Молодежная общественно полезная деятельность в россии
В конце 2014 года Правительство России утвердило «Основы государственной молодёжной политики до 2025 года» — ключевой документ, в котором были зафиксированы основные понятия, цели и задачи государства в сфере работы с молодыми людьми.
Росмолодежь осуществляет свою деятельность в рамках 16 основных направлений развития, которые нашли своё отражение в «Основах».
Одним из ключевых направлений является «Патриотическое воспитание молодёжи». Курирует данное направление подведомственный Росмолодежи «Роспатриотцентр».
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/2/details
Год от года растёт количество молодёжных волонтёрских проектов и программ, увеличивается численность молодёжи, вовлечённой в добровольческую деятельность.
Формирование системы поддержки молодёжной волонтёрской деятельности является одной из приоритетных задач государства. Ответственным за развитие и популяризацию данного направления также выступает «Роспатриотцентр».
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/1/details
В 2017 году в России пройдёт XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Грандиозное событие, которе объединит тысячи молодых людей со всей планеты под флагами солидарности, мира и дружбы.
Росмолодежь уделяет особое внимание такому направлению деятельности, как «Развитие международного и межрегионального молодёжного сотрудничества».
Среди приоритетных задач, сформулированных в «Основах», отмечается: активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;
поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;
содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом.
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/9/details
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия в рамках молодёжной политики являются различные общественные организации. Направление «Поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями» призвано повысить эффективность диалога между государством и обществом.
В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается 15 организаций, входящих в Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/13/details
Не меньше внимание уделяется и формированию ценностей здорового образа жизни среди молодёжи.
Своевременное информирование, предоставление актуальных данных об угрозах здоровью, а также популяризация информации о способах противодействия этим угрозам являются одними из основных компонентов, обеспечивающих формирование большего числа здоровых молодых людей.
Ключевыми задачами, зафиксированными в «Основах» по данному направлению, являются:
вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта; вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;
совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта;
9 реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;
содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи, привлечение молодежи в добровольные студенческие спасательные формирования и подразделения добровольной пожарной охраны;
совершенствование ежегодной диспансеризации студентов, а также организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха.
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/7/details
Ещё одно подведомственное Росмолодежи учреждение — «Российский центр содействия молодёжному предпринимательству» курирует сразу два направления развития: «Вовлечение молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» и «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность».
«Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь», — говорится в «Основах».
Социально ориентированное молодежное предпринимательство обладает большим потенциалом, который может и должен оказывать позитивные воздействия на экономику нашей страны.
Росмолодежь поддерживает талантливых молодых людей, изобретателей и молодых учёных, предпринимателей, создающих новые рабочие места.
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/4 и https://fadm.gov.ru/activity/scope/18
В условиях современного информационного общества особую роль играют средства массовой коммуникации — традиционные СМИ и Интернет.
Направление «Вовлечение молодёжи в работу средств массовой информации (молодёжные медиа) призвано сформировать в нашей стране профессиональное молодёжное сообщество специалистов медиа-отрасли.
В 2016 году на форуме «Территория смыслов на Клязьме» в партнёрстве с ведущими информационными агентствами нашей страны была организована профильная смена для молодых журналистов и преподавателей журналистики со всей России.
Также в прошлом году на форуме «Таврида» в Крыму прошла смена для молодых журналистов региональных и местных СМИ.
Подробнее — https://fadm.gov.ru/activity/scope/5
Одним из социальных механизмов государственной молодёжной политики является развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодёжи, охватывающей все основные сферы жизни.
Направление «Работа с молодёжью, находящейся в социально-опасном положении» призвано обеспечить всестороннюю социализацию, профориентацию, психологическую поддержку для полноценной интеграции в общество молодёжи, нуждающейся в особой заботе государства.
Целью направления является создание общероссийской системы социализации молодёжи, нуждающейся в особой заботе государства, а также внедрение информационных сервисов как для молодых людей (по вопросам профориентации, трудоустройства, психологической поддержки и пр.), так и для специалистов в области работы с молодежью, нуждающейся в особой заботе государства (информационных сервисов, аккумулирующих эффективные методики социализации).
