Налог на добычу полезных ископаемых 2016 налоговый кодекс
Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 48-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества “Евразруда” на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации”
Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр; налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого с использованием таких экономико-правовых характеристик объекта налогообложения, как стоимость либо количество, применение которых зависит от конкретного вида добытого полезного ископаемого; оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы определяется налогоплательщиком либо исходя из сложившихся цен реализации, либо, в случае отсутствия операций по реализации, – исходя из расчетной стоимости полезного ископаемого; для определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются произведенные налогоплательщиком расходы, которые, по общему правилу, связаны с его добычей (статьи 336 – 340).
Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 N 304-КГ16-13667 по делу N А67-6084/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений в части дополнительного начисления неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу, что определение степени выработанности запасов необходимо производить по всему участку недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки – пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
Суды, проанализировав нормы главы 26 Налогового кодекса, пришли к выводу, что определение степени выработанности запасов необходимо производить по всему участку недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки – пластам залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2016 N 305-КГ16-11783 по делу N А40-140056/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку перечисленные в требованиях инспекции документы, содержащие информацию, используемую обществом при расчете налога на добычу полезных ископаемых, и имеющие значение для установления факта полного и своевременного исчисления указанного налога, правомерно истребованы налоговым органом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 88, главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах”, Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали действия инспекции в указанной выше части законными и обоснованными.
Приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@
(ред. от 21.01.2020)
“Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора)”
часть 2 (главы: 21, 22, 23, 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34)
Приказ ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@
(ред. от 12.01.2016)
О внесении изменений в приказы ФНС России
В соответствии со статьями 52, 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207, N 30, ст. 4081), пунктом 2 статьи 333.6 и пунктом 3 статьи 333.7, главами 22 “Акцизы”, 23 “Налог на доходы физических лиц”, 25 “Налог на прибыль организаций”, 26 “Налог на добычу полезных ископаемых”, 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”, 28 “Транспортный налог”, 29 “Налог на игорный бизнес”, 31 “Земельный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 5039) приказываю:
<Письмо> ФНС России от 14.01.2015 N ГД-4-3/170@
“О применении статьи 342.2 Налогового кодекса Российской Федерации”
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса в целях главы 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Кодекса залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
<Письмо> ФНС России от 08.08.2013 N АС-4-3/14495@
“О налоге на добычу полезных ископаемых”
Учитывая то, что глава 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Кодекса не устанавливает обложение НДПИ добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей), отнесенных к категории забалансовых запасов, по мнению ФНС России, все полезные ископаемые, добытые из забалансовых запасов полезных ископаемых, которые в установленном порядке не отнесены к категории некондиционных запасов, должны облагаться по общеустановленной налоговой ставке.
<Письмо> ФНС России от 21.08.2013 N АС-4-3/15165
“О налоге на добычу полезных ископаемых”
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), обложение НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке в размере 0% (рублей). При этом в целях главы 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 “Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения” (далее – Правила).
<Письмо> Минфина России от 19.04.2013 N 03-06-05-01/13375
<О признании объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых серебра, полученного в результате аффинажа, содержащего драгметаллы концентрата>
Тем не менее, ввиду отсутствия в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) конкретного порядка налогообложения добычи драгоценных металлов, в целях устранения возможности неоднозначного толкования соответствующих норм Кодекса и предотвращения возникновения в дальнейшем споров с налоговыми органами по данному вопросу, полагаем необходимым внесение соответствующих изменений в главу 26 Кодекса, до принятия которых следует руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1484-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Сибирь-Полиметаллы” на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 7 пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации”
Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 336 данного Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых – по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок – признаются полезные ископаемые, добытые из недр или извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 данного Кодекса, содержащей три различных способа ее оценки – исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (пункт 1), исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (пункт 2) и исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пункт 3), кроме того, в данной статье указывается порядок применения каждого из этих способов.
