Мрамор и известняк горючие полезные ископаемые
Коллекция «Полезные ископаемые»
Полезные ископаемые – это природные образования, которые человек добывает из недр или с поверхности Земли и использует в различных целях.
Самую многочисленную группу полезных ископаемых составляют руды металлов, состоящие из металла (железа, меди, цинка, золота, серебра и т.д.) и различных примесей (общий вид образцов руд). В зависимости от содержания металла руды подразделяются на богатые и бедные. Например, бурый железняк – это бедная железная руда, а магнитный железняк – богатая. Именно большим содержанием железа в магнитном железняке объясняются его магнитные свойства.
Следующая группа полезных ископаемых – это горючие полезные ископаемые. К ним относятся торф, бурый и каменный уголь, нефть и природный газ. Нефть – удивительное полезное ископаемое, из которого человек делает множество полезных вещей, таких как бензин, керосин, машинные масла, пластмасса, искусственный каучук, синтетические волокна, краски, лаки, лекарства, асфальт и многое другое.
Третью группу составляют строительные полезные ископаемые – гранит, мрамор, известняк, глина, песок, гипс. Гранит – это сложное полезное ископаемое, состоящее из трех минералов – полевого шпата, кварца и слюды. Гранит и мрамор используются в облицовке зданий, станций метро. Известняк-ракушечник образовался из окаменевших раковин древних морских моллюсков. Плиты, вырезанные из известняка-ракушечника, имеют красивую узорчатую поверхность и также используются в облицовке зданий. Глина и песок необходимы для изготовления цемента, бетона, кирпича, а гипс – для получения скрепляющих смесей.
Бурый железняк или «болотная руда». Железная руда с небольшим содержанием железа и большим количеством примесей. Использовалась в 17-19 вв. для выплавки железа в печах «домницах» на металлургических заводах Центральной России. | |
Красный железняк. Железная руда со средним содержанием железа. Крупнейшее месторождение красного железняка в нашей стране – знаменитая Курская магнитная аномалия. | |
Магнитный железняк. Железная руда с высоким содержанием железа. Первое месторождение такой руды было открыто в первой четверти 18 в. около г. Нижний Тагил и принадлежало семье заводчиков Демидовых. Использование такой руды, позволило значительно улучшить качество металла, который был известен всему миру под демидовской маркой «Старый соболь». | |
Медный колчедан. Медь – первый металл, который освоил человек. В 16-18 вв. из меди выплавляли колокола и пушки, чеканили монеты. Сейчас медь используется для изготовления электрических проводов различного назначения. | |
Медные провода – общего назначения и для высоковольтных линий электропередач. | |
Свинцовый блеск. Свинец – тяжелый металл, поэтому свинцовая руда отличается от руд других металлов по весу, а также по яркому металлическому блеску. Свинец используется для изготовления аккумуляторных батарей, типографской краски. Также свинцовые покрытия не пропускают радиоактивное излучения и применяются для защиты человека от его вредного воздействия. | |
Боксит – алюминиевая руда. Алюминий называют «крылатый металл». Благодаря своей легкости и прочности он используется для изготовления корпусов самолетов, автомобилей, кораблей. Для длительного хранения продуктов питания используют алюминиевые банки, алюминиевую фольгу, бумажную упаковку с алюминиевым покрытием внутри. | |
Торф. Образуется в болотах из остатков растений. Торф используется как топливо, а также как подстилка для домашних животных (коров, овец и т.д.). | |
Каменный уголь. Используется как топливо, а также для получения кокса, который является топливом при выплавке чугуна в доменных печах. Применение в доменной плавке каменного угля вместо древесного помогло не только сберечь леса от вырубки, но и значительно улучшить качество металла. | |
Нефть. Жидкое полезное ископаемое, представляющее собой маслянистую жидкость. Цвет нефти зависит от ее состава и меняется от светло-коричневого до черного. | |
Гранит. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). | |
Полевой шпат. Встречаются полевые шпаты самых разных цветов и оттенков – красного, коричневого, серого, черного. От цвета полевого шпата зависит цвет гранита. Слово «шпат» в переводе с немецкого обозначает «брусок, кирпич». Такое название минерал получил благодаря своей способности раскалываться на обломки прямоугольной формы. | |
Кварц. Самый распространенный минерал на Земле. Кварцевый песок применяется для изготовления стекла. | |
Слюда. Слоистый минерал, тонкие пластинки которого прозрачные. Раньше слюду использовали, вставляя в окна вместо стекла. | |
Мрамор – распространенный облицовочный камень. Цвет мрамора зависит от различных примесей. | |
Известняк-ракушечник состоит из окаменевших ракушек моллюсков, живших в древних морях много миллионов лет назад. | |
Плитки, вырезанные из известняка-ракушечника используются для облицовки зданий как внутри, так и снаружи. | |
Глина. Используется для изготовления кирпича. Существует также керамическая глина, которая идет на изготовление посуды и других керамических изделий. | |
Гипс. Часто встречается в виде сросшихся кристаллов, которые благодаря своей форме получили название «ласточкин хвост». | |
Каменная соль. Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью. |
Источник
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Источник
Анонимный вопрос
13 сентября 2018 · 7,7 K
Мои итальянские друзья называют меня “Энциклопедия Треккани”, по-нашему что-то…
Горючие полезные ископаемые – или ископаемое топливо – являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или открытым способом. В зависимости от агрегатного состояния горючие ископаемые подразделяются на твердые, жидкие и газообразные.
Основные виды горючих ископаемых – каменный уголь, нефть, природный газ, торф, горючие сланцы,… Читать далее
Сколько видов наркотиков бывает?
Смотря, как классифицировать.
Можно по типу воздействия на нейрофизиологию – есть те, что стимулируют соответствующую нейромедиаторную передачу (амфетамин), тормозят ее (кетамин) или эмулируют (опиоды, серотонергические психоделики).
Можно по типу нейромедиатора – взаимодействуют ли они с серотонином (МДМА), дофамином (кокаин), ГАМК (бутират), эндорфинами (опиоды), каннабиодами (марихуана), глутаматом (кетамин), гистамином.
Можно по эффекту – стимуляторы, депрессанты, галлюциногены.
Можно по опасности – легкие, тяжелые.
Можно по классу химических веществ, например большое количество психоактивных веществ относятся к классу фенилэтиламинов.
Никакой устоявшейся классификации, в целом, скорее нет, в каждом отдельном случае берут ту, что больше подходит под задачу.
Если же речь шла вообще о числе различных веществ, то его просто бесполезно считать, потому что в большинстве случаев психоактивным эффектом обладает конкретный участок структуры и дальше можно делать бессчетное количество производных веществ, эту структуру в себе содержащих.
Александр Шульгин, исследовавший фенилэтиламиновые и триптаминовые производные, описал их больше сотни и это не исчерпывающий список. Так что можно легко предполагать, что существует как минимум несколько сотен психоактивных веществ.
Прочитать ещё 1 ответ
Какие одинаковые свойства есть у каменного угля и торфа?
Engineer – programmer ⚡⚡ Разбираюсь в компьютерах, технике, электронике, интернете и… · zen.yandex.ru/gruber
Одинаковые свойства (химические, физические и пр.) у торфа и каменного угля следующие:
- Хорошо воспламеняются и горят;
- Легко добываются (открытый способ добычи);
- Оба твердые;
- Оба используются в качестве топлива;
- Оба являются полезными ископаемыми.
Какие живые организмы относятся к прокариотам?
Образование: высшее (бакалавр + магистр). Увлечения: спорт, путешествие, кофе:)
Прокариоты (лат. Procaryota, от др.-греч. πρό «перед» и κάρυον «ядро»), или доядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокариоты)
К прокариотам относятся бактерии и цианеи (сине-зеленые водоросли).
Например: кишечная палочка (бактерия), серая анаэробная бактерия (архея).
Какие виды угля вы знаете?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
В зависимости от особенностей состава и количества углерода угли различают на бурые угли (лигниты), каменные угли, антрациты и графиты. Бурый уголь состоит из углерода на 70%. В каменном угле содержится больше углерда, 95%, и меньше воды и газов. Больше всего углерода в антраците, это высокий класс топлива.
Что такое бытовые отходы?
Координатор Клуба бережных покупателей в Osoka.Store, автор блога и подкаста…
Предлагаю короткий ответ — отходы, которые образуются в быту (то есть дома, а не на производстве), то, что многие называют мусором. Но я никогда не была сильна в определениях, поэтому предлагаю сообществу бережных потребителей попробовать себя в роли составителей словаря или учебника!
Прочитать ещё 2 ответа
Источник
Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).
Задачи урока:
1. дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;
2.познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка, мела и мрамора;
3. формирование общеучебных умений: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;
4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: набор строительных материалов (13 шт.); коллекция камней (гранит, известняк, мрамор, кварц, слюда, полевой шпат); лупа, стекло, стаканчики с водой, пипетка, соляная кислота, молоток, кусок ткани; диск со слайдами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся. И так мы начинаем наш урок. Скажите, пожалуйста, что было вам задано на дом.( виды полезных ископаемых)
Учитель: Назовите мне пожалуйста виды полезных ископаемых?
Ученик: Твердые, жидкие, и газообразные. Учитель: На какие три группы по своим свойствам делятся полезные ископаемые? Ученик: Горючие полезные ископаемые, Рудные полезные ископаемые, и нерудные полезные ископаемые.
