Налог на добычу полезных ископаемых перевод

Налог на добычу полезных ископаемых перевод thumbnail

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений по корректировке параметров налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, а также об отмене ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Документ был инициирован правительством РФ.

“Реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет около 100 млрд рублей и порядка 90 млрд рублей в год по НДПИ”, – сказано в финансово-экономическом обосновании к закону.

В пояснительной записке уточняется, что закон определяет размер удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 года, тогда как раньше он устанавливался на срок до 2021 года. С 1 января 2024 года он составит 8 600 рублей.

Кроме того, будет расширен перечень участков недр “3 группы” налогового режима за счет выработанных месторождений Северо-Кавказского федерального округа, а также на территории Сахалинской области. Расширяется и перечень участков недр “4 группы”.

Также закон отменяет с 1 января 2021 года налоговые льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти.

“Принятие соответствующего федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета”, – сказано в документе.

Поправки ко второму чтению

Поправками ко второму чтению был уточнен порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с добычей нефти на участке недр, расположенном на территории РФ и включающего запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 года.

Кроме того, предусматривается, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные до дня вступления закона в силу, но не включенные в состав фактических расходов по добыче в налоговых периодах до дня вступления закона в силу, включаются в состав таких расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после вступления закона в силу.

Об НДД

Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.

С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).

Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД – эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

Источник

Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.

Что такое НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.

Как считается НДПИ

В общем виде формула его расчета выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)

Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:

Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261

На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.

Стандартная ставка НДПИ с 1 января 2017 г. установлена в размере 919 руб. за тонну добытой нефти. В 2016 г. она была на уровне 857 руб.

Коэффициент особенности добычи (Дм) — самый сложный элемент, состоящий из большого количества компонентов. Его суть в учете различных коэффициентов, характеризующих степень выработанности конкретных участков и залежей, а также величины запасов конкретных участков недр, степени сложности добычи, географии региона и свойств нефти. Он выглядит следующим образом:

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк — Кабдт — Кман x Свн

Кндпи — с 2016 г. установлен на уровне 559 руб;
Кц — ранее отмеченный ценовой коэффициент;
Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов;
Кз — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти;
Кд — коэффициент, характеризующий сложность добычи;
Кдв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кк — с 1 января 2019 г. установлен в размере 428 руб.;
Кабдт — коэффициент, характеризующий надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо;
Кман — коэффициент, учитывающий влияние экспортной пошлины;
Свн — коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти.

Разбираться в этой части формулы довольно сложно и долго, к тому же нужно знать особенности добычи на том или ином месторождении. Но если кто-то хочет вникнуть поглубже, вот ссылка, здесь все подробно расписано.

Для более быстрой оценки можно учесть в структуре коэффициента особенностей добычи (Дм) лишь показатель Кк, зафиксированный на уровне 428 руб. на 2019 г. Этот коэффициент оказывает заметное влияние на итоговый результат и входит в итоговую формулу со знаком плюс, тем самым увеличивая налог. Остальными коэффициентами для проведения неглубокой консервативной оценки можно пренебречь так как они преимущественно снижают итоговый показатель.

Модифицированная формула выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ (919 руб.) + Фиксированный показатель (Кк)

По итогам 2018 г. средний размер НДПИ при добыче нефти составлял 12 468 руб. за тонну добытых углеводородов без учета коэффициента особенностей добычи.

В совокупности самое большое значение при расчете показателя занимает ценовой коэффициент, С учетом того что базовая ставка НДПИ устанавливается регуляторно и спрогнозировать ее изменение крайне сложно, то основными факторами изменения НДПИ можно считать цены на нефть Urals и курс доллара США.

Так, рост рыночной цены Urals на $1 за баррель нефти при цене выше $15 за баррель (без учета особенностей добычи) приводит к росту ставки НДПИ на $3,52 за тонну.

Почему НДПИ важен для нефтегазовых компаний

НДПИ можно назвать наиболее значимым налогом для нефтяных компаний. Если стандартный налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения, то на платежи по НДПИ пришлось около 27,4% от выручки Роснефти или 347,9% от чистой прибыли за весь 2018 г. Для Татнефти доля НДПИ в выручке по итогам 2018 г. составила 31% от выручки или 134,3% от чистой прибыли. В таких масштабах даже незначительное увеличение коэффициентов при расчете НДПИ может существенно сказаться на результатах нефтяных компаний.

