Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса – ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»
Вариант 1.
Фамилия, имя, отчество____________________________________________
Факультет______________группа___________дата выполнения_________
Оценка__________________Преподаватель____________________________
Задание № 1. Поставьте ударения в следующих словах. Проверьте себя по словарю.
Банты, анализ крови, бронированная (дверь), включим в договор, жалюзи, он дозвонится, каталог, кулинария, мусоропровод, свекла, заняла (денег), запломбировать (зуб), эксперт, завидно, квартал, забронировать (билет), осужденный, стиральный, обеспечение, избалованный, новорожденный, ходатайство, диспансер, досуг, шприцы, флюорография, откупорить, заплесневеть, оптовый, премировать, умерший, вы правы, украинец, танцовщица, резать ножницами, повременная оплата (телефона), ценовая (политика), валов(о,ы)й (продукт), языковая (норма).
Задание № 2. Укажите, к каким разновидностям и стилям русского
языка относятся приведенные ниже предложения, например:
Многозначные языковые системы позволят загружать в ОЗУ несколько задач. Литературный язык, научный стиль.
1. Прошу разрешить мне использовать дополнительный отпуск.
___Официально-деловой стиль____________________________________
2. Клуб «Карусель» энергично и заметно внедрился в ночной досуг
Москвы и старается похвально разнообразить свою деятельность.
___Публицистический стиль_______________________________________
3. Что ты грузишься, как ботаник? ____Разговорный стиль_____________
4. Открывает дверь дама в бигудях и тапочках на босую ногу, а я ей
вежливо так говорю: «Я извиняюсь, гражданочка, вы кто будете?»
___Литературно-художественный стиль____________________________
5. Давай бегом – туда и обратно!______Разговорный стиль______________
6. Редко бывало незапамятное такое зазимье.
___Литературно-художественный стиль_____________________________
7. В дальнейшем нас будут интересовать только так называемые
базисные решения, то есть такие решения системы, для которых значения свободных неизвестных равны нулю.
___Научный стиль________________________________________________
Задание № 3. Используя фразеологизмы, напишите, как говорят:
1. о том, кто часто меняет решения ______Семь пятниц на неделе.________ _________________________________________________________
2. о кротком, безобидном человеке______Мухи не обидит.________________ __________________________________________________________________
3. о болтливом человеке ______Язык без костей._______________________ __________________________________________________________________
4. о бесследном исчезновении человека____Как в воду канул.______________ __________________________________________________________________
5. о чем-нибудь (ком-нибудь) надоевшем ______ Пристал как банный лист!_____________________________________________________________
6. об очень дальних родственниках __Седьмая вода на киселе._____________ __________________________________________________________________
7. о человеке, который держится неестественно прямо_Как кол проглотил.______________________________
Задание № 4. Укажите слова, написанные неверно:
1. Сумашедший.
2. Беспрецедентный.
3.Конкурентноспособный.
4. Поскользнуться.
5. Надсмехаться.
Задание № 5. Укажите ряды словосочетаний, в которых нормы сочетаемости не нарушены:
1. Большая половина, сдержать обещания.
2. Оказать влияние, принять меры.
3. Дешевые цены, поднять тост.
4. Оказать вред, одержать успех.
5. Улучшить уровень, играть значение.
Задание № 6. Лексическое значение каких слов определено неверно:
1. Одиозный (человек, поступок) – крайне неприятный, вызывающий отри-цательное отношение к себе.
2. Дифирамб – косметический дефект.
3. Паритет – равенство сторон.
4. Грант – субсидия на образование, научные исследования.
5. Харизма – одаренность, исключительные качества человека, обеспечиваю-щие его безусловное лидерство.
Задание № 7. Укажите, в каких предложениях нарушена точность речи. Подчеркните неверно употребленные слова или словосочетания:
1. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента.
2. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
3. Было ветрено, все экскурсанты одели плащи и куртки.
4. Промышленная кампания приняла комплексную программу развития.
5. Зачем ты вернулся обратно?