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/12
Важную роль в молодёжной политике играют студенческие объединения и клубы. Такая форма диалога официальных институтов и молодёжного сообщества год от года набирает популярность и прирастает новыми участниками и организациями.
В рамках направления «Развитие молодёжного самоуправления» в образовательных организациях молодые люди активно привлекаются к мониторингу контроля качества образования.
Осенью 2016 года в 80 вузах страны путём голосования самих молодых людей были избраны уполномоченные по правам студентов.
Важную роль студенческие клубы играют в подготовке XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет в октябре 2017 года в городе Сочи.
«Национальный подготовительный комитет Фестиваля, в состав которого входит и Совет проректоров России, и мы в Росмолодежи считаем важным вовлечение студенческих клубов в работу по подготовке и проведению столь масштабного события. Такой подход позволит систематизировать работу молодых людей по столь разным направлениям деятельности, а для самих студентов это станет замечательной возможностью проявить себя, а России — продемонстрировать свои наилучшие качества и достижения», — подчеркивал временно исполняющий руководителя Федерального агентства по делам молодежи Алексей Паламарчук на Всероссийском конгрессе проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования.
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/14
«Российский центр содействия молодёжному предпринимательству» активно включён в развитие направления «Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи».
Так как создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики, Росмолодежь совместно со своими подведомственными организациями и партнёрами из бизнес-сообщества ежегодно организует мероприятия по популяризации рабочих специальностей, чтобы запустить процесс компенсирования кадрового дефицита в этой сфере.
Агентство также реализует программы поддержки инновационного предпринимательства и создаёт инфраструктуру для интеграции молодежи, специализирующейся в разных направлениях предпринимательской деятельности, чтобы молодые предприниматели могли обмениваться опытом, находить единомышленников и повышать эффективность реализации своих проектов.
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/3
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…», — с этих слов начинается Конституция нашей страны. Повышение культуры межнационального общения, формирование единого социально-культурного пространства для общения и взаимного обмена опытом молодежи народов России являются важными государственными задачами в сфере молодёжной политики.
Направление «Формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу» призвано создать необходимые условия для вовлечения молодёжи в процесс реализации программ по сохранению традиционной культуры и ремёсел народов России, а также оказывать содействие сохранению, укреплению и развитию среди молодёжи национальных культур, языков, традиционного жизненного уклада, промыслов и ремёсел народов России.
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/8
Одной из федеральных образовательных площадок Росмолодежи является форум «Таврида». Он стал традиционным местом встречи творческой молодёжи разных направлений деятельности — театр, кино, музыка, литература, рисование.
В рамках направления «Вовлечение молодёжи в занятие творческой деятельностью» ежегодно разыгрывается ряд грантов, так как «Таврида» выступает в качестве одной из площадок Всероссийского конкурса молодёжных проектов.
В 2016 году с участниками форума встретился Президент России Владимир Путин.
«И место само располагает, конечно, к творчеству, к объединению усилий. И, я уверен, – мы сейчас говорили с начинающими поэтами и художниками – когда представители разных цехов между собой общаются, то это даёт дополнительный импульс для творчества каждого», — отметил тогда Президент.
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/6
В целях повышения качества поддержки государством молодых людей из социально наименее защищённых слоёв общества было сформировано направление «Социализация молодежи, нуждающейся в особой защите государства».
Молодые люди, нуждающиеся в особой заботе государства, часто сталкиваются с настороженным отношением, социальной исключенностью, трудностями получения образования, трудоустройства, низким уровнем информационной доступности услуг для них.
Социализация, профориентация, психологическая поддержка, обеспечение социальных лифтов, а также толерантное отношение являются важными составляющими полноценной интеграции таких молодых людей.
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/11
Целью направления «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей» является создание системы по поддержке традиционных семейных ценностей в молодежной среде и укрепления молодой семьи.
