Музыка в бою нужна и полезна

Музыка в бою нужна и полезна thumbnail

Источник

Долженков Е.А.

преподаватель ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств»

Музыка в российской армии.

«Музыка в бою нужна и полезна…»

А.В.Суворов

Армия, как и общество, не может жить без культуры. Она пользуется достижениями науки и техники. Армию невозможно представить без музыки, художественной литературы, театра, кино, живописи и других видов искусства. Но и культура не существует без армии. Защита Отечества – это защита и его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев. Не менее важно и то, что наша армия всегда являлась носительницей и важнейшим источником культуры. Русские военные, и прежде всего офицеры, внесли неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Традицией российской армии всегда было воспитание людей, не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и высокообразованных, думающих, творческих личностей. Их деятельность проявилась во всех областях культуры. Убедительным примером связи армии и культуры является музыка.

В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.

Одним из видов воинских ритуалов является военная музыка. Она обладает, по сути, магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца – так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: «и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены» [5,с.842]. У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов. Известно, что Пётр I заботился об улучшении военной музыки, из Германии выписаны были знающие люди для обучения солдат, игравших от 11 до 12 часов ежедневно на адмиралтейской башне. В царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков.

Армейские ритуалы, для каждого отдельного случая, имеют выраженную эмоциональную окраску. Интересно при этом, что из всего множества официальных армейских ритуалов примерно 90 % – ритуалы с музыкальным сопровождением. Почему это так важно? Да потому, что музыка является катализатором человеческих эмоций, пробуждает сокровенные чувства человека, акцентирует идейно-смысловое содержание исполняемых ритуалов. Именно эмоции отражают жизненный смысл предметов, явлений, ситуаций, в них воплощается переживание воспринятого. То есть эмоции вырабатывают ценностную оценку, мобилизуют человека к действию [1].

Возьмем, например, ритуал «Выполнение воинских почестей при погребении». В его отправлении ключевую роль играет военный оркестр. Именно музыка формирует у военнослужащих фиксированную, объективированную установку сопереживания понесенным армией потерям, гибели боевых товарищей, установку сплоченности вокруг командиров, господствующей идеологии. Традиция привлекать оркестр при погребении военных в русской армии зародилась на похоронах одного из лучших боевых товарищей Петра Первого генерала-адмирала Франца Яковлевича Лефорта в 1699 году. Тогда оркестр Преображенского полка настолько проникновенно играл, что вызвал слезы у императора и «повелено было подобное на похоронах каждого уважаемого ратника» [2].

К музыкальным ритуалам можно смело отнести песню «Священная война». А.Александрова и В.Лебедева-Кумача. Песня эта сочинена в первый день войны и музыканты переписали ноты к себе в блокноты прямо с доски в студии. Время было ограничено, из Краснознамённого ансамбля Александрова сформировалась группа добровольцев, её провожали на Белорусском вокзале 24 июня. Музыканты и певцы исполнили на перроне эту песню 24 раза, отправление эшелона откладывали три раза. В конце концов, комендант насильно посадил их в вагон и поезд медленно тронулся.

Ритуал проводов на фронт, в армию, на учения, как правило, происходит под марш В. Агапкина «Прощание славянки». Он сочинён в 1912 году и сразу же стал «перронным» маршем. Начиная с 1913 не было года ни одной отправки на фронт русских солдат без «Прощания славянки». Этот марш играют и сегодня, нет ни одного человека в России, кто не знал бы этого марша. Он в миноре, поэтому сразу же берёт за душу и навевает грусть от неизбежности расставания [4]. Сегодня эта мелодия стала гимном г. Тамбова (там служил Агапкин в 1910-1922 гг.), а также маршем встречи и проводов поездов на Белорусском вокзале г. Москва.

Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовых оркестров, как никогда актуальна в наши дни. Армейская музыка способствуют выработке у военнослужащих фиксированных установок, носящих социальный характер, таких как патриотизм, единение со своими боевыми товарищами, страной в целом.

Композитор-фронтовик Б. Фиготин написал песню на слова Ф. Лаубе, где говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии:

Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,

с давних лет служба в армии стала вашей судьбой!

В Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою

шла военная музыка на парады и в бой!

Список литературы:

  1. Бжалова И.Т. Понятие личности в психологии. –Тбилиси. – 1970.