Учитель: Назовите мне горючи полезные ископаемые? Ученик: Каменный уголь, нефть, газ.
Ученик: Назовите рудные полезные ископаемые? Ученик: Железо, алюминий, медь, свинец, и т.д.
Учитель: Назовите нерудные полезные ископаемые? Ученик: Соли, мрамор, гранит, известняк, песок, глина и т.д. Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить подробно о нерудных полезных ископаемых. Но чтобы их узнать вы должны отгадать загадки. Но я хочу у вас спросить, кто изучает полезные ископаемые?
Ученик: Геологи.
Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомится с нерудными полезными ископаемыми.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Многие горные породы имеют большую ценность для человека.
Слайд 1.Чтобы построить дом, нам нужен песок, глина, известняк.
Слайд 2. Чтобы изготовить стакан, нужен специальный песок- это горная порода.
Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Рассмотрим схему. Назовите горные породы.
Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.
Слайд 3.
Вывод: Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельн
Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства.
(Учитель предлагаетзагадку.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. Рая расскажет о песке.
Слайд 4.песок
На доске:
есок
глина
Загадка.
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. Стас нам расскажет о глине.
Слайд 5.глина
Практическая работа. Эксперимент. ( «Работа в парах»).
Учитель: Геологам предстоит задача исследовать свойства песка и глины. Работать будем в парах. После обсуждения результат записывайте в тетради,
Полезные ископаемые
Цвет
Запах
Пропускает ли воду
Другие свойства
Песок
желтый
белый
красный
серый
не имеет
пропускает
сыпучесть
Глина
коричневый
разного цвета
Имеет
сухая глина не имеет, сырая имеет
плохо
пластичность, вязкость
Пластичность глины: (под руководством учителя)
Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.
Сейчас я вам покажу что можно сделать из глины. Слайды глина.
-Если изделие из глины обжечь, то оно становится твердым.
(Учитель демонстрирует изделия из обожженной глины: кирпич, посуду, дымковская игрушка, поделки из глины, выполненные в художественной школе.)
Вопрос 4 Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорогая высыхает быстро?
Физкультминутка.
Загадка.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. Теперь я вам расскажу о граните.
Слайд 6.гранит
На доске:
гранит
известняк
Загадка.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. Теперь я вам расскажу, что такое известняк.
Слайд 7. Известняк
(Учитель рассказывает о свойствах гранита и известняков). Рассмотрим гранит. Из каких минералов состоит гранит? В нем отчетливо различаются по цвету и блеску отдельные более или менее крупные зерна. От зернистого строения этой горной породы и произошло его название: гранит означает «зернистый». Цвет граниту придают зерна полевого шпата. Если полевой шпат серый, то и гранит серый (показываю): если красный, то гранит красный (показывааю) и др. Некоторые зерна гранита – прозрачные, со стеклянным блеском – это кварц. Между зернами полевого шпата и кварца отчетливо выделяются блестящие пластинки слюды. Гранит очень твердая, прочная порода.
Перед вами образцы известняков (обыкновенный известняк, мрамор, мел). У мрамора на изломе видны зернышки. Это кристаллики, из которых он состоит. На изломе обыкновенного известняка и мела их не видно. Самый твердый из известняков – мрамор.
Учитель: Какого цвета обыкновенный известняк?
Ученик: Белый.
Учитель: От примесей иногда приобретает желтоватый или зеленоватый оттенки.
Учитель: Рассмотрите обыкновенный известняк, что вы еще увидели?
Ученик: Остатки раковин.
Учитель: Объясните их происхождение. Дополнение учителя: в морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем образуются полезные ископаемые: известняк, Практическая работа. Аналогично.
Опыт №4 демонстрирует сам учитель (из пипетки капает на кусочек гранита и известняка соляную кислоту).
Учитель: Что вы увидели?
Ученик: вскипание известняка (кипит камень, пузырьки, пена).
Учитель: Таким образом, можно определить известняк.
Полезные ископаемые
Цвет
Запах
Пропускает ли воду
Другие свойства
Гранит
красный, розовый, серый и др.
не имеет
не пропускает
прочность, хорошо полируется
Известняк
белый, серый, желтый
имеет
пропускает
хрупкий
А теперь мы открываем учебники на странице 53 – гранит будет читать первый ряд. 55 – 57 – будет читать второй ряд. После текста я вам задам несколько вопросов. Расскажите о свойствах гранита? Из чего состоит гранит? Где используют гранит? Какая бывает глина? Что изготавливают из глины? Из чего состоит песок? Д/З. стр. 53 -57.
Итог урока. Выставление оценок. Геологи.
Учитель: Что называют полезными ископаемыми? Почему? Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Перечислите свойства песка, глины, гранита, известняка.
Источник