На какой карте можно увидеть взаимосвязь полезных ископаемых с рельефом земли
admin
10.06.2009
31. Северо-восточнее от Алматы находятся горы:
А) Мугоджары.
В) Кавказ.
+С) Джунгарский Алатау.
Д) Тянь-Шань.
Е) Памир.
32. Комплексные карты мира по содержанию относятся к группе карт.
А) Общегеографическим.
+В) Тематическим.
С) Физическим.
Д) Карта страны.
Е) И к тем и к другим.
33. Какова средняя высота суши (над уровнем моря)?
+А) 875 м.
В) 650 м.
С) 8000 м.
Д) 550 м.
Е) 700 м.
34. Какова средняя глубина Мирового океана:
А) 5600 м.
В) 4755 м.
С) 11022 м.
+Д) 3700 м.
Е) 3921 м.
35. На какой карте можно увидеть взаимосвязь полезных ископаемых с рельефом Земли?
+А) На физической.
В) На общегеографической.
С) На экономической.
Д) На тематической.
Е) На политической.
36. В каком океане больше всего встречаются вулканические острова?
+А) В Тихом океане.
В) В Атлантическом океане.
С) В Северном Ледовитом океане.
Д) В Индийском океане.
Е) Во всех океанах встречаются вулканические острова.
37. Самые длинные океанические хребты на дне:
А) Индийского океана.
+В) Атлантического океана.
С) Северного Ледовитого океана.
Д) Тихого океана.
Е) На дне океанов хребты не встречаются.
38. В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры:
+А) Платформы и плиты.
В) Геосинклинали.
С) Щиты.
Д) Океанические хребты.
Е) Океанические желобы.
39. Самые большие зоны островных дуг находятся в:
А) Индийском океане.
+В) Тихом океане.
С) Атлантическом океане.
Д) Северном Ледовитом океане.
Е) Островных дуг нет.
40. Гималайские горы расположены на границах литосферных плит.
А) Африканской и Атлантической.
В) Евроазиатской и Африканской.
+С) Евроазиатской и Индо-Австралийской.
Д) Антарктической и Индо-Австралийской.
Е) Американской и Тихоокеанской.
41. Какие данные содержит климатическая карта?
+А) Данные о температурах и осадках.
В) Данные о давлении и подземных водах.
С) Данные о природных зонах.
Д) Данные о зонах высотных поясов.
Е) Данные о полезных ископаемых.
42. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами?
+А) Изотерма.
В) Изобара.
С) Изохора.
Д) Изогипса.
Е) Изобата.
43. В рельефе какого материка, кроме Евразии, можно увидеть следы древнего оледенения?
А) Южной Америки.
В) Антарктиды.
С) Африки
+Д) Северной Америки.
Е) Австралии.
44. Водную оболочку Земли называют:
А) Акваторией.
+В) Гидросферой.
С) Мировым океаном.
Д) Круговоротом воды.
Е) Атмосферой.
45. Первое океанографическое плавание вокруг света совершило судно:
А) «Витязь».
+В) «Челенджер».
С) «Ра».
Д) «Виктория».
Е) «Санта-Мария».
46. У экватора соленость поверхностных вод:
А) 33 %.
+В) 34 %.
С) 36 %.
Д) 42 %.
Е) 35 %.
47. Самое загрязненное Средиземное море относится к:
А) Индийскому океану.
В) Тихому океану.
+С) Атлантическому океану.
Д) Северному Ледовитому океану.
Е) Внутреннему бассейну.
48. Активно плавающих животных океана называют:
А) Планктоном.
+В) Нектоном.
С) Бентосом.
Д) Губки.
Е) Кораллами.
49. Море без берегов, границы которого образуют течения:
А) Арафурское море.
В) Мраморное море.
+С) Саргассово море.
Д) Филиппинское море.
Е) Кораллово море.
50. Навигация длится от 2 до 4 месяцев в:
А) Индийском океане.
+В) Северном Ледовитом океане.
С) Тихом океане.
Д) Атлантическом океане.
Е) Во всех океанах.
51. Магеллан пересек затри месяца:
А) Индийский океан.
В) Тихий океан.
+С) Атлантический океан.
Д) Средиземное море.
Е) Аравийское море.
52. В центральной части, какого океана по направлению меридиана расположен молодой горный хребет, разделяющий его на две части.
А) Северный Ледовитый океан.
В) Тихий океан.
+С) Атлантический океан.
Д) Индийский океан.
Е) Такого горного хребта нет.
53. Какое течение является встречным Бенгельскому?