Задание № 8. Отметьте предложения, в которых нарушены грамматические нормы:
1. Депутат встретился с шестьюсот шестьдесят шести рабочими завода.
2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
3. Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.
4. Факты говорят за невозможность использования резервов.
5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.
Задание № 9. Укажите предложения, в которых использование заимствованного слова является нарушением речевой нормы:
1. Соболев – настоящий полиглот: он и поет, и рисует, и декламирует.
2. Вернисаж продлится около недели.
3. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
4. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным.
5. В эпитафии коллеги поздравили юбиляра и пожелали ему здоровья.
Задание № 10. Проанализируйте текст, укажите, к какому стилю
речи он принадлежит, подчеркните чужеродные для него языковые
элементы и определите их стиль:
Стиль текста: ____Научный стиль____________________________________
Стиль чужеродных элементов:_______________________________
Немереный рост численности человеческой популяции (демографический взрыв) сопровождается заметным снижением видового разнообразия биосферы. Человеческая популяция является составной частью экосистемы. В настоящее время население планеты стремительно увеличивается – ежегодно эта цифра скачет на пятьдесят миллионов человек.
Задание № 11. Какие из приведенных характеристик неуместны в текстах научного стиля речи:
1. Эмоциональность.
2. Точность.
3. Логичность.
4. Спонтанность.
5. Наличие абстрактных понятий.
Задание № 12. Укажите качество грамотной речи, которое предполагает умение ясно мыслить, знание предмета речи, знание значений употребляемых в речи слов______Точность речи._______________________
Задание № 13. Подчеркните мужские фамилии, которые не изменяются по падежам:
Черных Петров Кац ВалевскиКарасьЖиваго Гребень
Задание № 14. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст; пронумеруйте их в соответствии с логикой:
4. А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
1. Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
3. В. Нет, незыблемых норм не бывает.
2. Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
Задание № 15. Закончите фразы, поставив слова в скобках в нужную форму, например:
В шкафу аккуратно лежат комплекты: (одеяла, пледы, полотенца)
одеял, пледов, полотенец.
1. В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосов, ананасов, апельсинов, бананов, баклажанов, помидоров, вишен, дынь, лимонов, яблок).
2. На складе осталось мало: (ботинок, гольф, носков, джинсов, кед, кроссовок, сандалий, сапог, туфель, чулок, тапочек).
3. Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (граблей, вилл, кочерег, ножниц, тисков, плоскогубец, шприцов).
4. Ему пришлось долго жить среди (армян, башкир, грузинов, турок, цыган), а потом – среди (белорусов, казахов, киргизов, чеченцев, якутов).
Задание № 16. Определите род существительных, подберите
прилагательные к ним, например: черный кофе
_____________гидроизоляционный___________ толь
_______________ромашковый____________ шампунь
_________________белый__________________ рояль
________________строгий__________майор Петрова
_________________какой________размазня этот Иван
________________красное____божоле свежего урожая
_________________белый____________________тюль
________________вкусное___________________какао
______________населенный________________ Батуми
_____________справедливый_______________рефери
Задание № 17. Найдите языковые нарушения в приведенном документе, отредактируйте его.
В бухгалтерию автокомбината
от Скворцова Л.Л., слесаря.
Доверенность.
Я, Скворцов Л.Л., доверяю получить деньги, заработанные мной за октябрь месяц сего года, в размере 3 тысячи рублей моему товарищу и другу слесарю Глухарь И.П. в связи с плохим состоянием здоровья.
Прошу взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.
2.11.с.г. Скворцов
Бухгалтерии автокомбината
от слесаря Скворцова Л.Л.
Доверенность.
Я, Скворцов Л.Л., доверяю слесарю Глухарь И.П. получить, заработанные мной деньги за октябрь этого года, в размере трех тысяч рублей в связи с плохим состоянием здоровья.
С.г. Скворцов
Задание 18.Отметьте высказывания, в которых есть речевые нарушения норм деловой этики:
1. Дайте нам пообедать!
2. Могу ли я вам помочь?
