Налог на добычу полезных ископаемых изменения
Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.
Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».
«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.
По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.
Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
- Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
- «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
- Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
- Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.
Первая попытка
Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.
Авторы
Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина
МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений по корректировке параметров налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, а также об отмене ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Документ был инициирован правительством РФ.
“Реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет около 100 млрд рублей и порядка 90 млрд рублей в год по НДПИ”, – сказано в финансово-экономическом обосновании к закону.
В пояснительной записке уточняется, что закон определяет размер удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 года, тогда как раньше он устанавливался на срок до 2021 года. С 1 января 2024 года он составит 8 600 рублей.
Кроме того, будет расширен перечень участков недр “3 группы” налогового режима за счет выработанных месторождений Северо-Кавказского федерального округа, а также на территории Сахалинской области. Расширяется и перечень участков недр “4 группы”.
Также закон отменяет с 1 января 2021 года налоговые льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти.
“Принятие соответствующего федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета”, – сказано в документе.
Поправки ко второму чтению
Поправками ко второму чтению был уточнен порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с добычей нефти на участке недр, расположенном на территории РФ и включающего запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 года.
Кроме того, предусматривается, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные до дня вступления закона в силу, но не включенные в состав фактических расходов по добыче в налоговых периодах до дня вступления закона в силу, включаются в состав таких расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после вступления закона в силу.
Об НДД
Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.
С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).
Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.
Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД – эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.
Пострадают, скорее, бюджеты зажиточных регионов
Доходы бюджета не окупят ссору Минфина с горняками /Денис Абрамов / Ведомости
Госдума приняла в первом чтении законопроекты Минфина по повышению налогов для добывающих компаний: на ставки по НДПИ в отношении отдельных твердых полезных ископаемых (металлов и удобрений) вводится повышающий коэффициент 3,5, отменяется ряд льгот по НДПИ, включая льготу на добычу сверхвязкой нефти, а зона применения налога на дополнительный доход расширяется.
Идея повысить налоги для добывающих компаний впервые появилась в 2018 г. вместе со «списком Белоусова». Тогда еще помощник президента Андрей Белоусов представил президенту Владимиру Путину перечень из 14 компаний горно-металлургического и химического секторов, которым было предложено платить по 0,5 трлн руб. в год. Главная причина – получение этими компаниями сверхдоходов и низкие налоги. Тогда в результате переговоров компании согласились инвестировать эти средства в экономику России.
Однако в законопроекте, который предлагает правительство сейчас, нет никакого перечня компаний: речь идет о повышении НДПИ, отмене отдельных льгот и изменении расчетных коэффициентов для всех компаний, получающих доход от земли. «Это рентные предприятия, которым основной доход дает не производительность труда, а земля, – поясняет логику правительства директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Они высокорентабельные, обладают достаточной прибылью, и они недоплачивают налогов».
По словам статс-секретаря – заместителя министра финансов Алексея Сазанова средняя доходность по отраслям, облагаемым НДПИ, составляет более 20%, а по отдельным компаниям – более 50%. По расчетам Минфина, после вступления законопроекта в силу налоговая нагрузка на прибыль для таких компаний повысится на 2%. «Поэтому мы не ожидаем существенного ухудшения финансового положения таких компаний от наших нововведений», – сказал он, выступая в ходе первого слушания законопроекта в Думе во вторник.
Эксперты обращают внимание на существующий низкий уровень налогообложения рентных компаний, а также на весьма скромные аппетиты Минфина. «По действующему в настоящий момент в РФ законодательству эффективная ставка НДПИ по нефти составляет 40–50% от выручки, по газу – 15%, по драгоценным камням – 8%, по драгметаллам – около 6%, а по твердым полезным ископаемым – всего 0,5–0,6%, – подсчитал доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – При этом за рубежом последний показатель выше в разы и находится на уровне 2–6%. В связи с этим внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект о повышении с 2021 г. НДПИ в 3,5 раза для металлургов и производителей удобрений выглядит логично. По задумке Минфина, это позволит пополнить бюджет 2021 г. на 56 млрд руб.».