Важный момент заключается в способе взимания налога. Налогооблагаемой базой считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.

Налог на добычу полезных ископаемых также выступает одним из средств перераспределения денежных средств добывающих компаний. К примеру, в 2018 г. на фоне освобождения Газпрома от выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, коэффициент в расчете НДПИ для компании был поднят с 1,4022 до 2,055. Тем самым бюджет нивелировал выпадающие от недостаточных дивидендов средства.

Что будет с НДПИ

С 1 января 2019 г. в силу вступил так называемый «налоговый маневр». Налоговый маневр представляет из себя постепенный рост НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины (еще один значительный сбор с нефтяников). Как заявляется, смысл данного закона в снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть.

Происходить это будет путем последовательного введения поправочных коэффициентов: от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г. для экспортной пошлины.

Другой важный момент: с 1 января 2019 г. стартовал пилотный проект нового налога — Налога на дополнительный доход (НДД). Предполагается, что налогооблагаемой базой для нового сбора будет не добыча компаний в натуральном эквиваленте, а выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья.

НДД должен снизить взимаемый НДПИ вплоть до 40% для ряда месторождений и сделать инвестиции в низкопродуктивные и трудноизвлекаемые запасы экономически обоснованными, что поддержит объемы добычи. Нужно отметить, что НДД не может применяться ко всем месторождениям, новый налог подходит только для запуска определенных новых и ряда уже зрелых месторождений.

На текущем этапе проект налога введен для нескольких месторождений, а ставка установлена в размере 50%. В случае получения позитивных результатов от введения нового налога, НДД может быть получить более широкое распространение, а объемы взимания НДПИ снизятся.

Вложиться в нефтянку

БКС Брокер

Источник

Уголь, нефть, алмазы и другие материалы — все это сырье, необходимое для промышленности, науки, экономики и жизни обычных людей.

Все, кто занимается добычей полезных  ископаемых, платит государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого в 2002 году был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. 

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые: 

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся: 

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

  • Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
  • Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ. 

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
  • подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:
  • нефти
  • природного газа
  • газового конденсата
  • угля
  • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. 

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

Стоимость добытого полезного ископаемого  = Количество х Стоимость единицы

2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

Или

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

3. Выручка рассчитывается следующим образом:

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы: 

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
  • суммы страховых взносов. 

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Все просто: 

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

  • Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
  • Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
  • Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
  • Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК РФ и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Читайте нас на astral.ru

Источник

Мы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Москва. 21 сентября. INTERFAX.RU – Комитет Госдумы по бюджету на заседании в понедельник рекомендовал принять в первом чтении пакет законопроектов, который корректирует введенную в России с 1 января 2019 года систему взимания налога на дополнительный доход (НДД), применяемого в основном в нефтяной отрасли. Предлагаемые поправки коснутся всех нефтяных компаний: изменения по механизму НДД сильнее почувствуют “Роснефть” и “Газпром нефть”, “Татнефть” и “ЛУКОЙЛ” сильнее пострадают от наличия в портфеле сверхвязкой нефти и зрелых месторождений. В целом Минфин ждет от отрасли 237 млрд рублей дополнительных поступлений в год.

Поправки в Налоговый кодекс РФ (N 1023276-7) и Таможенный тариф (N1023275-7) в пятницу вечером внесло в Госдуму правительство. Ряд инициатив из документа излагался чиновниками и раньше, но полная картина новаций стала видна только после внесения целого пакета. Поправки не только корректируют НДД, но и отменяют часть льгот, что, по замыслу разработчиков, должно заставить нефтяные компании добровольно перейти на НДД. Этим же законопроектом снижается порог цены на нефть, при которой “Роснефть” сможет получить налоговый вычет по НДПИ на Ванкоре, построив инфраструктуру для масштабного проекта “Восток Ойл”. Отдельным пакетом идут поправки по налогообложению Приобского месторождения, недропользователями которого являются “Роснефть” и “Газпром нефть”.

Самая большая ошибка

НДД действует в России с 1 января 2019 г., ставка составляет 50%. Базой для расчета данного налога является выручка, полученная от продажи нефти на месторождениях, которые подпадают под НДД – это пять групп – минус величина фактических и расчетных расходов по добыче сырья. Такая высокая ставка компенсируется пониженным НДПИ и экспортной пошлины для нефти, добываемой на месторождениях, по которым можно перейти на НДД. Ставка НДПИ при расчете НДД составляет примерно 60% от стандартной ставки, отмечает Газпромбанк.