3. N уехал уже два часа назад и не сказал, когда вернется.
4. Наверное, директор не сможет Вас принять: у него трудный разговор с клиентом.
5. Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом.
Другие вопросы по Русскому языку
Сочинение-миниатура. на тему : “мое отношение к вакцинации” ну или выскажите свое мнение)
Ответов: 4
Сделать звуко-буквенный анализ слова моряк
Ответов: 2
Русский язык, 09.03.2019 07:30, Анестнйшен
Написать мини сочинение о погоде по теме междометие
Ответов: 2
Напишите сочинение рассуждение по тексту. (1)отца своего, который погиб на фронте, авалбёк не помнил. (2)первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (з)фильм был про войну, авалбёк сидел с матерью и
чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)ему было не страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)а когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. (6)вот на экране
появились артиллеристы. (7)их было семь человек. (8)один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста. (9)и вдруг мать тихо сказала: – (ю)смотри, это твой (11)почему она так сказала? (12)3ачем? (13)может быть, случайно
или потому, что вспомнила мужа. (14)и действительно, солдат на экране был похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. (15)и мальчик поверил. (16)он уже думал о солдате как о своём отце, и в
его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (17)как он гордился своим отцом! (18)и война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди.
(19)война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало. ‘ » (20)а на экране шла война. (21)появились танки. (22)мальчик испугался:
«папа, танки идут, танки! » – кричал он отцу. (23)танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)вот упал один артиллерист, потом другой, (25)и вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с
гранатой в руках. – (26)стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)в этот момент в него начали стрелять, и отец упал. – (28)это мой отец! (29)вы видели? (зо)это моего отца – закричал авалбёк, желая, чтобы люди
гордились его отцом так же, как он. (31)и тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду: – (32)да это не твой отец. (зз)что ты голосишь? (34)это артист. (35)не веришь — спроси у киномеханика. (36)но
киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии. (37)мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. – (38)пойдём, сынок, пойдём. {39)это был твой отец, – тихо
сказала она и повела его из зала. (40)сердце мальчика было наполнено горем. (41)только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)ему хотелось плакать. (43)он посмотрел на мать, но она молчала. (44)молчал и он. (45)он был
рад, что мать не видит его слёз. (46)он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
Ответов: 2
Русский язык, 10.03.2019 13:50, илья1968
Фонетический разбор слов: воцаряется окутывая ! надо!
Ответов: 3
Русский язык, 12.03.2019 00:20, Роман8182
Прочитайте стихотворение. выпишите из него наречия-слова, которые отвечают на вопросы как? когда? куда? и пусть бывает в жизни нелегко, и не всегда судьба тебе послушна,- живи красиво, вольно, широко, люби людей- светло и простодушно. ищи свою дорогу с малых лет, уверенно вперед иди сквозь годы, оставь на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы.
Ответов: 1
Знаешь правильный ответ?
Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму. 1. на рынке было много фруктов и овощей: (…
Вопросы по предметам
Биология, 07.11.2020 06:09
Геометрия, 07.11.2020 06:09
Английский язык, 07.11.2020 06:07
Английский язык, 07.11.2020 06:07
Литература, 07.11.2020 06:06
Английский язык, 07.11.2020 06:06
Английский язык, 07.11.2020 06:06
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
~ Выборы явились тестом на политическую зрелость.
– После всестороннего анализа экспертной комиссии и вы-
работки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопро-
сам состоялось подписание договора.
– Прибывшие на саммит лидеры европейских стран обсуди-
ли актуальные политические проблемы.
Новости культуры
На фестивале вы увидите шедевры мирового кино, узнаете о
перспективах обмена кинопродукцией между нашими странами.
Чрезвычайно интересные фильмы японских режиссеров непре-
менно привлекут внимание зрителей и членов жюри.
Новости спорта
– Проведен сеанс одновременной шахматной игры.
– К сожалению, приходится констатировать, что спорт-
смен скомпрометировал себя употреблением допинга. Так или
иначе он отстранен от дальнейшего участия в соревнованиях.