А) Перуанское течение.
В) Бразильское течение.
С) Гольфстрим.
Д) Гвинейское течение.
+Е) Фолклендское течение.
54. На северную часть какого океана влияют сезонные муссоны?
+А) Индийского.
В) Тихого.
С) Атлантического.
Д) Северного Ледовитого.
Е) Муссоны не влияют на океан.
55. Растительность океана распределяется до глубины:
+А) 200 — 250 м.
В) 500 — 550 м.
С) 800 — 900 м.
Д) 900 — 950 м.
Е) 950 — 1000 м.
56. Укажите, в каком из океанов обитает самая большая масса водных живых организмов.
А) Атлантический океан.
В) Северный Ледовитый океан.
+С) Тихий океан.
Д) Индийский океан.
Е) Побережье Антарктиды.
57. Какие формы рельефа преобладают на дне океана?
А) Шельфы.
В) Материковые склоны.
С) Глубоководные желобы.
+Д) Центрально-океанические хребты.
Е) Океанические острова.
58. Если соленость воды 18 %о, то сколько разного вещества можно получить из 1 л воды Черного моря?
А) 1,8 г.
В) 1800 г.
С) 180 г.
+Д) 18 г.
Е) 33 г.
59. Если звук доходит за 2 с. до дна океана, то чему равна глубина океана?
А) 4000 м.
В) 6000 м.
+С) 3000 м.
Д) 1000 м.
Е) 5000 м.
60. В каком году впервые батискаф с человеком спустился до дна Марианского желоба и проводил исследования?
А) 1910 г.
В) 1918 г.
С) 1930 г.
+Д) 1960 г.
Е) 1970 г.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров:
2 723
Урок 22 .11.2019 г.
8 класс, география
Цуканова Ольга Михайловна
Тема: Ресурсы земной коры.
П.р. 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России (итоговая)
Цель:
– закрепить знания учащихся о горных породах по их происхождению, использованию человеком; выявить закономерности между тектоническим строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых;
– продолжить формирование умений и навыков при работе с картами атласа и текстом учебника;
– прививать интерес к изучению предмета. Расширить мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России;
Метапредметные: формирование умений: 1) объяснять взаимозависимость между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией;
Личностные: формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Средства обучения: учебник, тетрадь, карты атласа
Ход урока:
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
Приветствуют учителя
Проверка д/з
Подготовка к работе на основном этапе
географический диктант
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
(А1 Б3 В2)
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
(А3 Б1 В2)
– «Но гораздо больше горя доставляла мне карта… Как запомнить пёструю смену красок, полей, полос, пятен, как зазубрить эти сотни, тысячи месторождений разных руд железа, меди, цинка… Почему одни значки, как цветы, растут только на красных полях? Почему так характерны значки на тёмно-зелёных полосках? Почему одни значки всегда вместе, а другие никогда? …И я вижу: в тёмных, тяжёлых расплавах глубин сверкают тяжёлые металлы, «как исчадие мрака и тяжести»: платина, железо, медь, хром, никель. Я вижу, как из глубин гранитов поднимаются расплавленные, закутанные в сплошной туман паров и газов жилы пегматитов, в которых растут прекрасные прозрачные самоцветы берилла и топаза… Я вижу, как великие законы физики и химии управляют грандиозными процессами прошлого, как сливаются значки одного цвета и одной формы в закономерные полосы, пятна и струи, как беспорядок хаоса превращается на моих глазах в величайшие законы гармонии…»
(академик Александр Евгеньевич Ферсман 1883-1945 гг, выдающийся учёный в области минералогии и геохимии)
– отвечают на вопросы
– «мозговой штурм»
– предполагают тему урока
Целеполагание и мотивация
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
– знать тему
– надо хорошо написать письменную работу
– выявить взаимосвязь между строением земной коры, формами рельефа и полезными ископаемыми РФ;
– справиться с вопросами ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
– выводят цели урока;
– слушают учителя
Изучение нового материала и первичное закрепление
Минеральные ресурсы
Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.
Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, которые используются или могут быть использованы человеком в хозяйстве.