Осенью 2016 года Президент России Владимир Путин поддержал идею Минтруда по организации комнат по уходу за ребенком в вузах.
В «Основах государственной молодёжной политики» приоритетные задачи, связанные с поддержкой молодых семей, занимают отдельный пункт и насчитывают 9 подпунктов.
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/10
И, наконец, чтобы обеспечить эффективность выполнения всех зафиксированных в «Основах» задач, необходимы профессиональные кадры и система их подготовки.
Направление «Содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодёжной политики» призвано систематизировать такую работу.
Работа направления осуществляется через взаимодействие со специалистами органов по делам молодёжи регионов и муниципалитетов и специалистами структурных подразделений образовательных организаций высшего профессионального образования, ведущих подготовку по специальности «Специалист по работе с молодёжью».
Подробнее о направлении — https://fadm.gov.ru/activity/scope/15
https://tvoyaparallel.ru/news/politics/16-napravlenijj-molodezhnojj-politiki-rossii
Межрегиональный благотворительный общественный фонд «СОЗИДАНИЕ» |
Молодежная общественно полезная деятельность в России
Москва 2005
Молодежная общественно полезная деятельность в России. – 104 стр.
Редактор: Попова Антонина
Авторы:
Захарова Елена – исполнительный директор Фонда «Созидание», национальный представитель в РФ Международной Ассоциации Национальной Молодежной Службы (IANYS), член Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE)
Николаев Геннадий – кандидат педагогических наук, главный специалист Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию
Тетерский Сергей – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, президент общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ)
Перевод: Попова Татьяна
Сборник подготовлен в рамках проекта «Мы вместе создаем наше будущее», который реализовывался в 2004 году Фондом «Созидание» при поддержке Innovation Civic Participation (USA). В данном сборнике представлены аналитические статьи, касающиеся текущего состояния и перспектив развития общественно полезной деятельности молодежи. Сборник предназначен для специалистов по работе с молодежью, общественных и некоммерческих организаций, представителей органов государственной власти, исследователей, молодежи. |
© Фонд «Созидание», 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………….…4
Глава 1 Анализ практики организованной общественно полезной
деятельности (ОПД) (YouthService) молодежи в России
Тетерский С.В.……………………………………………………………………….8
Основные понятия…………………………………………………………….8
Краткий обзор общественных объединений, занимающихся
общественно полезной деятельностью молодежи ……………..………….11
Анализ программ и проектов общественно полезной деятельности……..23
Выводы и рекомендации для перспективы развития
общественно полезной деятельности в России……………………………..45
Глава 2 Анализ нормативной правовой базы обеспечения общественно
полезной деятельности молодежи в Российской Федерации
Николаев Г.Г. ………………………………………………………………..……….49
Особенности демографической ситуации в молодежной среде……………49
Состояние молодежного и детского движения в современной России .….50
Участие молодежных и детских общественных объединений
в конкурсах проектов (программ)……………………………………….……53
Структура органов управления государственной молодежной политикой………………………………………………………………………59
Нормативная правовая база государственной
молодежной политики…………………………………………………………61
Нормативная правовая база и социальная инициативность
детей и молодежи……………………………………………………………..65
Развитие нормативной правовой базы регулирования общественно
полезной деятельности молодежи……………………………………………74
Глава 3 Краткое содержание главы 1 и главы 2 на английском языке
Попова Т.А. ……………………………………………………………………………82
Список используемой литературы…………………………………………….…..99
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общественно полезная деятельность (ОПД) молодежи – это организованная системная добровольческая деятельность гражданского характера, осуществляя которую, молодежь помогает своему сообществу и окружающей среде и вносит свой позитивный вклад в развитие общества, демократии.