Прогноз погоды
Погода в государствах Закавказья испытывает влияние об-
ластей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.
Рекламные объявления
– Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны!
Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей!
– Размер нашего уставного фонда – более 100 млрд. рублей.
Выплата дивидендов производится ежеквартально.
– Товар со склада продается в розницу и оптом. Для опто-
вых покупателей – существенные скидки!
– Денежные средства акционеров уже работают во всех
ключевых отраслях экономики.
– В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу.
Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных
промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.
– Курсы “Берлин” специализируются па языковой подготов-
ке и переводах практически на все языки мира.
11
– Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых по-
купателей на принципах взаимовыгодных договорных отноше-
ний.
– Наша фирма является крупнейшим поставщиком
косметических товаров в страны СНГ.
Задание 11. Образуйте формы 3 лица единственного числа
следующих глаголов. Обратите внимание на ударения.
Включить, звонить, крепить, осведомить, отключить, повто-
рить, позвонить, сверлить, солить, сорить, шевелить, баловать,
бряцать, ржаветь, ходатайствовать.
Задание 12. Поставьте правильно ударение в причастиях.
Избалованный, возбужденный, заведенный, приведенный,
развитый, согнутый, погруженный, поделенный, заключенный,
недоуменный, начатый;
Предавший переживший, умерший, занявший, принявший,
истекший (кровью), истекший (год), начавший, начавшийся.
2.2. Морфологические нормы литературного языка
Задание 13. Составьте словосочетания с приведенными ни-
же существительными в соответствии с их родом.
а) Авеню, БАН, бра, вуз. завод-лаборатория, лебедь, Онта-
рио, фирма-получатель, тюль, ФСБ, цунами, Чили, шампунь,
усадьба-музей, школа-интернат, СП, манго, каратэ, дзюдо, алоэ,
рагу, шасси, ГРЭС, безе, кашпо, пенальти, МЧС, какао, фламен-
ко;
б) бланк…. брон…. плацкарт… киоск…. рельс…. простын…
Задание 14. Составьте с данными словами такие словосоче-
тания, в которых был бы обозначен их род.
Диван-кровать, платье-костюм, вагон-лавка, кресло-кровать,
плащ-палатка, роман-газета, штаб-квартира, вечер-дискотека,
ракета-носитель;
ТАСС, МИД, ВГИК, БАМ.
Задание 15. Составьте словосочетания, употребив слова
а) в форме им. пад. мн.ч.: аптекарь, архитектор, борт, боц-
ман, бухгалтер, ветер, выговор, год, директор, диспетчер, дого-
вор, доктор, доля, джемпер, инспектор, компас, конструктор, лек-
12
тор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер,
сплетня, сорт, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, трюфель,
улей. шторм, яблоня, якорь.
б) в форме род. пад. мн.ч.: ампер, басня, блюдце, брелок,
бюллетень, верховье, вольт, гектар, гренадер, гусар; брызги, ваф-
ли, дела, клипсы, макароны, микроны, нападки, партизаны, рель-
сы, сумерки, солдаты, шампиньоны, цапли, ясли.
Задание 16. Закончите фразу, поставив слова в скобках в
нужную форму.
В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ана-
насы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны,
персики, помидоры, яблоки). На складе осталось мало: (ботинки,
гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, лосины, носки, сандалии, са-
поги, тапки, туфли, чулки).
Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (грабли,
вилы, кочерги. ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы).
В шкафу аккуратно лежат комплекты: (наволочки, одеяла,
пледы, пододеяльники, подушки, покрывала, полотенца).
У нее не было ни шелковых (чулки), ни замшевых (перчат-
ки) – ничего, кроме старых (платья) и грубых (туфли).
Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, буряты,
грузины, туркмены, румыны, турки, цыгане), а потом – среди
(белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, таджики, якуты).
Задание 17. Заполните пропуски подходящими по смыслу
словами.