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНХП) РАН Александр Широв указывает, что это крайне незначительная сумма по масштабам российской экономики. «Именно в связи с ее незначительностью возникает главный вопрос: насколько необходимы эти действия, существенно осложняющие взаимоотношения государства и крупного бизнеса», – отмечает он.
При этом компаниям вряд ли удастся переложить возросшие в связи с увеличением налогов расходы на потребителей. «Цены на большинство сырьевых товаров, которые подпадут под новый размер налогообложения, формируются по принципу экспортного паритета (цены равны экспортным, скорректированным на курс рубля и за вычетом затрат на налоги и транспортировку) либо вообще в рамках ценообразования внутри вертикально-интегрированных компаний, – объясняет Широв. – Таким образом, существенного роста цен на такую продукцию ожидать не стоит».
Помимо самих компаний пострадавшими от налоговых новаций могут оказаться регионы, предупреждают эксперты. По Бюджетному кодексу нормативы зачисления поступлений от НДПИ в федеральный и региональные бюджеты зависят от вида полезных ископаемых. Как следствие, эффект от предлагаемых мер на региональные бюджеты будет зависеть от того, какой вид сырья добывается в том или ином регионе, поясняет эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Собственные доходы регионов, специализирующихся на добыче нефти и природного газа, вследствие принятия предложенных Минфином России изменений в налоговом законодательстве могут снизиться, – отмечает он. – Речь прежде всего может идти о Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе».
Но эти регионы вряд ли столкнутся с существенными трудностями – там придерживаются консервативной политики и располагают значительным запасом бюджетных средств. «Для других регионов, в значительной степени зависящих от налогов от нефтегазового сектора и не располагающих столь существенными резервами, новые изменения законодательства станут более проблематичными», – поясняет Першин. При этом эксперт напоминает, что норматив зачисления поступлений от НДПИ по металлам и удобрениям в региональные бюджеты составляет 60%. «Несмотря на снижение поступлений по налогу на прибыль, регионы, в которых осуществляется добыча таких полезных ископаемых, могут увеличить свои доходы за счет больших поступлений по НДПИ», – отмечает Першин.
Что касается отмены льгот, то ее эксперты тоже оценивают в целом положительно. По мнению Широва, это «не приведет к массовым банкротствам либо другим негативным последствиям институционального характера». Впрочем, нефтяные компании уже пригрозили сокращением инвестиций в новых условиях, так что ко второму чтению этот пункт может измениться.
Обсуждение поправок в Налоговый кодекс, предполагающих повышение ставки НДФЛ до 15% для лиц, чьи доходы превышают 5 млн руб. в год, Госдума решила обсудить в первом чтении в октябре.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Москва. 21 сентября. INTERFAX.RU – Комитет Госдумы по бюджету на заседании в понедельник рекомендовал принять в первом чтении пакет законопроектов, который корректирует введенную в России с 1 января 2019 года систему взимания налога на дополнительный доход (НДД), применяемого в основном в нефтяной отрасли. Предлагаемые поправки коснутся всех нефтяных компаний: изменения по механизму НДД сильнее почувствуют “Роснефть” и “Газпром нефть”, “Татнефть” и “ЛУКОЙЛ” сильнее пострадают от наличия в портфеле сверхвязкой нефти и зрелых месторождений. В целом Минфин ждет от отрасли 237 млрд рублей дополнительных поступлений в год.
Поправки в Налоговый кодекс РФ (N 1023276-7) и Таможенный тариф (N1023275-7) в пятницу вечером внесло в Госдуму правительство. Ряд инициатив из документа излагался чиновниками и раньше, но полная картина новаций стала видна только после внесения целого пакета. Поправки не только корректируют НДД, но и отменяют часть льгот, что, по замыслу разработчиков, должно заставить нефтяные компании добровольно перейти на НДД. Этим же законопроектом снижается порог цены на нефть, при которой “Роснефть” сможет получить налоговый вычет по НДПИ на Ванкоре, построив инфраструктуру для масштабного проекта “Восток Ойл”. Отдельным пакетом идут поправки по налогообложению Приобского месторождения, недропользователями которого являются “Роснефть” и “Газпром нефть”.