Минеральные ресурсы (по происхождению)
Минеральные ресурсы (по использованию человеком)
Взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми
– работа с учебником, стр. 76
– рассказ учителя с элементами беседы
Применение знаний и умений
Контроль и самооценка знаний и способов действия
П.р. 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России (итоговая)
– работа с физической картой атласа
Подведение итогов занятия, Д/З
§19 чит.; выучить термины;
индивидуальное сообщение (землетрясения, сели, вулканизм, снежные лавины)
Запись д/з в дневник
Стадия
рефлексии
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке было интересно …»
«Сегодня на уроке было трудно…»
Горные породы
(по происхождению бывают)
осадочные магматические метаморфические
– мел, известняк, – гранит – мрамор (из известняка)
– песок, щебень, – базальт – гнейс (из гранита)
– торф и др. – пемза – графит (из кам. угля)
– вулканический туф
Горные породы
(по использованию человеком)
топливные рудные нерудные
– торф, нефть, газ, – железные руды, – песок, глина,
– каменный и бурый – марганцевые руды, – каменная соль,
уголь – никелевые руды, – щебень и др.
– полиметаллические руды,
– медные руды и др.
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
(А1 Б3 В2)
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
(А3 Б1 В2)
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
П.р. 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России (итоговая)
Цель:научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, карта тектонического строения России, карта минерально-сырьевых ресурсов России.
Ход работы:
Вспомните, как формирование рельефа зависит от тектонического строения.
Платформы и плиты Равнины
Области складчатости Горы
Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу
структуры
Формы рельефа, соответствующие этим тектоническим структурам
Типичные полезные ископаемые
1.Восточно-Европейская платформа
2.Сибирская платформа
3.Западно-Сибирская платформа
4.Балтийский щит
5. Алданский щит
6.Область байкальской и раннекаледонской складчатости
7.Области герцинской складчатости
8.Области мезозойской складчатости
9. Области кайнозойской складчатости
Сделайте вывод о зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми страны
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1.
1.1. На карте мира, изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?
Подпишите на карте название материка, по которому проходил маршрут экспедиции.
Путешественник _____________________
Материк ____________________________
1.2. На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение материка. Назовите эти объекты.
А ____________ Б _______________ В ______________ Г ____________
1.3. По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 1. Координаты ________________
1.4. Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, на территории которого расположена точка 1. Запишите в ответа название этого объекта.
Это крупнейший замкнутый водоем или самое большое по площади бессточное озеро планеты. Расположено оно на стыке двух частей света: Европы и Азии. Максимальная глубина водоема превышает 1000 м. Его протяженность с севера на юг в несколько раз больше, чем с запада на восток. Вокруг этого водоема расположены низменные участки, абсолютные высоты которых ниже уровня Мирового океана. К его берегам имеют выход несколько стран мира, в том числе и Россия. С севера в этот водоем впадает крупнейшая река европейской части нашей страны.
Объект __________________________________
Задание 2. На уроках географии Семен построил профильАвстралии, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира, приведенную ниже, выполни задания.
2.1. По какому из отрезков, проведённых на карте вдоль трёх параллелей, пересекающих материк Австралия, построен профиль рельефа, представленный на рисунке? Укажите в ответе значение параллели. _______
Определите по карте протяжённость материка Австралия в градусах по указанной Вами параллели. Протяженность в градусах _______________
Рассчитайте протяжённость материка Австралия по указанной Вами параллели в километрах с помощью приведённой ниже таблицы. (Для расчёта воспользуйтесь калькулятором.)
Длина дуги
параллели в 1°, км
111,3
109,6
104,6
96,5
85,4
71,7
55,8
38,2
19,4
Протяженность в км. _________________________________
2.2 Укажите географическое название крупной формы рельефа, которой соответствует участок профиля, обозначенный на верхнем рисунке буквой В.
Определите наибольшую абсолютную высоту территории, через которую проходит профиль на этом участке.
Форма рельефа _________________ Абсолютная высота _______________
2.3. На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.
Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, через которую построен профиль.
Каменный уголь ____ Нефть ______ Природный газ ____ Золото _______
Задание 3. Рассмотрите рисунки с изображением климатограмм, построенных по данным метеонаблюдений в разных частях Земли, и выполните задания.
3.1 Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса под соответствующей климатограммой.
1 ______________ 2 ________________ 3 ______________
3.2. На карте мира территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте мира номер соответствующей климатограммы.
3.3 Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны.
1) Занимает обширные территории Северной Америки и Евразии.
2) Четко выражены все сезоны года.
3) Среди растений преобладают древесные породы (хвойные и лиственные).
4) Формируются дерново-подзолистые почвы.
5) Типичные представители животного мира: медведь, лиса, соболь, куница, белка, бурундук, лось и различные виды птиц.
Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер.
Природная зона ___________________ Номер климатограммы ________
3.4 По выбранной Вами в задании 3.3. климатограмме определите климатические показатели для указанной природной зоны и заполните таблицу.