  2. Кукарцева М.А., Черток М.Д. Музыкальные армейские ритуалы. –М.

-2014.

  1. На службе Отечеству./Под ред. В.А.Золотарёва, В.В.Марущенко. –М.

-1999.

  1. Телегин К.Ф. Войны несчитанные вёрсты. –М. -2013.

  2. Электронная версия Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: Словарные статьи Н.Ф.Соловьёва. Категории:Военное дело/Военная музыка. –1892.

Источник

140 лет со дня рождения легендарного рыцаря военной дипломатии генерал-лейтенанта Алексея Игнатьева

музыка, дипломатия, игнатьев, вальс, михалков, цфасман, аганкин, шаляпин

Музыка неотделима от жизни русского воинства. Фото Вадима Савицкого

В середине марта будет отмечаться 140 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Алексея Алексеевича Игнатьева (1877–1954), о котором в энциклопедических справочниках указывается: «Русский и советский военный деятель, дипломат, советник руководителя НКИД, писатель. Из рода Игнатьевых, сын генерала А.П. Игнатьева и княжны С.С. Мещерской. Начал службу в Кавалергардском полку, участвовал в Русско-японской войне. После революции перешел на советскую службу, опубликовал мемуары «Пятьдесят лет в строю».

Генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев был всесторонне развитым человеком. Его знание военного дела, иностранных языков, дипломатические, организаторские, лингвистические и писательские способности отмечали многие авторы. Его почитают и о нем пишут военные дипломаты, разведчики и историки. Но и его недруги не перевелись до сих пор. Их интересует один вопрос: почему он не отдал деньги лицам, сбежавшим с поля брани (в старину говорили – «с рати»)? Однако прославленный кавалергард свою кавалерийскую саблю (шашку) против своих соотечественников не поднимал, интервенций пресловутых «14 держав» не устраивал.

В доказательство же того, что генерал Игнатьев был действительно разносторонней личностью, представим его с «музыкальной точки зрения».

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ – ЗА РОЯЛЬ

Заметим, что обобщающей зарисовки отношения А.А. Игнатьева к музыке и песне не появлялось, поэтому постараемся собрать «рассыпанную музыкальную повесть» о кавалергарде.

Покровительница музыки – муза Евтерпа с дудочкой в руке (muse de la Musique) вдохновляла его в труде, невзгодах и в бою.

Следующие слова крайне актуальны сегодня: «Именно домашнее воспитание дало мне знания, любовь к искусству, к литературе, любовь к своему народу».

Даже в трудное время в Париже А.А. Игнатьев не расставался с музыкой: «Из насиженного и любимого гнезда мы взяли только носильные вещи… рояль».

Генерал Игнатьев вспоминал также: «В зимние вечера в Петербурге отец садился за рояль и пел с нами русские и солдатские песни… Во время летних каникул нас мучили уроки иностранных языков, музыки и рисования».

А вот воспоминания легендарного рыцаря военной дипломатии о Сибири: «Я должен был к весне подготовиться в первый класс классической гимназии. Кроме того, я обучался рисованию, французскому языку, игре на рояле, а также столярному делу».

Киев, 1891 год. В 14 лет Алексей готовится к поступлению в пятый класс кадетского корпуса, «а в настоящее время не бросать игры на рояле, к которой я проявил кое-какие способности». Об Украине киевский кадет Игнатьев вспоминал: «Незабвенные воспоминания сохранились у меня о южных ночах, когда, лежа на шинелях и забыв про начальство, мы распевали задушевные украинские песни».

Паж Игнатьев музыку не бросает: «По вечерам ежедневно я участвовал в нашем оркестре». Автор не уточняет, в каком качестве. Ему нравилась песнь «Конавела».

Интересно, что фортификацию в пажеском корпусе преподавал инженерный генерал Цезарь Кюи (1835–1918) – член «Могучей кучки». Кстати, как и Алексей Игнатьев, он награжден командорским орденом Почетного легиона.

НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ ВОИНЫ СПЯТ

Знаменитый певец Иван Козловский оставил интересные воспоминания: «Как возникло желание воскресить во время войны знаменитый вальс «На сопках Маньчжурии»?