<Письмо> ФНС РФ от 05.07.2011 N ЕД-4-3/10829@
“О направлении письма Минфина России”
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 20.06.2011 N 03-06-05-01/59)
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20.06.2011 N 03-06-05-01/59 по вопросу применения норм главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации в части добычи угля при отсутствии соответствующих нормативных актов, предусмотренных статьями 337, 342 и 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1269-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Сафьяновская медь – Медин” на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 7 пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации”
2.1. Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 336 данного Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых – по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок – признаются полезные ископаемые, добытые из недр или извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 данного Кодекса, содержащей три различных способа ее оценки – исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (пункт 1), исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (пункт 2) и исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пункт 3), кроме того, в данной статье указывается порядок применения каждого из этих способов.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 430-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Святогор” на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации”
Из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов следует, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за 2005 – 2006 годы ОАО “Святогор” руководствовалось Методическими рекомендациями по применению главы 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 апреля 2002 года, отменены Приказом Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2006 года), а также учитывало практику Арбитражного суда Свердловской области и Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Источник
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.
Налогоплательщики[править | править код]
Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).
Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.
Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
Объект налогообложения[править | править код]
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложения:
- общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- метан угольных пластов.
Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]
Ключевым понятием для исчисления НДПИ является “добытое полезное ископаемое”. Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:
1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 – специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:
- это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
- оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое – должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
- это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).
Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу “08 Продукция горнодобывающих производств прочая”, то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк – это ГОСТ 31436-2011 “Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний”), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.
Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место соединенение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс, поэтому законодатель назвал их специальными видами добычных работ. Такие виды разделены на две группы:
- признаваемые таковыми в силу своей природы (например, добыча способом подземного выщелачивания или дражная разработка россыпных месторождений)
- признаваемые таковыми лицензирующим органом.
Во первом случае можно говорить не просто о соединение добычи и переработки в один процесс, а о их совмещении. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины на поверхность. Растворение – это перерабатывающий процесс, без которого нельзя совершить добычу. Добытым полезным ископаемым в этос лучае будет поднятый продуктивный раствор.
Во втором случае такого совмещения не имеется. Так, законодатель в качестве примера относит ко второму случаю добычу полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, при этом привычные добычные операции (взрывание, экскавация) не производятся одновременно с переработкой (дроблением). Для отличия специальных видов добычных работ второго типа от прочих перерабатывающих операций законодатель установил условие, согласно которому переработка признается специальным видом добычных работ, если это следует из лицензии на пользование недрами. Например, для случая со вскрышными породами в приложении к лицензии может быть указано, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши. Такая формулировка будет означать, что щебень добывается с помощью специального вида добычных работ (дробления).
Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:
- позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
- позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп
Налоговая база[править | править код]
Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].
Налоговые ставки[править | править код]
Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.
Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.
Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.
В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.
С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.
29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.
Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.
Налоговые льготы[править | править код]
Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». С экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения. Однако с юридической точки зрения льготные ставки и понижающие ставки коэффициенты могут рассматриваться не как льготы, поскольку являются самостоятельными элементами налогообложения наряду со льготами.
Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.
Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.
Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.
Самой распространенной льготой по НДПИ является ставка 0 по нормативным потерям. Идея этой льготы заключается в том, что поскольку добыча всегда сопровождается неизбежными потерями полезного ископаемого, то такие неизбежные потери не следует облагать налогом. При этом потери, которые возможно было избежать, в случае их допущения облагаются налогом в полном размере. Это правило направлено на стимулирование рационального недропользования.
В силу своей массовости ставка 0 по нормативным потерям порождает самое большое количество споров между недропользователями и налоговыми органами. Так, вызывает споры требование налоговых органов измерять потери ежемесячно. В ряде случае оно является неисполнимым (например, потери в штабеле при кучном выщелачивании или потери в залежи при подземном выщелачивании). Другая проблема связана с неразличением налоговыми органами фактических потерь и юридических потерь (например, при добыче из законтурных участков).
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- С. Ю. Шаповалов. “Сложные случаи исчисления НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд” – М: “ЮК Шаповалов Петров”, 2018
- С. Ю. Шаповалов. “Налогообложение добычи ТРИЗ: Комментарий к статье 342.2 Налогового кодекса РФ и некоторым связанным законоположениям” – М: «Налоговая помощь», 2015
- С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при добыче драгоценных металлов. — М: «Налоговая помощь», 2014 — ISBN 978-5-9900-1433-6.
- С. Ю. Шаповалов. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». — М: «ПравоТЭК», 2011.
- С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче. — М: «Налоговая помощь», 2010 — ISBN 5-9900-1432-5.
- Л. П. Павлова, М. М. Юмаев. Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы. — М., 2010.
- С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
- М. М. Юмаев. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005. — ISBN 5-1727-0086-2.
Источник