Общественно полезная деятельность принимает различные формы и значения в разных странах. История, политика, религия и культура разных стран и регионов оказывают на нее сильное влияние. И все же, несмотря на широкое разнообразие ее понимания, можно выделить некоторые основные характеристики составляющих такой деятельности молодежи:
ОПД не должна предприниматься для финансового вознаграждения. Участие в ОПД чаще не предусматривает денежной оплаты, за исключением некоторых видов компенсаций расходов (на проезд, еду, рабочую одежду и пр.) или предоставления специальных стипендий (поддержки) для участия в проектах. Может предусматриваться небольшая оплата труда, если человек занят полное время.
Деятельность должна осуществляться добровольно, т.е. предполагается, что молодежь участвует не по «распоряжению/приказу» какой-либо организации (например, школы, вуза и т.д.).
Деятельность имеет социально полезную направленность и должна приносить реальную пользу, как молодежи, так и обществу и окружающей среде. Деятельность должна учитывать социальные нужды сообщества, способствовать решению общественно значимых проблем общества.
Деятельность, как правило, не требует профессиональной подготовки, но должна быть нацелена на подготовку к будущей постоянной занятости молодежи.
ОПД носит только гражданский характер (военно-спортивные, военно-образовательные проекты и программы не относятся к виду ОПД).
Как правило, в общественно полезной деятельности участвует молодежь в возрасте от 14 до 27 лет.
Методы, формы, принципы и прочие характеристики организованной ОПД можно использовать/тиражировать в других регионах, организациях и пр.
Деятельность является временной, обычно молодежь участвует в ОПД (полная занятость или частичная) в течение от полугода до двух лет.
Количество молодежи, привлеченной к общественно полезной деятельности в одном проекте или программе – не менее 20 человек.
Практикуется присвоение участникам ОПД определенного формального статуса участника.
ОПД, как правило, координируется или поддерживается местными НКО, школами, вузами, местными властями и т.д.
Сферы: здоровье, образование, окружающая среда, помощь нуждающимся людям, детям, животным и др.
Одна из распространенных форм ОПД – «Service Leaning» – «Обучение через служение».
Общественно полезная деятельность (ОПД) молодежи в России в современном виде – относительно новое явление, ему не более 10 лет.
Особенность ситуации с привлечением молодежи к общественно полезной деятельности в России заключается в том, что в стране отсутствуют программы, полностью отвечающие международным требованиям, предъявляемым к программам организованной общественно полезной деятельности молодежи.
Но, несмотря на это, ОПД в том виде, в котором она существует на данный момент в России, играет существенную роль в повышении благосостояния граждан и страны в целом и является основой большей части деятельности неправительственных организаций. Более того, общественно полезная деятельность является основным средством, благодаря которому молодежь участвует в культурной, экономической и социальной жизни страны. ОПД является ключевым средством, благодаря которому молодежь может ясно формулировать свои гражданские обязательства и, участвуя в общественно полезной деятельности, вносить свой вклад в создание более сплоченного и устойчивого общества. ОПД для молодежи предлагает возможность для саморазвития и предоставляет ценный опыт реализации гражданских инициатив. Для молодежи, ищущей постоянную высокооплачиваемую работу, ОПД может стать фактором повышения уверенности в себе, возможностью развивать определенные навыки, которые могут пригодиться для выхода на рынок труда, и способствовать доступу к сетям рабочих мест. ОПД может также привести к созданию новых оплачиваемых рабочих мест.
Общественно полезную деятельность можно рассматривать как рентабельный путь предоставления целого диапазона социальной помощи. Однако организованная ОПД не является беззатратной. Для ее развития требуется создание эффективной инфраструктуры как на национальном, так и на местном уровнях, с целью мобилизовать участников ОПД, связав их с соответствующими организациями и задачами. Поэтому создание эффективной системы ОПД требует поддержки власти и обеспечения юридической и законодательной основы.
Организацией и реализацией ОПД в России занимаются многие неправительственные организации, муниципальные службы, органы образования и др. Однако на сегодняшний момент не существует какого-либо органа, совета, организации, которая смогла бы объединить все заинтересованные стороны для создания, развития и поддержки общественно полезной молодежной деятельности на национальном уровне.
