Налог на добычу полезных ископаемых особенности налогообложения добычи нефти

Налог на добычу полезных ископаемых особенности налогообложения добычи нефти thumbnail

Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.

Что такое НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.

Как считается НДПИ

В общем виде формула его расчета выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)

Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:

Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261

На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.

Стандартная ставка НДПИ с 1 января 2017 г. установлена в размере 919 руб. за тонну добытой нефти. В 2016 г. она была на уровне 857 руб.

Коэффициент особенности добычи (Дм) — самый сложный элемент, состоящий из большого количества компонентов. Его суть в учете различных коэффициентов, характеризующих степень выработанности конкретных участков и залежей, а также величины запасов конкретных участков недр, степени сложности добычи, географии региона и свойств нефти. Он выглядит следующим образом:

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк — Кабдт — Кман x Свн

Кндпи — с 2016 г. установлен на уровне 559 руб;
Кц — ранее отмеченный ценовой коэффициент;
Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов;
Кз — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти;
Кд — коэффициент, характеризующий сложность добычи;
Кдв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кк — с 1 января 2019 г. установлен в размере 428 руб.;
Кабдт — коэффициент, характеризующий надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо;
Кман — коэффициент, учитывающий влияние экспортной пошлины;
Свн — коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти.

Разбираться в этой части формулы довольно сложно и долго, к тому же нужно знать особенности добычи на том или ином месторождении. Но если кто-то хочет вникнуть поглубже, вот ссылка, здесь все подробно расписано.

Для более быстрой оценки можно учесть в структуре коэффициента особенностей добычи (Дм) лишь показатель Кк, зафиксированный на уровне 428 руб. на 2019 г. Этот коэффициент оказывает заметное влияние на итоговый результат и входит в итоговую формулу со знаком плюс, тем самым увеличивая налог. Остальными коэффициентами для проведения неглубокой консервативной оценки можно пренебречь так как они преимущественно снижают итоговый показатель.

Модифицированная формула выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ (919 руб.) + Фиксированный показатель (Кк)

По итогам 2018 г. средний размер НДПИ при добыче нефти составлял 12 468 руб. за тонну добытых углеводородов без учета коэффициента особенностей добычи.

В совокупности самое большое значение при расчете показателя занимает ценовой коэффициент, С учетом того что базовая ставка НДПИ устанавливается регуляторно и спрогнозировать ее изменение крайне сложно, то основными факторами изменения НДПИ можно считать цены на нефть Urals и курс доллара США.

Так, рост рыночной цены Urals на $1 за баррель нефти при цене выше $15 за баррель (без учета особенностей добычи) приводит к росту ставки НДПИ на $3,52 за тонну.

Почему НДПИ важен для нефтегазовых компаний

НДПИ можно назвать наиболее значимым налогом для нефтяных компаний. Если стандартный налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения, то на платежи по НДПИ пришлось около 27,4% от выручки Роснефти или 347,9% от чистой прибыли за весь 2018 г. Для Татнефти доля НДПИ в выручке по итогам 2018 г. составила 31% от выручки или 134,3% от чистой прибыли. В таких масштабах даже незначительное увеличение коэффициентов при расчете НДПИ может существенно сказаться на результатах нефтяных компаний.

Важный момент заключается в способе взимания налога. Налогооблагаемой базой считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.

Налог на добычу полезных ископаемых также выступает одним из средств перераспределения денежных средств добывающих компаний. К примеру, в 2018 г. на фоне освобождения Газпрома от выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, коэффициент в расчете НДПИ для компании был поднят с 1,4022 до 2,055. Тем самым бюджет нивелировал выпадающие от недостаточных дивидендов средства.

Что будет с НДПИ

С 1 января 2019 г. в силу вступил так называемый «налоговый маневр». Налоговый маневр представляет из себя постепенный рост НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины (еще один значительный сбор с нефтяников). Как заявляется, смысл данного закона в снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть.

Происходить это будет путем последовательного введения поправочных коэффициентов: от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г. для экспортной пошлины.

Другой важный момент: с 1 января 2019 г. стартовал пилотный проект нового налога — Налога на дополнительный доход (НДД). Предполагается, что налогооблагаемой базой для нового сбора будет не добыча компаний в натуральном эквиваленте, а выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья.

