Налог на добычу полезного ископаемого в 2014 году

Дата публикации: 05.02.2014 05:11 (архив)

В соответствии с п. 1 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном п. п. 2 – 4 ст. 340 Кодекса, одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Пунктом 2 статьи 340 Кодекса установлено, что если налогоплательщик применяет способ оценки, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии – в предыдущем налоговом периоде) цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

В свою очередь, с учетом статьи 341 Кодекса, предыдущим налоговым периодом (календарный месяц) признается налоговый период непосредственно перед текущим налоговым периодом (например, для текущего налогового периода – февраль 2013 года, предыдущим налоговым периодом будет являться только – январь 2013 года).

Что касается оценки стоимости добытого полезного ископаемого налогоплательщиками, не получающими субсидии из бюджета к ценам реализации добываемых полезных ископаемых, то согласно нормам Кодекса оценка стоимости добытого полезного ископаемого в данном случае осуществляется исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого. При этом указание на налоговый период (текущий или предыдущий), цены реализации которого применяются для оценки стоимости добытого полезного ископаемого, в Кодексе отсутствует.

Вместе с тем Постановлением Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64 определено, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 Кодекса полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 Кодекса и производить оценку стоимости добытого полезного ископаемого исходя из его расчетной стоимости.

Таким образом, налогоплательщики, не получающие из бюджета субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, производят оценку стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого текущего налогового периода, а при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого – исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Учитывая изложенное, только налогоплательщики, получающие субсидии из бюджета, обязаны производить оценку стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии – в предыдущем налоговом периоде) цен реализации добытого полезного ископаемого.

Данная позиция изложена в письме ФНС России от 31.01.2014 № ГД-4-3/1631@ «О налоге на добычу полезных ископаемых».

Источник