Средняя
температура
воздуха, °С
Годовая
амплитуда
температур,
°С
Среднегодовое
количество
осадков, мм
Месяц, на который
приходится
наибольшее
количество осадков
в январе
в июле
Задание 4. Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания.
4.1. Какой природный процесс отображён на схеме?
Процесс ______________________________
4.2. Установите последовательность процессов, изображенных на схеме. Запишите в ответе порядковые номера этапов.
ЭТАПЫ:
1) Выпадение осадков.
2) Испарение водяного пара с водных поверхностей и поверхности растительности.
3) Нагревание Солнечными лучами водной поверхности.
4) Образование облаков и их перемещение на сушу.
5) Охлаждение и конденсация водяного пара.
Ответ __________________________
4.3. Чем завершается данный процесс? В чем значение этого процесса для нашей планеты?
Задание 5.
5.1 Установите соответствие между географическими особенностями и материками, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
МАТЕРИКИ
А) К востоку от материка расположено самое большое в мире скопление кораллов.
Б) Большую часть территории материка занимают полупустыни и пустыни.
В) На востоке материка расположены невысокие горы.
Г) На территории материка расположены самые высокие горы мира.
Д) Рек на материке очень мало и большинство из них пересыхающие.
Е) Реки материка принадлежат бассейнам стока всех океанов Земли и области внутреннего стока.
1) Австралия
2) Евразия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5.2. В приведённом ниже списке перечислены крупные географические объекты. Выберите из представленного ниже списка названия географических объектов, расположенных на территории одного из этих материков, и заполните схему. Впишите в схему название материка, типы и названия выбранных Вами географических объектов.
Конго, Хуанхэ, Рейн, (Эйр-Норт), Виктория, Амур, Гималаи, Муррей, Онежское, Анды, Алтай, Байкал, Памир, Инд, Замбези, Дарлинг, Аппалачи, Волга, Косцюшко, Альпы, Каспий
Задание 6. Жан и Мио познакомились на чемпионате мира по футболу. Мио живёт в столице Японии, а Жан — в столице Франции. Подростки общаются через Интернет, и при общении им приходится учитывать разницу во времени между их городами.
6.1. На политической карте мира выделите штриховкой страны, в которых живут подростки.
6.2. Часы на рисунках отображают время в городах, где живут подростки. Подпишите названия городов под соответствующими часами.
Гринвич
21 марта
12:00 (полдень)
21 марта
13:00
21 марта
21:00
6.3. Мио отправил Жану электронное сообщение в 19:00 по местному времени.
Какое время будет отображаться в соответствующем окне на экране смартфона Жана, когда он получит сообщение от Мио?
Время ___________________
Задание 7. Используя представленную ниже таблицу и политическую карту мира выполните задания.
7.1. Подпишите на политической карте мира название страны с самой большой численностью населения.
Численность и состав населения, 2017 г.
№
Страна
Численность
населения,
млн человек
Состав населения, %
Доля населения
в возрасте
до 15 лет
Доля населения
в возрасте
от 15 до 65 лет
Доля населения
в возрасте
старше 65 лет
1
Бразилия
211
22
69
9
2
Великобритания
66
17
65
18
3
Китай
1400
21
71
8
4
Япония
126
13
59
28
7.2. Определите, возрастной состав населения какой страны отражает каждая диаграмма. Запишите в ответе порядковые номера стран под соответствующими буквами.
А ______________ Б _________________ В ________________ Г ____________
Задание 8.Представьте, что Вам было поручено взять интервью у зарубежного сверстника, чтобы он познакомил Вас со своей страной. Для иллюстрации этого интервью Вы попросили его прислать несколько фотографий, сделанных стране, в которой он живёт.
Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.
8.1. В какой стране живёт Ваш сверстник? Страна ________________
Как называется столица этой страны? Столица ____________________
8.2. Рассмотрите представленные ниже рисунки. Выберите рисунок с контуром страны, в которой живёт Ваш сверстник. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
8.3. Предположите, какие ответы на вопросы о своей стране даст Ваш сверстник в ходе интервью. Запишите их в таблицу.
Вопрос
Ответ
1. В какой части света находится твоя страна?
2. Какое(-ие) море(-я) омывает(-ют) берега твоей страны?
3. Какие горы есть в твоей стране?
4. Какие крупные города, кроме столицы, есть в твоей стране?
5. В какой сфере хозяйства занято большинство жителей страны?
6. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в твоей стране?
7. Какие достопримечательности можно посмотреть в твоей стране?