Начальная школа полезные привычки вкусы и увлечения

Начальная школа полезные привычки вкусы и увлечения thumbnail

Запорожская общеобразовательная школа № 32

Учитель: Юревич Татьяна Ивановна

Класс: 2 – Г

Предмет: Основы здоровья

Тема тренинга: Вкусы и увлечения

Цель: показать, что каждый человек уникален, имеет свои вкусы и увлечения; дать понять, что отличие вкусов – не причина для споров; учить различать полезные и вредные увлечения; формировать полезные привычки.

Результаты обучения

В конце занятия ученики должны уметь:

• объяснить термины «вкусы» и «увлечения»;

• назвать свои увлечения и членов своей семьи;

• различать полезные и вредные вкусы и увлечения;

• объяснить, почему следует выбирать увлечение с пользой для здоровья.

Оборудование и материалы

• ватман для плаката «Увлечения нашего класса»;

• маленькие листы бумаги по количеству учащихся;

• 2 листа с напечатанными занятиями.

• Раздаточный материал: Задания 1 – 3.

Что подготовить заранее

Ученикам дома взять интервью у родителей:

– Чем увлекались в детском возрасте?

– Какие увлечения имеют сейчас?

Ориентировочный план тренинга

Стартовые задания (перейти к новому материалу)

1. Обратная связь с предыдущим занятием.

– Давайте с вами вспомним названия лекарств, которые должны лежать в домашней аптечке.

– О чем еще мы говорили с вами на предыдущем занятии?

– У нас с вами сегодня занятие тренинг, поэтому, стоит напомнить правила проведения тренингов (дети зачитывают по очереди правила).

2. Назвать тему и задачи урока.

– Сегодня на занятии мы поговорим о ваших вкусах и увлечениях. Вы сможете рассказать о себе и узнать об увлечениях своих одноклассников. Если вы будете знать вкусы и увлечения товарища, это поможет вам лучше узнать друг друга, стать более толерантным (терпимым), вежливым.

3. Информационное сообщение

Мама любит платья шить,

Папа Любит мастерить,

Моя сестренка – танцевать,

Ну а я люблю читать.

– А что любят делать ваши родные? Я знаю, что каждый из вас получил задание: взять интервью у своих родителей. Я начну с себя. Моя мама очень любит вышивать рушники и читать книги, а папа любитель что-нибудь смастерить или построить (далее дети по кругу рассказывают о себе).

Сделать вывод: все взрослые имеют различные увлечения.

– Каждый человек – это уникальная личность, имеющая свои взгляды, вкусы и увлечения. Один человек может любить то, что не нравится другому. В свободное время каждый старается заниматься тем, от чего получает удовольствие.

Ваши вкусы – это то, что вам нравится, например: музыка, одежда, еда.

Ваши увлечения – это то, чем вы любите заниматься в свободное от учебы время.

Выполнить задание в раздаточных материалах (Задание 1)

Работа в парах (выяснить, что различия во вкусах – это вполне естественно)

1. Объединения в пары. Детям предлагается вытянуть из волшебной коробочки фигурку. У кого совпали фигурки – объединяются в пары и выполняют Задание 2.

Дети обсуждают свои вкусы и увлечения и делают записи в анкете в форме таблицы.

– А теперь каждая пара представит свою анкету.

– Совпали ли у вас вкусы?

– Могут ли они совпадать полностью? Почему?

Предложить детям объяснить пословицу «О вкусах не спорят». (Например, если человек не любит шоколадный пирог, нельзя убедить ее в том, что это вкусно – для него это никогда не станет вкусным).

Практическая работа (определить разнообразие интересов)

– Увлечения – это то, чем мы занимаемся в свободное время. Кто-то любит читать, а кто-то – играть на музыкальных инструментах, рисовать или танцевать. Сейчас возьмите листочки и нарисуйте свои увлечения. Чем вы любит заниматься в свободное от уроков время.

Наклеить картинки на плакат «Увлечения нашего класса».

Сделать вывод: каждый имеет свои интересы и увлечения.

Информационное сообщение (учить различать полезные и вредные увлечения)

Научный эксперимент

Саша космос постигает

в супер мощный телескоп.

Лена что-то изучает

в электронный микроскоп.

я охотно согласился б

провести эксперимент:

объедаться шоколадом

вместо супа и котлет.

Тормозит прогресс в науке

незначительный момент, –

«Папа-банк» не выдал денег

на такой эксперимент.

– Почему папа не соглашается на эксперимент? (Потому что вредно для здоровья есть много шоколада).

– К сожалению, некоторые вкусы и увлечения могут навредить здоровью.