НДД должен снизить взимаемый НДПИ вплоть до 40% для ряда месторождений и сделать инвестиции в низкопродуктивные и трудноизвлекаемые запасы экономически обоснованными, что поддержит объемы добычи. Нужно отметить, что НДД не может применяться ко всем месторождениям, новый налог подходит только для запуска определенных новых и ряда уже зрелых месторождений.

На текущем этапе проект налога введен для нескольких месторождений, а ставка установлена в размере 50%. В случае получения позитивных результатов от введения нового налога, НДД может быть получить более широкое распространение, а объемы взимания НДПИ снизятся.

Вложиться в нефтянку

БКС Брокер

Источник

ПОНЯТИЕ НАЛОГА

К углеводородному сырью относятся:

  • нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
  • газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки;
  • попутный газ;
  • газ горючий природный, за исключением попутного газа.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – налог) – прямой налог, который начисляется на сумму дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр, который рассчитывается как положительная разница между полученными на этом участке недр доходами и расходами.

В случае, если размер минимального налога по участку недр больше чем сумма налога, рассчитанного как разница между доходами и расходами этого участка, то налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья признается минимальный налог.

Правила налогообложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья определены в главе 25.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА (СТ. 333.43 НК РФ)

Организации, являющиеся пользователями недр на участках недр, указанных в пункте 1 статьи 333.45 НК РФ (см. Объекты налогообложения), на основании лицензий на право пользования недрами и осуществляющие следующие виды деятельности:

  1. деятельность по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья на участке недр (пп. 1 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  2. деятельность по транспортировке углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 2 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  3. деятельность по подготовке углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика (пп. 3 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  4. деятельность по хранению углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 4 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  5. деятельность по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа (пп. 5 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
  6. деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, вышеуказанных пунктах 1 – 5, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности (пп. 6 п. 3 ст. 333.43 НК РФ).

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТ. 333.44 НК РФ)

Налогоплательщики имеют право подать уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу (далее – уведомление), в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика (крупнейшего налогоплательщика), в отношении следующих участков недр:

1) участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (см. Объекты налогообложения);

2) участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (Чг) превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика.

В уведомлении необходимо указать наименование участков недр, по которым производится освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Уведомление в отношении участка недр представляется однократно, применение налога в отношении указанного участка в дальнейшем не допускается.

Форма и формат уведомления установлены Приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/829@.

Срок подачи уведомления

1) В отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса:

– не позднее 31 марта 2019 года – для участков недр, запасы нефти по которым впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) до 1 января 2018 года;

– не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (запасы на государственном балансе на 01.01.2018 отсутствуют).

2) В отношении участков недр у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, срок для подачи уведомления – не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика.

Дата начала освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Организация освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика:

1) с 1 января 2019 года – в отношении участков недр, запасы которых поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 и уведомление по которым представлено не позднее 31 марта 2019 года;

2) с 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления, – в отношении участков недр, уведомление по которым представлено не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы впервые поставлены на государственный баланс;

3) с 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления, – в отношении участков недр, у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, и уведомление подано не позднее 31 декабря предшествующего года.

Участок недр, по которому подается уведомление

Условие

Срок подачи уведомления

Дата начала освобождения

Указан в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ

Запасы поставлены на государственный баланс до 01.01.2018

Не позднее 31 марта 2019 года

С 1 января 2019 года

Запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (в государственном балансе до 01.01.2018 отсутствуют)

Не позднее 31 марта 2-го года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс

С 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления

Любой

Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления

Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика

С 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (СТ. 333.45 НК РФ)

Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из следующих требований:

1. Участок недр расположен полностью или частично (пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ):

– в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа;

– севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа;

– в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.

2. Участок недр расположен на территории Российской Федерации и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года (пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).

3. Участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, в границах, ограниченных прямыми линиями, соединяющими по порядку точки участков недр по соответствующим географическим координатам (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).

Не признается объектом налогообложения дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья

РАСЧЕТ НАЛОГА

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Данные показатели рассчитываются ежемесячно.

Расчетная выручка (ст. 333.46 НК РФ)

Рассчитывается по формуле:

Вр-месяц
=
Цнефть
*
Vнк
*
Р
*
Кн
+
Цгаз
*
Vгаз
+
0,95
*
Цпнг
*
Vпнг

Расшифровка формулы

В расчетную выручку, также включаются суммы дохода, по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в пп. 1 – 5 п. 3 ст. 444.43 НК РФ, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.