Редактор заметил… в тексте. Мы получили новые … (про-
пуска, пропуски). 2: Это были веселые… в армию. Слышно, как
гудят… (провода, проводы). 3. Неоплаченные… У нас с ним ста-
рые… (счеты, счета). 4. Везде стояли увядшие… Стены кабинета
окрашены в светлые (цветы, цвета). 5. Танковые… двигались на
юг. Быстро поднялись новые (корпусы, корпуса). 6. У машины
отказали … Некомпетентностъ и непрофессионализм – … (тормо-
за, тормозы).
Задание 18. Отметьте нарушения норм употребления
прилагательных и отредактируйте предложения.
1. Разработка морских нефтяных месторождений становится
более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот
учитель более строгий. 4. Этот удар оказался ловче предыдущего:
13
мяч достиг цели. 5. Показатели у первой группы были более вы-
ше, чем у второй. 6, Дипломная работа должна быть переплетен-
ная. 7. У мамы характер мягче, чем у бабушки. 8. Такие объясне-
ния в корне ошибочны. 9. Поступок имел самые тяжелейшие по-
следствия. 10. Более замечательнее города, чем Петербург, я не
знаю.
Задание 19. Прочитайте тексты, правильно употребляя фор-
мы склонения количественных числительных.
а) Немного статистики. Большая часть из 1673 дорожно-
транспортных происшествий в этом году произошла по вине пе-
шеходов. Из 2345 пострадавших получили тяжелые травмы более
790 человек. 655 водителями, увы, совершены наезды в нетрез-
вом виде. Этим 655 водителям хотелось бы напомнить: “Меньше
выпьешь – дальше будешь!” Я прощаюсь с вами. Удачи на доро-
гах!
б) В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из
них вы просите возобновить сеансы Кашпировского. Сообщаем,
что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович
провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отпра-
вился в провинцию России.
Задание 20. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
1. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое
женщин. 2. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на пер-
вое место вышла спортсменка с результатом 125.55 баллов. 3.
Город находится в полуторах тысячах миль отсюда, 4. Влажность
воздуха составляет 76,5 процентов. 5. Поезд прошел более полу-
торосот километров. 6. У голубя оказались кольца на обоих ла-
пах. 7. В финал вышло пятеро претенденток на медаль. 8. Спорт-
сменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд. 9. Пятеро волков
смотрели на него голодными глазами.
Задание 21. Исправьте ошибки, где это необходимо.
1. Пойдем мимо ихних ворот. 2. Скольки карандашей не хва-
тает? 3. Брат решает задачи лучше него. 4. Когда в университет
приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен
уровень их подготовки. 5. Народ не понимает причин кризиса.
Они полагают, что их главный враг – интеллигенция. 6. Выросло
целое поколение, для которых война – история.
14
2.3. Синтаксические нормы литературного языка
Задание 22. Составьте словосочетания, поставив слово из
скобок в нужную форму.
1. Претворение (замысел). 2. Опираться (люди). 3. Основы-
ваться (аргументы). 4. Рецензия (книга). 5. Превосходство (со-
перник). 6. Тормозить (преобразования). 7. Предостеречь (при-
ятель). 8. Отпечатки пальцев, идентичные (отпечатки подозре-
ваемого).
Задание 23. 3амените выделенные слова близкими по значе-
нию.
1. Обращать внимание на мелочи (уделять внимание). 2.
Потерпеть поражение от соперника (проиграть). 3. Различать
язык и речь (разграничивать). 4. Уплатить за проезд (оплатить).
5. Рассержен неудачей (рассердиться). 6. Гонения на диссидентов
(опала). 7. Обижен бестактностью (рассердиться).
Задание 24. Исправьте ошибки, связанные с неправильным
управлением.
Об этом мы познакомим вас позже. 2. Высказывается крити-
ка о том, что мы делаем. 3. Решимость парламента свелась лишь в
предоставлении полномочий. 4. Магазин, ориентированный спе-
циально для школьников. 5. Уверенность каждого за свой зав-
трашний день. 6. Пришел искать разрешения от каких-то набо-
левших вопросов. 7. Озабоченность за безопасность границ. 8.