Рассмотрите рисунок в Задании 3. Назовите полезные вкусы и увлечения (есть фрукты, играть в подвижные игры), вредные (употреблять быструю еду, долго сидеть за компьютером).

– Назовите, какие у вас есть полезные вкусы и увлечения.

Руханка (размяться, потренировать внимание)

«Все – некоторые – один – никто»

– Встаньте те, у кого карие глаза.

– Встаньте те, у есть братик или сестричка.

– Встаньте те, кто видел кенгуру.

– Встаньте те, кто любит арбуз.

– Встаньте те, кто терпеть не может кашу.

– Встаньте те, кто любит смотреть мультики.

– Встаньте те, кто утром проснулся в хорошем настроении.

– Встаньте те, кто знает китайский язык.

– Встаньте те, у кого есть друзья.

Работа в группах (учить выбирать для себя полезные вкусы и увлечения)

Объединить детей в две группы. Расчитаться на жаворонка и сову. Каждой группе раздать листы с перечисленными занятиями (Задание 4). Дети должны вычеркнуть то, что вредит здоровью, и оставить то, что полезно.

«заниматься танцами, играть в футбол, курить, есть овощи и фрукты, кататься на роликах, играть в снежки, купаться в реке, долго смотреть телевизор, играть в подвижные игры, долго играть в компьютерные игры, заниматься рисованием, заниматься в музыкальной школе ».

– Если ваши родители до сих пор не записали в какую-нибудь секцию, то обязательно поговорите с ними и решите, чем бы вы хотели заниматься.

Пантомима (показать полезное занятие)

Объединить детей в пары. Предложить каждой паре занятие (дает учитель) и продемонстрировать его пантомимой. Остальные дети должны угадать это занятие.

– играть в футбол;

– играть на музыкальном инструменте;

– рисовать;

– купать в реке;

– кататься на роликах.

Итоговые задания (закрепить полученные знания)

1. Стать в круг и поиграть в игру «Ты молодец!» – дети по очереди называют полезные вкусы и занятия, другие комментируют: «Ты молодец!».

2. Дополнить предложение: «Если у меня и моего товарища вкусы не совпадают, то …».

Литература:

1. Основы здоровья. 2 класс : разработки уроков / Ю. В. Ефимова. – Харьков : Изд-во «Ранок», 2013. – с. 104 – 107

2. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С., Сащенко Л. В. Основи здоров’я. 2 клас: Посібник для вчителя. — К.: Видавництво «Алатон», 2013. с. 92 – 94

3. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С. та інші. Вчимося жити разом. Практикум для учнів з розвитку соціальних навичок у курсі «Основи здоров’я» (початкова школа): – К.: Видавництво «Алатон», 2016.

4. Основи здоров’я: зошит-практикум для учнів 2-го класу загальноосв. навч. закл. / І. Д. Бех, Т. В. Воронцова, В. С. Пономаренко, С. В. Страшко. – К. : Видавництво «Алатон», 2013. – . 56 – 57

Источник

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховский район Курганская область

Профилактическая программа

«Полезные привычки»

(1-4 классы)

Автор: Н.А. Помешкина,

учитель начальных классов

2013 -2017 уч.г.

Пояснительная записка

Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

Концепция

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий – на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Основное содержание

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Пособие для учителей

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Материалы для родителей

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» – 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

1 блок – «Я».

2 блок – «Я и другие»

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

4 блок – «Информация о ПАВ»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

Обучающиеся должны знать:

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Уметь:

Делать здоровый выбор

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Обладать навыками:

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Самоконтроля, самооценки

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

32 часа

Название темы

Кол-во часов

1 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Я – неповторимый человек.

Культура моей страны.

Чувства.

О чем говорят чувства.

Множество решений.

Решение и здоровье.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Пассивное курение.

Учусь делать здоровый выбор.

1

1

1

1

1

1

1

1

2 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Вкусы и увлечения.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

О чем говорят выразительные движения.

Учусь понимать людей.

Опасные и безопасные ситуации.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Реклама табака и алкоголя.

Правда об алкоголе.

1

1

1

1

1

1

1

1

3 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Мой характер.

Учусь оценивать себя сам.

Учусь взаимодействовать.

Учусь настаивать на своем.

Я становлюсь увереннее.

Когда на меня оказывают давление.

Курение (часть 1).

Курение (часть 2)

1

1

1

1

1

1

1

1

4 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Самоуважение.

Привычки.

Дружба (часть 1)

Дружба (часть 2)

Учусь сопротивляться давлению.

Учусь говорить «нет».

И снова алкоголь.

Алкоголь в компании.

1

1

1

1

1

1

1

1

Список литературы

  1. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  4. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Источник