Фактические расходы (ст. 333.47, 333.48 НК РФ)

Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, указанные в статье 333.47 НК РФ, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

Восстановленные расходы (ст. 333.48 НК РФ)

Затраты на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования учтенные ранее в составе фактических расходов подлежат восстановлению в доходах, в том отчетном (налоговом) периоде, когда произошло одной из следующих событий:

1) при реализации или ином выбытии объекта амортизируемого имущества, за исключением его ликвидации, до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;

2) при переводе объекта амортизируемого имущества на консервацию, реконструкцию или модернизацию продолжительностью свыше шести месяцев до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;

3) если объект амортизируемого имущества не был введен в эксплуатацию до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором были учтены такие расходы.

Расчетные расходы (ст. 333.49 НК РФ)

Расчетными расходами признается сумма следующих видов расходов:

1) расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат, которая рассчитывается по следующей формуле:

Пр
=
ЭПнефть
*
Р
*
(
Vнефть
+
Vгк
)

Расшифровка формулы

2) расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата, которые рассчитываются по следующей формуле:

Тз
=
Тингк
*
Vнк

Расшифровка формулы

ПЕРЕНОС УБЫТКОВ НА БУДУЩЕЕ (ст. 333.51 НК РФ)

Налогоплательщик, понесший убыток (убытки), по участку недр, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить по этому участку недр налоговую базу текущего налогового (отчетного) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Перенос на будущее суммы понесенного в предыдущем налоговом периоде убытка производится с учетом коэффициента индексации убытка (КИУ) в размере 1,163.

Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного налогового периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру налогового периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, по итогам которого был определен такой убыток.

Например, если в 2019 году используется убыток, полученный в 2016 году, то сумма убытка будет увеличена на КИУ в степени 3.

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УБЫТКИ (ст. 333.52 НК РФ)

Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода.

Ретроспективный период – период по которому налогоплательщик, осуществляющий пользование участками недр, указанными в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, определяет расчетный финансовый результат применительно к соответствующему участку недр для определения налоговой базы по налогу, по каждому календарному году за период с 1 января 2011 года и по год (включительно), непосредственно предшествующий году начала исчисления налога в отношении таких участков недр.

Для участков недр, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ или расположенных полностью, или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, ретроспективный период исчисляется с 1 января 2007 года.

Финансовый результат рассчитывается по каждому году ретроспективного периода в общем порядке (см. Расчет налога), с учетом особенностей, указанных в ст. 333.52 НК РФ.

Налогоплательщик уменьшает расчетный финансовый результат календарного года ретроспективного периода на сумму исторического убытка, определенного для предыдущего календарного года ретроспективного периода с учетом коэффициента индексации убытка в размере 1,163.

Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного года ретроспективного периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру года ретроспективного периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с года ретроспективного периода, следующего за годом, по итогам которого был определен такой убыток.

Исторический убыток, не перенесенный в пределах ретроспективного периода, признается убытком для целей исчисления налога и переносится на будущее с учетом КИУ в порядке, установленном статьей 333.51 НК РФ.

МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Налог рассчитываемый как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, не может быть менее суммы минимального налога.

Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.

Для участков недр, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, по которым для всех налоговых периодов в отношении нефти, добытой на таких участках недр, применялся коэффициент Кг в размере менее 1 минимальная налоговая база принимается равной 0.

Во всех остальных случаях, минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки от реализации углеводородного сырья на участке недр за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная на:

– расчетные расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период;

– фактические расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период в части сумм налогов;

– сумму предельных расходов на добычу углеводородного сырья, определяемую как произведение количества добытой за налоговый (отчетный) период нефти на участке недр, и значения удельных расходов в размере 9 520 рублей.

Для налоговых периодов 2019 – 2020 годов значение удельных расходов признается равным 7 140 рублей.

Значение удельных расходов подлежит ежегодной индексации на величину накопленного индекса потребительских цен начиная с 2021 года.

В случае, если минимальная налоговая база, принимает отрицательное значение, минимальная налоговая база принимается равной нулю.

НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД. ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Налоговый период

Календарный год

Отчетный период

Первый квартал

Полугодие

9 месяцев календарного года

НАЛОГОВАЯ СТАВКА

50%

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Декларации представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения, крупнейшими налогоплательщиками – в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налоговые декларации представляются:

– по итогам отчетного периода – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма, порядок ее заполнения и формат налоговой декларации установлены приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Авансовые платежи по налогу (минимальному налогу) уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог (минимальный налог) уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник