Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства да нет
ТЕМА 1: Введение в экономическую теорию
Тесты
1. Экономическая теория хозяйства охватывает исследование процессов, которые включают:
а) сферу материального производства;
б) сферу нематериального производства;
2. В экономике человек рассматривается, прежде всего, как:
в)потребитель благ;
3. В теории хозяйства объектом исследования является поведение:
а) экономического человека;
4. В политической экономии человек выступает в качестве:
а) создателя материального богатства
5. Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:
г) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
6. Рабочая сила представляет собой:
б) средство производства благ;
7. Предметом труда является:
б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;
8. К средствам труда относится все то:
в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;
9. Каждая точка кривой производственных возможностей харак-теризует:
г) альтернативные комбинации товаров при заданном количестве ресурсов.
10. Каждому из приведенных ниже определений найдите соответ-ствующее понятие (1 – абстракция, 2 – анализ, 3 – синтез, 4 – индукция, 5 – дедукция, б – экономическая модель, 7 – нормативная экономика):
а) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;4
б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт, связей;1
в) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;5
г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности;6
д) экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;7
е) мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях;2
ж) мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений.3
11. Экономические категории представляют собой:
б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;
12. Экономическая модель предназначена для:
в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;
13. Альтернативные издержки нового стадиона – это:
б) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона;
14. Ограниченность ресурсов означает, что:
б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;
15. Какая функция экономики направлена на то, чтобы объяснять, как функционирует экономика, в чем сущность, причины и последствия тех или иных экономических явлений:
б) познавательная;
16. Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета или явления – это метод:
а) научной абстракции;
17. Основополагающие теоретические положения, на которых строится все ее дальнейшее изучение – это:
а) экономические законы;
18. Сопоставление частных и обобщающих экономических показателей – это метод:
2) сравнительного анализа;
19. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:
а) меркантилизм;
20. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства;
?21. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.
22. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
23. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
24. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
Норм: б,в,е
Позит:а,г,д,ж.
25. Верны ли следующие утверждения:
а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);
б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?
26. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:
а) расчленение исследуемого явления на составные части; анализ
в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого; синтез
27. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от воли людей;
в) имеют значительную продолжительность существования;
ТЕМА 2. Общие черты экономического развития
Тесты
1. Разграничьте средства и предметы труда;
Средства: б, д
Предметы: а, г, в
2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:
Материальные: а б г д е з
Духовные: и к
Социальные: в ж
3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:
б) предприниматели, деньги, рента;
4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?
6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?
7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?
8. Верны ли следующие утверждения:
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);
б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);
в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);
г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?
9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:
в) увеличить капитальные вложения;
10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:
2) на 4 единицы;
11. Проблема редкости может быть решена, если:
г) все сказанное неверно.
12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.
Экономист назовет такую ситуацию:
а) эффективной;
13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:
а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);
б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?
14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:
б) точка сместилась внутрь кривой;
15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:
в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.
16. Выберите правильный ответ.
Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
ТЕМА 3. Собственность и ее роль в экономических системах
Тесты
1. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:
в) смешанная;
2. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:
а) редкость;
3.Общей чертой рыночной и командной экономики является:
в) существование правовых норм, регулирующих экономическую деятельность
4. В смешанной экономике роль государства:
6) ограничена.
5. Правовые отношения собственности не включают:
а) отношения людей к вещам, благам;
6. Укажите, на основе каких отношений происходит присвоение дохода фермером, если он арендует земельный участок у государства:
в) пользования;
7. Укажите, какие формы собственности (1 – индивидуальная, 2 – партнерская, 3 – корпоративная, 4 – коллективная, 5 – государственная, 6 – общенародная) относятся:
а) к частной собственности; 1
б) к общественной собственности. 23456
8. Общенародной собственности присущи следующие свойства, кроме:
г) узкоспециализированного знания.
9. Корпоративная форма собственности сопряжена;
г) со свободной продажей акций.
10. Укажите одно из положений, которое не является общим для партнерской и коллективной форм собственности:
в) непременность участия в капитале предприятия его работников;
11. Экономическая модель является:
а) инструментом для экономических прогнозов;
12. Собственность – это:
а) отношение человека к вещи;
13. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это –
б) частная собственность и частное присвоение;
14. Если какое – либо имущество взять в аренду, то арендатор:
г) распоряжается потребительной стоимостью имущества;
15. К формам собственности, основанным на групповом присвоении доходов, относятся:
б) акционерная и партнерская;
16. Разграничьте субъекты и объекты собственности:
Субъекты: б г д ж з и
Объекты: а в е
17. Частная собственность — это форма юридического закрепления за гражданином прав:
в) применения и распоряжения каким-либо имуществом;
3. В правомочия арендатора не входит:
в) отчуждение арендованного имущества.
18. Администрация города под давлением «зеленых» решила закрыть химический завод. Об использовании какого правомочия это свидетельствует:
б) права распоряжения;
19.. Права на использование под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища:
г) никто
20. Для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы необходимо, согласно теории прав собственности:
в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;
21. Верны ли следующие утверждения:
а) траст — это передача одним собственником другому права управлять своей собственностью (да, нет);
б) трансакционные издержки (см. раздел II) уменьшаются по мере развития общества (да, нет);
в) чем сильнее развито в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса (да, нет);
г) использование торговых марок способствует сокращению трансакционных издержек на измерение (да, нет);
д) формы участия работников в управлении и самоуправлении могут применяться только на предприятиях, находящихся в коллективной собственности (да, нет);
е) написанная Вашим знакомым долговая расписка дает Вам право обратиться в суд в случае невозврата им долга (да, нет);
ж) чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем более четко, согласно теореме Коуза (см. раздел II), должны быть определены границы прав собственности (да, нет);
з) если ввести правовую норму о многократном возмещении в пользу потерпевшего ущерба за нарушение прав собственности, то сфера действия теоремы Коуза не уменьшается (да, нет);
и) проблема кислотных дождей не может быть решена, если плохо специфицированы международные права собственности (да, нет)?
22. Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:
Национализация: д
Денационализация: а
Приватизация: б г е
Деприватизация: в
Вопрос 3. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение
Вопрос 4. Естественные и социальные условия жизни.
Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей
Вопрос 5.
Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция
Вопрос 6. Кривая производственных возможностей.
Закон возрастания дополнительных затрат)
I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ
1. Разграничьте средства и предметы труда;
а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;
б) полезные ископаемые, данные природой;
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;
г) здания, дороги, каналы;
д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку
2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:
а) одежда;
б) ремонт автомобиля;
в) участие в городском субботнике;
г) консультация юриста;
д) жилье;
е) потребность фирмы в автотранспорте;
ж) благотворительность;
з) удаление апендикса;
и) посещение филармонических концертов;
к) посещение лекции по архитектуре города.
3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:
а) воздух, ученые, автомобили;
б) предприниматели, деньги, рента;
в) рабочие, станки, здания;
г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?
4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?
6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?
7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?
8. Верны ли следующие утверждения:
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);
б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);
в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);
г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?
9.
Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;
в) увеличить капитальные вложения;
г) уменьшить затраты на образование?
10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:
1) на 1/2 единицы;
2) на 4 единицы;
3) на 8 единиц;
4) необходима дополнительная информация.
11. Проблема редкости может быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.
Экономист назовет такую ситуацию:
а) эффективной;
б) неэффективной;
в) административно-командной системой;
г) экономическим кризисом.
13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:
а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);
б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?
14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:
а) точка сместилась по правую сторону кривой;
б) точка сместилась внутрь кривой;
в) точка расположилась на кривой трансформации?
15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:
а) затраты на наем учителей для новой школы;
б) стоимость строительства школы в будущем;
в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи-тельства новой школы.