Так, по общему правилу при добыче нефти ставка НДПИ составляет 919 рублей за тонну: она затем умножается на специальный коэффициент (Кц) и величину, характеризующую особенности добычи нефти (Дм). При этом НДПИ для компаний, которые перешли на НДД, составляет всего 1 рубль за тонну: ставка умножается на коэффициент, который привязан к дате начала разработки недр (Кндд), чем меньше разрабатывается участок, тем ниже налог.

Особенность НДД и так называемого “налогового маневра в нефтянке” – постепенное снижение экспортной пошлины, которая должна стать нулевой с 2024 года с одновременным увеличением НДПИ, также при помощи специальных коэффициентов.

Режим НДД, при его введении, был заявлен как тестовый, вводился как для традиционных, так и новых регионов добычи. Идея Минфина заключалась в перераспределении фискальной нагрузки и переносе основной ее части на более поздние этапы разработки месторождений, после их выхода на проектную мощность, однако в конце июня замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что бюджет в 2019 году недополучил 213 млрд рублей из-за введения НДД. “Посмотрев на итоги введения НДД, я могу сказать, что лично для меня это самая большая ошибка за все время работы в Минфине”, – сказал он летом в интервью Reuters. При этом Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы. Сазанов пояснял, что вернуть недополученный налог можно будет через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для этих категорий.

Внесенный пакет законопроектов не только меняет коэффициенты для месторождений, которые перешли на НДД, но и убирает часть уже существующих льгот по НДПИ для месторождений, которые не перешли на новый режим. Кроме того, отменяются фактически все льготы по экспортной пошлине для нефти, взамен компаниям фактически добровольно-принудительно предлагается перейти на НДД.

Убрать льготы по экспортной пошлине

Внесенные поправки в Таможенный тариф с 1 января 2021 г. убирают возможность для компаний устанавливать пониженную экспортную пошлину на нефть с новых месторождений с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 г.

Речь идет о месторождении им. Корчагина, первого проекта “ЛУКОЙЛа” на Каспии; Восточно-Алинском и Южно-Талаканском месторождении “Сургутнефтегаза”; Западно-Аянском, Даниловском, Ичединском, Марковском месторождении Иркутской нефтяной компании (ИНК); Куюмбинском месторождении, операционное управление которым осуществляет “Роснефть”; Новопортовском (“Газпром нефть”); Восточно-Мессояхскогом месторождении (АО “Мессояханефтегаз”, СП “Роснефти” и “Газпром нефти” ; Дулисьминском месторождении, которое принадлежит НК “Дулисьма”; Красноленинском месторождении (ООО “ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь”); Западно-Хоседаюском месторождении им. Садецкого (“СК “Русвьетпетро”); Колвинском месторождении (“ННК-Печоранефть”); Среднеботуобинском месторождении, центральный блок которого разрабатывается дочкой “Роснефти”.

Одновременно законопроект отменяет льготу по экспортной пошлине на высоковязкую и сверхвязкую нефть.

“Мы полагаем, что эти льготы, которые предоставляются уже более 10 лет, они были необходимы для отработки новых технологий, для запуска новых месторождений. За 10 лет они свою функцию уже выполнили, и поэтому сейчас, когда государству нужно мобилизовать доходы, от этих льгот можно отказаться”, – пояснил решение Сазанов в понедельник на заседании думского комитета по бюджету. Дополнительные доходы федерального бюджета при отмене льгот по экспортным пошлинам составят в 2021 г. 37,4 млрд рублей, в 2022 г. – 24,6 млрд рублей, в 2023 г. – 11,5 млрд рублей, следует из пояснительной записки. Итого – 73,5 млрд рублей в 2021-2023 гг.

В пояснительной записке Минфин и правительство рекомендуют компаниям, которые пользовались экспортными льготами, перейти на НДД. “При этом в целях сохранения рентабельности разработки соответствующих нефтяных месторождений предусматривается возможность для организаций, являющихся пользователями недр на соответствующих участках недр, стать налогоплательщиками налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья”, – говорится в документах.

