коэффициент Ктд можно применять, только если организация соблюдает условия лицензии на пользование недрами и выполняет требования технического проекта разведки и разработки участка недр. Иначе, если будет выявлено нарушение, НДПИ придется пересчитать по полной налоговой ставке и начислить пени за недоплаченную сумму НДПИ.
Коэффициент Ктд применяйте начиная с месяца, в котором организация внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов или получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития. С этого момента и до тех пор, пока организация не начнет применять нулевую ставку по налогу на прибыль, коэффициент Ктд принимается равным 0.
В течение следующих 10 лет значения коэффициента Ктд будут постепенно возрастать (с нуля до единицы). Периоды, в которых организация сможет применять то или иное значение коэффициента Ктд, определены в статье 342.3 Налогового кодекса РФ.
Понижающий коэффициент 0,7
В некоторых случаях при добыче полезных ископаемых на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, организация вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7. Это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- по состоянию на 1 июля 2001 года организация признавалась плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но была освобождена от уплаты этих отчислений в отношении разрабатываемых месторождений;
- поиск и разведку разрабатываемых месторождений организация вела за счет собственных средств или за счет средств государства, которые были полностью возмещены.
Такой порядок установлен положениями пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03-06-06-01/5, от 23 апреля 2008 г. № 03-06-06-01/12.
Участники особой экономической зоны в Магаданской области, которые добывают полезные ископаемые (кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) на участках недр, полностью или частично расположенных на территории Магаданской области, рассчитывают НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,6.
Такой порядок установлен положениями пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.