В ходе реализации проекта «Мы вместе создаем наше будущее» Фондом «Созидание» было предложено инициировать создание общественного Экспертного совета по созданию и развитию политики молодежного служения. Формирование Экспертного совета было начато в декабре 2004 года. В него вошли представители государственных и общественных организаций, которые реализуют и поддерживают различные программы общественно полезной деятельности.
Подобные экспертные советы/комиссии создавались в различных странах в разное время. Учитывая разнообразие форм и методов реализации общественно полезной деятельности, наверное, невозможно выдвинуть универсальных моделей ее развития. То, что работает в одной стране, может не сработать в другой из-за особенностей социально-экономической ситуации и культурных традиций. Однако в странах, практикующих успешную политику молодежного служения (например, в таких как США, Аргентина, Нигерия и др.), ОПД, несомненно, поддерживается правительством. В некоторых странах правительства разработали всеобщую целостную стратегию поддержки ОПД в партнерстве с заинтересованными сторонами, представляющими общественный и бизнес сектора. Элементы такой стратегии будут отличаться во всех странах, но они могли бы включать основные направления и характеристики, приемлемые для России:
создание специального Совета/Комиссии (при Правительстве РФ, Президенте РФ, Государственной Думе РФ) для планирования и содействия развития политики молодежного служения и поддержания необходимой связи с общественным добровольческим сектором;
рассмотрение всего пакета нового и существующего законодательства с целью развития системы и усиления поддержки ОПД;
разработка целевых федеральных программ поддержки ОПД и финансирование эффективной инфраструктуры системы ОПД на национальном и местном уровнях с целью привлечения как можно большего количества молодежи;
проведение базовых исследований уровня ОПД и вклада ее участников в социально-экономическое развитие страны;
разработка определенных программ и схем поощрения участников ОПД;
признание и аккредитация участников и организаторов ОПД;
работа с СМИ и другими заинтересованными сторонами с целью создания привлекательного, современного образа участника ОПД.
В настоящем сборнике представлены материалы, подготовленные экспертами проекта, которые проанализировали существующую практику общественно полезной деятельности и правовую базу, касающуюся молодежной социальной активности и добровольчества в России.
Захарова Елена, руководитель проекта,
исполнительный директор Фонда «Созидание»
Глава 1
Анализ практики организованной общественно полезной
деятельности (ОПД) (YouthService) молодежи в России
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Общественно полезная деятельность (ОПД) – организованная системная деятельность, осуществляя которую, молодежь помогает своему сообществу и окружающей среде, внося свой позитивный вклад для развития общества, демократии. ОПД должна приносить реальную пользу, как молодежи, так и обществу/ сообществу/ окружающей среде, которым эта молодежь помогает.
Участие в ОПД добровольное, т.е. предполагается, что молодежь участвует не по «распоряжению/приказу» какой-либо организации (например, школы, вуза и т.д.). За участие в ОПД чаще не предусматривается денежной оплаты, за исключением некоторых видов компенсаций (на проезд, еду, рабочую одежду и пр.) или предоставления специальных стипендий (поддержки) для участия в проектах. Может предусматриваться небольшая оплата труда, если человек занят полное время.
ОПД (общественное служение) рассматривается как единичный акт или группа акций общественно значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста, осознание полного человеческого потенциала, оказание помощи нуждающимся. Общественное служение – это организованная, чаще институциональная и, как правило, негосударственная деятельность. Объединяющая роль общественного служения основывается на общегуманистической идее любви к ближнему.
В Конституции Российской Федерации альтернатива военной службе названа гражданской службой. Федеральный Закон «Об альтернативной гражданской службе» (2002 г.) предполагает прохождение молодым человеком гражданской службы в войсках, что означает «государственный» («военно-государственный») характер альтернативной гражданской службы России, в отличие от большинства европейских стран, где ее все же можно отнести к общественной деятельности.
