Муниципальный контроль за использованием общераспространенных полезных ископаемых
Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории муниципального образования городской округ “Долинский”, является Администрация муниципального образования городской округ «Долинский» и осуществляется должностными лицами Отдела муниципального контроля Администрации муниципального образования городской округ «Долинский».
Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности
– Конституция Российской Федерации;
– Федеральный закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (опубликован в «Российской газете» от 15.03.1995 № 52);
– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
– Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249) (далее – Закон № 294-ФЗ);
– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822);
– Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 08.05.2006, № 19, ст. 2060);
– постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 489) (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2010, № 28, ст. 3706);
– постановление Правительства Сахалинской области от 24.07.2013 № 369 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций контроля в соответствующих сферах деятельности» (опубликовано в Губернских ведомостях от 24.07.2013);
– постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;
– приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» (далее – Приказ № 141);
– Устав муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, принятый решением Собрания муниципального образования Долинский район от 25.01.2006 № 52/6;
– Постановление администрации муниципального образования городской округ «Долинский» от 21.11.2018 № 1035-па «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории муниципального образования городской округ “Долинский”».
Организация муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории муниципального образования городской округ «Долинский»
Ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
С 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ:
– плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;
– плановые проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план в отношении физических лиц является:
1) истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки физического лица;
2) получение информации о несоблюдении физическими лицами обязательных требований, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами в области недропользования.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) мотивированное представление уполномоченного лица по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) на основании требования органа Прокуратуры о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы Прокуратуры материалам и обращениям.
4) решение должностного лица отдела муниципального контроля о проведении внеплановой проверки в случае выявления нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, при проведении плановых (рейдовых) осмотров (за исключением проверки в отношении подконтрольных лиц).
Также основанием для проведения внеплановой проверки физического лица является поступление в орган муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения законодательства со стороны вышеуказанного физического лица.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляя различные права, связанные с пользованием участков недр местного значения, обязаны соблюдать:
– требования законодательства о недопущении пользования недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов;
– требования законодательства, связанные с выполнением в установленный срок предписаний об устранении нарушений законодательства о недропользовании, выданных должностными лицами отдела муниципального контроля, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, в пределах компетенции;
– требования законодательства, связанные с самовольной уступкой права пользования недрами.
Действия должностных лиц отдела муниципального контроля администрации муниципального образования городской округ «Долинский» по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
За 12 месяцев 2019 год в рамках муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории муниципального образования городской округ “Долинский” плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились. Юридическим лицом, осуществляющим деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых является организация: ГУП Сахалинской области «Долинское ДРСУ». В отношении данного юридического лица плановая проверка Администрацией осуществлена в 2018 году (плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года).
Также проводились плановые (рейдовые) осмотры, обследования территории МО ГО «Долинский». Фактов нарушений не соблюдения законодательства о недропользовании на территории МО ГО «Долинский» не установлено.
Сорочинский районный суд (Оренбургская область) – Гражданское
Суть спора: 3.017 – Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)… -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Дело №2а-827/2017РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сорочинск 05.07.2017 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре СоколовойН.В.,
с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Петрова В.Ю.,
представителя административного ответчика администрации МО Сорочинский городской округ Глущенко В. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации МО Сорочинский городской округ о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по осуществлению муниципального контроля в области использования недр
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что прокуратурой проводилась проверка соблюдения законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля на территории Сорочинского городского округа. В ходе проверки установлено, что Советом Сорочинского городского округа не разработан нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Между тем, на территории округа осуществляется добыча песка, относящегося к общераспространенным полезным ископаемым.
Кроме того, установлено, что на территории округа имеются месторождения общераспространенных полезных ископаемых, при этом лицензированных месторождений не имеется. В 2016 году ОГИБДД ОМВД России по Сорочинскому городскому округу привлечено к административной ответственности по ст. 12.24 КоАП РФ 24 лица за нарушение правил перевозки грузов. В ходе изучения данных материалов установлено, что физическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется добыча песка из поймы реки Самарка.
Неурегулирование вопроса добычи общераспространенных полезных ископаемых нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В настоящее время на территории округа отсутствует положение об осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в то время как в силу ст. 37 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 осуществление такого контроля относится к вопросам местного значения.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сорочинский городской округ, выразившееся в неосуществлении муниципального контроляв области использования недр, обязать администрацию муниципального образования Сорочинский городской округ осуществлять контроль за использованием и охранной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также разработать положение о муниципальном контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых в срок до 01.08.2017 года.
В дальнейшем прокурор уточнил свои требования, просил уточнить ответчика разработать проект положения о муниципальном контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых в срок до 01.08.2017 года. Остальные требования оставлены без изменения.
В судебном заседании старший помощник Сорочинского межрайонного прокурора Петров В.Ю., поддержал исковые требования, просил их удовлетворить. Согласно сообщению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на территории Сорочинского городского округа имеются месторождения песчано-гравийной смеси. Данную смесь перевозили водители грузовых автомобилей, которые были привлечены к административной ответственности. Это указывает на то, что добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется, однако муниципальный контроль за этим видом деятельности не ведется.