Участвовать на выборах. 9. Факты говорят за возможность ис-
пользования резервов. 10. Управляющий банка отверг это пред-
положение.
Задание 25. Образуйте словосочетания с данными предло-
гами.
1. Согласно (приказ, распоряжение, предписание,
заявление, устав, закон, договор, соглашение, план).
2. Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет).
3. Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты).
4. Благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость,
друзья, товарищи).
Задание 26. Исправьте недочеты и ошибки, связанные с
выбором предлога.
15
1. Согласно приказа директора предприятие перешло на
круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой
работы водоснабжения. 3. Благодаря тому что график нарушен,
строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В
силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По
окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки ука-
занных положении на заводе продолжается нарушение техники
безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет
снова вернуться к этому вопросу. 8. Жители были разбужены от
страшного грохота.
Задание 27. Составьте словосочетания, поставив заключен-
ные в скобки слова в нужную форму.
Подготовка и руководство (аспиранты). 2. Помощь и сотруд-
ничество (родственные предприятия). 3. Руководство и контроль
(местные организации). 4. Надеяться и верить (свои выпускники).
5. Понять и смириться (трудности переходного периода). 6. Под-
бор и наблюдения (факты). 7. Координировать и руководить (дея-
тельность смежных организаций).
Задание 28. Исправьте ошибки в предложениях. 1. Глава ад-
министрации распределяет и управляет имуществом и финанса-
ми. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше все-
го утром. 3. В работе дается краткая характеристика методики
исследования глагольных конструкций и описания стилевой, а
также жанровой специфики употребления. 4. Уполномоченные
мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются вне-
бюджетными фондами. 5. Центристский блок пока не имеет и
очень нуждается в лидере. 6. Речь была встречена депутатами
шумными аплодисментами.
Задание 29. Какие ошибки, связанные с употреблением од-
нородных членов, вы находите в следующих предложениях?
1. Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. 2.
Целью данного исследования является разработка общего поня-
тия правовой ответственности, выяснить природу и назначение
данного правового института, установление единых оснований,
условий и принципов применения его норм. 3. С целью завладе-
ния имуществом граждан и осуществляя преступный сговор,
Янош и Скойбин остановили гр. Лосева. 4. Человек, который лю-
бит свою профессию и работающий с увлечением, приносит
16
пользу обществу. 5. Крамер угрожала и оскорбляла потерпев-
шую. 6. Чаще всего жертвами преступления бывают подростки и
школьники. 7. В момент аварии в машине было два человека; во-
дитель и потерпевший, а также три свиньи.
Задание 30. Подберите нужную форму сказуемого. Свой вы-
бор обоснуйте.
1. Оля и Митя взял…сь за руки.-2. Из-за холмов показы-
вал…сь то одна машина, то другая. 3. Большинство присутст-
вующих поддержал… выступавшего. 4. Степановым руководил…
не личная выгода, а интересы дела. 5. Семинар по новой теме
провод…т сегодня Бажин или Снегирев. 6. Не только радость, но
и смущение читал…сь на его лице. 7. Схема и общий вид машины
показан… на рисунке. 8. Каждый день, каждый час став…т новые
проблемы. 9. Сорок один человек получил… дипломы государст-
венного образца. 10. Несколько занятий был… пропущен… по не-
уважительной причине.
Задание 31. Составьте предложения со словами, данными в
скобках. Например: “Саламбо” (Г.Флобер ) – “Саламбо” написана
Флобером.
“Жизнь” (Ги де Мопассан), “Алые паруса” (Александр
Грин), “Грех господина Антуана” (Жорж Санд), “Божествен-
ная комедия” (Данте Алигьери), “Шагреневая кожа” (Опоре де
Бальзак), “Города и годы” (Константин Федин), “Процесс”
(Франц Кафка), “Слепой музыкант” (Владимир Короленко), “Бы-
лое и думы” (Александр Герцен), “Художники” (Всеволод Гар-
шин), “Эмиль” (Жан-Жак Руссо), “Над пропастью во ржи” (Дже-
ром Сэлинджер), “Вверх по лестнице, ведущей вниз” (Бел Кауф-
ман), ‘Трое в лодке, не считая собаки” (Джером Клапка Джером),
“Нищий лорд” (Барбара Картленд), “На смерть мадонны Лауры”
(Франческо Петрарка), “Три мушкетера” (Александр Дюма).