Самая большая ошибка
НДД действует в России с 1 января 2019 г., ставка составляет 50%. Базой для расчета данного налога является выручка, полученная от продажи нефти на месторождениях, которые подпадают под НДД – это пять групп – минус величина фактических и расчетных расходов по добыче сырья. Такая высокая ставка компенсируется пониженным НДПИ и экспортной пошлины для нефти, добываемой на месторождениях, по которым можно перейти на НДД. Ставка НДПИ при расчете НДД составляет примерно 60% от стандартной ставки, отмечает Газпромбанк.
Так, по общему правилу при добыче нефти ставка НДПИ составляет 919 рублей за тонну: она затем умножается на специальный коэффициент (Кц) и величину, характеризующую особенности добычи нефти (Дм). При этом НДПИ для компаний, которые перешли на НДД, составляет всего 1 рубль за тонну: ставка умножается на коэффициент, который привязан к дате начала разработки недр (Кндд), чем меньше разрабатывается участок, тем ниже налог.
Особенность НДД и так называемого “налогового маневра в нефтянке” – постепенное снижение экспортной пошлины, которая должна стать нулевой с 2024 года с одновременным увеличением НДПИ, также при помощи специальных коэффициентов.
Режим НДД, при его введении, был заявлен как тестовый, вводился как для традиционных, так и новых регионов добычи. Идея Минфина заключалась в перераспределении фискальной нагрузки и переносе основной ее части на более поздние этапы разработки месторождений, после их выхода на проектную мощность, однако в конце июня замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что бюджет в 2019 году недополучил 213 млрд рублей из-за введения НДД. “Посмотрев на итоги введения НДД, я могу сказать, что лично для меня это самая большая ошибка за все время работы в Минфине”, – сказал он летом в интервью Reuters. При этом Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы. Сазанов пояснял, что вернуть недополученный налог можно будет через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для этих категорий.
Внесенный пакет законопроектов не только меняет коэффициенты для месторождений, которые перешли на НДД, но и убирает часть уже существующих льгот по НДПИ для месторождений, которые не перешли на новый режим. Кроме того, отменяются фактически все льготы по экспортной пошлине для нефти, взамен компаниям фактически добровольно-принудительно предлагается перейти на НДД.
Убрать льготы по экспортной пошлине
Внесенные поправки в Таможенный тариф с 1 января 2021 г. убирают возможность для компаний устанавливать пониженную экспортную пошлину на нефть с новых месторождений с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 г.
Речь идет о месторождении им. Корчагина, первого проекта “ЛУКОЙЛа” на Каспии; Восточно-Алинском и Южно-Талаканском месторождении “Сургутнефтегаза”; Западно-Аянском, Даниловском, Ичединском, Марковском месторождении Иркутской нефтяной компании (ИНК); Куюмбинском месторождении, операционное управление которым осуществляет “Роснефть”; Новопортовском (“Газпром нефть”); Восточно-Мессояхскогом месторождении (АО “Мессояханефтегаз”, СП “Роснефти” и “Газпром нефти” ; Дулисьминском месторождении, которое принадлежит НК “Дулисьма”; Красноленинском месторождении (ООО “ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь”); Западно-Хоседаюском месторождении им. Садецкого (“СК “Русвьетпетро”); Колвинском месторождении (“ННК-Печоранефть”); Среднеботуобинском месторождении, центральный блок которого разрабатывается дочкой “Роснефти”.
Одновременно законопроект отменяет льготу по экспортной пошлине на высоковязкую и сверхвязкую нефть.
“Мы полагаем, что эти льготы, которые предоставляются уже более 10 лет, они были необходимы для отработки новых технологий, для запуска новых месторождений. За 10 лет они свою функцию уже выполнили, и поэтому сейчас, когда государству нужно мобилизовать доходы, от этих льгот можно отказаться”, – пояснил решение Сазанов в понедельник на заседании думского комитета по бюджету. Дополнительные доходы федерального бюджета при отмене льгот по экспортным пошлинам составят в 2021 г. 37,4 млрд рублей, в 2022 г. – 24,6 млрд рублей, в 2023 г. – 11,5 млрд рублей, следует из пояснительной записки. Итого – 73,5 млрд рублей в 2021-2023 гг.