16.
Выберите правильный ответ.
Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты родителей на содержание студентов.
17. Разберитесь в ситуации.
Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
Ключевые вопросы Задания № 2 предусматривают умение решать задачи с использованием таких понятий, как производительность труда, предельный и средний продукт, переменный ресурс, кривая производственных возможностей.
Поэтому в данном разделе даются определения и формулы расчета этих категорий. (Заметим: здесь и.дальше наряду с русскими в формулах используются греческие и латинские буквы.)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА) -СВОЙСТВО ТРУДА ПРОИЗВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА В ЕДИНИЦУ ТРУДА:
где q – производительность труда;
Q – количество продукта (может измеряться в натуральных штуках и стоимостных показателях — товарная продукция, реализованная продукция и других показателях);
Т – затраты труда (выражаются в часах, человеко-часах, количестве занятых работников).
где ПП —предельный продукт;
?П — прирост продукта;
?х — прирост переменного ресурса.
где СП — средний продукт;
П —общий объем выпуска продукта;
х —объем примененного переменного ресурса.
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРОГО ТОВАРА ПРИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСАХ И ЗАДАННЫХ ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ДРУГИХ ТОВАРОВ.
Каждая точка на кривой производственных возможностей (А, В, С, Д) представляет максимальный объем производства двух любых продуктов.
Ограниченность ресурсов не допускает сочетания объемов производства вне кривой производственных возможностей (К).
Точка внутри кривой производственных возможностей (М) свидетельствует, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом.
III. ЗАДАЧИ
18. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в, 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.
19. Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):
I. 10А + 5В.
II. 8А + 7В.
Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала — 4 денежные единицы, а цена единицы труда — 5 денежных единиц?
Какую комбинацию выберет предприниматель, если фирма не изменит свой профиль, а цена единицы материала упадет вдвое?
20. Заполните пропуски в табл. 4:
Таблица 4
Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт
3 90 нет сведений
4 30
5 140
6 25
21. На рис. 12 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?
IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 2
1. Предметы труда: б), д); средства труда: а), в), г).
2. Материальные потребности и услуги: а), б), г), д), е), з). Духовные потребности: и), к). Социальные потребности: в), ж).
3. а). 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. а) -да. б) — нет; в) – да;. 9 в). 10. в). 11. г). 12. а).
13. а) — кривая свидетельствует, что ресурсы ограничены, все комбинации неосуществимы; б) — выбор возможен.
14. Кривая свидетельствует, что недоиспользовался такой фактор, как труд. Экономика находилась внутри кривой.
15. в). 16. б).
17. Профессор N наймет секретаря, чтобы высвободить больше времени для своей основной работы, где его экономическое преимущество над конкурентами наиболее велико — в 2 раза, в то время как в роли секретаря его эффективность больше только в 1,5 раза.
18. Из формулы производительности труда Q = q x Т находим:
,
то есть физический объем продукции в 2 раза возрос.
19. Вычислим общие затраты на выпуск продукции в I и II случаях:
I. ТС= 10 х 4 + 5 х 5 = 65.
II. ТС = 8 х 4 + 7 х 5 = 67.
Поскольку ТС1 При снижении цены за единицу материала получаем:
I. ТС= 10 х 2 + 5 х 5 = 45.
II. ТС=8х2+7х5= 51.
И в этом случае I комбинация наиболее выгодна.
20.
Таблица 5
Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт
3 90 нет сведений 30
4 120 30 30
5 140 20 28
6 150 10 25
1. 90 + 30 = 120 120 : 4 = 30.
2. 140 – 120 = 20 140 : 5 = 28.
3. 25 х 6 = 150 150 – 140 = 10.
21. Перемещение из точки А в точку В означает перемещение в сторону неполного использования ресурсов. Вернуться к состоянию полного использования можно, производя больше либо один из продуктов, либо оба продукта. Точка С характеризует неосуществимое при данном объеме ресурсов производство.