Убрать льготы по НДПИ

Отмена льгот коснулась и НДПИ. Внесенные поправки в Налоговый кодекс отменяют с 1 января 2021 г. пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений. Льгота (коэффициент 0,7 к действующей ставке) вводилась для компенсации расходов недропользователей, открывших и разведавших месторождения до 2001 г. По расчетам Минфина, приведенным ранее в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, объем льгот на 2019-2021 гг. оценивался в размере 9,7 млрд рублей.

Убираются льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, речь идет об участках недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа-с и менее 10 000 мПа-с, а также 10 000 мПа-с и более (в пластовых условиях). В 2021 г. льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти оценивалась Минфином в 61 млрд рублей. Одним из крупнейших пользователей льготой является “Татнефть”, также льготой пользуются “ЛУКОЙЛ” и “Роснефть”, следует из отчетов компаний.

Кроме того, внесенный законопроект предлагает убрать из НК РФ один из коэффициентов (Кв) – выработанности запасов конкретного участка недр, принимаемый в расчет при исчислении пониженной ставки. Ранее Минфин оценивал эту льготу на 2021 г. в объеме 45,6 млрд млрд рублей.

“С целью того, чтобы оптимизировать льготу по выработанным месторождениям, и с тем, чтобы как это сейчас у нас такое долгосрочное изменение в налоговой политике, с тем, чтобы все льготы были привязаны к инвестициям, чтобы их четко увязать с инвестициями, мы отказываемся от льготы по НДПИ для выработанных месторождений и предлагаем всем месторождениям, которые сейчас выработаны, перейти на НДД для того, чтобы привязаться к конкретному финансовому результату по конкретному участку недр. Это не отказ от льготы, а ее оптимизация скорее”, – пояснил замминистра финансов Сазанов на заседании думского комитета по бюджету в понедельник.

Добро пожаловать в новый НДД

Законопроект, помимо рекомендаций перейти на НДД тем, кто этого не сделал, пересматривает и параметры самого налога на дополнительный доход.

Расширяется перечень участков, которые могут применять налог, уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Пересматривается процедура зачета убытков.

Так, предусматривается ограничение переноса исторических убытков в размере не более 50% на период 2021-2023 гг. (ранее можно было переносить 100%). При этом снижен коэффициент индексации до 1,07,определяющий сумму переноса на будущее убытков. Данные меры не распространяются на месторождения углеводородного сырья, расположенные в Арктической зоне РФ.

“Предусмотрено, что по аналогии с налогом на прибыль при расчете НДД исторические убытки будут учитываться в размере, не превышающем 50% от финансового результата текущего налогового периода. Это ограничение будет действовать с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. Также снижается коэффициент индексации убытков прошлых лет с 1,16 до 1,1 для первой группы и до 1,07 для четвертой группы (месторождений НДД – ИФ). Данные меры не будут распространяться на месторождения, расположенные на Таймыре – пятой группы”, – пояснил Сазанов на заседании Госдумы.

Кроме того, уточнен порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до конца 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г., а также подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, начиная с 2021 года.

В перечень месторождений, которые могут применять НДД, предлагается включить участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях.

В рамках поправок предлагается убрать для третьей группы существующее ограничение по совокупной добыче нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр, которая не должна превышать 15 млн тонн, а для четвертой группы – ограничение по общим суммарным размерам запасов этой группы месторождений (не более 150 млн тонн). Продляются сроки перехода на НДД для месторождений из первой и второй группы: до 31 марта и 31 декабря 2021 года соответственно.

Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы – 1; для четвертой группы 0,5 – первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до – 1 в период до 15 лет. Внесенный законопроект устанавливает данный коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. составит 1,95.

Все наказаны?

Аналитики “ВТБ Капитала” в своем обзоре отмечают, что под коэффициент 1,95 подпадает Новопортовское месторождение “Газпром нефти”, что ставит компанию в самое невыгодное положение среди других, для которых коэффициент составит 1,2. В целом, полагают они, предлагаемые изменения в режиме налогообложения окажут наибольшее влияние на “Газпром нефть”, за которой следуют “ЛУКОЙЛ” и “Татнефть”. “Сургутнефтегаз” и “Роснефть”, а также газодобывающие компании практически не почувствуют изменений.