В пояснительной записке Минфин и правительство рекомендуют компаниям, которые пользовались экспортными льготами, перейти на НДД. “При этом в целях сохранения рентабельности разработки соответствующих нефтяных месторождений предусматривается возможность для организаций, являющихся пользователями недр на соответствующих участках недр, стать налогоплательщиками налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья”, – говорится в документах.
Убрать льготы по НДПИ
Отмена льгот коснулась и НДПИ. Внесенные поправки в Налоговый кодекс отменяют с 1 января 2021 г. пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений. Льгота (коэффициент 0,7 к действующей ставке) вводилась для компенсации расходов недропользователей, открывших и разведавших месторождения до 2001 г. По расчетам Минфина, приведенным ранее в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, объем льгот на 2019-2021 гг. оценивался в размере 9,7 млрд рублей.
Убираются льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, речь идет об участках недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа-с и менее 10 000 мПа-с, а также 10 000 мПа-с и более (в пластовых условиях). В 2021 г. льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти оценивалась Минфином в 61 млрд рублей. Одним из крупнейших пользователей льготой является “Татнефть”, также льготой пользуются “ЛУКОЙЛ” и “Роснефть”, следует из отчетов компаний.
Кроме того, внесенный законопроект предлагает убрать из НК РФ один из коэффициентов (Кв) – выработанности запасов конкретного участка недр, принимаемый в расчет при исчислении пониженной ставки. Ранее Минфин оценивал эту льготу на 2021 г. в объеме 45,6 млрд млрд рублей.
“С целью того, чтобы оптимизировать льготу по выработанным месторождениям, и с тем, чтобы как это сейчас у нас такое долгосрочное изменение в налоговой политике, с тем, чтобы все льготы были привязаны к инвестициям, чтобы их четко увязать с инвестициями, мы отказываемся от льготы по НДПИ для выработанных месторождений и предлагаем всем месторождениям, которые сейчас выработаны, перейти на НДД для того, чтобы привязаться к конкретному финансовому результату по конкретному участку недр. Это не отказ от льготы, а ее оптимизация скорее”, – пояснил замминистра финансов Сазанов на заседании думского комитета по бюджету в понедельник.
Добро пожаловать в новый НДД
Законопроект, помимо рекомендаций перейти на НДД тем, кто этого не сделал, пересматривает и параметры самого налога на дополнительный доход.
Расширяется перечень участков, которые могут применять налог, уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Пересматривается процедура зачета убытков.
Так, предусматривается ограничение переноса исторических убытков в размере не более 50% на период 2021-2023 гг. (ранее можно было переносить 100%). При этом снижен коэффициент индексации до 1,07,определяющий сумму переноса на будущее убытков. Данные меры не распространяются на месторождения углеводородного сырья, расположенные в Арктической зоне РФ.
“Предусмотрено, что по аналогии с налогом на прибыль при расчете НДД исторические убытки будут учитываться в размере, не превышающем 50% от финансового результата текущего налогового периода. Это ограничение будет действовать с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. Также снижается коэффициент индексации убытков прошлых лет с 1,16 до 1,1 для первой группы и до 1,07 для четвертой группы (месторождений НДД – ИФ). Данные меры не будут распространяться на месторождения, расположенные на Таймыре – пятой группы”, – пояснил Сазанов на заседании Госдумы.
Кроме того, уточнен порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до конца 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г., а также подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, начиная с 2021 года.
В перечень месторождений, которые могут применять НДД, предлагается включить участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях.
В рамках поправок предлагается убрать для третьей группы существующее ограничение по совокупной добыче нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр, которая не должна превышать 15 млн тонн, а для четвертой группы – ограничение по общим суммарным размерам запасов этой группы месторождений (не более 150 млн тонн). Продляются сроки перехода на НДД для месторождений из первой и второй группы: до 31 марта и 31 декабря 2021 года соответственно.
Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы – 1; для четвертой группы 0,5 – первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до – 1 в период до 15 лет. Внесенный законопроект устанавливает данный коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.
Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. составит 1,95.
Все наказаны?
Аналитики “ВТБ Капитала” в своем обзоре отмечают, что под коэффициент 1,95 подпадает Новопортовское месторождение “Газпром нефти”, что ставит компанию в самое невыгодное положение среди других, для которых коэффициент составит 1,2. В целом, полагают они, предлагаемые изменения в режиме налогообложения окажут наибольшее влияние на “Газпром нефть”, за которой следуют “ЛУКОЙЛ” и “Татнефть”. “Сургутнефтегаз” и “Роснефть”, а также газодобывающие компании практически не почувствуют изменений.
“Ранее сообщалось, что выработанные месторождения будут переведены на НДД, исходя из степени выработанности, рассчитанной на основе последней оценки запасов (ранее в Налоговом кодексе использовались фиксированные показатели по состоянию на 1 января 2006 г.). Согласно последней редакции, показатели 2006 г. будут применяться и далее для расчета истощенности запасов. Это означает, что все месторождения, ранее подпадавшие под налоговые льготы в связи с выработанностью, переводятся на НДД (третья группа месторождений)”, – отмечают аналитики VTB.
“Вместе с тем месторождения с относительно низкой степенью выработанности (чуть выше 80%) и небольшими налоговыми льготами смогут претендовать на наибольшие льготы по НДД. “Таким образом, от этого изменения в налогообложении некоторые компании выиграют, а другие проиграют. По нашей оценке, степень выработанности месторождений, которые в настоящее время получают льготы, составляет в среднем 90%, исходя из чего компании получают дополнительно около $3,5 на один баррель по сравнению с ситуацией без налоговых льгот”, – полагают они.
“В режиме НДД важным параметром является вычитаемый уровень затрат. В настоящее время НДД устанавливает порог в 7140 руб. на тонну, или около $13,6 на барр. (включая операционные расходы, капиталовложения, а также коммерческие, общие и административные расходы). Следует отметить, 100 млрд руб. ($1,4 млрд) дополнительных поступлений в бюджет, которые Минфин рассчитывает получить в 2021 г. от перевода выработанных месторождений на НДД, подразумевают вычитаемый порог на уровне лишь $9,5 на барр. (5 тыс. руб. на тонну). Указанные выше три статьи расходов в 2019 г. на зрелых месторождениях, по нашим расчетам, составили в среднем $12,2 на барр. Таким образом, даже если затраты не увеличатся, перевод выработанных месторождений на НДД позитивно скажется на секторе в целом и может принести ему дополнительно около $0,2 на барр. на уровне EBITDA в 2021 г. при средней цене нефти $45/барр. К тому же “Роснефть”, “Газпром нефть” и “ЛУКОЙЛ” могут даже выиграть от таких изменений в сравнении с действующим режимом регулирования”, – подсчитали аналитики.
“Проанализировав внесенные правительством предложения по изменению налоговой нагрузки, мы пришли к выводу, что в случае их утверждения наиболее сильно пострадает “Газпром нефть”, прежде всего из-за изменения коэффициента Кг для Новопортовского месторождения. По нашим оценкам, EBITDA компании за 2021 г. может снизиться на 21% по сравнению с текущим прогнозом. Далее следует “Татнефть” (потенциальное снижение EBITDA на 20%), основное давление на которую окажет отмена налоговых льгот за добычу высоковязкой нефти. В случае “ЛУКОЙЛа” отставание EBITDA от текущего прогноза, по нашим расчетам, может составить 8%, также в основном из-за отмены налоговых льгот за добычу высоковязкой нефти. В то же время в наименьшей степени предложенные изменения принципов налогообложения, как мы ожидаем, отразятся на показателях “Роснефти” и “Сургутнефтегаза”. По нашим оценкам, в конечном итоге средняя дивидендная доходность акций по сектору составит 3,6%”, – говорится в обзоре VTB Capital.
