Налог на добычу полезных ископаемых механизм взимания и его совершенствование
Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет.
Вместе с тем этот налог недостаточно проработан, в нем имеют место серьезные недостатки в части эффективного его действия как для экономики государства, так и налогоплательщика. Не случайно в систему налогообложения недропользования вносятся чуть ли не ежегодные поправки, носящие принципиальный характер.
Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях.
Налогу на добычу полезных ископаемых характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта.
Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов.
Для дальнейшего совершенствования налога на добычу полезных ископаемых необходимо:
· аргументировано отстаивать позицию сохранения существующих требований по обеспечению прямого учета добытой нефти;
· достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости Налогового Кодекса РФ;
· ввести технологический регламент;
· разработать и принять федеральный закон «О нефти и газе»;
· повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;
· рассмотреть в среднесрочной перспективе возможность отказа корректировки налога на добычу полезных ископаемых с учетом мировых цен на нефть;
· изменить структуру декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения коэффициента, характеризующий динамику мировых цен на нефть;
· зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;
· уточнить критерии признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;
· создать биржу по торговле нефтепродуктами;
· ужесточить санкции за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;
· установить дифференциацию ставок налога для малых и средних нефтяных компаний.
Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.
Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых.
В то же время вносимые в законодательство изменения не должны создавать препятствия для эффективного налогового контроля за правильностью исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения полезных ископаемых 6
1.1. Становление и развитие налога на добычу полезных ископаемых 6
1.2. Действующий механизм исчисления налога на добычу полезных ископаемых 13
Глава 2. Анализ и оценка современного состояния налогообложения добычи полезных ископаемых в доходы бюджета РФ 18
2.1. Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходы бюджета РФ 18
2.2. Анализ контрольной работы налоговых органов по исчислению налога на добычу полезных ископаемых 29
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налога на добычу полезных ископаемых в России 36
3.1. Современные проблемы взимания налога на добычу полезных ископаемых 36
3.2. Пути совершенствования исчисления и взимания налога на добычу полезных ископаемых 38
3.3. Зарубежный опыт налогообложения полезных ископаемых 48
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Краткое содержание работы:
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации установлено более десятка действующих налогов. Все они различаются по своим определенным свойствам, функциям и играют важную роль в деятельности любого государства. Одним из значимых видов налогов является налог на добычу полезных ископаемых или НДПИ [1].
НДПИ – это прямой федеральный налог, который уплачивается недропользователями. Данный налог установлен и описан в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была утверждена и вступила в силу 1 января 2002 года. Согласно этой главе объект налогообложения по НДПИ – это полезные ископаемые: добытые из недр на территории России; добывающиеся из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в т.ч. и арендуемых; извлеченные из фактических отходов или фактических потерь производства добычи, в случае, если такое промышленное извлечение лицензируется. Основной закон, принятый исторически в период формирования добывающего сектора экономики России, это закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
Плательщиками такого вида налога являются предприятия и физические лица-индивидуальные предприниматели, добывающие полезные ископаемые по лицензии на право пользования недрами. В НК РФ определено, что обозначенные лица подлежат обязательной постановке, осуществляемой в течение 30 календарных дней с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр, на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ.
Вступив в силу, НДПИ объединил в себе ранее действующие налоги и платежи, такие как: платеж за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Была установлена, применительно к нефти, специфическая ставка НДПИ, корректируемая ценой нефти на мировом сырьевом рынке, а также при помощи валютного курса рубля и соответствующих коэффициентов, которые определены в НК РФ.
В настоящее время существует большое количество недостатков НДПИ, одним из самых главных является привязка к мировым ценам и неучет доли экспортной нефти компании в общем объеме реализации – доля экспорта нефтяной компании может составлять не более 30 %, а величина НДПИ учитывается одинаково, что для экспортной нефти, что для нефти, реализуемой внутри страны. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дальнейшее усовершенствование механизма взимания НДПИ по пути учета долей экспортируемой и неэкспортируемой нефти с использованием понижающего коэффициента для налогообложения последней.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей механизма исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых и направлений его совершенствования.
Предметом выпускной квалификационной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма исчисления и взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Объектом выпускной квалификационной работы является НДПИ в Российской Федерации и Республике Дагестан.
Исходя из поставленной цели, определим задачи исследования:
– изучить теоретические основы налогообложения полезных ископаемых;
– рассмотреть действующий механизм исчисления налога на добычу полезных ископаемых;
– проанализировать современное состояние налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации;
– дать оценку контрольной работы налоговых органов по исчислению налога на добычу полезных ископаемых;
– исследовать основные проблемы и перспективы совершенствования налога на добычу полезных ископаемых;
– исследовать зарубежный опыт налогообложения полезных ископаемых.
Информационная база. При написании работы мы опирались на Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовую базу федерального, регионального и местного уровня. Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. Так же мы черпали информацию из таких периодических изданий как: «Налоговый вестник», «Финансы», «Налоговая политика и практика» и др.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых таких, как Мельникова Ю.В., Павлинова О.В., Понкратов В.В., Салина А.И., Иванова Я.Я., Акилова Е., Юмаев М.М. и других, посвященные проблемам налогообложения добычи полезных ископаемых.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Эта работа вам не подошла?
В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования
Совершенствование механизма налогообложения добычи полезных ископаемых
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2010 – 2012 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2010 – 2012 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. В связи с этим особое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых.