Субъектами ОПД (общественного служения) являются: 1) волонтеры (добровольцы), оказывающие социальную или другие виды поддержки; 2) педагоги-наставники, обеспечивающие обучение служению, его психолого-педагогическое сопровождение; 3) участники программ и проектов общественного служения, рассматривающиеся как добровольческий резерв и ассоциированные члены общественного объединения; 4) исследователи, фиксирующие состояние, динамику развития общественного служения, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирующие результаты и определяющие перспективы; 5) административно-управленческий персонал, содействующий осуществлению программ и проектов общественного служения.
Волонтер (с французского) – человек, предпочитающий быть участником (не зрителем), созидателем, не ожидающий оплаты за свой труд.
Доброволец – человек, совершающий то или иное социально полезное действие по доброй воле, без принуждения, иногда за отдельную плату (например, доброволец-контрактник в армии, комсомолец-доброволец советских строек и др.).
Проект – представляет собой логическую совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей инициатора, с установленными бюджетом, графиком работ и количественно-качественными показателями. Реализация социальной инициативы, оформленной в проект, предполагает наличие двух групп: стержневой и целевой. Под стержневой группой имеются в виду люди, которые связаны с разработкой идеи проекта и его реализацией на всех этапах. Группы населения, для которых предназначен проект и которые не вносят непосредственного вклада в реализацию проекта, но принимают участие в мероприятиях, организованных стержневой группой, отнесены к целевой группе проекта. Важно разделение понятий «добровольная деятельность» (работа, выполненная по доброй воле, без принуждения) и «добровольческая деятельность» (работа, инициированная личностью (группой) и направленная на стержневую или целевую группы).
ОПД молодежи имеет много организационных форм: от неофициальных сетей до интенсивных по времени организованных программ. Наиболее перспективным механизмом взаимодействия государства и общества в поддержке ОПД является межсекторное (государственно-общественно-коммерческое) социальное партнерство, обеспечивающее конструктивные и позитивные общественно-политические и социально-экономические изменения для гражданского общества, государства и конкретного инициатора.
Межсекторное социальное партнерство рассматривается как конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, общественный сектор) при решении социальных проблем, обеспечивающих наибольший эффект от сложения разных ресурсов и выгодное каждой из сторон и населению (Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: Учебно-методическое пособие. – М.: ГУУ, 2002. – 80 с. – С. 6).
Понятие «поддержка» рассматривается как процесс взаимодействия определенных субъектов (личность (группа), государство и общество) для реализации потребностей и интересов либо одной стороны, либо каждого субъекта этого взаимодействия.
Единицей измерения эффективности ОПД может быть самооценка инициированных детьми и молодежью социальных действий (инициатив), которые они могут оценить двумя способа-ми: как «событие» или «несобытие» их жизни. Различают три уровня «социальных действий»: действия, -оказавшие воздействие на их мировоззрение (Если бы я не увидел этого, не встретился с этими людьми, вся моя будущая жизнь пошла бы по другому пути); на интеллект (Я и до этого слышал и читал об этом, но после реализации данного проекта вся имеющаяся в моей памяти информация словно объединилась, и я понял, что теперь я знаю про это все); на самооценку (Я реализовал данную социальную инициативу, и все увидели, какой я та-лантливый и целеустремленный человек, и я это тоже увидел).
Условно критерии эффективности ОПД можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренние связаны с личностным ростом каждого человека, позитивной системой его отношений к миру, близким людям, которая строится на основе его положительной самооценки, активности во всех делах, самодисциплине, толерантности, плюрализме, достоинстве и стремлении совершенствоваться, верности долгу и истине, мужества и упорства, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, ясного и честного размышления. Высшими внутренними критериями результативности воспитания социальной инициативности является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям.
Внешние критерии эффективности связаны с социальным окружением, которое благодаря ОПД становится примером и идеалом сотрудничества, бодрости, оптимизма. Высшими внешними критериями результативности ОПД является долголетняя дружба, прочность дружеских связей, осознание детьми и молодежью своей прошлой инициативной деятельности как события в жизни, успешное и радостное начало биографии.