Налог на добычу полезных ископаемых pdf

Налог на добычу полезных ископаемых pdf thumbnail

Бланк по форме КНД 1151054

Новая форма “Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых” официально утверждена документом Приложение №1 к приказу ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/827@.

Декларацию подают организации и индивидуальные предприниматели – налогоплательщики НДПИ, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами.

Бланк загружен на сайт: 25.02.2019

Также вы можете скачать другие формы (бланки) бухгалтерской и налоговой отчетности.

Подробнее о применении формы КНД 1151054:

  • Письма от налоговой – когда отвечать, а когда – нет

    … . Возмещение НДС по налоговой декларации.
    Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 … НК РФ).
    5. Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.
    У налогоплательщика могут потребовать … конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость … ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2019

    … камеральной проверки первичной налоговой декларации отражено только доначисление недоимки по налогу, в связи с … земельного налога с учетом фактической его уплаты в бюджет на основании уточненной налоговой декларации … о привлечении к ответственности по первоначальной налоговой декларации и налог уплачен после подачи уточненной … обстоятельствах, Налогоплательщик при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за 2013 год правомерно применил …

  • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 2018 год

    … наличием ошибок (недостоверных сведений) в налоговых декларациях или расчетах, как учтенных в … на учет, но до установленного статьей 174 НК РФ срока представления налоговой декларации … за указанный налоговый период (не позднее 25 … полезных ископаемых для целей применения льготной налоговой ставки (0 процентов) по налогу на добычу полезных ископаемых.
    Позиция Суда:
    Исчисление налога …

  • Как минимизировать налоговые риски по НДС

    … уступив только налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль. Но первые два по сравнению с … , то они лишаются возможности на налоговый вычет или льготу. С … комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», если ваши налоговые вычеты по НДС … приведен пример расчета доли налоговых вычетов по НДС, превышающий 89%.
    … (если вы реализуете продукцию по 10% налоговой ставке), прибавляется сумма без … , то нужно помнить, что декларация по налогу на прибыль формируется нарастающим итогом, и …

  • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за первое полугодие 2018 года

    … наличием ошибок (недостоверных сведений) в налоговых декларациях или расчетах, как учтенных в … /579@ «О порядке определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из … полезных ископаемых для целей применения льготной налоговой ставки (0 процентов) по налогу на добычу полезных ископаемых.
    Позиция Суда:
    Исчисление налога … , в том числе с учетом предусмотренных налоговых льгот …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за март 2020

    … том, что отказ налогового органа в приеме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО &quot … последующей транспортировкой непосредственно связаны с добычей полезных ископаемых (составляют неотъемлемую часть технологического процесса … к процессу добычи полезного ископаемого не относится.
    Соглашаясь с выводами налогового органа о неправомерном … рассматриваемом случае нормативы потерь при добыче полезных ископаемых для пользователя недр утверждены уполномоченным …

  • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 1-ое полугодие 2019 года

    … налога в случае непредставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
    Позиция Суда
    : По … , заявленных им в ранее поданных налоговых декларациях (статьи 32, 78, 80, 81 … элемента налогообложения, как налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость, само по себе не носит … 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых – по общему правилу и при наличии …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2018

    … суммы налога, произведенный Налогоплательщиком перерасчет налоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную … годовых потерь относительно ежемесячной добычи полезных ископаемых противоречит нормам налогового законодательства.
    Определение от … Комбинат КМАруда») –
    Установив, что добыча сырой руды без проведения взрывных … добыче полезных ископаемых, и расходы на их приобретение связаны только с необходимым технологическим процессом по добыче ископаемых …

  • Выездной налоговый контроль: количество проверок сокращается, поступления – растут

    … исчисления и уплаты налогов за тот налоговый период, который охватывает декларация.
    Рис. … 5. Динамика камеральных налоговых проверок … ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточняющих деклараций налогоплательщиками в … сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использующими УСН и уплачивающими налог по ставке … по НДС – в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезный ископаемых …

  • Порядок заполнения деклараций и сроки сдачи отчетности при ликвидации организации или ее реорганизации

    … является налоговым периодом для следующих налогов:
    акцизы (ст. 192 НК РФ);
    налог на добычу полезных ископаемых (ст … реорганизация.
    Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период – не позднее … . 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть … нахождения (учета) (код)»:
    в декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС будет указываться код …

  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    … законодательства о налогах и сборах.
    По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную … налоговой службы по г. Чебоксары
    ).
    16. Использование налогоплательщиком воды при осуществлении деятельности по добыче … исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных ископаемых, оно имеет право … забора воды для осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых к этому перечню не относится …

  • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС

    … налоговых декларациях
    п. 3 ст. 204 НК РФ
    В результате сравнительного анализа налоговой декларации по … акцизам на подакцизные товары, за исключением … единицы добытого полезного ископаемого, приводящего к неполной уплате налогоплательщиком сумм налога на добычу полезных ископаемых
    п. 1 … из которых не отражены в налоговой декларации по земельному налогу, что дает основание полагать …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2019

    … на разведку и добычу либо совмещенную лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, направлена на … дополнительной лицензии на пользование участками недр в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных … на применение УСН и об отсутствии объекта обложения данным налогом. Ввиду непредставления налоговых деклараций по …

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019

    … переработки на таможенной территории, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость возможно отразить операции по реализации … и нефти на котором отсутствуют, не может рассматриваться в качестве добычи полезного ископаемого в … вида добытого полезного ископаемого.
    Аналогичный подход к определению объекта налогообложения по НДПИ применяется … 19.09.2019 по вопросу определения вида добытого организацией полезного ископаемого – известняка, являющегося …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за март 2019 года

    … ) –
    Сам факт направления уточненной налоговой декларации после выявления правонарушения инспекцией не … в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций до завершения … участка, исчислить сумму земельного налога и представить налоговую декларацию.
    НДПИ
    Определение от … к работам по добыче полезных ископаемых в целях определения расчетной стоимости полезных ископаемых и того … предоставленных для разработки месторождений полезных ископаемых и используемых для хранения вскрышных …

Источник

Наименование доходов

Коды бюджетной классификации

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 01020 01 1000 110

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (пени по соответствующему платежу)

182 1 07 01020 01 2100 110

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (проценты по соответствующему платежу)  

182 1 07 01020 01 2200 110

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 01020 01 3000 110

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 01030 01 1000 110

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) (пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 01030 01 2100 110

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 01030 01 2200 110

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 01030 01 3000 110

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 01040 01 1000 110

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации (пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 01040 01 2100 110

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 01040 01 2200 110

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 01040 01 3000 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 01050 01 1000 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов (пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 01050 01 2100 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 01050 01 2200 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 01050 01 3000 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 01060 01 1000 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля (пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 01060 01 2100 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 01060 01 2200 110

Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 01060 01 3000 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 02010 01 1000 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) (пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 02010 01 2100 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 02010 01 2200 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 02010 01 3000 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) 

182 1 07 02020 01 1000 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного(пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 02020 01 2100 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 02020 01 2200 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 02020 01 3000 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 07 02030 01 1000 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции (пени по соответствующему платежу) 

182 1 07 02030 01 2100 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции (проценты по соответствующему платежу) 

182 1 07 02030 01 2200 110

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 07 02030 01 3000 110

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Налогоплательщики[править | править код]

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения[править | править код]

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]

Ключевым понятием для исчисления НДПИ является “добытое полезное ископаемое”. Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:

1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 – специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое – должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу “08 Продукция горнодобывающих производств прочая”, то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк – это ГОСТ 31436-2011 “Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний”), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место соединенение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс, поэтому законодатель назвал их специальными видами добычных работ. Такие виды разделены на две группы:

  • признаваемые таковыми в силу своей природы (например, добыча способом подземного выщелачивания или дражная разработка россыпных месторождений)
  • признаваемые таковыми лицензирующим органом.

Во первом случае можно говорить не просто о соединение добычи и переработки в один процесс, а о их совмещении. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины на поверхность. Растворение – это перерабатывающий процесс, без которого нельзя совершить добычу. Добытым полезным ископаемым в этос лучае будет поднятый продуктивный раствор.

Во втором случае такого совмещения не имеется. Так, законодатель в качестве примера относит ко второму случаю добычу полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, при этом привычные добычные операции (взрывание, экскавация) не производятся одновременно с переработкой (дроблением). Для отличия специальных видов добычных работ второго типа от прочих перерабатывающих операций законодатель установил условие, согласно которому переработка признается специальным видом добычных работ, если это следует из лицензии на пользование недрами. Например, для случая со вскрышными породами в приложении к лицензии может быть указано, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши. Такая формулировка будет означать, что щебень добывается с помощью специального вида добычных работ (дробления).

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база[править | править код]

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].

Налоговые ставки[править | править код]

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы[править | править код]

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». С экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения. Однако с юридической точки зрения льготные ставки и понижающие ставки коэффициенты могут рассматриваться не как льготы, поскольку являются самостоятельными элементами налогообложения наряду со льготами.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Самой распространенной льготой по НДПИ является ставка 0 по нормативным потерям. Идея этой льготы заключается в том, что поскольку добыча всегда сопровождается неизбежными потерями полезного ископаемого, то такие неизбежные потери не следует облагать налогом. При этом потери, которые возможно было избежать, в случае их допущения облагаются налогом в полном размере. Это правило направлено на стимулирование рационального недропользования.

В силу своей массовости ставка 0 по нор?