“Ранее сообщалось, что выработанные месторождения будут переведены на НДД, исходя из степени выработанности, рассчитанной на основе последней оценки запасов (ранее в Налоговом кодексе использовались фиксированные показатели по состоянию на 1 января 2006 г.). Согласно последней редакции, показатели 2006 г. будут применяться и далее для расчета истощенности запасов. Это означает, что все месторождения, ранее подпадавшие под налоговые льготы в связи с выработанностью, переводятся на НДД (третья группа месторождений)”, – отмечают аналитики VTB.

“Вместе с тем месторождения с относительно низкой степенью выработанности (чуть выше 80%) и небольшими налоговыми льготами смогут претендовать на наибольшие льготы по НДД. “Таким образом, от этого изменения в налогообложении некоторые компании выиграют, а другие проиграют. По нашей оценке, степень выработанности месторождений, которые в настоящее время получают льготы, составляет в среднем 90%, исходя из чего компании получают дополнительно около $3,5 на один баррель по сравнению с ситуацией без налоговых льгот”, – полагают они.

“В режиме НДД важным параметром является вычитаемый уровень затрат. В настоящее время НДД устанавливает порог в 7140 руб. на тонну, или около $13,6 на барр. (включая операционные расходы, капиталовложения, а также коммерческие, общие и административные расходы). Следует отметить, 100 млрд руб. ($1,4 млрд) дополнительных поступлений в бюджет, которые Минфин рассчитывает получить в 2021 г. от перевода выработанных месторождений на НДД, подразумевают вычитаемый порог на уровне лишь $9,5 на барр. (5 тыс. руб. на тонну). Указанные выше три статьи расходов в 2019 г. на зрелых месторождениях, по нашим расчетам, составили в среднем $12,2 на барр. Таким образом, даже если затраты не увеличатся, перевод выработанных месторождений на НДД позитивно скажется на секторе в целом и может принести ему дополнительно около $0,2 на барр. на уровне EBITDA в 2021 г. при средней цене нефти $45/барр. К тому же “Роснефть”, “Газпром нефть” и “ЛУКОЙЛ” могут даже выиграть от таких изменений в сравнении с действующим режимом регулирования”, – подсчитали аналитики.

“Проанализировав внесенные правительством предложения по изменению налоговой нагрузки, мы пришли к выводу, что в случае их утверждения наиболее сильно пострадает “Газпром нефть”, прежде всего из-за изменения коэффициента Кг для Новопортовского месторождения. По нашим оценкам, EBITDA компании за 2021 г. может снизиться на 21% по сравнению с текущим прогнозом. Далее следует “Татнефть” (потенциальное снижение EBITDA на 20%), основное давление на которую окажет отмена налоговых льгот за добычу высоковязкой нефти. В случае “ЛУКОЙЛа” отставание EBITDA от текущего прогноза, по нашим расчетам, может составить 8%, также в основном из-за отмены налоговых льгот за добычу высоковязкой нефти. В то же время в наименьшей степени предложенные изменения принципов налогообложения, как мы ожидаем, отразятся на показателях “Роснефти” и “Сургутнефтегаза”. По нашим оценкам, в конечном итоге средняя дивидендная доходность акций по сектору составит 3,6%”, – говорится в обзоре VTB Capital.

Аналитики Газпромбанка отмечают, что если предложения Минфина по изменению НДД затронули бы главным образом “Роснефть” и “Газпром нефть”, то отмена льгот по добыче сверхвязкой нефти и выработанных месторождений увеличила бы налоговую нагрузку также на “Татнефть”, “ЛУКОЙЛ” и других производителей.

Эксперты Газпромбанка подчеркивают, что ставка НДПИ для высоковязкой нефти до 2019 г. была нулевой, а с 2019 г. была введена незначительная ставка, и с ее отменой Минфин оценивает дополнительные поступления в бюджет 80 млрд руб. ($1,1 млрд) в год. В то же время экспортная пошлина на сверхвязкую нефть с 2012 г. была установлена на уровне 10% от стандартной ставки НДПИ сроком на десять лет. С 2022 г. льготная ставка экспортной пошлины была бы отменена в любом случае. Минфин оценивает дополнительные поступления в бюджет от отмены данной льготы в 30 млрд руб. ($400 млн) в 2021 г.

“Среди российских нефтедобывающих компаний у “Татнефти” наибольшие налоговые льготы по высоковязкой нефти и выработанности месторождений.