Задание 32. Прочитайте предложения, следуя орфоэпиче-
ским и акцентологическим нормам русского языка. Согласуйте
подлежащее и сказуемое.
Большинство токарей и столяров завода получил… высокую
квалификацию. Большинство хозяек суме…т приготовить украин-
ский борщ или суп из шавеля. Ряд детективов А.Кристи переве-
ден… на русский язык. Несколько бутербродов с паштетом ле-
жал… на столе. Много лабораторий труд…тся над созданием но-
17
вого проекта. Сколько угольщиков принял… участие в августов-
ской забастовке! Десять гренадер бросил…сь в атаку. Три трамвая
подъехал… одновременно. Два инсульта подорвал… его здоровье.
Две юных танцовщицы мастерски исполнил… пасадобль. Вот два
года моей жизни вычеркнут… В нашем институте работа…т 21
доцент. 31 античная статуя был… передан… в дар музею. Отпу-
щен… миллион рублей на обеспечение нормальной работы неф-
тепровода. Дети знали, что пол-арбуза был… оставлен… для них.
Полгода, проведенн… в деревне, укрепил… мое здоровье. Сережа
с Петей с увлечением читал… стихотворения Пастернака. Знаме-
нитая танцовщица со своими ученицами дал… интервью прессе.
Операцию проводил… молодой хирург Анна Горенштейн. Никто,
даже лучшие специалисты, не мог… вначале поставить правиль-
ный диагноз болезни.
2.4. Лексические нормы литературного языка.
Точность словоупотребления
Задание 33. Составьте словосочетания с приведенными ни-
же паронимами и словами, данными в скобках. Укажите возмож-
ные варианты.
Усложниться, осложниться (задание, дело. проект, рисунок,
вопрос, заболевание); короткий, краткий (рассказ, рукав, биогра-
фия, расстояние, отчет, прилагательное); ближний, близкий (при-
ятель, отъезд, село, взгляды, родственники, взрыв); бродяжий,
бродячий (актер, облик, существование, охотник, счастье); мел-
кий, мелочный (интересы, натура, подробности, предприятие,
человек);
представить, предоставить (слово, отпуск, доказательство,
путевки, гостя, материалы); одевать, надевать (пальто, ребенка,
куклу, кольцо, платье дочке).
3адание 34. Составьте словосочетания или предложения с
приведенными синонимами (заимствованными и русскими). От-
метьте смысловые и стилистические различия.
Антагонистический – враждебный; брокер – посредник; ва-
куум – пустота; вибрировать – дрожать; дискутировать – спорить;
дистанция – расстояние; диссидент – инакомыслящий; индиффе-
18
рентный – равнодушный; консенсус – согласие; конфиденциаль-
ный – тайный; лимитировать – ограничивать; натуральный – ес-
тественный; портье – служащий; превентивный – предупреди-
тельный; пролонгировать – продлить; сервис – обслуживание;
структура – строение; толерантность – терпимость;
фальшивый – искусственный; фиаско – провал; хобби – ко-
нек – увлечение; эмбарго – запрет.
Задание 35. Определите, в каких случаях можно заменить
приведенные иноязычные слова синонимами. Сравните значение
и стилистическую окраску слов. Если такая замена невозможна,
проанализируйте, по какой причине:
1) иностранное слово было заимствовано для обозначения
нового (“заимствованного”) предмета или явления; 2) иностран-
ное слово было заимствовано для обозначения понятия, в рус-
ском языке не выражавшегося одним словом.