Аналитики Газпромбанка отмечают, что если предложения Минфина по изменению НДД затронули бы главным образом “Роснефть” и “Газпром нефть”, то отмена льгот по добыче сверхвязкой нефти и выработанных месторождений увеличила бы налоговую нагрузку также на “Татнефть”, “ЛУКОЙЛ” и других производителей.
Эксперты Газпромбанка подчеркивают, что ставка НДПИ для высоковязкой нефти до 2019 г. была нулевой, а с 2019 г. была введена незначительная ставка, и с ее отменой Минфин оценивает дополнительные поступления в бюджет 80 млрд руб. ($1,1 млрд) в год. В то же время экспортная пошлина на сверхвязкую нефть с 2012 г. была установлена на уровне 10% от стандартной ставки НДПИ сроком на десять лет. С 2022 г. льготная ставка экспортной пошлины была бы отменена в любом случае. Минфин оценивает дополнительные поступления в бюджет от отмены данной льготы в 30 млрд руб. ($400 млн) в 2021 г.
“Среди российских нефтедобывающих компаний у “Татнефти” наибольшие налоговые льготы по высоковязкой нефти и выработанности месторождений. Более половины нефти компании добывается на месторождениях с высокой степенью выработанности, в первую очередь на крупнейшем месторождении “Ромашкинское”. По нашим оценкам, налоговые льготы составляют около 30% EBITDA “Татнефти”, а вышеупомянутые изменения в налогообложении снизят EBITDA компании примерно на 20%”, – отмечают эксперты Газпромбанка.
“ЛУКОЙЛ” ежегодно добывает около 19 млн тонн нефти на зрелых месторождениях, в то время как добыча высоковязкой нефти на Ярегском месторождении и пермокарбоновых залежах Усинского месторождения составляет порядка 5 млн тонн в год. По нашим оценкам, налоговые изменения должны снизить EBITDA компании на 5%”, – полагают они.
“Поскольку размер дополнительной налоговой нагрузки по НДД снижен с более чем 200 млрд руб. (как обсуждалось в августе) до 80 млрд руб., мы оцениваем отрицательный эффект на EBITDA “Роснефти” и “Газпром нефти” в 3% и 5% соответственно по сравнению с нашей предыдущей оценкой в 5-7%”, – говорится в обзоре Газпромбанка.
Сила переговорной позиции
Правительство вместе с пакетом налоговых новаций также внесло в Госдуму законопроект о представлении ежемесячного налогового вычета в размере 3,83 млрд рублей для “Роснефти” на Приобском месторождении. Льгота бессрочная, но предоставляется в том случае, если цена на нефть по итогам месяца превысит базовую (в 2020 году $42,45 за баррель). Установлена пороговая величина вычета – не более 459,6 млрд рублей. Налоговый вычет предоставляется при условии заключения инвестиционного соглашения о стимулировании добычи. В нем не указаны конкретные требования по инвестициям, нужно прописать планируемый объем добычи нефти на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2032 г. включительно в условиях отсутствия налогового вычета.
Аналитики BCS, комментируя законопроект о льготах на Приобское месторождение, отмечают: “Сила переговорной позиции “Роснефти” подтверждается”. “В ближайшем будущем могут появиться новые законопроекты, и обсуждение недавних предложений, вероятно, будет бурным, поэтому еще рано делать выводы о последствиях для компании. Однако мы можем отметить два момента: 1) налоги на нефтедобывающие компании растут; 2) “Роснефть”, похоже, способна в определенной степени управлять этим процессом, по крайней мере, несколько лучше, чем другие компании сектора. Второй момент подтверждает наш давно сформировавшийся взгляд, что “Роснефть” (как крупнейший государственный нефтепроизводитель, с одной стороны, и возглавляемый очень влиятельным Игорем Сечиным – с другой) располагает явным конкурентным преимуществом, когда речь заходит о налогообложении, т.е. о механизме, с помощью которого российские власти управляют прибылью в нефтяной отрасли”, – говорится в обзоре аналитиков BCS.
Затягивать с принятием законопроекта Госдума не планирует, во вторник он будет рассмотрен в первом чтении, на следующей неделе возможно принятие во втором и окончательном чтении.