Представитель административного ответчика Глущенко В.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что в соответствии со ст. 33.1 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» факт открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых устанавливается комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов. Решение комиссии по Сорочинскому городскому округу об установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых отсутствует. В настоящее время ни одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не выдана лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории округа. Поскольку субъектами хозяйственной деятельности договорное использование месторождений не осуществляется, то и муниципальный контроль в этой области не может быть осуществлен. Вместе с тем, администрация округа оказывает содействие правоохранительным органам по пресечению фактов безлицензионного использования недр. В 2016 и 2017 году создана рабочая группа по этим вопросам, осуществляются рейдовые мероприятия, о выявленных фактах незаконной добычи песка информируются ОМВД по Сорочинскому городскому округу, Оренбургский природоохранный прокурор. Полагает, что довод прокурора о незаконном бездействии администрации округа необоснован. Также не согласен и с требованием об обязании разработать проект положения о муниципальном контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, ни один нормативно-правовой акт не возлагает на администрацию как организационно-распорядительный орган местного самоуправления обязанность разработки проекта такого положения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 года№ 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 5 Закона о недрах).
Соглсно ст. 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 07.05.2013 года №1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения».
Согласно ст. 3указанного закона вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр местного значения находятся в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти Оренбургской области.
Пользователями недр участков недр местного значения могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (ст. 9 Закона Оренбургской области).
Основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является решение уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области о предоставленииправа пользования участком недр местного значения (ст. 11 Закона Оренбургской области).
Предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области относительно участков недр местного значения:
– осуществляет подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
– осуществляет подготовку условий пользования участками недр местного значения;
– организует и проводит аукционы по предоставлению права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые;
– принимает решение об утверждении результата аукциона на право пользования участком недр местного значения;
– осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на право пользования участками недр местного значения;
– устанавливает порядок пользования участками недр местного значения, предоставления участков недр местного значения.
Таким образом, вопросы предоставления в пользование участков недр местного значения находится в компетенции органов государственной власти Оренбургской области. К компетенции органов местного самоуправления, как указано выше, отнесен контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор указал, что на территории Сорочинского городского округа имеются месторождения общераспространенных полезных ископаемых, однако вопросы пользования ими не урегулированы, муниципальный контроль не осуществляется.
Суд не соглашается с указанными доводами прокурора, считает их необоснованными по следующим основаниям.
К полномочиям органов местного самоуправления не отнесено издание каких-либо правовых актов по вопросам пользования недрами. Прокурор просил обязать ответчика разработать проект положения о муниципальном контроле, однако не указал, какой нормой на административного ответчика возлагается обязанность разрабатывать такой проект. С учетом этого, а также исходя из того, что вопросы нормотворчества в сфере пользования недрами не отнесены к компетенции органов местного самоуправления, эти требования прокурора удовлетворению не подлежат. Кроме того, прокурором не учтено, что на территории Сорочинского городского округа продолжает действовать решение Совета депутатов МО Сорочинский район Оренбургской области №291 от 24.12.2009 года, которым утверждено положение о контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Данный правовой акт не отменялся и не изменялся после преобразования муниципального образования Сорочинский городской округ, доказательств обратного суду не представлено.
Необоснованным является и утверждение прокурора о неосуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Как указано выше, пользование недрами местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется на основании выдаваемой лицензии.
Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов (ст. 33.1 Закона о недрах).
Из ответа на запрос прокурора Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, являющегося уполномоченным на выдачу лицензий государственным органом, с 2016 года на территории Сорочинского городского округа нет хозяйствующих субъектов с действующей лицензией на добычу полезных ископаемых (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ).
В то же время, в соответствии со ст. 37 Закона о недрах к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».По смыслу данного закона основными мероприятия муниципального контроля являются плановые и внеплановые проверки, проводимые в отношении конкретных юридических и физических лиц на предмет соблюдения процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством.
Поскольку на территории Сорочинского городского округа отсутствуют субъекты, использующие в своей деятельности участки недр местного значения легальным путем, то есть с получением лицензии, то муниципальный контроль в этой сфере осуществляться не может. Деятельность же лиц, использующих участки недр местного значения для самовольной, безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых, предметом муниципального контроля не является, поскольку данные действия являются правонарушением, относящимся к компетенции правоохранительных органов.
Более того, прокурором не представлено доказательств того, что на территории Сорочинского городского округа осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых. Решение комиссии об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, как это предусмотрено ст. 33.1 Закона о недрах, прокурором в исковом заявлении не указано.
Представленные копии постановлений о привлечении отдельных физических лиц к административной ответственности за нарушение правил перевозки грузов не свидетельствует о том, что перевозимый ими груз былдобыт на территории Сорочинского городского округа.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания бездействия администрации Сорочинского городского округа по неосуществлению муниципального контроля за использованием участков недр незаконным ввиду отсутствия предмета контроля, а потому в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Сорочинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Сорочинский городской округ, выразившегося в неосуществлении муниципального контроляв области использования недр, обязанииадминистрации муниципального образования Сорочинский городской округ осуществлять контроль за использованием и охранной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также разработать проект положения о муниципальном контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.07.2017 года.
Судья: Р.Р. Кучаев
Суд:
Сорочинский районный суд (Оренбургская область) (подробнее)
Истцы:
Сорочинский межрайонный прокурор Оренбургской области (подробнее)
Ответчики:
Администрация МО Сорочинского городского округа (подробнее)
Судьи дела:
Кучаев Р.Р. (судья)
(подробнее)
Судебная практика по:
По ДТП (причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью)
Судебная практика по применению нормы ст. 12.24. КОАП РФ