Альтернатива, анонимный, апелляция, апокриф, аргумент,
ассортимент, бутафория, вернисаж, вульгарный, виндсёрфинг,
гипербола, гипотеза, идентичный, индивидуальный, китч (кич),
констатировать, конфликт, концентрированный, ксенофобия,
ксерокс, лейтмотив, лояльный, менталитет, меценат, ностальгия,
нюанс, ортодоксальный, профанация, резонанс, рейтинг, риэлтер,
спонсор, фактор, хепенинг, эвфемизм, элита, эссе, эталон.
Задание 36. Подберите антонимы к прилагательным в
следующих сочетаниях.
Низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий по-
клон;
общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз,
общее представление;
прямая линия, прямое сообщение, прямой налог, прямой вы-
зов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.
2.5. Нормы письменной речи
Задание 37. Вставьте, если нужно, пропущенные гласные в
иноязычных словах.
Аб…н…мент, в…рн…саж, в…н…грет, д…кл…мировать,
д…ф…цит, джент…льмен, д…в…денд, д…л…тант, д…л….жанс,
19
д…сс…дент, д…ф…рамб, …к…бана, имп…нировать, ин…гурация,
ингр…д…ент, инт…ллект, инт..лл…генция, к…мб…н…зон,
к…мп…ляция, к…нф…д…нциальный, к…см…п…лит,
кр…м…ногенный, м…нтал…тет, м…трополия, н…в…лировать,
н…г…лист, п…д…атр, п..р…п….тия, п…р…ф…рия, п…с…мизм,
пл…г…ат, пр…ват…зация, пр…в…легия, пр..ор…тет,
пр…кл…мировать, р…б…л…тация, р…ц…див, с…нт…ментальный,
с…рт…ф…кат, сл…нг, сув…р…н…тет, тр…в…альный,
ун…в…рс…тет, ц…в…л…зация, ц…низм, ш…винизм, экз…льтация,
эксп…р…мент, экстр…в…гантный, эл…ксир, эл…м…нировать.
Задание 38. В каких из приведенных ниже заимствованных
слов нет двойных согласных? Вставьте пропущенные буквы и
запишите правильно слова.
Аб(?)ревиатура, ак(?)омпанемент, ал(?)юминий, ан(?)улиро-
вать, ап(?)ел(?)яция, ап(?)арат, ас(?), ас(?)им(?)етрия,
ас(?)игнации, ас(?)ортимент, ат(?)рибут, ат(?)аше, ат(?)ракцион,
бал(?)анс, бал(?)аст, бал(?)отироваться, барок(?)о, бас(?)ейн,
бел(?)етристика, бестсел(?)ер, бриф(?)инг, видеокас(?)ета,
гал(?)ерея, гум(?)анист, дил(?)ем(?)а, дис(?)онанс, им(?)играция,
импрес(?)ионизм, индиф(?)ерентный, ир(?)ациональный,
кал(?)амбур, кал(?)играфня, капел(?)а, кар(?)икатура,
кол(?)он(?)ада, ком(?)ентарий, ком(?)ерческий,
ком(?)уникабельный, кор(?)упция, коэф(?)ициент, кристал(?),
кристал(?)ьный, крос(?)овка, мас(?)аж, ок(?)упация, оп(?)ерет(?)а,
оп(?)озиция, оп(?)онент, парал(?)елограм(?), пер(?)он, проф(?)ан,
тен(?)ис, тер(?)ас(?)а, цел(?)офан, экспрес(?)ивный, эксцес(?),
эм(?)играция, эс(?)е.
Задание 39. Подготовьтесь написать следующие слова под
диктовку:
безвкусный, будущее, военачальник, впоследствии, вследст-
вие, джентльмен, идти, как будто, неприемлемый, обаяние, папо-
ротник, плейер, пожалуйста, поколение, прийти, пятибалльный,
расчет, рассчитывать, светопреставление, себестоимость, себя-
любие, сорокаградусный, съязвить, сэкономить, чересчур, четы-
реста, январский.
Задание 40. Подберите проверочные слова и вставьте, если
нужно, пропущенные буквы.
20