Случилось так, что Алексей Алексеевич Игнатьев, воевавший в японскую войну 1904–1905 гг., был тогда, когда я начал потихоньку наигрывать на рояле этот вальс.

Он необычайно воодушевился: «Слушайте, это же божественная музыка, она меня до слез трогает…» Он начал вспоминать слова… Один из куплетов он мне и подсказал.

Но ведь одного куплета недостаточно, вальс не имел концовки. Мы долго работали над словами и музыкой: Сергей Михалков, Александр Цфасман и я. Первый раз исполнение этого вальса прошло по радио. А потом не было такого концерта во время войны, где бы я не пел этот вальс…»

Десять лет назад, вдохновенный чтением книги «50 лет в строю», я написал очерк «Знамя и оркестр – вперед» об авторе знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии», опубликованный в «Независимом военном обозрении».

Надпись на памятной доске бывшего тамбовского военного училища, закрытого бывшим министром обороны, гласит: «Здесь проходили службу видные военные дирижеры и композиторы – авторы марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин (1884–1964) и вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатров (1879–1952)».

Вальс «На сопках Маньчжурии» был написан Ильей Шатровым в 1905–1906 годах и изначально назывался «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».

Руководители военных оркестров в русской армии назывались капельмейстерами, а сейчас их называют дирижерами.

В конце войны штаб-ротмистр Игнатьев (кстати, звания «майор» тогда не было, следующее звание было «подполковник») вспоминал:

«В углу небольшой женский оркестр играл «На сопках Маньчжурии», «Последний нонешний денечек» и «На Фейчшулинском перевале убьют, наверное, меня».

У стенки стояло пианино. Оно было исцарапано и грязно, но на него я и набросился! Два года не чувствовал я клавишей под руками! Чего только не переиграл я за этот вечер. Я возвращался от маньчжурской действительности в прошлое. Оно уже казалось романтическим».

ПЕСНЯ И МУЗЫКА ПОМОГАЮТ СЛУЖИТЬ

Находясь три года в Кавалергардском полку, корнет Игнатьев вспоминал: «Солдаты по команде «песенники, вперед!» затягивали песни; любителей русской песни среди нас было мало, и когда я иногда выезжал за запевалу, товарищей это явно шокировало».

Граф, гвардии штабс-ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка А.А. Игнатьев в наряде стрельца Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу. 	Фото 1903 года
Граф, гвардии штабс-ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка А.А. Игнатьев в наряде стрельца Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу. Фото 1903 года

Песенники играли большую роль во внутренней жизни русского войска. Песенники были в каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Десять лет назад «Военно-исторический журнал» (№ 9 за 2007 год) данной теме посвятил целую статью. «Солдат-песенников отличала и особая манера произнесения музыкального и поэтического текстов, им были присущи и собственные «редакции» известных песен. Этот навсегда ушедший вид военного творчества сохранен только в немногих образцах на граммофонных пластинках», – указывалось в материале.

Сам генерал Алексей Игнатьев вспоминал: «На большом полковом плацу запылал костер, осветивший смуглые бородатые лица песенников лейб-эскадрона, белые ментики и красные фуражки, и все хором пели песни героя Отечественной войны, гусара и партизана Дениса Давыдова».

Даже царь «слушал до утра по очереди то трубачей, то песенников».

В настоящее время песенников называют запевалами. С юности запомнились слова «Первым запевал я в строю, но зато…». Взводные и ротные запевалы уважаемы в солдатской среде.

Перейдем к возвышенному.

Описывая выступление Федора Шаляпина в Париже, Алексей Игнатьев вспоминал: «С таким триумфом можно было впоследствии сравнить только появление в Париже нашего Красноармейского ансамбля песни и пляски, затмившего все, что было показано на Международной выставке 1937 года».

Первым международным успехом коллектива стало завоевание Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В 1937 году штат ансамбля насчитывал 274 человека…

В 1972 году Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии им. А.В. Александрова выступал во Франции. Переводчиком был мой однокурсник, его переодели в форму солиста ансамбля. А дальше вступает в силу категория необходимости и случайности. В начале декабря 1973 года, во время службы военным наблюдателем ООН в Египте, меня назначают на наблюдательный пост со старшим французским наблюдателем. Он четыре дня постоянно и мелодично напевал «Калинку». Капитан восторженно отзывался об ансамбле, песни которого он слушал во Франции, и изучал по магнитофонной записи.

Во Франции Алексей Игнатьев часто слушал военный марш «Sambre et Meuse». В нынешнем веке этот марш исполнялся французами и на Красной площади.

ЗВУЧАТ ТРУБА И РОЯЛЬ

За отличие в боях кавалергардские полки награждались серебряными трубами, которые можно увидеть в Музее музыкальной культуры: «На серебряных сигнальных трубах выгравирована надпись: «За Фершампенуаз 1814». Судьба занесла меня, кавалергарда, в эту небольшую французскую деревеньку из белых каменных домиков ровно через 100 лет после этого боя, в дни сражения на Марне, которое я наблюдал как представитель русской армии при французском командовании».

Кавалергард Игнатьев взглянул на событие глазами памяти: «Это название было мне давно и хорошо знакомо. Я читал его не раз на серебряной трубе трубача, когда-то стоявшего со мной в дворцовом карауле. Кавалергардский полк получил это отличие за подвиг, совершенный в одном из последних боев против Наполеона в 1814 году. Ровно через 100 лет Фер-Шампенуаз – небольшая деревушка, расположенная на шоссе из Парижа в Нанси, – явилась центром самых ожесточенных боев в Марнском сражении».

Художественное описание барабана настолько проникновенно, что хочется процитировать его полностью, но будем знать меру:

– Снимая с себя амуницию, замечаю в углу какой-то блестящий предмет и не верю своим глазам: это высокий военный барабан, обитый медью, с двуглавым орлом. По форме крыльев убеждаюсь, что это орел эпохи Александра I.

Старый боевой товарищ какого-нибудь русского пехотного полка, прошедшего пешком из Москвы до Парижа, бивший тревогу, бивший сбор. И вот, потеряв своего хозяина, погибшего или в бою, или от тифа, сразившего столько русских солдат в 1814 году, стоишь ты тут уже сотню лет как военная реликвия в этой затерянной в Аргонне французской деревушке.

Рояль и гитара сопровождают нашего героя всю жизнь: «Потом раздавались крики: «Colonel, au piano» – и так как другого полковника, кроме меня, не было, то я обращался на несколько минут в дарового тапера».

И еще: «Я тем временем настраивал гитару, чтобы открыть торжественное собрание пением и хором гимна «зонтов».

Несколько слов о симфонии:

«А я, усаживаясь за необыкновенно мягкий и глубокий на нижних октавах рояль Pleyel, мысленно благодарил родителей, мучивших меня смолоду гаммами и скучными экзерсисами. И тогда, в Сен-Жермене, я считал долгом разогреть пальцы, прежде чем приступить к исполнению величественных бетховенских сонат.

– Ты четвертую сыграй! Четвертую! Люблю ее за ясность и прозрачность гармонии! – просила сидевшая подле меня Наташа».

Газета «Волжская коммуна» в выпуске от 4 марта 1942 года, в канун официальной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича, опубликовала серию статей нескольких авторов. Генерал-майор А.А. Игнатьев в статье «Наша гордость» со знанием дела пишет отзыв на Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича: «Эта грандиозная картина замечательно использована Шостаковичем в оркестровке. Сквозь барабанную дробь и мелодию фаготов слышатся шаги войск, английский рожок, нежно напоминающий о былом, бубны лихой конницы, унисоны, гремящие ходом тяжелых орудий, – все это ведет к величественному доминатсептаккорду, заканчивающему гениальную музыкальную эпопею. Седьмая симфония – это крупнейшая победа Шостаковича, сумевшего в военное время создать самое художественное, самое патриотическое произведение».

Прав был гениальный русский полководец Александр Васильевич Суворов, сказав: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Музыка удваивает, утраивает армию…»

Отметим, что среди большой переписки генерала Алексея Игнатьева есть и письмо Дмитрия Шостаковича.

Завершить данный материал хотелось бы строчками Булата Окуджавы из «Песни кавалергарда»:

Труба трубит, откинут полог, и где-то слышен сабель звон.

Еще рокочет голос трубный, но командир уже в седле…

Эти слова в полной мере относятся и к генералу А.А. Игнатьеву – рыцарю русской военной дипломатии.

Комментарии для элемента не найдены.

Источник