Совершенствование недропользования проводится по следующим направлениям:
С 2007 года в Налоговый кодекс Российской Федерации на постоянной основе введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за одну тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с несколькими коэффициентами – коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, и понижающим коэффициентом, характеризующим степень выработанности запасов конкретного участка недр.
Кроме того, в целях стимулирования добычи сверхвязкой нефти и нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, применительно к этим условиям добычи была установлена нулевая налоговая ставка (для месторождений Восточной Сибири она применяется вплоть до достижения накопленного объема добычи нефти уровня 25 млн. тонн).
При этом налоговым законодательством установлено существенное условие, заключающееся в том, что для применения понижающего коэффициента, характеризующего степень выработанности, и нулевой ставки количество добытого полезного ископаемого должно определяться прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств). Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения. Согласно нормам Налогового кодекса раздельное определение количества добытой нефти на конкретном участке недр и ее подготовки необходимо осуществлять на едином технологическом объекте.
На основании проблем, выявленных в ходе применения новых норм налогового законодательства в 2012 году, предлагается в 2013 году разработать и внести в Налоговый кодекс изменения, направленные на уточнение порядка применения учета добытой нефти в целях применения понижающих коэффициентов и нулевой налоговой ставки.
В качестве одной из мер, позволяющих обеспечить рентабельную разработку месторождений континентального шельфа Российской Федерации, требует решения вопрос о распространении в 2011 – 2012 гг. льготного режима уплаты налога на добычу полезных ископаемых (налоговые каникулы до достижения соответствующих объемов добычи или более эффективный инструмент в виде понижающих коэффициентов к ставке НДПИ) при добыче нефти на участках недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках повышения эффективности использования природных ресурсов в Российской Федерации также целесообразно начать поэтапную отмену нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче попутного нефтяного газа (с учетом фактической возможности добывающих организаций по использованию попутного газа). Налогообложение добычи попутного нефтяного газа представляется более простым в администрировании и эффективным механизмом создания стимулов для переработки попутного нефтяного газа, чем взимание штрафов за его сжигание.
Помимо этого будет рассмотрен вопрос об отмене с 2011 или 2012 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти.
В 2007 году были приняты решения о поэтапном повышении внутри российских цен на газ, а также о росте цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ. Они должны продолжать увеличиваться и в 2013 г. Вместе с тем, налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В результате, предприятия газовой отрасли в условиях растущих цен и неизменных ставок НДПИ располагают значительными дополнительными доходами, имеющими характер природной ренты. Часть указанных доходов предполагается изъять в бюджет не ранее 2011 года путем повышения ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа;
В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2011 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США.
В рамках реализации основных направлений налоговой политики на 2010-2012 гг. в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2010 – 2011 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.).
В связи с этим требуется совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью дальнейшего распространения специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых на другие виды твердых полезных ископаемых, а также уточнение действующих норм налогового законодательства в отношении определения налогооблагаемой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» начиная с 2008 года в составе доходов федерального бюджета выделяются нефтегазовые доходы, которые формируются за счет доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, вывозных таможенные пошлин на газ природный и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Динамика основных нефтегазовых доходов, прогнозируемых на 2010 год и на период до 2010 года, приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов
Наименование доходов | Прогноз на 2010 год | Прогноз на 2011 год | Прогноз на 2012 год | Темп роста доходов по сравнению с пред. Годом | Темп роста доходов в 2012 году по сравнению с 2010 годом | |
2011 г. | 2012г. | |||||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 860,7 | 843,7 | 841,2 | 98,0% | 99,7% | 97,7% |
Нефть | 761,2 | 741,8 | 736,9 | 97,4% | 99,3% | 96,8% |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 91,2 | 92,9 | 94,2 | 101,8 | 101,5 | 103,3 |
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья | 8,2 | 9,0 | 10,1 | 109,7% | 112,0 | 122,9 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 950,3 | 932,4 | 931,8 | 98,1% | 99,9% | 98,1% |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 308,1 | 316,0 | 319,5 | 102,6% | 101,1 | 103,7% |
ывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 264,1 | 259,8 | 255,8 | 98,4% | 98,5% | 96,9% |
Итого нефтегазовых доходов | 2383,1 | 351,9 | 2 348,3 | 98,7% | 99,8% | 98,5% |
В 2010 – 2012 годах наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов занимают доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации, суммарная доля которых увеличивается с 50,9 % в 2010 году до 56,1 % в 2011 году. Доля налога на прибыль организаций, напротив, снижается с 12,5 % до 11,2 %, как и доля единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (с 10,4 % до 10 % соответственно). Доля акцизов снижается в 2010 году до 3,3 % против 3,5 % в 2011 году и незначительно увеличивается в 2012 году до 3,4 %.
Структура нефтегазовых доходов приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура нефтегазовых доходов
Наиболее значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с добычей и экспортом нефти, – их доля в 2013 году составит 71,8 % и сократится в 2012 году до 71,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа в структуре нефтегазовых доходов в 2012 году прогнозируется в размере 17,6 % и увеличится по сравнению с 2010 годом на 0,9 процентного пункта. Увеличение доли доходов от уплаты налога на добычу природного газа объясняется тем, что при его добыче налог взимается по твердой ставке, которая не зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.